Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 08:03, доклад
Экономические интересы государства обеспечиваются в значительной степени эффективностью его фискальной политики. В этом процессе участвуют помимо субъектов налогообложения (юридических и физических лиц) органы исполнительной власти РФ (ФТС, ФНС и др.). И именно Федеральная таможенная служба обеспечивает значительную часть доходов бюджета РФ следует уделить особое внимание всестороннему изучению объемов и структуры таможенных платежей.
Федеральное агентство по образованию
Факультет налогов и таможенного дела
Кафедра налогов и таможенного дела
Доклад
по дисциплине: «ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ»
на тему: Таможенные пошлины и их влияние на уровень цен и развитие производства
Проверил:
канд.экон. наук, доц.
Исполнитель:
Экономические интересы государства обеспечиваются в значительной степени эффективностью его фискальной политики. В этом процессе участвуют помимо субъектов налогообложения (юридических и физических лиц) органы исполнительной власти РФ (ФТС, ФНС и др.). И именно Федеральная таможенная служба обеспечивает значительную часть доходов бюджета РФ следует уделить особое внимание всестороннему изучению объемов и структуры таможенных платежей.
Фискальная функция таможенной службы выполняется за счет взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Таможенные платежи — таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, платы и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами РФ. Таможенные платежи включают различные виды таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, выплат и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации
В Российской Федерации в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС) приняты и действуют несколько видов таможенных платежей:
1. вывозная таможенная пошлина;
2. ввозная таможенная пошлина;
3. налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
4. акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
5. таможенные сборы.
Существуют также компенсационные, специальные и антидемпинговые пошлины, которые установлены в соответствии с международными договорами государств участников ТС и (или) законодательством государств членов таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины.
Уплата таможенных платежей производится самим декларантом или иным заинтересованным лицом до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации в валюте РФ или в иностранных валютах, курсы которых котируются Центральным банком РФ (исключение составляют случаи, когда такой платеж может быть уплачен только в иностранной валюте).
Согласно ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного Союза, одним из видов таможенных платежей является таможенная пошлина. В РФ согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации таможенные пошлины признаны неналоговым доходам бюджета, в то время как в мировой практике они относятся к косвенным налогам.
Таможенная пошлина - обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации
Основные функции таможенных пошлин:
1.Фискальная — обеспечение поступления средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.
Эта функция относится как к импортным, так и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей государственного бюджета;
2.Протекционистская (защитная) относится к импортным пошлинам, так как с их помощью государство защищает национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
3.Балансировочная связана с экспортными пошлинами, установленными с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых .
Одной из важнейших задач таможенных органов Российской Федерации, возложенных на них государством, является формирование доходной части Федерального бюджета посредством взимания полагающихся по закону таможенных платежей при таможенном оформлении участниками.
Сбор таможенных платежей обеспечивается таможенными органами за счет эффективно организованного администрирования импорта, в частности — по таким импортным составляющим, как НДС, ввозные таможенные пошлины, акцизы и прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.
Наиболее значимое место в структуре таможенных платежей занимают вывозные пошлины на долю которых в общей совокупности приходится более 60 % (по данным за 2012 год).
Структура таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет в 2012 году
Таможенные органы выполняют контрольные задания по объему таможенных платежей, возложенные Правительством РФ на Региональные таможенные управления. Анализируя итоги деятельности Федеральной таможенной службы в 2010—2012 годах можно сделать вывод, что плановые показатели объемов поступления таможенных платежей в федеральный бюджет на 2010, 2011 и 2012 годы перевыполнены на 172,3 млрд. руб., 1394,7 млрд. руб. и 1553,7 млрд. руб. соответственно.
Уже сейчас прослеживается снижение ввозных таможенных пошлин в 2012 и первом квартале 2013 года. Согласно отчету Министерства финансов, в связи со вступлением России в ВТО произойдет заметное сокращению доходов казны. В связи со снижением средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин, доходы федерального бюджета в 2013 г. сократятся на 187,8 млрд. руб., в 2014 г. — на 256,8 млрд. руб., в 2015 г. — на 365,9 млрд. руб. Одновременно произойдет уменьшение средних ставок вывозных таможенных пошлин, что повлечет сокращение доходов федерального бюджета в 2013 г. на 21,8 млрд. руб., в 2014 г. — на 33,5 млрд. руб., в 2015 г. — 47,3 млрд. руб.
Также произойдет уменьшение фиксированной ставки таможенных сборов за таможенные операции при вывозе товаров, что естественным образом приведет к сокращению доходов федерального бюджета. В 2015 г. потери составят 9,3 млрд. руб., в 2014 г. — 10 млрд. руб., в 2015 г. — 10,9 млрд. руб.
