Нормативно-правовая база ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 15:27, реферат

Описание работы

Действующее законодательство о естественных монополиях и ценовом регулировании концептуально не отвечает современному уровню развития страны, в частности, тем, что в нем, во-первых, отсутствуют инструменты государственного регулирования в переходный период от естественно-монопольных рынков к конкурентным рынкам (здесь имеется в виду конкуренция между сетями, а не конкуренция внутри сети; то есть когда на рынке работает несколько сетевых организаций и они конкурируют друг с другом); во-вторых, механизмы ценообразования осуществляются без учета стандартов качества услуг; в-третьих, не институционализированы отношения с потребителями; в-четвертых, отсутствуют косвенные методы государственного ценообразования. Это приводит к значительным системным ограничениям в реализации структурных реформ и задач повышения качества услуг как обязательной составляющей повышения уровня жизни. Например, в сфере электроэнергетики и железнодорожного транспорта, несмотря на создание новой институциональной среды, конкурентные механизмы так и не запущены, в том числе и из-за сохранения жесткого государственного регулирования.

Файлы: 1 файл

реферат по ценообразовании.docx

— 33.28 Кб (Скачать файл)

если существенно возросла стоимость оборудования и материалов, предоставленных подрядчиком, а  также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть  при заключении договора (п. 6 ст. 709 ГК РФ). При этом подрядчик вправе требовать  увеличения цены;

при возникновении у подрядчика экономии, если заказчик докажет, что  полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ (ст. 710 ГК РФ);

если у заказчика остались неиспользованные материалы (ст. 713 ГК РФ). В этом случае цена может быть снижена с учетом стоимости этих материалов;

при ненадлежащем качестве выполненных работ (ст. 723 ГК РФ).

Формированию, исполнению и  контролю цен на выполнение научно-исследовательских  работ, опытно-конструкторских и  технологических работ в ГК РФ также уделяется особое внимание (ст. 778 ГК РФ). В соответствии с данной статьей цены на продукцию НИОКР  и технологические работы формируются  аналогично ценам, устанавливаемым  в договорах подряда на выполнение работ.

Отдельные вопросы, связанные  с ценами на продукцию государственных  закупок, представлены также в Бюджетном  кодексе Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 71 Кодекса «Закупки товаров, работ и услуг бюджетными организациями» все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда  должны осуществляться исключительно  на основе государственных и муниципальных  контрактов. Естественно, что цены на продукцию, отраженную в таких контрактах, должны формироваться на основе положений  ГК РФ. Если бюджетные организации, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов  РФ и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные  заказчики осуществляют закупки  без заключения контрактов, то они  обязаны вести реестры закупок. Одним из основных условий реестров закупок является цена.

Монопольно низкая цена —  цена приобретаемого товара, устанавливаемая  хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в  целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим  субъектом, занимающим доминирующее положение  на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи  данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством  вытеснения конкурентов с рынка.

Процессы государственного регулирования цен на продукцию  оборонного назначения, поставляемую по государственному заказу, дополнительно  регламентированы следующими документами:

1) Федеральным законом  от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ «О  государственном оборонном заказе»;

2) Указом Президента Российской  Федерации от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по  предотвращению коррупции и сокращению  бюджетных расходов при организации  закупки продукции для государственных  нужд»;

3) Постановлением Правительства  РФ от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации  Федерального закона «О поставках  продукции для федеральных государственных  нужд»;

4) Постановлением Правительства  РФ от 4 ноября 2006 г. № 656 «Об  утверждении Правил определения  начальной цены государственного  контракта при размещении государственного  оборонного заказа путем проведения  торгов, а также цены государственного  контракта в случае размещения  государственного оборонного заказа  у единственного поставщика (исполнителя,  подрядчика)»;

5) Постановлением Правительства  РФ от 3 июня 1997 г. № 660 «О ценах  на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному  оборонному заказу»;

6) Постановлением Правительства  РФ от 25 января 2008 г. № 29 «Об  утверждении Правил формирования  цен на российские вооружение  и военную технику, которые  не имеют российских аналогов  и производство которых осуществляется  единственным производителем»;

7) Письмом Минэкономики  РФ от 17 июля 1995 г. № ИМ-663/02-93 «Основные  виды контрактных цен, применяемых  при заключении государственных  контрактов»;

