Обоснование цены на предприятии. Методы ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является установить роль и значение цены в дея¬тельности предприятия.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Изучить понятие, сущность и структуру цены.
2.Рассмотреть методы и механизм ценообразования.
3.Определить роль государства в регулировании цен предприятий.
4.Рассчитать и проанализировать основные экономические показате-ли дея¬тельности ОАО «АСБ Беларусбанк» на планируемый год.

Содержание работы

Введение 3
1 Ценообразование и его роль в организации. Сущность цены 5
1.1 Понятие и сущность цены. Структура цены 5
1.2 Ценовая система. Виды цен 7
1.3 Ценообразование. Его этапы, методы и стратегии. 9
2 Расчет экономических показателей ОАО АСБ «Беларусбанк» на планируемый год 14
2.1 Расчет выручки от реализации продукции (работ, услуг) 14
2.2 Расчет среднегодовой стоимости основных средств 15
2.3 Расчет численности работников 17
2.4 Расчет затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) 19
2.5 Прибыль и ее распределение 27
2.6 Расчет рентабельности 30
2.7 Расчет и анализ основных показателей эффективности предприятия 31
3 Государственное регулирование цен 34
Заключение 38
Список используемых источников 41
Приложение А Исходные данные для выполнения курсовой работы 42
Приложение Б Диаграммы и графики 44

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике организации.docx

— 163.00 Кб (Скачать файл)

 

В курсовой работе рассчитаем показатели по плану на будущий год:

  1. фондоотдача;
  2. фондоемкость;
  3. фондовооруженность;
  4. производительность труда;
  5. себестоимость 100 руб. выручки (себестоимость единицы продукции);

Фондоотдача:

 

                                                                             (27)

 

Фондоотдача - показатель, характеризующий эффективность  использования основных средств и выражает величину выручки, полученную с каждого рубля стоимости основных средств.

Рассчитываем  фондоотдачу по формуле 27:

 

Кфо=

 

Фондоемкость:

 

 (28)

 

Фондоемкость  является показателем, обратным  коэффициенту фондоотдачи и показывает величину стоимости ОС, приходящуюся на каждый рубль выручки, полученный организацией.

Определяем  фондоемкость по формуле 28:

 

Кфе==0,14

 

Фондовооруженность:

 

                                                              (29)

 

Фондовооруженность показывает сколько стоимости основных средств приходится на одного работника организации. Выражает степень технической оснащенности организации.

Определяем  фондовооруженность по формуле 29:

 

Кфв.=

 

Производительность  труда:

 

                                                              (30)

 

Производительность  труда выражает величину продукции (услуги), выработанной одним работником за единицу времени.

Рассчитываем  производительность труда по формуле 30:

 

ПТ=

 

Себестоимость  100 руб. выручки:

 

                                                                         (31)

 

где 100 руб. - укрупненный  показатель для расчета себестоимости  единицы продукции в курсовой работе равный 100 руб. выручки;

С/с - себестоимость 100 рублей выручки, руб.

Себестоимость  100 руб. выручки показывает сколько  затрат на производство и реализацию продукции необходимо понести организации для получения 100 руб. выручки.

Определяем  себестоимость 100 руб. выручки по формуле 31:

 

С/с=

 

Таблица 6 Основные экономические показатели

Показатели

Расчетный планируемый показатель

Среднеотраслевой показатель

Изменение,

+/-

Фондоотдача, руб.

 

6,67

0.56

Фондоемкость, руб.

0,14

0,15

-0.01

Фондовооруженность,

тыс.руб./чел.

 

2033,90

-142.73

Производительность труда, тыс.руб./чел.

 

13559,32

104.68

Себестоимость 100руб. выручки, руб.

 

69,7

-2.18

Общая прибыль, тыс.руб.

207200.31

230000

-22799.69

Прибыль чистая, тыс. руб.

158299.41

200000

-41700.59

Рентабельность услуг, %

 

32,65

-2.01

Рентабельность продаж, %

 

20

0.69


 

Анализируя  данные таблицы  можно сделать вывод, что банк планирует:

увеличить фондоотдачу на 0.56 руб. за счет снижения фондоемкости на 0.01 руб., повышение уровня рентабельности продаж на 0.69% , при этом снизив уровень рентабельности услуг на 2.01%, снизить общую и чистую прибыль на 22799.69 тыс. руб. и 41700.59 тыс. руб. соответственно, с помощью снижения себестоимости на 2.18 руб., увеличить производительность труда более чем на 100 тыс. руб. с человека (104.68) при снижении уровня фондовооруженности на 142.73 тыс. руб. с человека.

