Закон Сарбейнса— Оксли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 16:29, доклад

Описание работы

30 июля 2002 г. Президент Буш подписал Закон Сарбейнса — Оксли (англ. Sarbanes-Oxley Act, SOX), который представляет собой одно из самых значительных событий по изменению федерального законодательства США по ценным бумагам за последние 60 лет. Закон значительно ужесточает требования к финансовой отчётности и к процессу её подготовки — результат многочисленных корпоративных скандалов, связанных с недобросовестными менеджерами крупных корпораций (Кен Лэй (Ken Lay), глава энергетического концерна Enron; Уильям Харрисон (William Harrison), бывший глава банка JP Morgan Chase; Дэвид Данкан (David B. Duncan); бывший глава аудиторской компании Arthur Andersen и др.)

Файлы: 1 файл

закон Сарбейнса-Оксли1.doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)

Закон Сарбейнса— Оксли

30 июля 2002 г. Президент Буш подписал Закон Сарбейнса — Оксли (англ. Sarbanes-Oxley Act, SOX), который представляет собой одно из самых значительных событий по изменению федерального законодательства США по ценным бумагам за последние 60 лет. Закон значительно ужесточает требования к финансовой отчётности и к процессу её подготовки — результат многочисленных корпоративных скандалов, связанных с недобросовестными менеджерами крупных корпораций (Кен Лэй (Ken Lay), глава энергетического концерна Enron; Уильям Харрисон (William Harrison), бывший глава банка JP Morgan Chase; Дэвид Данкан (David B. Duncan); бывший глава аудиторской компании Arthur Andersen и др.)

Закон применяется для всех эмитентов («issuers») — в данном случае: для всех компаний, ценные бумаги которых зарегистрированы Комиссией по ценным бумагам и биржам США(SEC) — вне зависимости от места регистрации и деятельности компании (то есть от того, торгуются ли ценные бумаги на Нью-Йоркской фондовой бирже, NASDAQ, или на любой другой американской бирже; зарегистрированы ли в качестве долговых обязательств в США (с листингом или без него); принадлежат ли компании, проходящей регистрацию для выпуска ценных бумаг в США.

Закон, получивший название от имен создателей — сенатора Пола Сарбейнса (демократическая партия, шт. Мэрилэнд) и члена палаты представителей Майкла Оксли (республиканская партия, шт. Огайо) — состоит из 11 разделов. Рассматриваются вопросы независимости аудиторов, корпоративной ответственности, полной финансовой прозрачности, конфликта интересов, корпоративной финансовой отчетности и др.

В соответствии с Законом, для акционерных  обществ открытого типа:

  • создается новый режим контроля и регулирования финансовой деятельности;
  • происходят существенные изменения в области управления и требований к раскрытию информации

Согласно положениям Закона, в каждой публичной компании должен быть создан Комитет по аудиту.

Основные его задачи:

  • Контроль за финансовой отчетностью
  • Надзор за принципами ведения бухгалтерии
  • Надзор за процессами внутреннего контроля
  • Контроль за выбором и работой внешних аудиторов

Кодекс корпоративного поведения

Кодекс корпоративного поведения (Статья 406) — это набор стандартов, которые предназначены для противодействия  злоупотреблениям и продвижения  ряда принципов честного ведения  бизнеса. Каждый эмитент в своих периодических отчетах должен указывать на то, что он принял Кодекс корпоративного поведения для высших финансовых сотрудников компании. Предполагается расширить это положение и на другое руководство. При изменении положений Кодекса необходимо немедленно сообщать об этом

Подписание всех докладов в Комиссию по ценным бумагам и  фондовым рынкам США исполнительным директором (СЕО) и финансовым директором (CFO)

Статьей 906 Закона предусматривается  подписывание руководителями эмитента всех периодических докладов в Комиссию, включающих финансовые отчеты. Директора должны подтвердить, что представляемые отчеты «полностью соответствуют» требованиям SEC, а представленная в них информация «справедливо отражает во всех существенных аспектах финансовое состояние и результаты работы эмитента». Этой же статьей за нарушение порядка предусматривается уголовная ответственность — штраф от 1 до 5 млн долларов и тюремное заключение от 10 до 20 лет.

Запрет предоставления займов и ссуд директорам и должностным лицам компании

Статьей 402 Закона американским и иностранным  компаниям, работающим на фондовом рынке  США (а также проходящим регистрацию в SEC для первичного публичного размещения) запрещается предоставлять большинство личных ссуд (personal loans) директорам и должностным лицам компании, кроме отдельных потребительских и жилищных займов, которые американские банки и брокеры (дилеры) могут при определенных условиях предоставлять своим сотрудникам. («Авансовые платежи для ведения бизнеса» считаются допустимыми, так как не являются «личной ссудой»)

Лишение директоров и  должностных лиц компании права  на поощрительные вознаграждения или  ценные бумаги

В том случае, если компания вынуждена будет представить повторный финансовый отчет вследствие «существенного несоответствия эмитента любому из требований финансовой отчетности, проявившегося в результате должностного преступления» — ее Главный исполнительный директор (CEO), а также Главный финансовый директор (CFO) лишаются права на поощрительные вознаграждения на базе акций, или ценные бумаги, а также на доходы от продаж ценных бумаг эмитента — в течение 12 месяцев со дня опубликования повторного финансового отчета (Статья 304 Закона). В том случае, если указанные должностные лица за период 12 месяцев после опубликования или подачи документа в SEC уже получили перечисленные вознаграждения, они обязаны вернуть их эмитенту.

