Амортизационная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Главной задачей переходной экономики развивающихся стран является создание условий для активизации инвестиционных процессов, повышения их эффективности. Одним из направлений решения этой проблемы является использование механизма амортизационных отчислений. Они являются целевым ресурсом воспроизводства основных фондов, а также стабильным источником капитальных вложений, так как их величина не связана с финансовыми результатами деятельности предприятия.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….………………...2
1. АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ………....3
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АМОРТИЗАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..………….14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..……….17

Файлы: 1 файл

АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Определение этого срока производится, исходя из:

ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).

В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту.

Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому (налоговому) учету. Начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости такого объекта либо, когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям.

В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому оно относится.

С 1 июля 2009 года вступила в силу новая инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением министерств экономики, финансов, архитектуры и строительства 27 февраля 2009 г. №37/18/6.

Новая инструкция определяет условия регулирования процесса воспроизводства основных средств и нематериальных активов коммерческими и некоммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями в деятельности путем осуществления амортизационных отчислений в установленные сроки с применением установленных способов и соответствующих правил.

К объектам начисления амортизации отнесены числящиеся на бухгалтерском учете (кроме числящихся на забалансовых счетах) организации (в учете у индивидуального предпринимателя) основные средства и нематериальные активы как используемые, так и не используемые в предпринимательской деятельности, а также объекты, предоставленные организацией во временное владение и/или пользование с целью получения дохода, учитываемые в качестве доходных вложений.

В частности, к амортизируемым нематериальным активам относятся принадлежащие обладателю имущественные права на объекты права промышленной собственности, на объекты авторского и смежных прав, на результаты научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ при выполнении условий, установленных постановлением Министерства финансов от 12 декабря 2001 г. №118, на использование объектов интеллектуальной собственности в соответствии с заключенными договорами и др.


2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АМОРТИЗАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В условиях Республики Беларусь наиболее приемлемыми являются три направления совершенствования амортизационной политики:

1. Списание с активов, приобретаемых с целью замены, определенной надбавки к норме амортизации, рассчитанной исходя из нормативного срока эксплуатации, в первый календарный год эксплуатации. Дифференциация такой надбавки определяется в зависимости от технического состояния вновь вводимых активов [12]:

если вводимый актив позволяет повысить производительность труда на 50% и более или сократить производственные затраты на 20% и более, размер дополнительной надбавки составит 75% расчетной по нормативному сроку нормы амортизации;

если вводимый актив позволяет повысить производительность труда до 50% или сократить производственные затраты до 20%, размер дополнительной надбавки составит 50% расчетной по нормативному сроку нормы амортизации;

если вводимый актив аналогичен заменяемому и не влияет на уровень производительности труда и величину производственных затрат, дополнительная надбавка составит 25% расчетной по нормативному сроку нормы амортизации;

если вводимый актив уже использовался в производственном процессе другими субъектами хозяйствования, дополнительная надбавка не предоставляется.

2. В отраслях, располагающих большим количеством относительно недорогих основных средств, использовать следующий метод замены: при замене оборудования затраты на износ группы основных средств определяются исходя из стоимости того из них, которое было куплено в последнюю очередь. Данный метод разрешен к применению в США для железнодорожных, телефонных компаний, организаций коммунального обслуживания и т.д.

3. В отраслях, признанных приоритетными, предоставить право субъектам хозяйствования периодически (ежеквартально или ежемесячно) увеличивать утвержденные нормы амортизационных отчислений пропорционально росту выручки от реализации.

Использование подобных методов стимулирования в наибольшей степени отвечает задачам инвестиционной политики в Беларуси.

В настоящее время среди направлений совершенствования амортизационного механизма наибольшего внимания заслуживает формирование на предприятиях эффективной системы финансового менеджмента, текущего, среднесрочного и стратегического планирования расходования амортизационного фонда, обеспечивающего, во-первых, полное поступление амортизационных отчислений предприятию в составе денежной выручки от реализации продукции, во-вторых, направление ресурсов амортизационного фонда на финансирование капитальных вложений, возмещение и накопление основного капитала, а соответственно, целевое использование амортизационных отчислений [12].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в связи с научно-техническим прогрессом существует необходимость обновления производственно-технического оборудования, она требует от предприятия значительных инвестиционных ресурсов, направленных на модернизацию основных производственных фондов, кроме того, необходимо внедрение новых образцов технологического оборудования для обеспечения конкурентоспособности товаров российских производителей. Основными источниками формирования собственных инвестиционных ресурсов являются как прибыль организаций, так и амортизационные отчисления.

Предприятия в хозяйственной деятельности руководствуются действующим законодательством, однако, не существует никаких законов, о том, что предприятие обязано тратить часть прибыли на восстановление основных фондов. Экономический же смысл и цель амортизации заключается в том, что бы служить восстановлению, реконструкции, модернизации производства, и она не может быть потрачена на другие цели кроме одной - на капитальные вложения. Собственные инвестиционные ресурсы должны иметь более стабильный, чем прибыль источник формирования, иначе трудно обеспечить непрерывность процесса возмещения основных производственных фондов, следовательно в рамках решения данной задачи необходимо уделять особое внимание повышению роли амортизационных отчислений и эффективности их использования.

