Теоретические основы ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 00:21, контрольная работа

Описание работы

Сущность спроса.
Сущность предложения.
Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
Механизм установления рыночного равновесия. Рыночная динамика.

Файлы: 1 файл

тема 1 Торетические основы ценообразования.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

Точно так же поведет себя данный рынок при отклонениях количества обращающегося на нем товара от равновесного Q*: его превышение обернется снижением цены и станет невыгодно для самих продавцов, а недобор приведет к росту цены, невыгодному для самих покупателей. Записанное в аналитической форме для прямых функций спроса и предложения это равенство объема спроса QD объему предложения QS при данной равновесной цене Р* будет выглядеть так:

QD (P*) =  QS (P*) = Q* (P*)

 

Все это означает, что создавшееся рыночное равновесие с параметрами Q* и Р* будет устойчивым (разумеется, пока поведение покупателей и продавцов не изменится и отображающие его кривые спроса и предложения не займут новые положения на графике). Равновесие можно рассматривать как ситуацию реализации запланированных решений как покупателей, так и продавцов.

 

                          рис 2

 

Рис. 2 иллюстрирует единственность рыночного равновесия (здесь линии рыночного спроса DD и рыночного предложения SS пересекаются в единственной точке Е с координатами Q* и Р*).

 

 

 

 

4.Механизм установления рыночного равновесия. Рыночная динамика.

 

Рассмотрим процесс определения равновесных параметров рынка. Выясним, что происходит на рынке, когда под воздействием изменения одного из рассмотренных выше факторов спроса или предложения он выходит из состояния равновесия. Предположим, что на нашем рынке в исходном положении уже существовало равновесие, которое было затем нарушено изменением спроса под воздействием роста дохода, выделенного потребителями для покупки данного товара.

                         рис 3

 

На графике (рис. 3) это может быть изображено сдвигом кривой спроса вправо — вверх — D1→ D2. Будем также считать, что цена данного товара не изменилась мгновенно сразу же после сдвига кривой спроса. В этом случае вслед за ростом спроса покупатели данного товара обнаружат, что при прежней цене Р, количество товара QD, которое каждый из них теперь может приобрести, превышает тот объем QS, который раньше был в их распоряжении и который могут предложить при данной цене производители данного товара. Это означает, что на данном рынке возник дефицит товара в размере Df = QD — QS , поскольку величина спроса теперь превышает величину предложения данного товара. Как же отреагируют на такую ситуацию покупатели? Очевидно, что они просто так не откажутся от покупки данного товара и попытаются предпринять соответствующие меры.

Практически это приведет к тому, что между покупателями начнется конкуренция за возможность приобрести данный товар. А это, в свою очередь, окажет повышающее влияние на его рыночную цену. Итак, цена товара, на который повысился спрос, начнет расти под воздействием конкуренции покупателей. Что же в сложившейся ситуации в ответ предпримут продавцы такого товара? Вполне естественной их реакцией на повышение цены будет увеличение объема предлагаемого товара в полном соответствии с законом предложения. А поскольку на это же будут направлены действия покупателей, то их совместными усилиями рыночная цена при отмеченном росте количества товара начнет повышаться до величины Р2 На графике это будет выражено передвижением точки рыночной конъюнктуры E1, вдоль кривой предложения вплоть до ее пересечения с новой кривой спроса D2, где и будет тем самым достигнуто новое равновесие данного рынка Е2 с параметрами Q2 и Р2

Точно так же мы можем проследить за метаморфозами на нашем рынке в случае, когда его исходное равновесное состояние будет нарушено со стороны предложения, например, в результате изменения ожиданий продавцов, получивших основания предполагать, что в ближайшее время будут сняты некоторые ограничения по импорту товаров, заменяющих данный.

 

                              рис 4                                                                            рис 5

 

На графике (рис.4) это приведет к сдвигу кривой предложения вправо—вниз: S1, → S2 Если опять-таки считать, что в первый момент цена остается неизменной (Р1), то рост предложения приведет к избытку товара, или затовариванию, в размере Sp = QS — QD После этого начнется конкуренция продавцов, результатом которой станет снижение рыночной цены (с Р1, до Р2) и рост количества продаваемого товара. На графике это будет отражено перемещением точки рыночной конъюнктуры Е1 вдоль кривой спроса вплоть до ее пересечения с новой кривой предложения, что и будет означать установление нового равновесия Е2 с параметрами Q2 и Р2

Подытожим результаты исследования сдвигов рыночного равновесия.

Изменения рыночного спроса и рыночного предложения вызывают изменение рыночного равновесия. Пусть рыночный спрос растет (линия рыночного спроса D0 D0 перемещается вправо в положение D1 D1), тогда цена равновесия Р* и равновесный объем Q* растут (рис.5).

При уменьшении рыночного спроса (при перемещении линии рыночного спроса D0 D0 влево в положение D2D2 ) цена равновесия Р* и равновесный объем Q* падают (рис. 6).

При росте рыночного предложения (при перемещении линии предложения S0S0 вправо в положение S1S1 ,) цена рыночного равновесия Р* падает, а равновесное количество Q* растет (рис.7).

 

                         рис 6                                                                                   рис 7

 

При уменьшении рыночного предложения (при перемещении линии рыночного предложения S0S0, влево в положение S2S2) цена равновесия Р* растет, а равновесное количество Q* падает (рис. 8).

При одновременном перемещении линии рыночного спроса DD и линии рыночного предложения S S цена равновесия Р* и равновесный объем Q* могут вести себя по-разному.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         

                                                                 рис 8

 

Рассмотренный механизм достижения рыночного равновесия, конечно, не является единственно допустимым. Например, если предположить, что в отличие от быстро изменяющегося под различными воздействиями спроса реакция предложения будет более замедленной, то мы получим другой вариант, известный в  экономической теории под названием «паутинообразной модели». В этом случае возможность достижения нового состояния равновесия будет определяться соотношением конкретных параметров функций спроса и предложения.

 Описанная выше модель рынка является статической, ибо охватывает некоторый фиксированный период времени (который может быть, например, равен году, кварталу, месяцу); связи ее переменных во времени не рассматриваются.

                                                    


Информация о работе Теоретические основы ценообразования