Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 15:27, реферат
Действующее законодательство о естественных монополиях и ценовом регулировании концептуально не отвечает современному уровню развития страны, в частности, тем, что в нем, во-первых, отсутствуют инструменты государственного регулирования в переходный период от естественно-монопольных рынков к конкурентным рынкам (здесь имеется в виду конкуренция между сетями, а не конкуренция внутри сети; то есть когда на рынке работает несколько сетевых организаций и они конкурируют друг с другом); во-вторых, механизмы ценообразования осуществляются без учета стандартов качества услуг; в-третьих, не институционализированы отношения с потребителями; в-четвертых, отсутствуют косвенные методы государственного ценообразования. Это приводит к значительным системным ограничениям в реализации структурных реформ и задач повышения качества услуг как обязательной составляющей повышения уровня жизни. Например, в сфере электроэнергетики и железнодорожного транспорта, несмотря на создание новой институциональной среды, конкурентные механизмы так и не запущены, в том числе и из-за сохранения жесткого государственного регулирования.
если существенно возросла стоимость оборудования и материалов, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора (п. 6 ст. 709 ГК РФ). При этом подрядчик вправе требовать увеличения цены;
при возникновении у подрядчика экономии, если заказчик докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ (ст. 710 ГК РФ);
если у заказчика остались неиспользованные материалы (ст. 713 ГК РФ). В этом случае цена может быть снижена с учетом стоимости этих материалов;
при ненадлежащем качестве выполненных работ (ст. 723 ГК РФ).
Формированию, исполнению и контролю цен на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ в ГК РФ также уделяется особое внимание (ст. 778 ГК РФ). В соответствии с данной статьей цены на продукцию НИОКР и технологические работы формируются аналогично ценам, устанавливаемым в договорах подряда на выполнение работ.
Отдельные вопросы, связанные
с ценами на продукцию государственных
закупок, представлены также в Бюджетном
кодексе Российской Федерации. Так,
в соответствии со ст. 71 Кодекса «Закупки
товаров, работ и услуг бюджетными
организациями» все закупки товаров,
работ и услуг на сумму свыше
2000 минимальных размеров оплаты труда
должны осуществляться исключительно
на основе государственных и
Монопольно низкая цена —
цена приобретаемого товара, устанавливаемая
хозяйствующим субъектом, занимающим
доминирующее положение на товарном
рынке в качестве покупателя, в
целях получения дополнительной
прибыли и (или) компенсации необоснованных
затрат за счет продавца, или цена товара,
сознательно устанавливаемая
Процессы государственного регулирования цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному заказу, дополнительно регламентированы следующими документами:
1) Федеральным законом
от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ «О
государственном оборонном
2) Указом Президента Российской
Федерации от 8 апреля 1997 г. № 305
«О первоочередных мерах по
предотвращению коррупции и
3) Постановлением Правительства
РФ от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации
Федерального закона «О
4) Постановлением Правительства
РФ от 4 ноября 2006 г. № 656 «Об
утверждении Правил
5) Постановлением Правительства
РФ от 3 июня 1997 г. № 660 «О ценах
на продукцию оборонного
6) Постановлением Правительства
РФ от 25 января 2008 г. № 29 «Об
утверждении Правил
7) Письмом Минэкономики
РФ от 17 июля 1995 г. № ИМ-663/02-93 «Основные
виды контрактных цен,
8) Рекомендациями по
9) Инструкцией по формированию
контрактных (договорных) оптовых
цен на продукцию оборонного
назначения, поставляемую по
3. Законодательное
регламентирование
Регулирование системы
свободного ценообразования
Запрет на демпинг - это
запрет на продажу товара ниже его
себестоимости с целью
Запрет на недобросовестную ценовую рекламу - это запрет на такую рекламу, которая создает у потребителей иллюзию снижения цен с целью привлечения их внимания к товару.
Запрет на вертикальное фиксирование цен - это запрет на диктат цен производителями посредникам, оптовой и розничной торговле.
Запрет на горизонтальное
фиксирование цен - это запрет на соглашение
между несколькими
4. Правовое регулирование
ценообразования в сфере
Естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства) эффективнее в отсутствие конкуренции, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ (ред. от 4 мая 2006 г.) "О естественных монополиях" <*> (далее - Закон о естественных монополиях)).
В его ст. 4 определены сферы деятельности субъектов естественных монополий: а) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; б) транспортировка газа по трубопроводам; в) железнодорожные перевозки; г) услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; д) услуги общедоступной электрической и почтовой связи; е) услуги по передаче электрической энергии; ж) услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; з) услуги по передаче тепловой энергии; и) услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей. Перечень является исчерпывающим и может быть изменен только путем внесения изменений в сам Закон о естественных монополиях.
Поскольку рынок в данных
сферах монополизирован и, следовательно,
у его субъектов может
Заключение
Разработка тарифов в данной сфере осуществляется на основании нормативной правовой базы. В каждой отрасли, где действуют субъекты естественных монополий, сложился свой блок законов и иных нормативных актов. Причем это законодательство постоянно изменяется и отражает поиск государством наиболее эффективных механизмов управления такими отраслями, создания условий для развития конкурентных начал. Закон о естественных монополиях принимался в условиях, когда у монополистов не было конкурентов. Вместе с тем к настоящему времени во многих регионах у них начали появляться конкуренты, состояние рынка стало меняться, возникла потребность в развитии локальных рынков электроснабжения, транспорта, связи. Поэтому сейчас назрела коренная перестройка принципов и методов государственного регулирования отраслей сферы естественных монополий.
Действующее законодательство о ценовом регулировании концептуально не отвечает современному уровню развития страны, в частности, тем, что в нем, во-первых, отсутствуют инструменты государственного регулирования в переходный период от естественно-монопольных рынков к конкурентным рынкам (здесь имеется в виду конкуренция между сетями, а не конкуренция внутри сети; то есть когда на рынке работает несколько сетевых организаций и они конкурируют друг с другом); во-вторых, механизмы ценообразования осуществляются без учета стандартов качества услуг; в-третьих, не институционализированы отношения с потребителями; в-четвертых, отсутствуют косвенные методы государственного ценообразования. Это приводит к значительным системным ограничениям в реализации структурных реформ и задач повышения качества услуг как обязательной составляющей повышения уровня жизни. Например, в сфере электроэнергетики и железнодорожного транспорта, несмотря на создание новой институциональной среды, конкурентные механизмы так и не запущены, в том числе и из-за сохранения жесткого государственного регулирования.
Отсутствие разнообразия
методов ценового регулирования
не позволяет государственному регулятору
гибко подбирать инструментарий
с учетом конкретной экономической
ситуации. Основу существующего регулирования
составляют ценовые методы в форме
прямого (жесткого) ценового регулирования,
осуществляемого путем
Так, например, разработка тарифов в сфере естественных монополий осуществляется на основании нормативной правовой базы. В каждой отрасли, где действуют субъекты естественных монополий, сложился свой блок законов и иных нормативных актов. Причем это законодательство постоянно изменяется и отражает поиск государством наиболее эффективных механизмов управления такими отраслями, создания условий для развития конкурентных начал. Закон о естественных монополиях принимался в условиях, когда у монополистов не было конкурентов. Вместе с тем к настоящему времени во многих регионах у них начали появляться конкуренты, состояние рынка стало меняться, возникла потребность в развитии локальных рынков электроснабжения, транспорта, связи. Поэтому сейчас назрела коренная перестройка принципов и методов государственного регулирования отраслей сферы естественных монополий.
Литература
Информация о работе Нормативно-правовая база ценообразования