Защита интересов инвесторов на рынке ценных бумаг в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

В 90-х годах Россия стала на путь возрождения рынка ценных бумаг, учитывающего как исторические традиции, так и опыт стран с развитой рыночной экономикой. Однако как это обычно случается в России, этот самый опыт не всегда идет на пользу.
На первом этапе (1990-1992 годы) происходило создание предпосылок развития фондового рынка: образование фондовых и товарных бирж, формирование первичной законодательной базы российского рынка ценных бумаг.
На втором этапе (1993 - первая половина 1994 года) фондовый рынок обогатился сделками с приватизационными чеками. Это было и расцветом, и, одновременно, угасанием рынка приватизационных чеков, выпущенных государством в огромном количестве и выдаваемых гражданам Российской Федерации бесплатно.

Содержание работы

Введение
1.Сущность рынка ценных бумаг
1.1 Характеристика рынка ценных бумаг
1.2 Субъекты рынка ценных бумаг
2. Защита интересов инвесторов Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

рынок для вас.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Следующим участником РЦБ является фондовая биржа. Фондовая биржа - это  институт, созданный для организации  торговли цепными бумагами. Помимо функции организации торговли бумагами она может осуществлять

депозитарную и клиринговую  деятельность. Фондовая биржа образуется в форме некоммерческой организации. Торговлю на бирже могут осуществлять только ее члены. Другие лица, желающие осуществлять биржевые сделки, обязаны действовать через членов биржи как посредников. Членами биржи могут быть только профессиональные участники РЦБ. Биржа - это место, где заключаются сделки с ценными бумагами. Поэтому физически сами ценные бумаги на рынке не присутствуют. После заключения сделки на бирже покупатель и продавец осуществляют между собой взаиморасчеты в соответствии с правилами биржи. Если инвестор желает купить или продать бумаги на бирже, то ему необходимо заключить соответствующий договор с компанией-членом биржи, которая будет предоставлять ему брокерские услуги. На западе распространено такое понятие как инвестиционный банк. Инвестиционный банк - это крупная брокерская компания, помогающая эмитенту выпустить и разместить ценные бумаги. Инвестиционный банк отличается от коммерческого тем, что не привлекает средства на депозиты и не выдает кредиты. В российском законодательстве не проводится грань между деятельностью коммерческих и инвестиционных банков на рынке РЦБ. Поэтому коммерческие банки могут выполнять и функции инвестиционного банка.

Активных участников можно разделить на спекулянтов и арбитражеров. Спекулянт - это лицо, стремящееся получить прибыль за счет разницы в курсовой стоимости ценных бумаг. Если спекулянт прогнозирует рост цены бумаги, то он будет играть на повышение, т.е. купит бумагу в надежде продать позже по более высокой цене. Таких спекулянтов часто называют быками. Если спекулянт прогнозирует падение цены бумаги, он играет на понижение, т.е. займет бумагу и продаст ее в надежде выкупить в последующем по более низкой цене. Таких спекулянтов именуют медведями. Арбитражер - это лицо, извлекающее прибыль за счет одновременной купли- продажи одной и той же бумаги на разных рынках, если на них наблюдаются разные цены. Например, одна и та же акция продается на двух биржах. Поскольку каждая биржа это самостоятельный рынок, то в какие-то моменты времени цена акции на них может отличаться. Арбитражер продает бумагу на той бирже, где она дороже, и покупает там, где она дешевле. Разница в ценах составляет его прибыль. В результате действий арбитражеров иены на разных рынках становятся одинаковыми. Лицо, осуществляющее подобные операции, должно располагать хорошими системами связи с различными рынками. В современных условиях арбитражные операции часто осуществляются с помощью специально запрограммированных компьютеров. Подводя итог, можно сказать, что одно и тоже лицо может являться как спекулянтом, так и арбитражером.

 

 

 

 

 

 

2. Защита интересов  инвесторов.

Инвестор - субъект, осуществляющий вложение собственных (т.е. принадлежащих инвестору на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления), заемных или привлеченных средств в форме инвестиций в ценные бумаги в целях получения положительного экономического результата (например, прибыли).

Инвестициями могут быть любые объекты гражданских прав, не изъятые из оборота и не ограниченные в обороте в соответствии с федеральными законами, в том числе деньги, ценные бумаги (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иное имущество, имущественные права, имеющие денежную оценку исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуги и информация.

В роли инвесторов могут выступать физические и юридические лица, иные организации, государство, муниципальные образования. Правовое положение инвесторов, а также порядок осуществления инвестиционной деятельности, в том числе инвестирования в ценные бумаги, определяются Законом РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», Федеральным законом, от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами.

Федеральный Закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5 марта 1999 года призван защищать интересы инвесторов.

