Сущность цены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:38, реферат

Описание работы

Ценообразование базируется на следующих требованиях:
- последовательное отражение в ценах общественно необходимых затрат на производство и реализацию продукции, её потребительских свойств, качества и платежеспособного спроса, более полного учета платы за трудовые и природные ресурсы, расходов на охрану окружающей среды;
- придание ценам противозатратного характера, повышение их стимулирующей роли в ускорении научно-технического прогресса и улучшении качества продукции, создании новой техники, ресурсосбережении, снижение материалоемкости и энергоемкости продукции, широком использовании малоотходных и безотходных технологий;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Теории стоимости (ценности):
Трудовая теория стоимости……………………………………………..4
Нетрудовая теория стоимости…………………………………………..6
Теории стоимости (ценности) и практика……………………………..8
Стоимость некоторых товаров………………………………………….9

Файлы: 1 файл

Ценообразование.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства РФ

ФГОУ ВПО Бурятская  государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р.Филиппова

 

 

 

 

 

 

Кафедра ценообразования.

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Ценообразование»

 

 

 

На тему:

Сущность цены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили: ст.-т. гр. 5203

Будникова Е.

Проверил: Болотова Э.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ, 2008 г.

Содержание.

Введение…………………………………………………………………..3

Теории стоимости (ценности):

Трудовая теория стоимости……………………………………………..4

Нетрудовая теория стоимости…………………………………………..6

Теории стоимости  (ценности) и практика……………………………..8

Стоимость некоторых  товаров………………………………………….9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Для того чтобы договариваться между собой и заключать взаимовыгодные сделки, нужны цены. Именно цена связывает  покупателя и продавца и определяет отношения между ними. В рыночной экономике продавцы имеют возможность устанавливать цены, а покупатели – делать выбор, покупать или нет товар по предложенной цене и если покупать, то в каком количестве.

Так что же такое цена? Существует множество определений и все они верны.

Цена – это сумма  денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.

Цена – это посредник  и соизмеритель при обмене товаров  на деньги.

Цена – важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства.

Цена – инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения.

Цена – это орудие конкурентной борьбы.

Цена – мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп.

Ценообразование базируется на следующих требованиях:

- последовательное отражение  в ценах общественно необходимых  затрат на производство и реализацию  продукции, её потребительских свойств, качества и платежеспособного спроса, более полного учета платы за трудовые и природные ресурсы, расходов на охрану окружающей среды;

- придание ценам противозатратного  характера, повышение их стимулирующей  роли в ускорении научно-технического прогресса и улучшении качества продукции, создании новой техники, ресурсосбережении, снижение материалоемкости и энергоемкости продукции, широком использовании малоотходных и безотходных технологий;

- повышение роли потребителя  в определении цен, организации действенного контроля за правильностью установления и применения цен на всех уровнях хозяйственного управления;

- обеспечение соответствия  политики розничных цен задачам  полного осуществления принципа  социальной справедливости;

- дальнейшее совершенствование зональной дифференциации закупочных цен путем укрупнения размещения сельскохозяйственного производства и т. д.

 

Теории стоимости (ценности).

Всякое рыночное благо  может быть оценено с двух сторон. Первая сторона – продавец. Он владеет полезной вещью, предназначенной для продажи другим лицам – потребителям. Для производителя и продавца товара решающее значение имеет вопрос: по какой стоимости они продадут свой товар? Вторая сторона – покупатель, которого более всего интересует другой вопрос: какую полезность он получит в результате покупки товара?

Такой неоднозначный  подход получил теоретическое обоснование  в разных направлениях экономической  теории: классической политической экономии и экономике.

Рассмотрим подробнее  две прямо противоположные концепции стоимости (ценности).

 

Трудовая теория стоимости.

Как известно, английские классики политической экономии (У. Петти, А. Смит, Д. Риккардо) впервые определили сущность стоимости. Содержание трудовой теории стоимости можно кратко изложить в следующих основных положениях.

