Контрольная работа по "Ценообразованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:36, контрольная работа

Описание работы

Цена является одной из важнейших и наиболее сложных экономических категорий товарного производства. Цена как экономическая категория отражает экономические отношения между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем товара по поводу его производства и реализации. Существует несколько теоретических подходов к объяснению экономической сущности (природы) цены. Наиболее разработанными являются два подхода. Первый подход можно определить как производственный (затратный), а второй как непосредственно рыночный (полезностный).

Содержание работы

1.Система цен…………………………………………………………………3
2.Понятие и факторы рыночного предложения…………………………..17
3.Задача 9 ……………………………………………………………………23
4. Практическое задание……………………………………………………25
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная по ценообразованиюМОЯ.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

Договорная (рыночная) цена готового объекта устанавливается  на договорной основе между потребителем (заказчиком) и собственником на уже готовый объект.

Тарифы  на услуги обслуживают экономические связи между производителями и потребителями услуг. Тарифы на услуги представляют собой плату за выполнение конкретных работ. Организации и население наряду с материальными ценностями приобретают и всевозможные услуги. Услуги выступают в форме конкретной трудовой деятельности (транспортные услуги, ремонт, коммунальные услуги и др.). Реализация услуг осуществляется по особым ценам, которые называются тарифами на услуги. Тарифы на услуги, предоставляемые организациям, по экономическому содержанию близки к оптовым (отпускным) ценам, а населению — к розничным ценам.

Внешнеторговые  цены обслуживают экспортный и импортный обороты страны. Исходя из этого, внешнеторговые цены делятся на экспортные и импортные цены. По экспортным ценам отечественные производители вывозят товар для его реализации за пределы страны. По импортным ценам товар поставляется из-за рубежа для потребления в стране ввоза. Внешнеторговые цены формируются на основе мировых цен. Экспортные и импортные цены являются контрактными ценами (ценами международных контрактов).

 

Виды цен  в зависимости от степени (жесткости)

государственного  регулирования цен

На уровень, структуру  и динамику цен воздействуют рынок (все его участники) и государство. Государство вмешивается в рыночное ценообразование путем определенного регулирования цен. Степень воздействия государства на цены и заставляет условно классифицировать их на три вида: свободные (рыночные); жестко регулируемые цены; косвенно регулируемые цены.

Свободные (рыночные) цены характеризуются тем, что они  формируются под воздействием рыночных факторов (рыночной конъюнктуры). На формирование свободных цен не оказывает прямого  непосредственного воздействия государство.

Жестко регулируемые цены — это такие цены, уровень, динамика и структура которых  подвержена непосредственному прямому  влиянию государства. Изменение  регулируемых цен осуществляется либо непосредственно государством, либо другими участниками рынка, но по методике, устанавливаемой государством. К способам жесткого прямого государственного регулирования цен относятся:

  • установление жестко фиксированных цен, по которым должна реализовываться продукция. Для рыночной экономики данный способ не адекватен, поэтому он применяется редко;
  • установление верхнего предела цены. Этот способ применим для борьбы с монопольно высокими ценами и решения проблем с ценами на социально важные товары;
  • установление нижнего предела цен. Этот способ способствует сокращению производства контрафактной продукции (в основном низкого качества, к примеру, на водку), стимулированию развития малого и среднего бизнеса;
  • определение уровня посреднических наценок;
  • предварительное уведомление производителей и потребителей об изменении цены и ее элементов. К примеру, заранее объявленное повышение ввозных пошлин на конкретные импортные изделия, и др.

Косвенно регулируемые цены — это цены, на которые государство  оказывает воздействие косвенными методами. К ним относятся: налоговая, кредитная, амортизационная, внешнеторговая политики государства, политика в области заработной платы и пенсионного обеспечения и др.

Следует отметить, что  ни в одной стране нет полностью  свободных от государственного регулирования  цен. В то же время нет и чисто регулируемых государством цен, свободных от воздействия рыночных факторов. Все цены являются следствием воздействия как рыночных факторов, так и государства. Только степень их воздействия на разные товары различна.