 

3 Государственное регулирование  цен

 

Государственное регулирование цен – комплекс рычагов прямого и опосредованного влияния государства на механизм ценообразования.

Государственное регулирование цен является объективной  необходимость в современных условиях, поскольку:

  1. непосредственно связано с проблемой формирования, распределения и перераспределения доходов различных социальных слоев и групп населения, и от его эффективности в значительной степени зависит социальная стабильность в народном хозяйстве,
  2. выполняя стимулирующую функцию, цены влияют на развитие производства,
  3. от динамики цен, их равновесия зависит вопрос, какие товары и услуги производить, как и для кого их производить,
  4. с проблемой цен органически связана проблема инфляции (дефляции), экономического цикла[5, с. 15].

Государственное регулирование цен в определенной степени осуществлялось при рабовладельческом строе. Государство, в частности, регулировало цены на хлеб, рыбу, некоторые другие продукты. В период первоначального накопления капитала развитие рынка обусловило рост роли государства в управлении экономикой. Государство вводило высокие пошлины для защиты внутреннего рынка от иностранных товаров и предотвращения оттока денег за границу, проводило политику активного торгового баланса и завоевания внешних рынков, регулировало в законодательном порядке нормы ссудного процента и налогообложения и т.п., что влияло на уровень цен. Государственное регулирование цен осуществлялось также через механизм бюджетного, налогового и финансового регулирования. Практика доказала необходимость вмешательства государства в процесс ценообразования не только в условиях деформированной экономики, но и в странах с развитой экономикой. В этих странах государство регулирует цены на более чем 40% созданной продукции.

Механизм  государственного регулирования цен  состоит из:

  1. определения задач и целей,
  2. изучения спроса на товар,
  3. оценки средних издержек производства,
  4. анализа поведения различных противодействующих сторон,
  5. выбора метода ценообразования,
  6. окончательных выводов относительно государственного вмешательства в ценообразование (в частности, возможное установление окончательной цены).

Государственное регулирование цен не исключает  свободы выбора потребителей в приобретении необходимых им товаров и услуг. При этом оба элементы механизма ценообразования (рынок и государственное регулирование) ориентируются на достижение таких целей:

  • обеспечение равновесия между предложением товаров и их потреблением, формирование равновесной цены,
  • покрытие общественно необходимых затрат производства,
  • стимулирование научно-технического прогресса и повышение качества продукции, создание условий для внедрения новой техники и технологии, что положительно влияет на рациональное использование ресурсов производства,
  • обеспечение высокого жизненного уровня населения,
  • стимулирование интеграционных процессов и взаимовыгодного международного разделения труда, повышение эффективности внешнеэкономических связей.

Реализации  таких целей препятствуют диспропорции распределения доходов, монополизм экономики, колебания уровня безработицы и т.д. Поэтому государство пытается найти оптимальную пропорцию между централизацией и децентрализацией, между двумя формами регулирования цен – экономической (рыночной) и административной (осуществляемой на основании правительственных постановлений)[8, с. 76].

Различают два  вида административного государственного регулирования: прямое и опосредованное.

Прямое регулирование  – непосредственное установление нижней и верхней границ цен на важнейшие  товары, которые формируют расходы  на производство других видов товаров, например, на топливо, сырье, продукцию  тяжелой промышленности и т.д. Методы прямого воздействия на цены –  их замораживание, блокирование, введение ценовых режимов, заключение соглашений о ценах, субсидирование цен, направленное на развитие отдельных отраслей и производств, особенно сельского хозяйства. Государство использует и такое средство прямого вмешательства в ценообразование, как гарантированные цены, обеспечивающие фермерам установленный уровень рентабельности. Непосредственно государство устанавливает цены на экспортную продукцию. Контроль над оптовыми ценами на основании расчета цен по методу полных затрат на производство также является прямым вмешательством в ценообразование.