    1. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание – стоимость. Поэтому на рынке они приравниваются друг к другу в определенной меновой пропорции.
    2. Стоимость товаров создается общественным трудом производителей. Этот труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта создает его для других людей. Стало быть, стоимость – это воплощенный в товаре общественный труд. А равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда.
    3. Труд измеряется с помощью рабочего времени. Если труд является одинаковым по качеству (допустим, простой, неквалифицированный труд), то он количественно измеряется в часах работы.
    4. На рынке изделия одного вида и качества устанавливается общественная (рыночная) стоимость, которая соответствует нормальным условиям производства и средним трудовым усилиям работника.

 А. Смит разъяснял: «Не на золото и серебро, а только на труд первоначально были приобретены все богатства мира; и стоимость их для тех, кто владеет, и кто хочет обменять их на какие-либо новые продукты, в точности равна количеству труда, которое он может купить на них или получить в свое распоряжение».

Следовательно, трудовая теория стоимости  раскрыла экономические связи, которые можно схематически отразить в формуле «товаропроизводитель – общественный труд – товар – общественная стоимость – рыночная цена».

А теперь посмотрим на те же отношения  с прямо противоположной стороны.

 

Нетрудовая теория стоимости.

Австрийская школа предельной полезности (её основатели К. Менгер, О. Бём-Баверк и Ф. Визер) дала объяснение ценности и цены благ и услуг с позиции экономической психологии покупателя, потребителя полезных вещей. Основные положения теории таковы.

    1. Полезность нельзя отождествлять с объективными свойствами блага. Сам покупатель дает субъективную оценку роли определенного блага в удовлетворение его личных потребностей. Ценность блага сводится к пониманию человеком значения потребляемой вещи для его жизни и благосостояния. В этом утверждении имеется определенная доля истины. Даже в одной семье люди придают тому или другому благу разную ценность для своей жизни и благосостояния. Ведь не случайно сложились поговорки: «О вкусах не спорят», «На вкус и цвет товарища нет».
    2. Полезные блага подразделяются на два вида:

а) имеются в безграничном количестве (вода, воздух и т. п.). Эти  вещи люди могут не считать полезными для себя, поскольку они имеются в таком избытке, который не нужен для удовлетворения человеческих потребностей;

б) являющиеся относительно редкими и недостаточными для насыщения сложившихся потребностей в них. Именно этим благам приписывается ценность.

На практике, пожалуй, важно, что сравнительная редкость благ должна приниматься в расчет при установлении цен. Именно так  это происходит, например, при ценообразовании  на продукцию земледелия, поскольку  имеется сравнительно мало хороших  по качеству земельных участков. Еще в большей мере уникальность некоторых благ оказывает воздействие на цены, когда на аукционах продают раритеты (редкие ценные вещи).

    1. В процессе личного потребления действует закон убывающей     полезности. Согласно этому закону степень удовлетворения потребности одним и тем же продуктом, если мы непрерывно продолжаем им пользоваться, постепенно уменьшается, так что наконец наступает насыщение. Известно, что проголодавшийся человек с большим аппетитом съедает первый кусок хлеба. Затем с каждым новым куском утрачивается полезность хлеба до тех пор, пока пропадает желание есть этот продукт. Все съеденное количество хлеба образует величину насыщения.
    2. Ценность блага определяет предельная полезность, т. е. субъективная полезность «предельного экземпляра», удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в продукте данного рода.

Предельная полезность, а следовательно, и ценность блага  зависят от «запаса» (наличного количества) данного продукта и потребности  в нем. Если при неизменной величине потребности увеличивается «запас», то предельная полезность вещи снижается. Когда «запас» уменьшается, то предельная полезность и ценность возрастают. Все это сказывается на величине рыночной цены продукта, которая зависит от его предельной полезности.

Данное положение оправдывается на практике лишь частично, поскольку рыночная цена зависит не только от покупателя, но и от продавца.

Как видно, основные положения  теории предельной полезности отражают экономические связи, которые можно  представить в формуле «потребитель – потребность – полезность – благо – его ценность – цена». Так, по-видимому, можно оценивать товар и рыночные отношения со стороны покупателя, потребителя.