Порядок начисления амортизации устанавливается как Налоговым кодексом РБ (линейный и нелинейный способы), так и Положениями по бухгалтерскому учету (линейный, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)). У предприятий возникает обязанность вести отдельно налоговый и бухгалтерский учет основных средств. А правильно организовать налоговый учет основных средств и нематериальных активов - непростая задача. Между тем от этого зависит, как будет формироваться налогооблагаемая база по налогу на имущество и налогу на прибыль организаций, а их величина оказывает непосредственное влияние на величину налоговых изъятий, соответственно амортизация есть один из важнейших инструментов налоговой политики.

Амортизационная политика, являясь составной частью экономической политики государства, выступает в качестве важнейшего рычага воздействия государства на экономические процессы в стране, и как элемент управления экономикой служит одним из серьезных факторов стимулирования деловой активности субъектов хозяйствования.

Действующее законодательство предполагает возможность альтернативных подходов к формированию амортизационной политики предприятий, но на самом деле, из-за различий определения основных экономических показателей в налоговом и бухгалтерском учетах, эта многовариантность на практике не реализуется. Следовательно, необходимо выработать единые подходы к урегулированию вопросов, связанных с амортизацией имущества организаций. Мероприятия по созданию эффективной амортизационной политики могут быть реализованы в сфере налогового законодательства, основным направлением которого являются упрощение системы налогообложения и экономической обоснованности норм законодательства.

Важно стимулировать расширение инвестиционной деятельности и деловой активности экономических субъектов, осуществив комплекс инвестиционно-ориентированных налоговых новаций, направленных на повышение заинтересованности налогоплательщиков в использовании инвестиционных ресурсов, образованных за счет средств накопленной амортизации. При этом обязательным условием права использования данной преференции должна быть обязанность налогоплательщиков использовать накопленные средства на реализацию проектов, связанных с воспроизводством основных фондов, внедрением новых образцов технологического оборудования, расширением производственных мощностей. Иными словами, налоговая преференция должна иметь строго целевой характер использования.

К числу важнейшей проблемы, которая должна решаться при формировании амортизационной политики относится сокращение сроков аккумулирования амортизации и стимулирования инвестиционных процессов. В рамках решения этого вопроса представляется возможным пересмотреть состав объектов основных средств, в отношении которых организации в праве использовать специальные коэффициенты, применяющиеся к основной норме амортизации (медицинское и диагностическое оборудование; объекты основных средств, относящимся к очистным и другим сооружениям, которые связаны с предотвращением загрязнения окружающей среды и т.д.)

Вместе с тем, право применения специальных коэффициентов к основной норме амортизации должно быть ограничено в силу того, что имеет целевой характер, а именно стимулирование инвестиционных процессов.

Следует особо подчеркнуть, что нормативное регулирование амортизационной политики требует всестороннего анализа, эффективность налоговых новаций необходимо оценивать на всех уровнях управления экономики. Должны быть учтены как экономические последствия амортизационной политики для экономики в целом, так и изменения доходов государственного бюджета, обусловленные ее влиянием.

Сложившаяся ситуация определяет необходимость формирования амортизационной политики, направленной на повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. При этом система стимулирования должна быть построена таким образом, чтобы эта политика была выгодна как экономическим субъектам, так и государству.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.                 Бланк И. А. Основы инвестиционного менеджмента. К.: Эльга, 2001.

2.                 Веретенникова И. И. Амортизация и амортизационная политика. М.: Финансы и статистика, 2004.

3.                 Захарова И. В. Бухгалтерский учет амортизации: начисление амортизации и износа. М.: Экзамен, 2005.

4.                 Ильин А. И., Синица Л. М. Планирование на предприятии. Минск: Новое знание, 2000.

5.                 Крылов Э. И., Журавкова И. В. Анализ эффективности инновационной деятельности предприятия. М.: Финансы и статистика, 2001.

6.                 Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономика: принципы, проблемы и политика. М.: Финансы и статистика, 2001.

7.                 О составе затрат и единых нормах амортизационных отчислений. М.: Финансы и статистика, 2004.

8.                 Сергеев И. В. Организация и финансирование инвестиций. М.: Финансы и статистика, 2002.

9.                 Стародубовский В. Кривая дорога прямых инвестиций. Вопросы экономики, 2003, № 1.

10.            Старостин С. Н. Основные средства: налоговый и бухгалтерский учет. М.: МЦФЭР, 2002.

11.            Ткач В. И., Сеферова И. Ф. Бухгалтерский учет амортизации. М.: Приор, 2001.

12.            Третьяк Т. Амортизация - потенциал инвестиционной деятельности предприятий www.director.by

13.            Тунин Г. А. Основной капитал и  инвестиционная политика. М.: Приор, 2000.

14.            Яблyкoвa P. Финансовый менеджмент www.inventech.ru/lib/finances/finances-0007/

3

 



Информация о работе Амортизационная политика предприятия