Взаимодействие цен и налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 18:20, реферат

Описание работы

В рыночной экономике для сдерживания потребления используются налоги, уплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Это такие налоги, как налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др. Именно на рассмотрении этих налогов в своей работе, я остановлюсь более подробно.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………3
1. Понятие цены и ценообразования ……………………………………….4
2. Функции цены……………………………………………………………...5
3. Состав и структура цены…………………………………………………..9
4. Взаимодействие цен и налогов…………………………………………..11
Заключение……………………………..………………………………………..16
Список литературы…………………………………………………………...…17

Файлы: 1 файл

Ценообразование.docx

— 46.17 Кб (Скачать файл)

 

4.  Измерительная функция.

 В этом качестве она выступает как количество денег, уплачиваемое и получаемое за единицу товаров и услуг. Благодаря цене удается определить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за проданный товар.

   Зная  цены различных товаров и количество  продаваемых и покупаемых товаров  можно определить величину денежного  платежа за товары и услуги. Сравнивая цены разных товаров  можно их дифференцировать на  дорогие и дешевые, если цены  учитываются как полезность, то по соотношению таких цен можно судить о соотношении полезности разных товаров. Эти моменты свидетельствуют о том, что цена выполняет соизмерительную функцию, с помощью которой сопоставляются ценности разных товаров.

 

5. Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.

    Цена  сигнализирует о появлении диспропорций  в сферах производства и обращения  и требует принятия необходимых  мер по их преодолению. Цена  служит гибким инструментом для  достижения соответствия между  спросом и предложением. При появлении  диспропорций в развитии хозяйства,  несоответствии между предложением  и спросом равновесие между  ними достигается либо увеличением/сокращением  производства товаров, либо путем  роста/снижения цены, либо и тем,  и другим методами одновременно.

    Цена  должна заинтересовывать производителя  в повышении качества и расширении  ассортимента, необходимых рынку  товаров, пользующихся спросом.  В условиях административно-командной  системы управления сбалансированность  между спросом и предложением  регулировалась планами производства  и материально-технического снабжения.  Спрос лишь частично регулировался  установлением относительно более  высоких цен на особо модные  товары и снижением цен на  товары, не пользующиеся спросом,  — так называемые сезонные  цены (уценки).

     В условиях рыночных отношений  цена в этой функции как  бы выполняет роль стихийного  регулятора общественного производства: сокращается производство товаров,  не пользующихся спросом, а  материальные и денежные ресурсы  направляются на увеличение выпуска  товаров, необходимых для рынка  и пользующихся спросом.

    Спрос  выражает потребность в товаре  со стороны покупателя с учетом  имеющихся у него возможностей  купить товар. Практически это  выражается в установлении обратной  зависимости между рыночной ценой  и количеством приобретаемых  товаров. При прочих равных  условиях количество приобретаемых  товаров зависит от уровня  цен на них. Чем выше цена, тем меньше товаров будет куплено  покупателем, следовательно, объем  проданных товаров снизится. Спрос на товары увеличивается с уменьшением цены. При повышении спроса, когда имеет место дефицит товаров, цены на них неизбежно растут. В условиях избытка товаров их продажа возможна лишь при снижении цен.

    Предложение  характеризуется прямой зависимостью  между ценой и количеством  товаров, представленных на рынке.  При повышении цен растет объем  товаров, предлагаемых к продаже,  и наоборот. В современных российских  условиях имеет место следующий  парадокс: цены на многие товары  непрерывно растут, а их производство  сокращается. Растущий спрос обеспечивается  импортом.

    Таким  образом, уравновешивающую функцию  между спросом и предложением  выполняет цена, стимулирующая увеличение  предложения при нехватке товаров  и понижающая спрос при избытке  товаров.

По мере становления  рыночных структур и развития конкуренции, по мере достижения сбалансированности между спросом и предложением повышение цен должно обусловливаться  только улучшением качества и расширением  ассортимента товаров.

