Теоритические основы ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 00:33, реферат

Описание работы

Ценообразование–наука, изучающая процессы формирования, закономерности движения и использования цен. Предмет науки – теория цен и практика их установления. Один из родоначальников политической экономии, английский экономист У. Петти в поисках объективной основы рыночной цены пришел к выводу, что такой основой является теория трудовой стоимости. Дальнейшее развитие теории трудовой стоимости наблюдается в работах А. Смита и Д. Рикардо, которые понимали, но не могли раскрыть неопределенность и практическую неприменимость стоимости как основы цены реального товара.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 15.69 Кб (Скачать файл)

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

 

Ценообразование–наука, изучающая  процессы формирования,  закономерности движения и использования цен. Предмет науки –  теория цен и практика их установления. Один из родоначальников политической экономии, английский экономист У. Петти в поисках объективной основы рыночной цены пришел к выводу, что такой основой является теория трудовой стоимости. Дальнейшее развитие теории трудовой стоимости наблюдается в работах А. Смита и Д. Рикардо, которые понимали, но не могли раскрыть неопределенность и практическую неприменимость стоимости как основы цены реального товара. Маркс впервые основательно исследовал свойство труда создавать стоимость и при этом нашел, что не всякий труд, который кажется необходимым для производства товара придает ему стоимость такой величины, которая соответствует затраченному количеству труда. Энгельс также считал ошибочным определение сущности товара ограничением только количеством затраченного в нем труда. Они понимали, что цена это не только стоимость, а еще и заложенная в нем полезность или как они называли "ценность" вещи. В первоначальном переводе на русский язык подлинника  "Капитала" основной закон формулируется Марксом как "закон ценности", а не "закон стоимости". В соответствии с этим законом, в товаре не просто и не только заложен труд, а что он удовлетворяет потребности человека, а следовательно полезен ему. И вот здесь возникает противоречие: с одной стороны товар – это выражение труда, а с другой – полезная вещь, «ценность». Отсюда возникает противоречие. Цена выражает затраты или результаты труда. Соотношение в цене этих двух факторов не смогли объяснить Маркс и Энгельс, хотя небыли удовлетворены своим толкованием стоимости. Таким образом, трудовая теория стоимости Маркса превратилась в союзника порочной затратной концепции, в теоретическую базу количественных показателей производства, в практику недооценки значения качества труда и товара. Не решив основных противоречий в понимании категорий стоимости и закона стоимости, не выяснив места и роли качества товара в формировании цены, в политэкономии социализма категории стоимости отведена роль единственного или главного ценообразующего фактора, а закону стоимости присвоен статус закона цены.

Можно ли ограничиваться констатацией наличия только закона стоимости, лежащего в основе цены: «Цена – денежное выражение стоимости». Ведь, если закон  стоимости – это выражение динамики снижения затрат, то должен быть и закон, выражающий изменение потребительной стоимости в процессе трудовой деятельности человека. Ведь изменяется не только количество времени на производство продукции, но изменяется и сам продукт труда, изменяется и сама потребительная стоимость в удовлетворении потребностей, изменяется результат труда. Этот объективный закон изменения потребительной стоимости можно сформулировать следующим образом: как для отдельного лица, так и для всего общества всесторонность его развития в области науки, техники, производства и потребления зависит от роста  результатов труда – от меры их совершенствования. Развитие производительных сил сводится к повышению полезных результатов труда, к росту потребительной стоимости на единицу затрат рабочего времени. Действие этих объективных законов: закона стоимости и закона потребительной стоимости является основой процесса ценообразования. На цену влияют не только эти два фактора, но и другие ценообразующие факторы, к числу которых относятся: закон спроса и предложения, закон денежного обращения, степень монополизации рынка, степень развития конкуренции и другие. Механизм ценообразования проявляется через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух факторов, способствующих отклонению цены от стоимости – стратегического и тактического. Стратегический фактор состоит в том, что цены образуются на основе стоимости и полезности товара. Тактический фактор выражается в том, что цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка. Первый фактор долговременного, перспективного действия, второй – может часто меняться, поскольку динамика конъюнктурных изменений очень высока. Стратегический фактор ставит в наиболее благоприятные условия предприятия, которые имеют современную технику, технологию, пользуют труда и так далее, наибольший выигрыш получает тот, у кого затраты на производство ниже. Тактический фактор ставит в наиболее благоприятные условия те предприятия, которые в совершенстве и быстро умеют реагировать на изменение рыночной конъюнктуры, и в этом случае требуется гибкость, тщательная подготовка производства и производственной инфраструктуры, глубокое изучение рынка. Однако наибольшую уверенность в успехе получают на рынке предприятия, имеющие возможность использовать первый и второй факторы.

Цена является одной из форм проявления производственных отношений, увязывающих противоречивые интересы субъектов на различных уровнях хозяйствования. Определяясь базовыми отношениями – отношениями собственности, механизм ценообразования опосредованно влияет на всю систему отношений на микро- и макро уровне. Цена является регулятором экономики. В условиях рынка цены должны стать ее зеркалом, где концентрируется весь комплекс ценообразующих факторов, конъюнктура товарного рынка и все закономерности развития экономики.

Классическое определение  К. Маркса о том, что "цена есть денежное выражение стоимости товара" не отвечает требованиям и законам  развития рынка, где происходит непрерывное  обновление номенклатуры продукции, возмещение затрат перестает быть основным фактором ценообразования. Цена определяется позитивной ролью новых видов товаров, стимулирует увеличение производства. Следовательно, цена может повышаться независимо от роста затрат труда. Отсюда цена определяется "незатратной" стоимостью. С другой стороны, цена товара в условиях рынка определяется суммой цен тех товаров, которые можно купить за эту же денежную массу. Иначе, "цена – это денежная сумма, взимаемая за конкретный товар". Определение цены в системе маркетинга (что за независимое предложение). Учитывая влияние на формирование и динамику цены множества факторов, можно дать следующее определение: цена конкретного товара – есть денежное выражение системы ценообразующих факторов, действующих в данное время. Микроэкономический анализ цены позволяет определить ту концепцию, которая для фирменного ценообразования является оптимальной, позволяет выявить систему факторов, влияющих на цену, минимизировать затраты, найти выгодный или оптимальный объем производства и другие.

 

 

Абдуллаева Кямаля 413 группа


Информация о работе Теоритические основы ценообразования