Шпаргалка по "Ценообразованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Ценообразования".

Файлы: 1 файл

Шпоры Ценообразование.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)
1. Стратегия комплексного  ценообразования.

1 – установление  цены с приманкой, т.е. на  базовый товар низкая цена, на  взаимодополняющий высокая цена.

2 – установление  двух ставочных тарифов, применяется  в сфере услуг, состоит тариф  из двух частей: постоянная или переменная.

3 – лидерство  при потерях, используется в  розничных торговлях. Устанавливается  низкая цена на широко используемый  товар и ходовой, для привлечения  большого количества покупателей.

2. Стратегии ценообразования.

1 – на основе  кривых освоения 
 
 
 

2 – связана  с учетом географического фактора.  Здесь все сводится к тому, что на производство продукции  прибавляются транспортные расходы.

3 – цена выше  номинала. Возможна в условиях неоднородности потребительского спроса, т.е. фирма, может установить очень высокие цены на люкс модели и за счет этого расширить производство и продажу товаров для большой группы потребителей с низкими доходами.

3. Определение цены  и объема производства.

Модель монополистической  конкуренции совмещает в себе монополистические и конкурентные аспекты, т.е. фирмы являются искателями цены, сталкивающиеся с убывающей кривой спроса, как монополист. Однако, как конкурентная фирма она допускает разделение рынка с множеством других фирм, т.е. она настолько мола, что ни одна из них не находится в существенной зависимости от действий других фирм. 
 
 
 
 
 

Деферинциация продукты приспосабливает нас к  потребительскому спросу, а реклама  приспосабливает спрос к продукту. Доводы в пользу рекламы «+»: - реклама  предлагает информацию, которая помогает потребителю сделать разумный выбор. – поддерживает национальную систему связи радио, ТВ, которые финансируются за счет рекламы. – считают, что реклама стимулирует имение продуктов, т.е. фирма обязана улучшить свой продукт, чтобы обеспечить основу для продажи. – благодаря удачной рекламе фирма может расширить свое производство и получить большой эффект. Против «-»: реклама часто вводит в заблуждение о качестве и значительности товара для потребителя. – отвлекает людские и материальные ресурсы от более остронуждающихся средств областей. – возрастает потребление вредных товаров. – стремление привлечь большое количество покупателей может привести к тому что товар реализуется ещё меньше, чем до рекламы.

4. Основные особенности  рынка монополистической  конкуренции.

Монополистическая конкуренция – это такая рыночная структура, которую контролируют много продавцов по продаже деференцированных товаров, и, где возможно появление новых продавцов.

Особенности:

1 – товар  каждой фирмы является несовершенным  заменителем товаров реализуемых другими фирмами. Товар является деференцированным. Причина: деференциация может происходить из-за действительно качественных различий между товарами или из-за предполагаемых отличий, которые происходят из-за различий в рекламе, имиджа фирмы.

2 – на рынке  существует относительно большое  число продавцов, каждый из  которых удовлетворяет небольшую,  но не микроскопическую потребность  на данный тип товара, поэтому  они имеют ограниченную возможность  влияния на цены.

3 – на рынке  есть условие для свободного входа на рынок и выхода с рынка.

4 – продавцы  на рынках не считаются с  реакцией своих соперников, когда  выбирают, какую установить цену  на свои товары или какой  выбрать объем производства. Это  возможно: - благодаря деференциации  товаров, - благополучной кривой спроса, которая имеет падающий характер, - кривая спроса более эластична, чем в монополии, - благодаря тому, что имеется относительно большое количество продавцов на рынке.

5 – продавцы  на рынке имеют равный спрос  к информации.

6 – неценовая конкуренция, т.е. реклама.

5. Оценка степени  концентрации и  монополизации рынка.

1 под.: на основе пороговой доли рынка 35% естественной монополии.

2 под.: какую долю рынка можно допустить. 1 метод: на основе коэффициента концентрации – это % отношения продаж четырех или восьми крупнейших фирм к общему отраслевому объему продаж.

65%+5%+5%+5%=80%

20+20+20+20=80

2 метод:  изменение коэффициента рынка с помощью индекса Херфиндаля-Хиримана.

UXX=P1+P2+P3…+…Pn

UXX=∑Ki

UXX=65+3*5=4300

UXX=4*20=1600

Пороговые значения:

- если UXX≤1000, это рынок неконцентрированный, рынок совершенной конкуренции.

– если UXX≥1000, это умеренная концентрация. 1400≥UXX≥1000.

– если появляется слияние, то дополнительная.

– если UXX≥1000, это сильная концентрация (слияние запрещено).

6. Стратегии ценообразования  при монополии.

1- стратегия множественности цен. Цены определяются в зависимости от индивидуальных кривых спроса, а не под влиянием рыночного спроса в целом, т.е. монополия пытается получить с каждого покупателя за свой товар столько, сколько он готов заплатить.