8) Рекомендациями по формированию  контрактных (договорных) оптовых  цен на продукцию оборонного  назначения, поставляемую по государственному  оборонному заказу (утверждены Постановлением  Правительства РФ от 3 июня 1997 г.  № 660);

9) Инструкцией по формированию  контрактных (договорных) оптовых  цен на продукцию оборонного  назначения, поставляемую по государственному  оборонному заказу (утверждена приказом  Министра экономики Российской  Федерации от 18 декабря 1997 г. №  179, зарегистрирована в Министерстве  юстиции РФ 16 января 1998 г., регистрационный  номер 1455).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Законодательное  регламентирование ценообразовательной  деятельности

 Регулирование системы  свободного ценообразования осуществляется  посредством законодательного регламентирования  ценообразовательной деятельности  участников рынка для ограничения  недобросовестной конкуренции. Данный  метод воздействия государства  на процесс ценообразования заключается  в установлении ряда запретов: на демпинг, недобросовестную  ценовую рекламу, вертикальное, а  также горизонтальное фиксирование  цен.

Запрет на демпинг - это  запрет на продажу товара ниже его  себестоимости с целью устранения конкурентов. На практике данный запрет особенно актуален, если на рынке имеется  лидер, стремящийся вытеснить конкурентов  или не допустить их проникновения  на данный рынок. Кроме того, этот запрет широко применяется в практике международной  торговли, так как он позволяет  предотвратить проникновение на рынок агрессивных импортеров продукции, имеющих низкие издержки производства.

Запрет на недобросовестную ценовую рекламу - это запрет на такую  рекламу, которая создает у потребителей иллюзию снижения цен с целью  привлечения их внимания к товару.

Запрет на вертикальное фиксирование цен - это запрет на диктат цен производителями  посредникам, оптовой и розничной  торговле.

Запрет на горизонтальное фиксирование цен - это запрет на соглашение между несколькими производителями  о поддержании цен продукции  на определенном уровне в случае, если их совокупная доля рынка будет обеспечивать этим производителям доминирующее положение  на нем. Подобное ограничение особенно актуально в условиях олигополистического  рынка. Однако его легко можно  проигнорировать, если, например, предприятия-олигополисты договорятся между собой не о  единой цене, а о единой методике исчисления затрат и определения цены конечной продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Правовое регулирование  ценообразования в сфере естественных  монополий

Естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства) эффективнее в  отсутствие конкуренции, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении  другими товарами, в связи с  чем спрос на товары, производимые субъектами естественных монополий, в  меньшей степени зависит от изменения  цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ (ред. от 4 мая 2006 г.) "О естественных монополиях" <*> (далее - Закон о естественных монополиях)).

В его ст. 4 определены сферы  деятельности субъектов естественных монополий: а) транспортировка нефти  и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам; б) транспортировка  газа по трубопроводам; в) железнодорожные  перевозки; г) услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; д) услуги общедоступной  электрической и почтовой связи; е) услуги по передаче электрической  энергии; ж) услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; з) услуги по передаче тепловой энергии; и) услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей. Перечень является исчерпывающим и может быть изменен  только путем внесения изменений  в сам Закон о естественных монополиях.

Поскольку рынок в данных сферах монополизирован и, следовательно, у его субъектов может возникнуть соблазн диктовать цены на свою продукцию  потребителям, государство в качестве одного из методов регулирования  установило ценовое регулирование  деятельности субъектов естественных монополий, которое в соответствии со ст. 6 Закона о естественных монополиях осуществляется посредством установления тарифов или их предельного уровня. Тарифы должны устанавливаться таким образом, чтобы учесть обоснованные затраты на производство продукции (услуг) такими субъектами с учетом издержек производства (реализации), налоги и другие платежи, стоимость основных производственных средств, потребность в инвестициях для воспроизводства, амортизационные отчисления, прогнозируемую прибыль, удаленность различных групп потребителей от места производства продукции (услуг), соответствие качества производимой продукции (услуг) спросу, а также государственные дотации и другие меры государственной поддержки. То есть при установлении тарифов должны быть в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1999 г. N 1158 "Об обеспечении соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий" <*> соблюдены экономически обоснованные принципы формирования цен на продукцию (услуги) таких субъектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Разработка тарифов в  данной сфере осуществляется на основании  нормативной правовой базы. В каждой отрасли, где действуют субъекты естественных монополий, сложился свой блок законов и иных нормативных  актов. Причем это законодательство постоянно изменяется и отражает поиск государством наиболее эффективных  механизмов управления такими отраслями, создания условий для развития конкурентных начал. Закон о естественных монополиях принимался в условиях, когда у  монополистов не было конкурентов. Вместе с тем к настоящему времени  во многих регионах у них начали появляться конкуренты, состояние рынка  стало меняться, возникла потребность  в развитии локальных рынков электроснабжения, транспорта, связи. Поэтому сейчас назрела  коренная перестройка принципов  и методов государственного регулирования  отраслей сферы естественных монополий.

