Распределительная функция цены и ее сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 23:58, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, согласно закону стоимости товары обмениваются друг на друга по стоимости, т.е. обмениваемые товары содержат одинаковое количество застрахованного общественно необходимого труда. Следовательно, цена, установленная на товар, должна соответствовать его стоимости. Однако в действительности цены на те или иные товары под действием другого важного закона – закона спроса и предложения – оказываются выше или ниже своей стоимости.

Содержание работы

1. Распределительная функция цены и ее сущность 3
2. Факторы определяющие функции предложения 8
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

Ценообразование.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Распределительная  функция цены и  ее сущность

    Чтобы правильно понять сущность цены, ее функции, прежде всего, необходимо рассмотреть процесс создания стоимости.

    «Закон  стоимости – это основной экономический  закон товарного производства, согласно которому обмен товаров совершается  в соответствии с количеством  затраченного на их производство общественно  необходимого труда.

    Таким образом, согласно закону стоимости  товары обмениваются друг на друга  по стоимости, т.е. обмениваемые товары содержат одинаковое количество застрахованного  общественно необходимого труда. Следовательно, цена, установленная на товар, должна соответствовать его стоимости. Однако в действительности цены на те или иные товары под действием другого важного закона – закона спроса и предложения – оказываются выше или ниже своей стоимости.

    Величина  стоимости измеряется количеством  труда, заключенного в продаваемом товаре, при этом разные товаропроизводители на один и тот же товар расходуют разное количество труда. Однако величина стоимости не может измеряться фактическими затратами труда каждого товаропроизводителя, поэтому одинаковые товары имеют равные стоимости на рынке. Величина стоимости товара определяется не индивидуальным рабочим временем каждого отдельного товаропроизводителя, а теми затратами труда, которые общественно необходимы для производства данного товара.

    Под общественно необходимыми затратами труда понимаются затраты, которые требуются для производства данного товара средних общественных условиях производства данной отрасли (уровне технологии, организации производства и его интенсивности, степени квалификации и профессионального мастерства производителей).

    Таким образом, стоимость – это овеществленный в товарах общественный труд, вложенный  в их производство. Стоимость составляет сущностную основу цены.

    Стоимость товара измеряется общественно необходимым  рабочим временем, расходуемым на его изготовление, на предприятиях при таких условиях производства, при которых выпускается основная (максимальная) масса данного товара для удовлетворения в нем общественной потребности. При этом решающее значение для определения стоимости товара имеет рынок, с помощью которого выявляется действительная общественная рыночная стоимость товара. Именно на рынке происходит как бы преобразование затрат на производство отдельных товаров в общественную рыночную стоимость».

    Рынок показывает, в каком соотношении находятся индивидуальные и общественно необходимые затраты труда. Производители продукции, которые имеют индивидуальные издержки на производство ее единицы меньшие, чем общественно необходимые, продавая товар по рыночной стоимости, экономически оказываются в выгодном положении и получают повышенную прибыль; и наоборот, производители, имеющие индивидуальные издержки на производство единицы продукции выше общественно необходимых, не смогут даже возместить свои действительные затраты, так как рыночная стоимость продукции оказывается ниже последних. Именно через конкуренцию продукции (товаров, услуг) на рынке выявляется ее истинная рыночная стоимость. При этом рынок сводит индивидуальные затраты труда, овеществленные в товаре, к общественно необходимым, показывая их реальную общественную рыночную стоимость.

    «Стоимость  товара находится в прямой зависимости  от количества затраченного на него общественного  труда и в обратной от производительности последнего, т.е. чем выше производительность труда, тем ниже стоимость данного товара. В связи с этим снижение стоимости любых товаров возможно только при повышении производительности труда, затрачиваемого на их производство.

    Поскольку стоимость любого товара составляет основу цены, то цена – это денежное выражение стоимости товара (работ, услуг). Следовательно, цена находится в прямой зависимости от стоимости товара, т.е. с уменьшением стоимости цена товара снижается и, наоборот, с ее увеличением цена повышается.

    Одновременно  цена не только показывает, как эффективно используется труд, но в итоге определяет величину совокупных издержек производства (себестоимости) продукции (товаров, работ, услуг) и размер прибыли, получаемой производителями (продавцами) за счет производства и реализации товара.

    В общем виде цена

    Ц = С + П + Н,

    где С – себестоимость (издержки производства) продукции;

    П – прибыль производителя (предприятия);

    Н – налоги, сборы, платежи, отчисления.

    В условиях рынка на цену, помимо стоимости, влияет и соотношение спроса и  предложения, под воздействием которого она может отклоняться от стоимости в любую сторону. Если спрос значительно превышает предложение, то цена становится больше стоимости, а если предложение намного выше спроса, то цена может быть и ниже стоимости. Таким образом, проявляется тесная взаимосвязь между действием двух законов рыночной экономики – закона стоимости и закона спроса и предложения.