2 – стратегия сегментации рынка. Так же основана на неоднородности потребительского спроса на разных рынках или отдельных сегментов одного рынка, при этом основная часть продукции продается на первом рынке (с неэластичным спросом) по обычным ценам, покрывающим все затраты и приносящим определенную прибыль. На государственном рынке (с более эластичным спросом) продукция продается по сниженным ценам, которые а государственном рынке (с более эластичным спросом) продукция продается по сниженным ценам, которые иже полных затрат, но выше переменных затрат. Данная стратегия позволяет увеличить прибыль, поскольку, если бы вся продукция продавалась на первом рынке на нем значительно бы снизились цены за счет увеличения предложения.

7. Дискриминация на  сегментированных  рынках.

Монополия максимизации прибыль выбирает наилучшее сочетание цен и объемов продаж на каждом из сегментов рынка. Отличающийся один от другого эластичности спроса от цены. Можно представить, что монополист распределил реализацию продукции между рыночными сегментами, таким образом, что предельный доход MR1≥MR2. Монополист сможет увеличить общую выручку, перебросив единицу товара с сегмента с низким предельным доходом в сегмент с высоким предельным доходом. Это будет продолжаться до тех пор, пока предельный доход первого рынка будет = предельному доходу второго рынка. MR1=MR2=MRсумме=MC – это 1 условие максимизации прибыли на сегментированных рынках. 
 
 
 

MR=MC

Ed(p)1≤Ed(p)2

P1≥P2

P=MR(1+1/Ed(p))

MR1(1+1/Ed(p)1)=

MR2(1+1/Ed(p)2) – это 2 условие сегментации. Эластичности не должны быть равны только в этом случае можно говорить о дискриминации. Различная эластичность спроса по цене является для монополии важнейшим условием проведения ценовой дискриминации, без этого ценовая дискриминация теряет смысл.

8. Виды ценовой дискриминации. 

1 – современная  абсолютная, т.е. когда покупатели  готовы платить отличающиеся  суммы денег за одну и туже единицу товаров. 

2 – по объему  покупки, предполагает снижение  цены с увеличением объема покупки.

3 – на сегментированных  рынках, т.е. ценовая политика  при которой по отношению к  каждой категории показатель/сегменту  рынка, называются разные цены.

1 – при совершенной  ценовой дискриминации монополист  способен большую часть потребительского излишка перераспределить в свою пользу.

Если предположить, что монополист в состоянии разделить  единицу товара на несколько частей и продавать каждую часть по максимальной цене спроса, то в этом случае он может  перераспределить в свою пользу ещё большую часть потребительского рынка. В предельном случае, когда фирма монополист в состоянии продавать каждую единицу товара по цене спроса, то она весь потребительский излишек перераспределит в свою пользу и считается, что фирма монополист добилась абсолютной ценовой дискриминации, в этом случае кривая предельного дохода сдвигается вправо и совпадает с кривой спроса, как в совершенной конкуренции MR=MC=P. Следовательно, ценовая дискриминация позволяет монополисту увеличить прибыль и чем более не эластичен спрос, тем больше потребительский излишек перераспределяется в пользу монополиста. Объем выпуска продукции у фирмы осуществляющий ценовую дискриминацию больше, чем у фирмы, не применяющей ценовую дискриминацию, а продающим продукции по одинаковым ценам.

9. Ценовая дискриминация.

Ценовая дискриминация  - это практика установления разных цен на различные единицы одного и того же товара, неоправданные никакими различиями в издержках производства (те же самые).

Условия благоприятного существования ценовой дискриминации:

1 – отсутствие  конкуренции.

2 – способность  фирмы монополиста исключить  перепродажу товаров со стороны  потребителей.

3 – способность  фирмы учитывать специфику рынка  (рынок услуг).

4 – способность фирмы осуществить разделение рынка по качеству продукции.

5 – способность  фирмы отделить одну группу  потребителей от другой, в соответствии  с разной готовностью платить  за товар.

10. Алгоритм определения цены.

1 – точка  равновесия фирмы MR=MC.

2 – из этой  точки опускаем перпендикуляр  на ось Х. Получаем оптимальный объем, при котором фирма имеет максимизацию и минимизацию убытков.

3 – из точки  равновесия эту линию продлевают  до кривой спроса из точки  А проводим линию параллельную  оси Х.

4 – прибыль  монополии определяется как разность  между ценой и общими средними издержками.

Максимизация  прибыли определяется условием MR=MC.

Максимальный  общий доход есть тогда, когда  предельный доход становится =0. MR=0.

При отрицательном  значении MR-предельный доход, общий доход падает TR.

Взаимосвязь между  ценой и общим доходом определяются кривой спроса, если спрос эластичен, то падение цены вызывает увеличение общего дохода. Если спрос не эластичен, то доход падает при снижении цены. Если восстановить перпендикуляр из точки, где MR=0 до кривой спроса, то эластичность в этой точке спроса по цене =1. Для определения цены существует формула большого пальца: P=MR(Ed(p)/Ed(p)-1)

P=MR(MC)/1+1/Ed(p)=

MR(MC)/1-1/|Ed(p)|

AC – будет касаться в точке цены. Цена=средним издержкам. Прибыль экономическая=0. 
 