 

Виды цен  в зависимости от стадий ценообразования

 

Движение товаров от производителя к потребителю  опосредуется конкретными видами цен, дифференцированными в зависимости  от наличия образующих эти цены элементов. В зависимости от этой классификации (стадий ценообразования) можно выделить следующие виды цен:

  • оптовая цена изготовителя;
  • оптовая (отпускная) цена изготовителя;
  • оптовая (отпускная) цена закупки;
  • розничная цена.

Эти виды цен количественно  связаны между собой: на последующей  стадии цена становится выше, чем на предыдущей.

В таблице 1 представлена схема формирования цен в зависимости от стадий ценообразования.

 

Таблица 1 – Структурно-логическая схема цены

 

Основные элементы конечной (розничной) цены

Затраты на производство и реализацию

Прибыль изготовителя

НДС и акциз, уплачиваемые изготовителем

Цена за посреднические услуги

Цена за услуги розничной  торговли

Затраты посреднической организации

Прибыль посреднической организации

НДС, уплачиваемый посреднической организацией

Затраты торговой организации

Прибыль торговой организации

НДС, уплачиваемый торговой организацией

Оптовая цена изготовителя

 

Оптовая (отпускная) цена изготовителя

 

Оптовая (отпускная) цена закупки

 

Розничная цена


 

Виды цен в зависимости  от базисных условий

 поставки  товаров

 

Оптовые (отпускные) цены подразделяются на два вида в зависимости  от того, где происходит их окончательное  формирование: в местах производства (пунктах отправления) или в местах потребления (пунктах назначения). Такое  деление вызвано в основном оплатой  расходов по перемещению продукции от производителя к потребителю. На практике это проявляется в системе франкирования цен. «Франко» означает, до какого пункта (места) продвижения продукции от изготовителя (продавца) до потребителя (покупателя) транспортные расходы включены в состав цены. Если покупатель приобретает продукцию со склада изготовителя (продавца), то базисными условиями поставки считаются «франко-склад поставщика». А цена покупки определяется как оптовая (отпускная) цена изготовителя, в которую включены затраты на доставку товара до склада изготовителя.

Наибольшее распространение  на практике получили два вида оптовых (отпускных) цен в зависимости  от «франко». Это — цена франко-станция (пристань) отправления и франко-станция (пристань) назначения.

Цена франко-станция (пристань) отправления показывает, что в цену включены расходы по транспортировке только до станции (пристани) отправления. Все остальные транспортные расходы по доставке товара оплачивает покупатель сверх цены.

Цена франко-станция (пристань) назначения означает, что в цену включены все транспортные расходы вплоть до станции (пристани) назначения.

Более подробно дифференциация цен в зависимости от франко приведена  в табл. 2.

Таблица 2 – Дифференциация цен в зависимости от расходов на транспортировку товара

Расходы по перевозке  товара

Виды цен в зависимости  от условий «франко»

Франко-склад поставщика

Франко-станция отправления

Франко-вагон станция  отправления

Франко-вагон станция  назначения

Франко-станция назначения

Франко-склад потребителя

Расходы по доставке товара на склад изготовителя

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Расходы по доставке товара до станции отправления

 

Х

Х

Х

Х

Х

Расходы по погрузке товара в вагоны

   

Х

Х

Х

Х

Расходы по доставке товара до станции назначения

     

Х

Х

Х

Расходы по выгрузке товара из вагона на станции назначения

       

Х

Х

Расходы по доставке товара до склада потребителя

         

Х


 

При прочих равных условиях наибольшей ценой в зависимости  от условий поставки является цена «франко- склад поставщика», а наименьшей «франко-склад изготовителя».

При выборе того или иного  вида франкировки изготовители (продавцы) и потребители (покупатели) приходят к компромиссному решению, которое  в той или иной степени отвечает их экономическим интересам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Понятие и  факторы предложения

Понятие предложения

Рыночная ситуация складывается под влиянием двух экономических  категорий: спроса и предложения. Покупатели для удовлетворения собственных потребностей и под влиянием предпочтений вынуждены приобретать на рынке те или иные товары или услуги. Однако их возможности ограничены поведением фирм-производителей, которые непосредственно осуществляют поставку на рынок востребованного продукта.