Виды таможенных пошлин
В налоговой и таможенной практике
различают:
1. Импортную
таможенную пошлину — сбор в связи с ввозом
иностранного товара в страну. Применение
этой пошлины способствует
повышению цен на импортные товары внутри
страны и снижению их
конкурентоспособности по сравнению с
местными товарами;
2. Экспортную
таможенную пошлину — сбор в связи с вывозом
отечественного товара за границу. Применение
этой пошлины обеспечивает
увеличение доходов государственного
бюджета за счет развития экспорта и
стимулирование поставок товара на внутренний
рынок за счет снижения
прибыли при экспорте;
3. Транзитную
таможенную пошлину — сбор при провозе
иностранного
товара через территорию страны. Международный
транзит — это перевозки
иностранных грузов, при которых пункты
направления и назначения
находятся за пределами данной страны.
Доходы от таких перевозок являются
активной статьей в балансе услуг государства.
Благодаря географическому
положению важными странами транзита
являются Германия, Швейцария, Россия
и ряд других. Было время, когда транзитные
пошлины были существенным
источником дохода, но сейчас они почти
повсеместно ликвидированы в
соответствии с международными договорами.
По способу исчисления различают следующие
виды таможенных пошлин:
4. Адвалорную пошлину,
взимаемую с грузовладельца в процентах
от таможенной стоимости облагаемого
товара. В современной таможенной политике
роль адвалорных пошлин растет (например,
в Японии большинство пошлин в таможенном
тарифе адвалорные), и к настоящему 5ремени
70—80% всех таможенных пошлин приходится
на их долю. Адвалорные пошлины более приемлемы
при импорте машинотехнических изделий,
для которых характерна значительная
дифференциация производимой продукции.
Эта пошлина чутко реагирует на колебания
цен, оставляя неизменным уровень защиты
от попыток избежать налогообложения;
5. Специфическую
пошлину, взимаемую с грузовладельца
по твердым ставкам в зависимости от физических
характеристик товара (веса, количества,
площади, объема и т. п.). Так, на основании
веса устанавливаются пошлины на кофе,
табак и др.; на основании длины в метрах
— на игровые фильмы; на основании количества
в литрах — на вино, коньяк и др. При применении
специфических пошлин требуется более
детальная разбивка товаров по позициям
с тем, чтобы каждый товар имел свой фиксированный
уровень налогообложения. Их практическое
использование не связано с техническими
сложностями. Специфическими являются
по преимуществу экспортные таможенные
пошлины на сырьевые товары, т. е. стандартные,
большие по объему товарные массы;
6. Альтернативную(
В зависимости от способа установления
различают:
7. Конвенционные
пошлины, устанавливаемые в соответствии
с международным соглашением (конвенцией).
Как правило, эти пошлины взимаются по
пониженным ставкам и не могут изменяться
в течение срока действия соглашения,
без обоюдного согласия сторон;
8. Автономные пошлины, устанавливаемые
страной самостоятельно независимо от
каких-либо международных документов.
По этим пошлинам устанавливаются, как
правило, повышенные ставки.
В рамках регулирования
таможенными пошлинами ценовых пропорций
конкретная страна может устанавливать:
9. Специальные пошлины — пошлины, применяемые
как защитная мера, если товары ввозятся
на территорию данной страны в количествах
и на условиях, наносящих или могущих нанести
ущерб отечественным производителям подобных
или непосредственно конкурирующих товаров.
Данный вид пошлин может использоваться
в качестве ответной меры на дискриминационные
или иные ущемляющие интересы лиц-резидентов,
действия других государств или их союзов;
10. Антидемпинговые пошлины — дополнительные
пошлины на импорт, которыми облагаются
товары, импортируемые по ценам ниже нормальных
цен мирового рынка или внутренних цен
страны, в которую эти товары импортируются.
Антидемпинговые пошлины применяются:
если ввоз таких товаров наносит или может
нанести материальный ущерб отечественным
товаропроизводителям либо препятствует
организации или расширению производства
подобных товаров;
11. Компенсационные пошлины— пошлины
повышенного размера, призванные уравнять
внутренние и импортные товары путем компенсации
разницы в ценах. Эти пошлины — форма защиты
внутреннего рынка от субсидированного
другими странами производства или ввоза
товаров.
В целях оперативного регулирования
ввоза и вывоза отдельных товаров
применяются с е з о н н ы е таможенные
пошлины. При этом ставки таможенных пошлин,
предусмотренные таможенным тарифом,
не используются.
В РФ сезонные пошлины устанавливаются
федеральным правительством, причем срок
их действия не может превышать шести
месяцев в году.