 
 
 

Особенностью  монополии является то, что отсутствует кривая предложения фирмы. Хотя монополия имеет кривую предельных издержек, наклоненную вверх она не обязательно увеличивает предлагаемое количество товара,  когда спрос на него растет. Изменение количества товара предлагаемого в монополии зависит от сдвига кривой предельного дохода и новой кривой спроса. Если спрос увеличился то монополист отвечает на увеличение спроса, не увеличением объема, а увеличением цены притом же количестве и наоборот. При монополии 2 и более величины выпуска продукции могут быть связаны с одной ценой в зависимости от того на сколько меняется эластичность спроса по цене. 
 
 
 

Выводы: монополист не может устанавливать любую цену – цена зависит от спроса. Монополист максимизирует суммарную прибыль, увеличивая выпуск продукции до оптимального объема. Успехи монополиста зависят от объективной рыночной ситуации.

11. Основные особенности  монополии.

- выпуск товара  всей отрасли контролируется  лишь одним продавцом этого  товара, который называется монополистом, т.е. здесь единственный производитель, который олицетворяет собой отрасль.

- товар не  имеет близких заменителей, является  уникальным.

- монополия полностью  закрыта для входа в отрасль других фирм, поэтому отсутствует конкуренция. Барьеры: экономические, политические, правовые – разрешения для контроля за отдельными факторами производства связи с исполнительной и законодательной властью, нечетная конкуренция.

- ограниченный  доступ к информации для других  фирм.

- контроль на  ценами, т.к. фирма монополист  представляет собой отрасль, она в состоянии самостоятельно в определенных пределах менять цену товара в любом направлении, поэтому кривая спроса на весь объем производимого товара является кривой спроса монополии и имеет классический падающий характер. Это значит что фирма монополист обязана понижать цену производимого товара, что бы продать дополнительную единицу своей продукции.

12. Виды монополии.

1 – закрытая монополия, т.е. защищенная юридическим запретами наложенными на конкурентов, это могут быть авторские права, патенты, лицензии.

2 – естественная – это отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда 1 фирма обслуживает весь рынок целиком. Возникают тогда, когда фирмы получают исключительные права на ведение того или другого вида деятельности это энергоснабжение, вода, газ.

3 – открытая – это фирма впервые появляется на рынке с новым товаром на некоторое время является единственным продавцом этого товара, необлагая никакой социальной защиты.

4 – простая – это монополия, в которой в каждой конкретный момент времени продает, свою продукцию по одной и той же цене, всем покупателям, т.е. не прибегает к ценовой дискриминации.

5 – чистая – это, когда есть один производитель.

13. Стратегия ценообразования  в условиях совершенной конкуренции.

1 стратегия – случайного снижения цен. Первоначальная цена устанавливается производителем на максимально возможном уровне, а затем периодично снижается и возвращается в первоначальное положение.

2 стратегия – сигнализирования цен. Если для покупателей информация оценок более доступна, чем информация о качестве.

3 стратегия – стратегия цен на обороты. Цены на товары устанавливаются на достаточно высоком уровне, но эти цены могут быть снижены, если покупатель согласится приобрести ни одно изделие, а некоторый их набор.

14. Особенности рынка  совершенной конкуренции.

1 – на рынке  совершенной конкуренции действует  большое число фирм 100 или 1000, каждые  из которых независима от поведения  других фирм и принимает решения  самостоятельно на долю одной фирмы приходится менее 1%.

2 – фирмы отрасли производят один и тот же стандартный товар, поэтому покупателю безразлично товар какой фирмы покупать.

3 – отрасль  является открытой для входа  и выхода из нее любого количества  фирм.

4 – ни один  из участников рынка не знает о рынке больше, чем все остальные, все имеют один объем информации.

5 – контроль  над ценами отсутствует. Субъекты  рынка совершенной конкуренции  является получали цены, т.к. фирмы  имеют незначительные объемы  выпуска и не могут повлиять  на цену рынка и принимают ее как заданную.

В условиях рынка  совершенной конкуренции фирма  не оказывает существенного влияния  на цену товара и реализует любое  количество товара при неизменной цене, поэтому спрос на продукцию отдельной  фирмы является абсолютно эластичным, а кривая спроса отдельной фирмы имеет горизонтальный характер. 
 
 
 
 

Цены в отрасли  определяется в соответствии со спросом  и предложением, которое меняется под влиянием различных факторов влияющих на спрос и предложение. Изменившаяся цена в отрасли будет распространяться на каждую отдельную фирму отрасли. Если фирма действует в условиях совершенной конкуренции то каждую единицу товара она продает об одинаковой рыночной цене, это означает что каждая дополнительная проданная единица продукции будет добавлять к суммарной выручке фирмы одну и ту же величину предельного дохода=цене товара. Для отдельной фирмы величина средней и предельной выручке = цене товара, т.е. MR=AR=P, поэтому кривая спроса среднего дохода и предельного дохода MR совпадают и представляют собой одну и ту же горизонтальную линию проведенную на уровне цены товара.