Предложение на рынке  товаров и услуг характеризуется  объемом товарной продукции, которую  производители, посредники или продавцы готовы выставить на продажу по различным альтернативным ценам в рамках одного временного промежутка. Величина предложения на рынке, его структура непосредственно определяется потребительским спросом, т. е. желанием покупателя приобрести именно данный тип товара для текущего или будущего потребления, а также уровнем доходности или платежеспособности экономического субъекта.

Объем предложения у  каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товара, придержат часть его на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товара. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, то производители постараются увеличить предложение товара, попытаются сбыть даже бракованные изделия.

Предложение товаров  на рынке во многом зависит от издержек производства — производственных затрат, которые многие экономисты определяют как важнейший фактор, воздействующий на предложение.

Объясняется это следующим. Производитель, если на него не оказывается экономического давления, действует, соблюдая свои собственные интересы, т.е. стремится максимизировать получаемую им прибыль (разницу между выручкой от реализации и затратами на производство). Это означает, что, принимая решение об объеме производства для предложения на рынке, производитель всякий раз выбирает такой объем производства, который обеспечивает ему наибольшую прибыль. На первый взгляд кажется, что увеличение объема производства ведет к увеличению выручки (валового дохода). Но оказывается, что каждая фирма имеет пределы своего роста. Рост фирмы и, следовательно, предложения на рынке за этими пределами ведет к увеличению издержек производства, например таких, как транспортные расходы, затраты на управление производством и реализацию продукции из-за возросших трудностей и т.д.

На объем предложения, кроме самого товара, оказывают влияние  и такие факторы, как цены взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров, уровень  технологии, деятельность государства, налоги, перспективные ожидания, степень монополизации производства и рынка и т.д.

Цены ресурсов оказывают  непосредственное влияние на издержки производства и через них на объем  предложения. Но величина затрат на ресурсы  в экономическом смысле не тождественна сумме денежных издержек производства. Ресурсы, как правило, имеют несколько возможных сфер применения, поэтому экономист стремится учесть все альтернативные способы применения ресурсов. Например, фермер, который арендует участок земли и сталкивается с вопросом: что на этой земле выращивать — яблоки или пшеницу. Известно, что один гектар земли, отведенный под яблоки, приносит доход в 2 раза больший, чем тот же гектар, отведенный под пшеницу. Нетрудно догадаться, какой выбор сделает фермер. Но если он все же выбрал пшеницу, то в его издержки включается вся сумма упущенного им дохода от возможного использования земли под яблоки. Таким образом, в качестве затрат на ресурс включается и денежная выручка от наиболее выгодного из альтернативных способов использования ресурса.

На микроуровне говорят  об индивидуальном предложении (отдельных  производителей на частном, отдельном  рынке) и рыночном предложении (суммарное  предложение всех продавцов для  каждой цены товара).

Технический прогресс приводит к снижению затрат на производство и последующему увеличению объема предложения.

В соответствии с вышеизложенным получается, что закон предложения  отражает прямую зависимость между  объемами производства и уровнем  установленных рыночных цен. Иными  словами, если цены на рынке товаров и услуг, факторов производства, финансовом рынке и пр. планомерно растут вверх, производитель автоматически принимает решение производить и поставлять на рынок для реализации все больший объем продукции, работ, услуг.

На величину предложения оказывают влияние два вида факторов:

1) ценовые факторы.

Они неразрывно связаны  с процессом ценообразования, будь то цены на готовую продукцию или  на первичное сырье, которое идет на ее изготовление. Соответственно, если общий уровень рыночных цен невысок, это будет сопровождаться большими издержками производителей, особенно если цены на ресурсы и факторы производства слишком высоки. В этом случае выручка от продажи произведенной продукции будет практически вся уходить на покрытие издержек и уплату налогов;

          2) неценовые факторы:

Информация о работе Контрольная работа по "Ценообразованию"