    С  развитием рыночных отношений,  свободного предпринимательства  и конкуренции эта функция  цены будет все более усиливаться  и со временем станет доминирующей  при формировании цен на товары  в рыночном хозяйстве.

 

6. Функция цены как критерия рационального размещения производства по мере перехода страны к рыночной экономике также будет получать вес более полное развитие. Проявляется она в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая. Такой переток капиталов производится фирмами самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса. Только предприятие решает, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или сферу экономики ему вкладывать свой капитал. Этому предшествуют глубокие маркетинговые исследования, т.е. изучение всех рыночных факторов, в том числе и цен.

       Все названные функции цены  взаимосвязаны и взаимодействуют  друг с другом, а в ряде случаев  и вступают в противоречие. Так,  стимулирующая функция цены усиливает  функцию сбалансирования спроса  и предложения, способствуя увеличению  производства товаров, пользующихся  спросом. Однако цена может  играть и дестимулирующую роль (при ее снижении), что приводит к сокращению предложения товаров. Это, в свою очередь, ведет к необходимости согласования спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает спрос.

    Распределительная  функция цены тесно взаимодействует  с функцией цены как критерия  рационального размещения производства, способствуя переливу капиталов  в те отрасли и секторы экономики,  где предъявляется повышенный  спрос на определенные товары  и где складывается относительно  высокая норма прибыли.

   Учетная  функция цены нередко вступает  в противоречие практически со  всеми остальными функциями, особенно  со стимулирующей и распределительной  функциями, а также с функцией  сбалансирования спроса и предложения,  так как в рыночных условиях  под воздействием множества факторов  цена довольно часто существенно  отклоняется от издержек производства  и реализации.

   В  хозяйственной жизни взаимосвязи  и взаимозависимости между различными  функциями цены бывают значительно  более сложными и многообразными, что должно стать объектом  исследования маркетинговых служб  предприятий (фирм).

                

                                   3. Основы методологии ценообразования

 

   Методология  ценообразования есть совокупность  общих правил, принципов и методов:  разработка концепции ценообразования,  определение и обоснование цен,  формирование системы цен, управление ценообразованием.

   Методология  едина для всех уровней установления  цен, т.е. основные положения  и правила формирования цен  не меняются в зависимости  от того, кто и на какой срок  устанавливает цены. Это является  необходимой предпосылкой создания  единой системы цен, действующей  в экономике страны.

    Но  нельзя ставить знак равенства  между методологией и методикой.  Они существенно отличаются друг  от друга: на основе методологии  разрабатывается стратегия ценообразования,  а методики содержат конкретные  рекомендации и средства (инструментарий) для реализации этой стратегии  на практике. Отсюда следует, что  методики — это составные элементы  методологии, которые объединяют  целый ряд методов формирования  цен. Есть, например, методика определения  цен на новые виды продукции,  методика учета в ценообразовании  природно-географического фактора  и др. Существующие методики различаются  в зависимости от уровней управления, видов цен и групп продукции.  Каждая методика имеет свои  особенности. Но эти особенности  и различия не должны выходить  за рамки требований единой  методологии. Таким образом, методики  являются первым важнейшим элементом  методологии.

    Вторым  важным составным элементом методологии  являются принципы ценообразования.  Принципы ценообразования могут  быть реализованы только на  основе разработки и применения  соответствующих методов (методик).

   Следовательно,  принципы и методы тесно между  собой связаны и образуют методологию.

   При  переходе к рынку методология  ценообразования должна оставаться  единой, что сделает возможным  постепенное формирование по  единым принципам и правилам  системы цен, адекватной рыночным  отношениям.

   Что  представляют собой принципы  ценообразования?

   Принципы  ценообразования — это постоянно  действующие основные положения,  характерные для всей системы  цен и лежащие в ее основе.