Неподобающее влияние  на аудиторов

Запрещается любому сотруднику или  директору (или любому другому человеку, действующему по их указанию) предпринимать  любые действия по воздействию путем  обмана, принуждать, манипулировать или  вводить в заблуждение аудиторов с целью получения аудиторских финансовых заключений, имеющих существенные искажения действительности. (Статья 303)

Защита информаторов

Корпоративные информаторы (whistle blowers) (сотрудники, которые сообщают о недостатках в работе компании) получают существенную защиту от мер возмездия со стороны руководства компании.

Согласно Закону (Статьи 806, 1107), лицо, которое утверждает, что иное лицо намерено его уволить или иным образом дискриминировать в может добиваться защиты

А) путем подачи жалобы Министру труда; или

 «(В) если Министр не издал  окончательного решения в течение  180 дней со дня подачи жалобы  и нет свидетельств, что такая  задержка вызвана недобросовестностью  лица, подавшего жалобу, то путем  подачи иска по суду общей юрисдикции или по суду справедливости с требованием нового рассмотрения в соответствующем окружном суде Соединенных Штатов, который должен иметь юрисдикцию в отношении такого иска независимо от суммы иска.

Защита в рамках любого иска согласно параграфу (1) включает в себя:

       «(А) восстановление  работника в должности в том  же статусе, в котором он  находился бы, если бы не подвергся  дискриминации;

       «(В) выплату  суммы задолженности по заработной  плате с процентами; и

       «(С) компенсацию  за специальные убытки, понесенные в результате дискриминации, включая судебные издержки, комиссионные экспертным свидетелям и разумно обоснованные гонорары юристам.

«(е) Лицо, которое осознанно, с намерением применить репрессивные меры воздействия, осуществляет действия, наносящие ущерб какому-либо лицу, включая вмешательство в законные трудовые отношения или источники существования такого лица в связи с тем, что это последнее лицо предоставило должностному лицу правоприменительного агентства  правдивую информацию, относящуюся к совершению или возможному совершению правонарушения, подпадающего под действие федерального законодательства, облагается штрафом согласно настоящему разделу или приговаривается к тюремному заключению на срок не более 10 лет или подвергается  тому и другому наказанию.»

Сокращение времени  для предоставления отчетов

В соответствии со Статьей 403 закона, директора, должностные лица компании, а также акционеры, владеющие  более 10 % акций, обязаны предоставлять  отчёт о всех операциях с акциями  (Форма 4) на второй рабочий день после завершения этих операций. Эти отчеты (начиная с 30 августа 2003 г.) должны представляться в SEC в электронном виде и выкладываться на Интернет-сайт компании.

Надзор за ведением бухгалтерии  и аудит

В соответствии с Законом создан «Наблюдательный совет по ведению финансовой отчетности публичных компаний» (статьи 101—109)

Новая роль для аудиторов  и Комитетов по аудиту

  • Аудиторы подчиняются и докладывают свои результаты не руководству компании, а Комитету по аудиту
  • Комитет по аудиту обязан предварительно одобрить все услуги (аудиторские и не аудиторские) которые предоставляются аудиторской компанией.
  • Аудитор обязан докладывать Комитету по аудиту всю новую информацию:

основные положения бухгалтерского учета, которые будут использоваться при аудите, различные варианты оценки финансовой информации по GAAP, которые обсуждались руководством компании, расхождения в мнениях по финансовому учету, которые выявились между аудитором и руководством компании, а также все другие важные моменты общения аудиторов с руководством

Члены комитета по аудиту должны входить  в состав совета директоров компании и обязаны быть независимыми. Для  обеспечения независимости членов комитета по аудиту им запрещается  принимать от эмитента какую-либо плату  за консультации или советы либо иные формы вознаграждения, а также иметь какие-либо взаимоотношения с эмитентом или его дочерними предприятиями, за исключением тех, что связаны с их функциями в качестве членов совета директоров или любого из его комитетов. Если компания-эмитент не имеет и не формирует независимого комитета по аудиту, то в качестве комитета по аудиту рассматривается совет директоров в полном составе, и в этом случае каждый директор должен соответствовать условию «полной независимости» и другим рассматриваемым в данном документе критериям, установленным для комитетов по аудиту.

  • Ведущий партнер по аудиту и его партнер по подготовке заключения должны для каждой публичной компании заменяться через 5 лет
  • Бухгалтерская фирма не может осуществлять аудит для публичной компании в том случае, если один из ее руководителей (CEO, CFO, главный бухгалтер) работал в фирме и осуществлял аудит компании в течение последнего года

Проблемы

Подтверждение о корректности со стороны  менеджмента компании не может быть одномоментным и требует значительных усилий со стороны всей компании, а не только подразделений, отвечающих за подготовку финансовой отчетности.

В целом, не стоит воспринимать SOA, как проект. Это процесс, требующий  «приведения в порядок» всех сфер деятельности компании, которые имеют отношение к подготовке финансовой отчетности.


Информация о работе Закон Сарбейнса— Оксли