Действующее законодательство о ценовом регулировании концептуально не отвечает современному уровню развития страны, в частности, тем, что в нем, во-первых, отсутствуют инструменты государственного регулирования в переходный период от естественно-монопольных рынков к конкурентным рынкам (здесь имеется в виду конкуренция между сетями, а не конкуренция внутри сети; то есть когда на рынке работает несколько сетевых организаций и они конкурируют друг с другом); во-вторых, механизмы ценообразования осуществляются без учета стандартов качества услуг; в-третьих, не институционализированы отношения с потребителями; в-четвертых, отсутствуют косвенные методы государственного ценообразования. Это приводит к значительным системным ограничениям в реализации структурных реформ и задач повышения качества услуг как обязательной составляющей повышения уровня жизни. Например, в сфере электроэнергетики и железнодорожного транспорта, несмотря на создание новой институциональной среды, конкурентные механизмы так и не запущены, в том числе и из-за сохранения жесткого государственного регулирования.

Отсутствие разнообразия методов ценового регулирования  не позволяет государственному регулятору гибко подбирать инструментарий с учетом конкретной экономической  ситуации. Основу существующего регулирования  составляют ценовые методы в форме  прямого (жесткого) ценового регулирования, осуществляемого путем установления тарифа конкретному хозяйствующему субъекту по методу "возмещения затрат". В таких условиях регулируемый субъект  заинтересован в повышении издержек производства, а не в их снижении в интересах потребителей. Жесткое  ценовое регулирование не позволяет  создать долгосрочные экономические  стимулы частным инвесторам для  привлечения инвестиций в регулируемые сектора экономики в целях  технического перевооружения и замены изношенных фондов.

Так, например, разработка тарифов в сфере естественных монополий осуществляется на основании нормативной правовой базы. В каждой отрасли, где действуют субъекты естественных монополий, сложился свой блок законов и иных нормативных актов. Причем это законодательство постоянно изменяется и отражает поиск государством наиболее эффективных механизмов управления такими отраслями, создания условий для развития конкурентных начал. Закон о естественных монополиях принимался в условиях, когда у монополистов не было конкурентов. Вместе с тем к настоящему времени во многих регионах у них начали появляться конкуренты, состояние рынка стало меняться, возникла потребность в развитии локальных рынков электроснабжения, транспорта, связи. Поэтому сейчас назрела коренная перестройка принципов и методов государственного регулирования отраслей сферы естественных монополий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Ценообразование: Регулирование ценообразования; Система ценообразования; Отпускные цены, их формирование и применение; Ценообразование во внешне-экономической деятельности и др. : Учебное пособие - 240 с. {Студентам высших учебных заведений} Цены в экономике предприятия; Емельянова Т.И. Мн: Вышэйшая школа `04
  2. Цены и ценообразование.Автор: Под редакцией В. Е. Есипова.Издательство: "Питер".Год издания: 2000 г.Страниц: 466 стр ISBN: 5-8046-0104-0
  3. В.В. Наумов.Ценообразование.Учебный курс (учебно-методический комплекс).Московский институт экономики, менеджмента и права.© Центр дистанционных образовательных технологий МИЭМП, 2010
  4. Консультант Плюс;
  5. Гражданский кодекс РФ.
  6. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» определен перечень товаров и услуг, цены на которые регулируются государством, и порядок их регулирования.
  7. Федеральный закон от17 августа 1995 г. «О естественных монополиях» изложен порядок установления конкретных цен (тарифов) или их предельного уровня на продукцию естественных монополий.
  8. Правовое регулирование ценообразования в сфере естественных монополий. Метелева Ю.А. Журнал российского права, 2012.

Информация о работе Нормативно-правовая база ценообразования