   Важнейшими  принципами ценообразования являются:

•  научность  обоснования цен;

•  целевая  направленность цен;

•  непрерывность  процесса ценообразования;

•  единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.

   Рассмотрим  эти принципы.

   Принцип научности обоснования  цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики и, прежде всего, закона стоимости, законов спроса и предложения.

    Научное  обоснование цен базируется на  глубоком анализе конъюнктуры  рынка, всех рыночных факторов, а также действующей в экономике  системы цен. При этом необходимо  выявить тенденции развития производства, спрогнозировать изменение уровня  издержек, спроса, качества товаров  и др.

    Научность  обоснования цен во многом  зависит от полноты информационного  обеспечения процесса установления  цен и требует обширной и  разнообразной информации, прежде  всего экономической.

    Принцип целевой направленности  цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например, проблемы социальной защиты населения или проблемы целевой ориентации цен на освоение новой, прогрессивной продукции, повышения ее качества. С этой целью у нас (и за рубежом, например, в США) на определенный период времени допускается установление цен на принципиально новые виды продукции, обеспечивающие максимальную (монопольную) прибыль.

    Целевые  приоритеты и целевая направленность  цен изменяются на каждом этапе  развития экономики.

    Принцип непрерывности  процесса ценообразования проявляется в следующем. Во-первых, в своем движении от сырья до готового изделия продукция проходит ряд этапов (например, руда-чугун-сталь-прокат и т.д.), на каждом из которых она имеет свою цену. Во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых. С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции этот процесс будет становиться все более динамичным.

    Принцип единства процесса  ценообразования и контроля за  соблюдением цен состоит в том, что государственные органы обязаны их контролировать. Этот контроль распространяется прежде всего на продукцию и услуги тех отраслей, по которым осуществляется государственное регулирование цен. Это - продукция и услуги предприятий и отраслей-монополистов: газ, электроэнергия, услуги транспорта и т.д.

    Такой  контроль осуществляется и по  тем товарам, в отношении которых  действует режим свободных цен.  Цель контроля — проверка правильности  применения установленных законодательством,  общих для всех принципов и  правил ценообразования.

    В  случае нарушения дисциплины  цен на предприятии или в  организации на виновников налагаются  административные и экономические  санкции (штрафы и др.).

    Различают  два вида контроля:

    1. Государственный, осуществляемый государственными органами ценообразования — федеративными и региональными, при которых имеются инспекции по ценам. Кроме того, такой контроль могут проводить государственные инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей при органах торговли, как в центре, так и на местах.

    2.  Общественный, проводимый обществами потребителей. Принятым в Российской Федерации законом о защите прав потребителей предусматриваются определенные права по контролю за ценами со стороны обществ потребителей.

 

               

                             4. Взаимодействие цен и налогов

Налоги, сборы, пошлины и платежи, образующие систему финансовых отношений  предприятий, организаций с государством и его организациями, по-разному  отражаются в ценах. Одни входят в  состав затрат (себестоимость), другие – в прибыль, третьи являются надбавкой  к цене (тарифу).

В соответствии с Положением о составе  затрат по производству и реализации продукции, включаемых в себестоимость  продукции, и порядке формирования финансовых результатов, учитываемых  при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992г. № 552 с учетом дополнений и изменений, в себестоимость  продукции включаются следующие  налоги и платежи: платежи в фонды  государственного страхования, пенсионный, занятости, обязательного медицинского страхования; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; лесные таксы  в лесной промышленности; платежи  за право пользования недрами  и отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы в добывающей промышленности; плата за предельно  допустимые выбросы загрязняющих веществ, платежи по обязательному страхованию  имущества предприятий, земельный  налог, таможенные пошлины, разовый регистрационный сбор; гербовый и лицензионный сбор, налог на операции с ценными бумагами, налог на рекламу. Кроме того, применяются местные налоги.

Информация о работе Взаимодействие цен и налогов