15. Рассмотрение предельных величин. Определение максимального объема.

1 – распределение  предельных величин дохода и  издержек.

2 – изучение  суммарных величин общего дохода, общих издержек.

1) условие равновесия  фирмы MR=MC определив оптимальный объем выпуска продукции, который обеспечивает максимум прибыли или минимум убытков.  
 
 
 
 
 

2) фирма прекращает  свое существование, если цена  опустится ниже минимум AVC. 
 
 
 
 
 

Оптимальное количество продукции Q получается, когда MC=P=MR – фирма максимизирует прибыль и любые отклонения от Qопт. в ту или другую сторону уменьшают прибыль фирмы. Фирма получает прибыль, когда MR>MC, когда MC>MR фирма имеет убытки. В случае падения цены на рынке вместо максимиз. прибыли фирма выбирает минимум убытков, в этом случае все зависит от оптимального выпуска продукции. P>AC.

16. Равновесие фирмы  и отросли в  краткосрочном периоде.

В зависимости  от рыночной цены возьмем 3 варианта рынков фирмы в краткосрочном периоде:

1 – фирма  имеет экономическую прибыль.

2 – фирма  работает в условиях самоокупаемости,  цена = средним издержкам. 
 
 
 

3 – имеются  убытки. 
 
 
 
 

-в т. a фирма прекратит существование

-в т. b фирма будет выпускать продукцию в Q1. Убытки будут = частичным постоянным издержкам.

-в т. d количество продукции Q3. Покрываются и переменные издержки.

-в т. продукция  Q4 будет иметь экономическую прибыль.

Для любой цены Pi превосходящей AVC, фирма будет производить столько единиц товара, чтобы MCi соответствующие этому объему производства =Pi, но поскольку кривая MC показывает величину предельных издержек при любых значениях Qi, то точки кривой MC и будут определять объемы производства при всех значениях цены, когда MC=P. Кривая предложения будет от точки минимума AVC при пересечении с MC – весь отрезок и будет кривой предложения.

∑MCi=Q5 – кривая предложения фирмы. 
 
 
 

17. Основные правила  рыночных структур.

Прекратить производство фирма может тогда, когда выручка  от реализации продукции не покрывает переменных затрат. Если фирма показывает переменные затраты и часть постоянных затрат, то фирме следует продолжать производство.

Правило 1: фирма  должна прекратить производство, если суммарная выручка от продажи  продукции меньше переменных издержек производства. TR<TVC/Q

P<AVCmin (среднее переменные издержки. Это для всех рыночных структур.

Правило 2: чтобы добиться максимальной прибыли, фирма должна производить такой объем продукции, при котором предельная выручка MR равна предельным издержкам. MR=MC.

 

Тип рынка/

особенности

CK MR Олигополия Чистая монополия
Число предприятий на рынке Очень большое много немного одно
Особенность продукта Однороден, часто  стандартизирован Деференцирован, есть замена Может быть однородным, стандартизированным, деференцированным Уникален, нет  близких заменителей
Условия вхождения в отрасль Совершенная конкуренция Относительно  легкие Затруднены  или трудные блокирован
Характер  ценообразования свободная Конкурирует с  приоритетами монополизма в пределах рынка Монополизм  но обусловленный взаимной зависимостью Монополизированное  ценообразование
Контроль  рыночной цены предприятия Не контролируется, соглашение с рыночной ценой Контроль весьма в ограниченных пределах Контроль но с учетом реакции конкурентов, возможен сговор Контроль монополии
Неценовая конкуренция отсутствует Имеет значительную роль Является  типичной Является главной, имеет различные формы
Доступность информации Равный доступ всех фирм ко всем видам информации Некоторые ограничения  по информации Некоторые ограничения  по информации Ограничен доступ к информации и другим фирмам
 
18. Основные понятия, использованные в рыночной структуре.

Издержки:

- бухгалтерские,  которые включают только явные  затраты представленные в виду  платежей.

- альтернативные, неявные, упущенных возможностей, имплицитные стоимость условий факторов производства, которые используются в процессе производства, но не являются покупными, т.е. являются собственностью владельцев фирмы. К ним относятся % по депозиту, использование собственного транспорта.

- экономические  это сумма бухгалтерских и  альтернативных издержек.

- бухгалтерская  прибыль – это выручка от  реализации продукции, бухгалтерские  издержки.

- нормальная  прибыль – это прибыль, от  которой владельцы фирмы отказываются  используя свои собственные ресурсы в своей фирме, но которые могли бы принести прибыль, если были бы вложены в иное дело, т.е. нормальную прибыль – это альтернативные издержки.

Когда владелец фирмы получает 0 экономическую прибыль  от своих операций они покрывают бухгалтерские издержки и альтернативные, тем самым зарабатывая столько же сколько смогли бы заработать вложив эти средства в другое предприятие.

