Теоретические основы ценообразования в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы исследование методологии планирования цен, издержек и ресурсного обеспечения турфирмы.
Из цели работы вытекают её задачи:
1). Цели, задачи и содержание планирования издержек;
2). Сущность цены и ценообразования;
3). Принципы ценообразования;
4). Методы ценообразования турфирмы, недостатки и преимущества;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и содержание планирования издержек производства…….5
Классификация внутрипроизводственных издержек……………………5
Цели, задачи и содержание планирования издержек……………………9
Особенности учета издержек в туризме………………………………...10
Глава 2. Теоретические основы ценообразования в туризме…………………16
2.1. Сущность цены и ценообразования………………………………………..16
2.2. Принципы ценообразования……………………………………………….17
2.3. Особенности ценообразования в туристической деятельности………….19
2.4. Методы ценообразования туристической фирмы, недостатки и преимущества……………………………………………………………………21
Глава 3. Ресурсное обеспечение турфирмы……………………………………24
Определение ресурсного обеспечение турфирмы…………………….24
Определение основных и оборотных фондов…………………………..27
Определение капитала турфирмы……………………………………….30
Оборотный капитал турфирмы…………………………………………..32
Глава 4. Сметная калькуляция тура…………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы………………………………………………………………41

Файлы: 1 файл

планирование.docx

— 82.04 Кб (Скачать файл)

 

1.3. Особенности учета издержек в  туризме.

Сметная калькуляция рассчитывается при разработке новых видов продукции и отсутствии норм расхода.

При калькуляции себестоимости туристского продукта учитываются следующие статьи расходов:

1) расходы на проживание;

2) транспортные расходы;

3) расходы на питание;

4) страховка;

5) визы;

6) расходы на экскурсионную программу;

7) косвенные расходы туроператора.

Рассмотрим данные статьи калькуляции подробнее:

Расходы на проживание. Данная статья рассчитывается исходя из стоимости номера, в котором размещается турист. Стоимость номера не является постоянной и зависит многих факторов: класса гостиницы, количества заселяемых человек, времени заезда, времени проживания и других факторов.

Транспортные расходы включают в себя:

1) стоимость проезда до страны  назначения (возможно использование  различных транспортных средства: авиасредства, поезд, автобус, теплоход и т. д.);

2) стоимость перевозки туристов (от места сборов до аэропорта  вылета и от аэропорта прилета  до места проживания);

3) стоимость транспортных расходов  на экскурсионное обслуживание.

В калькуляцию включаются транспортные расходы, входящие в обязательную программу тура. При расчете учитывается групповая скидка, предоставляемая перевозчиком. Скидка может составлять от 5 до 30%. Ее величина зависит от компании перевозчика, договоров между перевозчиком и туроператором. При использовании несколько видов транспорта, а также при сложной схеме движения туристов расчет транспортных затрат усложняется.

Расходы на питание рассчитываются в зависимости от вида туризма. При выездном туризме стоимость питания зависит от выбранного режима питания (полный пансион, полупансион, завтрак). Стоимость питания может включаться в стоимость проживания, а также указывать отдельно от стоимости номера, но в большинстве гостиниц завтрак входит в стоимость номера в сутки. При въездном туризме стоимость питания рассчитать очень сложно, так как это определяется большим числом факторов.

Страховка. Турфирмы могут включать в стоимость путевки страховые полисы. В этом случае фирма удерживает со страховой компании комиссию в размере 10-15%. Если страховка оплачивается туристом по желанию и не является обязательной, она оформляется как дополнительная услуга.

Визы. Стоимость виз определяется исходя из количества человек в группе. Зарубежные фирмы оформляют приглашения на определенное количество туристов. Консульство страны выдает визу. Она может быть общей для всей группы или оформлена на отдельных туристов.

Расходы на экскурсионную программу. Данная статья включает только расходы на экскурсии, входящие в основную программу тура. Стоимость экскурсий зависит от цены входных билетов в места экскурсий, а также от стоимости работы сопровождающего экскурсовода, гида. В калькуляцию включается либо стоимость одного группового билета, либо произведение стоимости одной экскурсии на число туристов. Стоимость услуг гида-переводчика может подсчитываться отдельной калькуляционной статьей либо включаться в косвенные расходы фирмы.