Косвенное государственное  регулирование цен осуществляется посредством:

    1. эмиссии денег,
    2. регулирования кредитных отношений вследствие удешевления банковского процента и возмещения платежей в счет основного долга,
    3. регулирования налоговых ставок,
    4. субвенций (государственных дотаций), которые зависят от выполнения обязательных условий, предусмотренных программой,
    5. политики ускорения амортизации, направленной на приобретение более эффективной техники и технологии, при покупке которой разрешается списывать до 50% их стоимости в течение первого года, а остальные – в следующие два года.

Соотношение между прямым и косвенным государственным  регулированием цен зависит от особенностей экономического развития страны, традиций и других факторов. При разработке методологических проблем ценообразования следует учитывать условия различных типов рынка. Государственное регулирование цен в странах с развитой экономикой осуществляется на основании законодательства[9, с. 34].

Объектами государственного регулирования экономики являются все социально-экономические процессы, которые происходят в национальной экономике в целом, а также на отдельных ее уровнях и в звеньях.

Субъекты  государственного регулирования представлены двумя группами: субъектами исполнения и субъектами влияния. Субъекты исполнения – это государство и его институциональные органы (законодательные, исполнительные, судебные органы разных уровней). Субъекты влияния – это общественные и политические объединения, средства массовой информации, отдельные личности. Государство представлено системой специальных, как правило, государственных органов. Особенности этих органов, как непосредственных субъектов государственного управления, таковы: во-первых, они формируются государством (по воле государства); во-вторых, наделены государственно-властными полномочиями; в-третьих, осуществляют управленческие функции от лица государства.

Государственное регулирование, как и большинство  экономических процессов, основывается на принципах.

Принципы  государственного регулирования –  это его закономерности, закрепленные в правовых нормах. Принято выделять следующие группы принципов государственного регулирования экономики:

  1. социально-политические – демократизм, участие населения в управленческой деятельности государства (народность); равноправие лиц разных национальностей; равенство всех перед законом; законность; гласность и учет общественного мнения; объективность;
  2. организационные принципы построения аппарата государственного управления – отраслевой, функциональный, территориальный;
  3. организационные принципы функционирования (деятельности) аппарата государственного управления – нормативность деятельности, единоначалие, коллегиальность, деление управленческой работы; ответственность за принятые решения, оперативная самостоятельность.

Социально-политические принципы – это наиболее общие  принципы государственно-управленческой сферы. Они распространяются на все виды исполнительно-распорядительной деятельности и все функционирующие в государстве управленческие структуры. Принципы этой группы, как правило, закрепляются в нормативном порядке.

Особое место  среди всех принципов государственного регулирования принадлежит принципу законности. Это означает, что суровое  и неуклонное соблюдения законов  и подзаконных актов – этот единственно допустимый вариант деятельности государственных структур, должностных лиц, органов местного самоуправления, объединений граждан, других субъектов права. Нарушение действующего законодательства тянет за собой юридическую ответственность, а незнание законов не освобождает от нее.

Важное место  среди принципов государственного регулирования экономики занимает принцип объективности. Он предусматривает четкое соблюдение требований объективных закономерностей экономического развития, учет реальных возможностей (материальных, технических, интеллектуальных) государства относительно реализации тех или других управленческих решений. Этот принцип обнаруживается при формировании государственно-управленческого влияния. В соответствии с ним последний должен отвечать реальным возможностям управляемых объектов и глобальным управленческим целям.

Организационные принципы построения аппарата государственного управления обеспечивают наиболее рациональный выбор субъектов управленческой деятельности. Исходя из этих принципов и учитывая конкретные социальные и экономические условия, осуществляется распределение компетенции управленческих структур (органов управления). Они должны максимально эффективно распределять управленческую работу и устранить параллелизм в деятельности центральных и местных органов, вышестоящих и низших звеньев аппарата[7, с. 49].

 

Заключение

 

Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.

Особенно  велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают  основным регулятором пропорций  общественного воспроизводства, хозяйственных  отношений, индикатором состояния  экономики. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство  осуществляет свою политику и в условиях рынка.

Ценовая политика – одна из главных составляющих системы маркетинга предприятия. Она  тесно связана с другими элементами комплекса маркетинга и может  быть успешно реализована лишь в  том случае, если вся система функционирует согласованно.

В ценовом механизме следует разделять и выделять две взаимодействующие части. С  одной стороны это сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, с другой - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование, с которым мы знакомы гораздо меньше, чем с ценами, выступает активной, задающей частью всего ценового механизма.

Информация о работе Обоснование цены на предприятии. Методы ценообразования