- совокупные издержки (TC) – это сумма всех затрат использованных на производство данного товара. Включают в себя переменные издержки (VC), которые зависят от объема производства и постоянные затраты (FC), которые не зависят от объема производства. TC=VC+FC 
 
 

- средние издержки (AC) – это издержки приходящиеся на 1 единицу продукции:

AC=TC/Q

- среднепеременные  издержки (AVC): AVC=VC/Q

- средне постоянные  издержки (AFC):

AFC=FC/Q

- AC=AVC+AFC – средне общие

- AC=AVC+FC/Q

- предельные  издержки (MC) – это издержки на одну дополнительную единицу продукции: MC=TC/Q

Замечание: кривая МС проходит через минимум AVC и минимум AC.

MC=(TC)' – если TC дана функция, то МС определяется как производная ТС.

- показатель  общей выручки фирмы, под которым  понимают полную сумму выручки  от реализации всех производственных  единиц товара (TR)

TR=P*Q

- AR- средняя выручка

AR=TR/Q

- предельная выручка, выручка на одну дополнительную единицу продукции (MR)

MR=TR/Q

- MR=(TR)', если дана функция TR

- AR=TR/Q=P*Q/Q=P

-экономическая  прибыль

Пэк=TR-TC

Пэк=(P-AC)*Q

Пэк=P-AC

Теория  спроса и предложения

Спрос-желание  и способность людей покупать товары (платежеспособная потребность)

1)рынок конкуренции  2)расмотр. к товарному рынку  3)Vспроса товара зависит от промежутка времени 4)спрос берется в конкретном поселении. Всю совокупность значений V спроса товара Х,соотв. различным знач. цены товара Х при прочих равных условиях называют спросом на товар Х(вся кривая спроса). Увеличение цены товара Х приводит к уменьшению кол-ва товара Х, на кот. предъявлялся спрос(и наоборот) Qд=а0-а1р (а0-начальное знач спроса, а1-наклон кривой спроса) а1=∆Qд/∆Р (∆-разница между посл и предыдущ значениями). Изменение V спроса:если мы говорим об изменении Vспроса, то имеем ввиду изменение кол-ва товара,кот. могут и хотят купить потребители при изменении его цены(при прочих равных усл. Движение осуществл по кривой спроса вверх и вниз). Изменение спроса-изменение кол-ва товаров,кот. могут и хотят купить потребители,связано с действием неусловного фактора.(движение самой кривой вправо или влево). Факторы влияющие на спрос:1)изменение дохода потребителей.2)вкусы потребителей.3)цены на товары заменители,различают взаимо-заменяемые товары. Если увелич цены на заменители,то повышается спрос на сам товар.4)взаимодополняемые товары-растет цена на дополнит,снижается спрос на основной.5)число покупателей.6)инфляционное ожидание-если цены возрастут,то они увеличат спрос

Предложение

Количество товара Х,кот производимые фирмы хотели бы выпустить и продать в данное время по данной цене-назыв. V предложения. При увеличение цены на товар Х,происходит возрастание предложения(и наоборот)-Закон предложения Qs=в0+в1р (в0-начальное знач V предложения прицене=0,в1-наклон кривой предложения) в1=∆Qs/∆р. Изменение V предложения засчет ценового фактора вверх или вниз по самой кривой предложения. Факторы влияющие на предложение: 1)уровень технологии производства,если вводится новая технология то как правило предложение увеличивается. 2)изменение цен на потребляемые ресурсы:увеличение приведет к уменьшению предложения(сдвиг влево). 3)кол-во товаро-производителей,чем больше тем больше предложений. 4)налоги и субсидии:если вводят налоги, предлож уменьшается, субсидии – увеличивается. 5)инфляционные ожидания – предлож. Возрастает. 6)ориентация потребителей на ходовой товар:увелич. предложение.

Равновесная цена

Это цена при  кот кол-во товара Х, на кот предъявл спрос=кол-ву товаров предлагаемых на рынке производителей, Qs=Qд.