Косвенные расходы туроператора. В данную статью входят затраты по управлению и содержанию фирмы: содержание офиса, заработная плата персонала, амортизация основных средств и нематериальных активов, платежи по аренде, выплата процентов банкам и т. д.

Полная себестоимость определяется как сумма прямых и косвенных затрат. Нормативный уровень накладных затрат берется из анализа фактических данных за предыдущие периоды.

В итоге обоснованием продажной цены туристского продукта служит нормативная калькуляция полной себестоимости турпродукта. Нормативная калькуляция - это документ, в котором определяется продажная цена туристского продукта. При калькулировании затраты, косвенные налоги, нормативная прибыль, скидки, комиссионное вознаграждение и цена туристского продукта выражаются в стоимостном (денежном) показателе.

Таким образом расчет цены турпакета на одного туриста выглядит следующим образом и производится по формуле:

Ц= (И + Н + П – С ± К )/ Ч,

где Ц – цена турпакета на одного туриста (руб.);

И – себестоимость услуг, входящих в турпакет, составленный туроператором (руб.);

Н – косвенные налоги (НДС) по отдельным видам услуг туризма (руб.);

П – прибыль туроператора (руб.);

С – скидка, предоставляемая туристу туроператором с цены отдельных видов услуг, входящих в турпакет (руб.); + (или -) К – комиссионное вознаграждение турагента, реализующего турпакет. Знак (+) означает надбавку к цене турпакета, знак (-) означает скидки с цены туроператора в пользу турагента (руб.);

Ч – количество человек.

В продажную цену туристского продукта, кроме его полной себестоимости, рассмотренной ранее, так же включают косвенные налоги, нормативную прибыль туроператора, учитываются скидки для отдельных групп туристов по отдельным видам услуг, а также надбавки или скидки (комиссионное вознаграждение) в пользу турагента, реализующего турпродукт.

К косвенным налогам, входящим в цену туристского продукта, относят следующие:

- налог на пользователей автодорог;

- налог на содержание жилищного  фонда и социально-культурной  сферы;

- налог на добавленную стоимость.

В стоимость туристского продукта закладывается нормативная прибыль, которая устанавливается турфирмой в процентах к себестоимости турпродукта. Размер процента зависит от спроса на данный туристский продукт и может колебаться от 5 до 100 % и более. На практике чаще всего размер процента нормативной прибыли в туристских организациях равен 20 %.

Туристские организации применяют скидки со стоимости турпродукта, например:

- сезонные скидки;

- скидки для детей и школьников, обычно детям до 7 лет предоставляется  скидка 50 %, школьникам – 40 %;

- специальные скидки, предоставляемые  авиакомпаниями и гостиницами  для людей в возрасте 50-65 лет;

- скидки для постоянных клиентов;

- скидки в случае, если турист, забронировавший тур, дает фирме  право самостоятельного выбора  одной из трех дат своего  отправления и одного их трех  пунктов назначения отдыха. 

 При разработке продажных  цен на туристские продукты  учитываются комиссионные вознаграждения  посредникам. Практика туристского  бизнеса различает следующие  виды комиссионных вознаграждений  посредникам:

- комиссия  для туроператоров, которые разрабатывают  программы и реализуют их самостоятельно  или через посредника (комиссия  для оптовиков);  
- розничная комиссия выплачивается турагентам, которые перепродают программы туроператорам или сами бронируют гостиничные номера;  
- комиссия для других организаций, которые выступают в качестве посредников между турагентом, туристом и гостиницей.

При заключении договора между туроператором и турагентом возможны следующие варианты:

- туроператор  продает турагенту турпакет по цене, которую он должен получить с турагента. В этом случае турагент делает надбавку в свою пользу на цену туроператора. Туроператор не вмешивается в размер установления этой надбавки;

- в целях  полной продажи турпакетов и  для сохранения своего имиджа  туроператоров предоставляет турагенту турпакет для реализации по твердой фиксированной цене. В этом случае турагент получает комиссионное вознаграждение в форме скидки со стоимости турпакета.  

 При  разработке ценовой стратегии  туристская организация должна  использовать перечисленные три  метода ценообразования во взаимодействии, поскольку ориентация только  на один из них не способствует  проведению гибкой ценовой стратегии  и даже приводит к прямым  или косвенным убыткам.

 

 

 

 

Глава 2. Теоретические основы ценообразования в туризме

2.1 Сущность цены и  ценообразования

Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.

В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретенный товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. В ней концентрируются такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т.д. Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена – производителей и потребителей.

Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги. Традиционно выделяются две противоположные модели ценообразования: рыночное ценообразование и централизованное (государственное) ценообразование. Процесс формирования цен в условиях рыночного ценообразования происходит в сфере реализации продукции. Именно здесь сталкиваются спрос на продукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность. Предложенный товар (услуга) проходят непосредственную проверку рынка, где формируется окончательная цена товара или услуги.

Принципиальное отличие рыночного ценообразования заключается в том, что цены устанавливаются здесь в соответствии со спросом и предложением самим собственником или производителем товара. Государственные органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Прерогативой государства становится установление «правил игры», общих и подходов к ценообразованию. Перечень товаров, реализуемых по государственным ценам, определяется законодательством. Государственное регулирование цен допускается на продукцию предприятий – монополистов, на товаров и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных групп населения.

 

2.2 Принципы ценообразования.

Существует несколько принципов ценообразования.

1)Затратный принцип ценообразования  исторически самый старый и  на первый взгляд самый надежный. Для него типична следующая  формулировка: “Цена - есть денежные  выражение стоимости товара”. Суть  затратного принципа состоит  в том, что величина цены товара  становится в непосредственную  зависимость от издержек производства  и обращения, представляющих затраты, расходы в денежной форме на  производство и реализацию единицы  товара.

Конечно, затратный принцип не обеспечивает полного решения проблемы ценообразования, так как по сути дела заменяет задачу определения цен факторов, затраченных на производство и продажу товара. Этим облегчается решение исходной задачи, так как цены факторов устанавливать проще, чет цену товара, к тому же при определении факторов вновь можно применить тот же затратный принцип, чем создается цепной способ определения цены товара.

Еще одна особенность, которую следует иметь в виду, характеризуя затратный принцип, состоит в необходимости установления вида затрат, на основании которых определяется цена. Чаще всего используются средние затраты в расчете на единицу товара из всего количества производимых и продаваемых товаров. Так же могут быть применены и предельные затраты, под которыми понимается прирост общих затрат, обусловленный увеличением производства и продажи товаров на одну единицу обычно предельные затраты ниже средних. Широко распространено определение затрат на основе калькуляции, т.е. бухгалтерского расчета расходов по их отдельным элементам.

2)Наиболее разумный принцип - активное  ценообразование, когда через управление  ценами достигается нужная величина  продаж и соответствующая ей  величина средних затрат, что выводит предприятие на желаемый уровень прибыльности.

Если попытаться сформулировать вопросы, которые в наибольшей мере адекватны логике активного ценообразования, то они будут звучать примерно так: «Насколько нам нужно увеличить количество продаваемых товаров, чтобы при более низкой цене получить большую массу прибыли?» или «Каким количеством продаваемых товаров мы можем пожертвовать, чтобы при более высокой цене получать большую прибыль, чем раньше?».

Именно такой принцип позволяет избежать серьезного дефекта затратного ценообразования слишком высоких цен на «слабых» рынках (или слишком низких цен на «сильных» рынках.

3)Задача же ценностного принципа  ценообразования состоит вовсе  не в том, чтобы клиенты предприятия  были довольны. Такую благосклонность  можно приобрести и за счет  больших скидок с цен. Ценностное  ценообразование призвано обеспечить прежде всего получение прибыли за счет достижения выгодного для предприятий соотношения «ценность-затраты», а вовсе не за счет максимального наращивания объёмов продаж.

“Ключ ценностного принципа — позиционирование товара в определённом сегменте рынка. Поэтому, скажем, вместо того, чтобы до потери пульса снижать себестоимость, предприятия задаются вопросом, не лучше ли поискать других покупателей”. При ценностном ценообразовании нужно убедить покупателей в том, что им стоит заплатить за этот товар более высокую цену, поскольку он им куда полезнее, чем они «сами поначалу подумали». И если к этому добавляются еще усилия финансистов и бухгалтеров, то возникает именно тот результат, к которому и должно стремиться предприятие: максимальная разница между ценностью товара для покупателя, которую он готов оплатить, и затратами, которые необходимы предприятию, чтобы изготовить товар с такими свойствами. В этих условиях задача ценообразования состоит как раз в том, чтобы как можно большая часть этой разницы превратилась в прибыль предприятия и как можно меньшая - в выигрыш покупателя.

Информация о работе Теоретические основы ценообразования в туризме