 

 

 

Теории стоимости (ценности) и практика.

Сопоставление трудовой теории стоимости и теории предельной полезности позволяет лучше выявить их общий характер и понять их практическое значение.

Рассмотренные до этого  обе стороны сделки купли-продажи  товара невозможно разорвать на отдельные  части. Почему же такая сделка возможна только как единое целое?

Вряд ли вызывает сомнение, что товарный обмен совершается  благодаря соблюдению следующих  условий, соединяющих противоположные  стороны:

    1. приобретаемые покупателями блага имеют для него ценность, поскольку удовлетворяют его потребности;
    2. товары имеют созданную трудом стоимость (издержки труда и материальных ресурсов), что подтверждается, в частности, получением продавцом определенной суммы денег;
    3. величина стоимости и ценность товара прямо зависят от качества вещи и ее редкости.

 Важно отметить, что в современной хозяйственной практике широко развит маркетинг – деятельность фирм, позволяющая, в частности, лучше учитывать субъективные запросы и предпочтения потребителей. Покупателю предоставляется все больше возможностей выбирать наиболее подходящие лично для него блага.

Вместе с тем среди  экономистов общепризнанным является разработанный английскими классиками политической экономии принцип сравнительного преимущества. Чтобы определить, выгодно ли производить товары в определенной стране или ввозить из других государств, экономисты сравнивают затраты ресурсов, в том числе труда (в часах рабочего времени) на изготовление одинаковых изделий. Этот же принцип позволяет также определить эффективность производства в сопоставляемых странах. Примером тому служат сведения о величине стоимости ряда основных продуктов в России и других государствах на начало 1990-х гг. (табл. 1).

Между тем еще в XIX в. новоклассики полагали, что существует некий количественный измеритель счастья, или полезности, для каждого человека. Единица измерения полезности была названа ютиль ( от англ. utility – полезность). Чем больше ютилей приобретал на рынке потребитель, тем большую порцию счастья он якобы получал.

По поводу такого поведения  покупателя профессора С. Фишер, Р. Дорнбуш  и Р. Шмалензи (США) заметили следующее: «…Трудно поверить, что на самом деле существует некая мера счастья, которую можно использовать для доказательства такого рода утверждений: “Дик стал бы в два раза счастливее, если бы съел еще одну шоколадку”». Ютиль была признана вымышленной единицей измерения, не пригодной для рыночной практики.

Стоимость некоторых  товаров

(в часах рабочего  времени на единицу товара)

Наименование товара

Россия

Польша

Германия

Говядина, кг

Мясо животное, кг

Молоко, л

Яйцо, десяток

Сахар, кг

Картофель, кг

Сорочка мужская, шт.

Ботинки мужские, пара

Холодильник, шт.

Бензин автомобильный, л

3,4

5,3

0,7

1,3

1,3

0,5

11,2

48

596

0,5

1,7

2,0

0,2

0,8

0,4

0,1

8,3

16

143

0,3

0,3

0,25

0,03

0,05

0,08

0,04

0,57

3,0

21

0,06


 

Но в обычных условиях рыночного обмена непосредственно соизмерять товары невозможно также при помощи стоимости и ее внутреннего мерила – рабочего времени. Поучителен такой факт. В 1920-е гг. в нашей стране была предпринята попытка ввести в качестве общей меры всех продуктов так называемые треды – трудовые деньги. На них было обозначено количество отработанных на предприятии часов. Однако участники рынка с большим недоверием отнеслись к этому эксперименту, и он провалился.

А Смит верно подметил: «Товары чаще обмениваются, а потому и сравниваются с другими товарами, а не с трудом… К тому же большинство людей лучше понимают, что означает определенное количество какого-нибудь товара, чем определенное количество труда. Первое представляет собою осязательный предмет, тогда как второе – абстрактное понятие, которое хотя и может быть объяснено, но не отличается такой простотою и очевидностью».

Информация о работе Сущность цены