    Влияние соотношений спроса и предложение  на уровень цен не означает, что  они являются главным ценообразующим фактором. В основе формирования цены лежит, прежде всего, стоимость. Именно она определяет тенденции изменения цены, а соотношения спроса и предложения воздействуют только на ее отклонение от стоимости»1.

    С помощью цен решаются многие задачи, что свидетельствует о том, что  в рыночной экономике их значение в управлении хозяйством, регулировании производства, механизме обращения, обмена, распределения, потребления и накопления постоянно возрастает. Экономическая сущность цены активно проявляется в ее специфических функциях, связанных с действием объективных экономических законов.

    Функция является внешним проявлением свойств  какого-либо объекта в данной системе  отношений. Функция есть способ реализации в реальной действительности внутренней глубинной сущности экономической  категории.

    Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания. К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения.

    «Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между:

  • отраслями экономики;
  • различными формами собственности;
  • регионами страны;
  • фондом накопления и фондом потребления;

    • различными социальными группами населения.

    Так, с помощью высоких розничных  цен на предметы роскоши и престижные товары (ювелирные изделия, легковые автомобили и др.) обеспечивается перераспределение  с помощью бюджета денежных средств  определенной части населения с высоким уровнем доходов для формирования специальных фондов, используемых для социальной защиты малообеспеченных категорий населения.

    Распределительная функция цены предусматривает также  учет в цене акциза на отдельные  группы товаров, налога на добавленную стоимость (НДС) и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в бюджеты разных уровней на общегосударственные нужды. Благодаря этой функции цены решаются и другие социальные задачи общества»1.

    С помощью цены осуществляется перераспределение создаваемой стоимости  между производителем и потребителем, между отдельными категориями населения. Особенно наглядно эта функция выражается в ценах, которые регулируются государством. При установлении цены на товар выше его стоимости часть ее перераспределяется в пользу продавца, и потребитель при покупке данного товара несет повышенные расходы, а продавец соответственно получает увеличенные доходы.

    Отклонения  цены товара от его стоимости носят  массовый характер из-за множества торговых сделок. Это свидетельствует о закономерности отклонений цен на конкретные товары от их стоимости. Однако по всей товарной массе в результате купли-продажи цена и стоимость в своей совокупности уравновешиваются, поскольку выигрыш одних должен быть равен проигрышу других. Следовательно, равенство суммы цен всех товаров и их стоимости является такой же закономерностью, как и отклонения цен от стоимости по каждому конкретному товару в отдельности.

     В качестве средства перераспределения чаще всего используются регулируемые цены. Однако они — не единственный инструмент распределения и перераспределения. Особую роль здесь играют финансы и кредитная система. Так, при решении задачи повышения жизненного уровня определенной категории населения эффективнее всего использовать финансы, оперируя денежными доходами населения (заработная плата, пенсии, пособия), или ставки налоговых платежей. Использование цен в данном случае дает меньший эффект, поскольку от снижения цен обычно выигрывает все население. 
 

2. Факторы определяющие функции предложения

    Предложение показывает различные количества блага, которое продавцы желают и способны поставить по различным ценам в данный период времени. Сумма кривых  предложения отдельных производителей - индивидуальные кривые предложения (тонкие линии) суммируются в кривую общего предложения  (толстая кривая) (рис 2.1.)

    Рисунок 2.1

    Индивидуальные  и общая кривая предложения

    

    Изменение величины предложения имеет место  тогда, когда в результате изменения цены блага происходит движение по кривой предложения.

    Функция предложения выражена уравнением, показывающим количественную зависимость между предложением блага и всеми определяющими его факторами.

          Функцию предложения  можно записать как:

    QS = f(Pg, Cg, s1 … sn, c1 … cm, U, Peg),

    где QS - предложение блага, которое есть функция от Pg - реальной цены данного блага (ее изменения и порождают движение по кривой предложения), а также от Cg - издержек на создание предлагаемого блага, s1sn - выгодности товаров-заменителей, c1 … cm - выгодности дополняющих товаров, U - непредсказуемых событий и Pеg - ожидаемой цены данного блага (изменения которых определяют сдвиги самой кривой спроса).

          Функцию предложения  можно представить в сокращенной форме, - только как зависимость от реальной цены данного блага. Функция предложения может быть представлена, например, как некая абстрактная линейная функция

    QS = -c + d*P

    или как такая же функция с некими условными числовыми значениями (рис. 2.2)

    QS = -20 + 4*P

    Рисунок 2.2

    Линейная функция предложения

    

 

    Совокупное  предложение   - это модель представленная кривой, которая показывает уровень наличного реального объема производства при каждом  возможном уровне цен.  Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие уровни  цен вызывают сокращение  производства товаров. Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом этому зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта,  который предприятия выбрасывают на  рынок, является прямой, или положительной.  
 

    Рисунок 2.3

    Кривая совокупного предложения 

     AS 

    восходящий вертикальный или

    или промежу- классический

Информация о работе Распределительная функция цены и ее сущность