Для обеспечения государственной и общественной защиты прав и законных интересов инвесторов Федеральным законом «О защите прав и законных интересов на рынке ценных бумаг» останавливаются:

-условия предоставления профессиональными участниками РЦБ услуг инвесторам, не являющимся профессиональными участниками;

-дополнительные требования к профессиональным участникам, предоставляющим услуги инвесторам на рынке ценных бумаг;

-дополнительные условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов на рынке ценных бумаг;

-ответственность эмитентов и других лиц за нарушение прав и законных инвесторов на рынке ценных бумаг.

Среди объектов, осуществляющих вложение средств в ценные бумаги, особое место занимают так называемые институциональные инвесторы, для которых осуществление инвестиций является одним из основных видов деятельности. К таким инвесторам, в части, и. относятся инвестиционные фонды.

Законодательством предусматриваются особые правила инвестирования в ценные бумаги для некоторых субъектов. В частности, предусмотрены особенности инвестирования в ценные бумаги пенсионных резервов негосударственными пенсионными фондами, страховых резервов страховщиками.

Создание преимущественных условий  приобретения ценных бумаг для отдельных  категорий потенциальных инвесторов является злоупотреблением. Данный вид  злоупотреблений обусловлен стремлением  эмитентов сохранить контроль над  предприятием и не допустить скупку ценных бумаг внешними инвесторами. Это обеспечивается посредством:

- введения ограничений для доступа  сторонних инвесторов к информации  об эмиссии;

- создания привилегированных условий  приобретения ценных бумаг для  отдельных категорий инвесторов.

Эти злоупотребления ущемляют права  и законные интересы потенциальных  инвесторов, ограничивают конкуренцию.

В целях предупреждения подобных нарушений  законодательством предусмотрен порядок, в соответствии с которым:

- в случае открытой (публичной) эмиссии, требующей регистрации проспекта эмиссии, эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте эмиссии, и опубликовать уведомление о порядке раскрытия информации в периодическом печатном издании с тиражом не менее 50 тысяч экземпляров;

- эмитент, а также профессиональные  участники рынка ценных бумаг,  осуществляющие размещение эмиссионных  ценных бумаг, обязаны обеспечить  любым потенциальным владельцам  возможность доступа к раскрываемой  информации до приобретения ценных бумаг;

- в тех случаях, когда хотя  бы один выпуск эмиссионных  ценных бумаг эмитента сопровождался  регистрацией проспекта эмиссии,  эмитент обязан раскрыть информацию  о своих ценных бумагах и  своей финансово- хозяйственной  деятельности в форме ежеквартального отчета и сообщения о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента;

- запрещается при публичном  размещении или обращении выпуска  эмиссионных ценных бумаг закладывать  преимущество при приобретении  ценных бумаг одним потенциальным владельцам перед другими (ст. 24 Федерального Закона «О рынке ценных бумаг»).

Вместе с тем, несмотря на запрет подобной дискриминации потенциальных  владельцев ценных бумаг указанные  злоупотребления получили распространение. Одним из типичных способов достижения этой цели эмитентом является привлечение для размещения ценных бумаг андеррайтера, являющегося аффилированным лицом. Андеррайтер, действуя в интересах эмитента, способен нанести ущерб потенциальным инвесторам.

Среди причин подобных злоупотреблений следует отметить:

- отсутствие правового механизма  обеспечения реальной независимости  андеррайтера;

- отсутствие лицензирования андеррайтинга  как самостоятельного вида профессиональной  деятельности на рынке ценных  бумаг;

- отсутствие законодательных ограничений на совмещение андеррайтинга с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

- отсутствие законодательных ограничений  на рынке ценных бумаг самим  эмитентом;

- возможность осуществления андеррайтинга  аффилированными с эмитентом культурами.

Рынок ценных бумаг предоставляет  инвестору разнообразные возможности  для вложения временно свободных  денежных средств, в том числе  путем приобретения ценных бумаг.

Каждый инвестор желает достичь  как минимум следующих целей: доходности, роста, ликвидности и безопасности вложений. При инвестировании представляется наиболее важной информация об эмитенте и размещаемых им ценных бумагах. Из практики прослеживается зависимость между объемом, качеством, достоверностью раскрываемой информации и величиной инвестиций.

У большинства эмитентов на каком-то этапе развития возникает необходимость  в привлечении инвестиций. Для  достижения этой цели целесообразно  значительному числу инвесторов предоставить полную, достоверную информацию. Такая задача решается эмитентом самостоятельно и с привлечением посредников. В целях совершенствования правового механизма защиты прав и законных интересов инвесторов в 2003 году был введен новый субъект на рынке ценных бумаг - финансовый консультант.

Финансовым консультантом может быть юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление брокерской и / или дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, оказывающее эмитенту услуги по подготовке проспекта ценных бумаг (далее - финансовый консультант).

К полномочиям финансового консультанта относится следующее:

1. Оказание эмитенту услуг по  подготовке проспекта ценных  бумаг, в том числе разработка  бизнес-плана, выбор финансовых  инструментов, систематизация предоставленной  эмитентом информации о его  финансово- хозяйственной деятельности, о ценных бумагах и т.д.