Эластичность  спроса

Это способность  чувств. Одной эк-ой переменной раегировать  на измен. Другой эк-ой переменной (Р↓=5т.р., Qд↑=1т.р., 5/1*100%) Хотя абсолютные знач изменения V спроса и цены равны, сравнивать нужно не абсолют знач, а относительные изменения, кот определяются коэффициентом эластичности, под кот понимается отношение процентного изменения функции (Qд) к процентному изменению аргумента (Р на 1%). %Qд=∆Qд/((Qд1+Qд2)/2) (среднее значение спроса), %Р=∆Р/((Р1+Р2)/2) (среднее значение цены) !(∆Qд/∆Р)*(Р1+Р2)/(Qд1+Qд2)!-определение коэф. эластичности спроса по цене (деловой метод для средней точки) !Ед(р)=(∆Qд/∆Р)*(Р/Qд)=dQд/dР*Р/Qд (точечный). Эластичность спроса по цене показывает на сколько % увеличился (уменьшился) V спроса на товар Х, если цена товара Х уменьшилась (увеличилась) на 1%. Влияние: 1)от отношения изменения ∆Qд/∆Р. 2)где находится та и др. точка над кривой спроса Р/Q. На эластичность спроса по цене в точке влияет угол наклона на кривой спроса и место положения точек Р и Q на кривой спроса. Если двигаться по кривой спроса вниз и не смотря на то, что соотношения ∆Qд и ∆Р будет неизменным, эл-ть спроса по цене изменяется от -∞ до 0.Изменение V спроса и цены, как правило имеет разные знаки, поэтому эл-ть спроса по цене всегда отрицательна, но знак – опускается (берется по модулю). Виды: 1)Эл-ть спроса по цене >1. Эл-ть спроса т.е. V спроса изменяется в большей степени, чем цена. Сюда относ товары роскоши, дорогостоящ. товары. 2)Эл-ть спроса по цене <1. Это спрос на товар не эл-ый, т.е. величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цены. Товары 1ой необходимости. 3)Ед(Р)=1 Это единичная эластичность, т.е. величина спроса и цена изменяется в равной степени. 4)Ед(Р)= -∞. Это абсолютно-эластичный спрос, т.е. при неизменной цене может быть приобретено любое кол-во товара. 5)Ед(Р)=0 Это абсолютно не эл-ый спрос, т.е. спрос V кот не изменяется при изменение цены. Факторы влияющие: 1)наличие товаров заменителей и товаров комплиментов, чем больше  тем более эл-чен. 2)временные марки:на коротких отрезках спрос меньше эл-ен, чем на длинных; увеличение цены одного товара стимулир предприним развивать производство товаро-заменит; медленная и постепенная адаптация вкусов потребит. 3)категория товаров: различают товары 1ой необходимости (спрос не эл-ен), но есть товары кот носят собирательный хар-р, внутри таких групп спрос эл-ен; товары роскоши (эл-ть >1), товары низкого качества (не эл-ый спрос). 4)значимость товара для потребителей. Доли расходов на товар в бюджете семьи. Товары расходы на кот имеет знач уделять вес в бюджете семьи, обладает большей эл-тью чем товары небольших расходов.

Перекрестная  эл-ть спроса

Определяется  отношением % изменением на товар Х, к заданному % изменению цены товара У !Ед(Р)х,у=(∆Qдх/∆Ру)*(Ру1+Ру2)/(Qдх1+Qдх2)! (для средней точки) !Ед(Р)х,у=(dQдх/dРу)*Ру/Qдх! (для точки). Перекрестная эл-ть спроса связана с понятиями товаров заменителей и тов дополняющих. При повышение цены на товар субститут появляется спрос на основной товар, т.е. прямая зависимость. При повышение цены на товар комплимент, спрос на основной товар уменьшается, т.е. зависимость между ценой обратная. При «+» - это тов-заменители, при «-» - комплименты, при «0» - независимые тов.

Эластичность спроса по доходу

Определяется  как отношение % изменения V спроса на товар Х к заданному % изменению доходов потребителя. !Ед(J)=(∆Qдх/∆Jх)*(Jх1+Jх2)/(Qдх1+Qдх2)! Для средней точки !Ед(J)=(dQдх/dJ)*(Jх/Qдх)! Связана с понятием нормальных товаров и товаров низшего качества. Для нормальных товаров повышение дохода вызывает повышение спроса на товар. Доход и спрос изменяются в одном направление. Эл-ть спроса по доходу положительна или = или >1. Для товаров низшего качества уменьшение дохода вызывает понишение спроса на товар. Доход и спрос изменяется в разных направлениях и эл-ть отрицательна. 1)Эл-ть спроса по доходу >1, это нормальные товары. Эл-ый спрос (ювеоирные изделия, автомобили, товары длительного пользования) Спрос на товары↑. 2)Эл-ть спроса =1. Единичная эл-ть. Нормальные, высококачественные товары постоянного спроса (вырезка, икра, колбаса). 3)Эл-ть спроса <1. Неэл-ый спрос, нормальные товары первой необходимости. 4)Р=0 неэл-ый спрос. Нормальные товары, низкого качества (кофе, сосиски, окорочка) 5)Е<0 Это недоброкачественные, недиетические товары. С большим кол-вом холестерина, углеводов, жиров. Спрос на такие товары при увеличение дохода падает. Чем более жизненно необходимый продукт, тем ниже эл-ть спроса по доходу. 