Взимание таможенных пошлин производится
в соответствии с таможенным
тарифом — систематизированным по группам
товаров, перечнем пошлин,
взимаемых в данной стране с ввозимых
или вывозимых товаров. Таможенный тариф
содержит код товара, наименование товара,
единицу налогообложения и ставку пошлины.
Он является основой всей системы регулирования
внешней торговли.
Основными целями таможенного тарифа,
выступающего инструментом торговой политики
и государственного регулирования внутреннего
рынка товаров РФ при его взаимосвязи
с мировым рынком, являются:
1) рационализация товарной структуры
ввоза товаров в РФ;
2) поддержание рационального соотношения
вывоза и ввоза товаров, валютных доходов
и расходов на территории РФ;
3) создание условий для прогрессивных
изменений в структуре производства
и потребления товаров РФ;
4) защита экономики РФ от неблагоприятных
воздействий иностранной
конкуренции;
5) обеспечение условий для эффективной
интеграции РФ в мировую
экономику.
Для большинства таможенных тарифов
характерен более низкий уровень
ставок пошлин (или отсутствие пошлин)
на промышленное сырье и более высокий
на изделия обрабатывающей промышленности
(в особенности, на
относительно простые и трудоемкие —
текстильной, швейной, обувной и
других отраслей легкой промышленности).
Высокие ставки установлены на
многие виды продукции сельского хозяйства,
в том числе продукты пищевой
промышленности. Это обусловлено спецификой
торговой и аграрной политики развитых
государств.
Помимо пошлин таможенный тариф
содержит таможенные сборы —
дополнительные сборы, взимаемые сверх
таможенных пошлин при перемещении через
таможенную границу данной страны. К таможенным
сборам относятся, в частности, статистический,
марочный, лицензионный, бандерольный
таможенные сборы, сборы за пломбирование,
штемпелироаание, складирование и сохранность.
В таможенные сборы включается также стоимость
таможенных процедур, которая взимается
при совершении таможенными органами
операций по разрешению перемещения товара
через границу.
Таможенные платежи уплачиваются до принятия
или одновременно с принятием таможенной
декларации. При перемещении товаров через
таможенную границу РФ не для коммерческих
целей таможенные платежи уплачиваются
одновременно с принятием таможенной
декларации.
Существует три основных типа таможенного
тарифа:
- двойной таможенный тариф — тариф с максимальными
и минимальными
ставками таможенной пошлины по каждой
товарной позиции. Выбор ставки
зависит от торгово-политических отношений
с конкретной страной;
- запретительный тариф — высокий таможенный
тариф (например, свыше 20%), призванный
оградить внутренний рынок от ввоза или
вывоза определенного товара;
- дифференцированный таможенный тариф,
который позволяет отдавать
предпочтение определенным товарам или
не пропускать их в зависимости от
того, в какой стране они изготовлены.
Таможенный тариф обычно имеет
несколько ставок пошлин на один и тот
же товар (их называют соответственно
двухколонными, трехколонными и т. д.),
поскольку многие страны применяют дифференцированные
ставки на товары, импортируемые из государств
— участников региональных экономических
объединений, развивающихся государств
и государств, на которые распространяется
и не
распространяется режим наибольшего благоприятствования.
6. Законодательные и нормативные
акты
Таможенный кодекс РФ.
Инструкция Государственного таможенного
комитета РФ и Госналогслужбы РФ
от 30 января 1993 г. № 01-20/741, "О порядке
применения НДС и акцизов в
отношении товаров, ввозимых на территорию
Российской федерации и
вывозимых с территории Российской Федерации»
(Бюллетень нормативных
актов министерств и ведомств РФ, 1993, №
5).
Закон РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе»
(«Российская газета» от
5 июня 1993 г.).
Временная инструкция Государственного
таможенного комитета РФ «О
взимании таможенных платежей» от 8 июня
1995 п № 01-20/8107 («Таможенные
ведомости», 1995, № II).
6. Используемая литература.
1) Миляков Н.В., Налоги и налогообложение,
2000.
2) Баринова Л.Г., Косарева Т. Е., Юринова
Л.А. Налогообложение
предприятий. Учеб. пособие. СПб., 1997.
3) Окунева Л.П., Налоги и налогообложение
в России, 1998.
3) Новокшонова Л. В., Трифонов Ю.В. Экономические
основы международной
торговли. Учеб. пособие. Н.Новгород. 1997.
4) Оськин В. Некоторые особенности налогообложения
внешнеэкономической
деятельности// «Налоговый вестник», 1997,
№ 10.
5) Ульянова Н. Импорт услуг и их налогообложение//«Глав6ух»,
1997, № 12.
Информация о работе Таможенные пошлины и их влияние на уровень цен и развитие производства