2. Контроль за соблюдением условий  размещения, предусмотренных решением  о выпуске (дополнительном выпуске), при размещении ценных бумаг.

Реализуя указанные положения  финансовый консультант:

- при размещении ценных бумаг  путем открытой подписки утверждает ведомость приема заявок на покупку ценных бумаг, составляемую эмитентом, или каждую заявку на покупку ценных бумаг, подлежащую удовлетворению;

- при размещении ценных бумаг  путем открытой подписки на  торгах, проводимых организатором торговли на рынке ценных бумаг, утверждает по итогам каждого дня, в течение которого проводятся торги, ведомость приема заявок на покупку ценных бумаг, а по окончании размещения - итоговую ведомость приема заявок на покупку ценных бумаг, которые составляются организатором торговли до заключения договоров.

3. Контроль за соблюдением требований  к рекламе. Реклама может быть  использована при размещении  ценных бумаг путем открытой  подписки. При использовании рекламы  необходимо помнить, что законодательством о ценных бумагах запрещается указывать в рекламе недостоверную информацию о деятельности эмитента, о видах и характеристиках ценных бумаг, предлагаемых к покупке или продаже либо другим сделкам с ними и условиях этих сделок, и другую информацию, направленную на обман или введение в заблуждение владельцев и других участников рынка ценных бумаг. Запрещается указывать в рекламе предполагаемый размер доходов по ценным бумагам и прогнозы роста их курсовой стоимости, использовать рекламу в целях недобросовестной конкуренции путем указания на действительные либо мнимые недостатки профессиональных участников рынка ценных бумаг, занимающихся аналогичной деятельностью, или эмитентов, выпускающих аналогичные ценные бумаги.

4. Мониторинг раскрытия эмитентом  информации, включая раскрытие информации об исполнении либо неисполнении эмитентом обязательств по облигациям и опционам эмитента.

Сущность мониторинга заключается  в сборе, анализе и оценке информации об эмитенте и его ценных бумагах. Финансовый консультант проверяет подлежащую раскрытию информацию, предоставляемую ему эмитентом в обязательном порядке, в том числе:

-сообщения, публикуемые эмитентом  на этапах эмиссии ценных бумаг;

-копию зарегистрированного проспекта  ценных бумаг эмитента;

-копию зарегистрированного отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг эмитента;

-сообщения о существенных фактах  финансово-хозяйственной деятельности  эмитента;

-ежеквартальные отчеты эмитента.

5. Контроль нарушений, допущенных  эмитентом при раскрытии информации.

В случае обнаружения нарушения, связанного с размещением ценных бумаг эмитента, которое может повлечь существенное нарушение прав инвесторов, финансовый консультант обязан в течении  одного дня с момента обнаружения  такого нарушения сообщить о нем в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регулирование рынка ценных бумаг.

Недостаточная развитость законодательства о некоммерческих партнерствах не обеспечивает должного уровня прозрачности и открытости деятельности бирж. Финансирование новых проектов, направленных на развитие биржевых технологий и повышение качества услуг по организации торговли ценными бумагами, в рамках некоммерческого партнерства серьезно затруднено. Напротив, акционерная форма организации биржи максимально приспособлена для целей привлечения финансирования. Мировой опыт последних 10 лет продемонстрировал активность процесса демутуализации — изменения организационно-правовой формы фондовых бирж непубличного характера на организационно-правовую форму корпорации. К этому шагу фондовые биржи подтолкнула жесткая конкуренция со стороны альтернативных организаторов торговли, а также возникновение конкуренции между фондовыми биржами в глобальном масштабе. Они столкнулись с проблемой выживания в условиях жесткой конкуренции и начали искать источники укрепления своей конкурентоспособности, одним из которых был признан переход к организационно-правовой форме акционерного общества. Фондовые биржи, преобразуясь в акционерное общество, резко расширяют возможности привлечения дополнительных финансовых ресурсов (инвестиций) для повышения эффективности своего бизнеса. Кроме того, в процессе демутуализации решается проблема разделения интересов владельцев фондовой биржи и интересов ее клиентов. В настоящее время 72% членов Международной федерации фондовых бирж (МФФБ) являются акционерными обществами. Кроме того, еще около 80% фондовых бирж, существующих в формах ассоциации, некоммерческого партнерства, кооперативов и т.д., планируют преобразоваться в ближайшее время в акционерные общества. В целях обеспечения возможности преобразования фондовых бирж в акционерные общества вносятся соответствующие изменения в закон «О рынке ценных бумаг» в части введения требований к организационно-правовой форме фондовых бирж — некоммерческое партнерство или акционерное общество. Данные изменения содержатся в Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и о внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях», который был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федераций.

Информация о работе Защита интересов инвесторов на рынке ценных бумаг в РФ