Эл-ть предложения по цене

Определяется отношением % изменения предлагаемого товара к заданному % изменению цены этого товара. !Еs(Р)=(∆Qsх/∆Рх)*(Рх1+Рх2)/(Qsх1+Qsх2)! Для средней точки !Еs(Р)=(dQsх/dР)*(Рх/Qsх)! (На графике1 Р1А-абсолютное эл-ое предложение, АВ-эл-ое предложение по цене>1, В-единичная эл-ть=1, ВС-неэл-ное предложение=0) На графике2 линейная зависимость=1. Факторы эл0ти предложения: 1)способность к длительному хранению, чем меньше срок хранения, тем меньше эл-ть предлож. 2) стоимость хранения, чем выше стоимость хранения, тем ниже эл-ть. 3)издержки производства, чем выше затраты, тем меньше эл-ть. 4)временной фактор: а)очень короткий (мгновенный), б)короткий, в)длительный. В оч короткий интервал предложение почти неизменно или абсолютно неэл-но. 5)Наличие и доступность ресурсов (алмазы). Чем они менее доступны, тем более неэл0ное предложение. 6)Длительность производст. Циклаю Чем более длительный производств. Цикл, тем более неэл-ное предложение.

Завис. Выручки от продажи  товара от эл-ти спроса по цене.

TR=Р*Q

Знач. эластичности Примин. Опред. Взаим цены и  спроса цена↓ Цена↑
Ед(р)=0 Абсолютн. Неэл-ый спрос Qд независит от изм цены  товара выручка↓ выручка↑
Ед(р)<1 Неэл-ный спрос В % отнош Qд измен меньше чем цена выручка↓ выручка↑
Ед(р)=1 Единичная эл-ть В % отнош Qд измен так же как цена неизмен Неи змен
Ед(р)>1 Эл-ный спрос В % отнош Qд измен больше чем цена выручка↑  
выручка↓
Ед(р)=∞ Абсолютно эл-ный  спрос Цена товара независ от Qд V закупок ↑ на неогран велич V закупок ↓ на неогран велич
 
Теория  потребительского выбора

1)Ситуация предполагает  что есть из чего выбирать. 2)Ситуация выбора предполагает  что из всего множества допустимых  вариантов необходимо выбрать  1. Выбор осуществляется на основе  критерия в кот сравниваются  все варианты. Может быть случайный  выбор. Полезность товара или услуги понимают удовл. Которое потребители получают от его применения. 2 подхода определения полезности: 1)количественный или кординалистический 2)порядковый или ординалистический(см  кривые безразличия). Количественный: предполагает теоретич возможность измерения полезностей. Возможна сравниваемость набора товаров, а так же возможность сравнения разницы полезности различных товарных наборов. Измеримость полезности предполагает что потребитель может измерить полезность любой дополнительной единицы товара. Величина полезности кот потребитель извлекает из одной доп-ой единицы товара, назыв предельной полезностью и обозначается МU. Сумма предельных полезностей дает общую полезность и обознач TU. В основу этого подхода положено след. правило: пред. пол. по вертикали везде падает, т.е. очередная доп. единица блага обладает меньшей полезностью, чем предыдущая, т.е. 2<1. Утверждение что предельная полезность убывает с увеличением общего V блага, в кот располагает потребитель, назыв законом убывающ. пред. полезности. Пред полезность по горизонтали тоже падает, т.е. потребность управляет человеком, имеет для него различную значимость и их можно упорядочить в порядке убывания значимости. Потребитель стремится к достижению max полезности. Полезность измеряется в ютилях. Если пред пол принять равной 1 успешной единицы получится кривая спроса (зависимость спроса от цены). Чтобы применить концепцию пред пол для спроса принимает что каждый потребитель искл рационален и всякий раз приобретая те или др товары действует таким образом чтобы повысить общую полезность потребительских благ. Х→Рх, У→Ру. !MUх/Р=MUу/Ру! (это осн усл потребительского выбора,хар-н для любого набора товаров). Эконом смысл состоит в том что располагая ограниченным бюджетом и потребляет только 2 блага Х и У, потребитель должен распределить свои средства так чтобы полезность полученная от использования последней денежной единицы была одинаковой. 2-ое усл: чтобы был израсходован весь бюджет, при несоблюдение 1ого из усл потребитель не получает max полезности.

Метод последовательности покупок
№ покупки Возможность выбора MU/Р Прин. решение Остаток дохода
1ая 1ая ед А, 1ая  В 10,12 1ая ед В1ая  А и 2ая В 10-2=88-1-2=5
2ая 1ая ед А, 2ая  В 10,10 3я ед В 5-2=3
3ья 2ая ед А  и 3 ед В 8,9 «я А и  4В 3-1-2=0
4ая 2 ед А, 4 ед  В 8,8    
TU=96        
 
Доход11: этот рубль  остается неизрасходованным т. об. бюджет не израсходован полностью. В рез-те 1 усл соблюдается, а второе нет. Покупка  доп ед А: доход израсх полностью, соблюдается 2 усл, но при этом нарушается 1ое. На 1 ед А 7 ютилей на рубль, а на 1ед В 8 ютилей на руб. И в том и в другом случае потребитель не нах-ся в равновесии и не получает опред полезности.
Кривые  безразличия и  их свойства.

Осн. предп. ординалистического подхода: 1)предположение о сравнимости т.е. потребитель способен сравнить 2 возможных набора товаров и в результате получить 1 из возможных решений, а именно набор Х1>Х2, Х1<Х2, Х1=Х2. 2)предпол о транзитивности отношений предпочтения и безразличия, что если потребитель предпочитает набор Х1 набору Х2, а набор Х2 набору Х3, то он предпочитает набор Х1 набору Х3. 3)предпол о ненасыщенности, если набор Х1 содержит не меньшее кол-во ед каждого товара, чем Х2, то набор Х1 предпоч-ее или безразличен набору Х2. Если набор Х1 содердит хотя бы на 1ед больше чем Х2, то Х1 предпочтительнее. Кривая безразличия-это градусное отображение набора вариантов потреб выбора каждый из кот обладает одинаковой полезностью для потребителя, и не 1 из вариантов не имеет предпочт перед другим. Сво-ва кривых: 1) выпукла к началу координат. 2)2-е кривых не могут пересекаться, т.к. набор товара в точке А не может хар-ся 2мя различными уровнями полезности. 3)кривая имеет отрицательный наклон. 4)предельная норма замещения одного товара другим уменьшается при движении вниз по кривой безразличия. Норма замены-товара У к товарам Х понимается то кол-во товаров У, кот потребитель согласен уступить в обмен на увелич кол-ва товара Х на единицу с тем чтобы общий уровень удовлетворения остался неизменным. Норма замены: RS=∆У/∆Х, Предельная норма замещения (MRS)= - Lim(при х→0)∆У/∆Х=dу/dх. Степень замещения товара У к товару Х при переходе из одной точки крив безразл в другую, когда ∆Х предельно мало можно измерить с предельной нормой замещения. Эта величина показывает от сколькиз ед товара У готов ОТК-ся потреб, чтобы увелич потреб товара Х, на dХ единиц. Пред. норма  зам в точке опред-ся наклоном касательной к этой точке, т.е. тангенсом угла наклона. Сво-ва MRS: 1)по абсолютной величине всегда уменьшается при движение по крив безразл вниз. 2) всегда отрицательна.

Бюджетные линии

Рх'Х+Ру*У=М, М/Рх=Х, Бюджетное ограничение: У=(М/Ру-М/Рх)*Х. Имеет отрицательный наклон это  пр-ит потому что увелич закупок 1 товара возможно лишь за счет сокращения потребления  др товара. Наклон бюджетной линии хар-ся коэфф-ом при переменной Х и определяется отношением Рх к Ру. Все, что нах-ся левее бюджетной линии потребитель может приобрести. Все что находится правее – потребитель приобрести не может – недоступный товар. Доход потребителя увеличился она сдвинется вправо, цены не изменились наклоностался неизменным, т.к. неизменились цены на товар Х и У. Отношение Рх и Ру останется неизменным на протяжение всей бюджетной линии. Бюджетная линия описывается предельной нормой замещения.

Оптимум потребителя

График. В т. А  – набор товаров Х и У  будет приносить потребителю  наибольшую полезность, т.к. эта кривая расположена дальше от осей координат, но у потребителя нет денег  на покупку этого набора. На кривой U1 имеется 2 т. А5 и А6 и наборы доступны для потребителя и в этих точках, он и расходует весь бюджет, но они обеспечивают ему меньшую полезность чем кривая безразличия U2. Т. А0 – набор товаров соот-ий этой точки достигшим для потребителя, т.к. она находится на бюджетной линии и в то же время этот набор будет прип-ить потребит. Max полезность и ни 1 др набор не доставит большей полезности при данном доходе. Равновесие потребит. соот-ет такой комбинации товаров, кот max-ют полезность, при данном бюджетном ограничении и обеспечивается тогда, когда комбинация товаров соот-ет т. где бюджетная линияи касается наивысшей из доступных кривых безразличия – это и есть точка оптимума. MRSкб=Lim (х→о) - ∆х/∆у=dу/dх, MRSбл =dу/dх= -Рх/Ру, MRSкб= MRSбл, dу/dх= -Рх/Ру. Выводы: если пред норм замещения = бюджет линии, то это точка оптимума. Мы можем определить кол-во товаров Х и У в оптимальном наборе. Проверить на расход бюджета оптим набора, в т. оптимума бюджет должен быть израсходован полностью. MRS кривой безразличия пок-ет, какое кол-во товара У потребитель согласен уступить, чтобы получить 1 доп-ую ед. т. Х, а соот-ие цен Рх к Рух ар-ет пропорцию, в кот потребит в действительности может обменивать товары У на товры Х и получить max полезность – это точка потребительского равновесия. Если ур-ние кривой безразличия нет, то предельн норму замещения определить нельзя. Можно определить норму замещения, а усл оптимума проверяется на основе след усл: 1)должно быть абсолютное тожденство M=R*X+Py*Y, 2)достаточное усл оптимума, т.е. проверяются точки в окресности данной точки, 3)должен бть израсходован весь бюджет.

   
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Шпаргалка по "Ценообразованию"