Контрольная работа по "Ценообразованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 04:39, контрольная работа

Описание работы

По Смиту сущность конкурентного поведения производителей составляло "честное"- без сговора - соперничество производителей посредством, как правило, ценового давления на конкурентов .Не соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену, является ключевым моментом в современной трактовке понятия конкуренции.
3. Задача Рассчитать договорную цену на научно-техническую продукцию (её нижний и верхний предел), если известно: - расчётная себестоимость научно-технической продукции - 150 000 руб.; - расчётная рентабельность (к себестоимости) - 30%: Данные для расчёта интегрального эффекта: -Кз = 0,3; инновационный период - 4 года; ставка дисконта — 8%.

Содержание работы

1. Основные модели рынков…………………………………………….3
2. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности………..9
3. Задача…………………………………………………………………..15
Список литературы……………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

Ценообразование.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по предмету

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Вариант № 6

 

 

 

 

                                                                        

                                  

 

 

 

 

 

Содержание

1. Основные  модели  рынков…………………………………………….3

2. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности………..9

3. Задача…………………………………………………………………..15

Список литературы……………………………………………………..17

 

 

 

1. Основные  модели  рынков

 

    В  зависимости  от  соотношения  между  количеством   производителей   и

количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:

   1.    Большое  количество   самостоятельных   производителей   некоторого

однородного  товара  и  масса  обособленных  потребителей  данного   товара. Структура связей такова, что каждый потребитель, в принципе,  может купить товар у любого производителя, сообразуясь с собственной  оценкой  полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного  товара. Каждый производитель может продать  товар  любому  потребителю,  сообразуясь только с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает  какую-либо существенную долю общего  спроса.  Данная  структура  рынка  называется полиполией и порождает, так называемую, совершенную конкуренцию .

   2.    Огромное  число  обособленных  потребителей  и   малое   количество

производителей, каждый из  которых  может  удовлетворить  значительную  долю общего спроса. Такая структура  называется  олигополией,  и  порождает,  так называемую, несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной  структуры, когда   массе   потребителей   противостоит   единственный    производитель, способный удовлетворить общий спрос  всех потребителей, является  монополия. В   случае,   когда   рынок    представлен   относительно   большим   числом производителей,  предлагающих гетерогенную  (разнородную)  продукцию,   то говорят о монополистической конкуренции .

   3.    Единственный  потребитель  товара   и   множество   самостоятельных

производителей.  При  этом  единый  потребитель   приобретает   весь   объем

предложения товара, который  поставляется  всем  множеством  производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции,  называемый монопсонией (монополия спроса).

4.    Структура  взаимосвязей, где  единому  потребителю противопоставляется единственный  производитель  (двусторонняя  монополия),вообще  не   является конкурентной, но также не является и рыночной.

     По Смиту  сущность  конкурентного  поведения  производителей  составляло "честное"- без сговора -  соперничество  производителей  посредством  ,  как правило , ценового давления на конкурентов .Не соперничество в  установлении цены , а отсутствие возможности влиять на цену , является ключевым  моментом в современной трактовке понятия конкуренции.

   Рассмотрим подробнее основные из вышеперечисленных рыночных структур.

Полиполия  (совершенная  конкуренция)

     Большое число продавцов и покупателей одного и того же  товара.  Изменения в цене какого-либо продавца вызывают соответствующую  реакцию  только  среди покупателей, но не среди других продавцов.

   Рынок  открыт для каждого. Рекламные  компании не так важны и   обязательны, т.к на продажу предлагаются только  гомогенные  (однородные)  товары,  рынок прозрачен  и  отсутствуют  какие-либо  предпочтения.  На  рынке  с подобной структурой цена - это заданная величина. На основании вышеизложенного  можно вывести следующие варианты поведения участников рынка.

   Акцептант  цены. Хотя цена и  формируется  в  процессе  конкуренции  среди всех участников рынка,  но  в  то  же  время отдельно  взятый  продавец  не оказывает никакого прямого влияния на цену. Если продавец запрашивает  более высокую цену, все покупатели сразу же переходят к его конкурентам,  так  как в условиях совершенной конкуренции каждый  продавец  и  покупатель  обладают полной  и правильной информацией о цене, количествах  продукта,  затратах  и спросе на рынке

   Если  же продавец запрашивает более  низкую  цену,  то  он  окажется  не  в

состоянии удовлетворить  весь спрос, который будет ориентирован  на него,  в силу его незначительной доли на рынке,  при этом прямого влияния на цену  со стороны этого конкретного продавца не происходит. Если  покупатели  и  продавцы  поступают  одинаковым  образом,  то   они

оказывают влияние  на цену.

   Регулятор  количества. Если продавец вынужден согласиться с преобладающими на рынке ценами, то он может  приспособиться  к  рынку  путем  регулирования объема своих продаж. В этом случае  он  определяет  количество,  которое  он намерен продать по заданной цене. Покупателю также остается  лишь  выбрать, сколько он захочет получить по заданной цене.

   Условия  совершенной конкуренции определяются  следующими предпосылками:

- большое количество  продавцов и покупателей , ни  один из которых  не  имеет заметного влияния на рыночную цену и количество товара;

- каждый продавец  производит  однородный  продукт  ,  который  ни  в  каком отношении не отличим огт продукта других продавцов;

-  барьеры  для входа на рынок в долгосрочном  аспекте либо  минимальны,  либо вообще отсутствует;

-  никаких  искусственных ограничений спроса, предложения или цены не существует и ресурсы - переменные факторы производства – мобильны;

-  каждый  продавец и покупатель владеет  полной и  правильной  информацией   о цене , количествах продукта , затратах и спросе на рынке.

    Нетрудно  видеть, что  ни  один  реальный  рынок  не  удовлетворяет   всем

перечисленным  условиям.Поэтому  схема  совершенной  конкуренции   имеет   в основном теоретическое значение. Однако  она  является  ключем  к  пониманию более реальных рыночных структур . И в этом ее ценность.

   Для участников  рынка  в  условиях  совершенной   конкуренции  цена  -  это

заданная величина. Поэтому продавец  может  лишь  решать,  какое  количество товара  он  захочет  предложить  по  данной  цене.  Это  означает,  что   он одновременно акцептант цены и регулятор количества.

Монополия

     Один  продавец  противостоит  многим  покупателям,  причем  этот  продавецявляется единственным  производителем продукта,  не  имеющего,  к  тому  же, близких  товаров-заменителей.  Такая модель  имеет следующие   характерные черты:

    а)  продавец  является  единственным   производителем   данного   товара

(продукта);

   б) реализуемый  продукт уникален в том смысле, что нет его заменителей;

   в) монополист  обладает рыночной властью, контролирует цены,  поставки  на рынок (монополист является законодателем  цены,  т.е.  монополист  назначает цену  и  покупатель  при  заданной  монопольной  цене  может  решать,  какое количество товара он может закупить, но в большинстве случаев монополист  не может назначать произвольно высокую  цену,  т.к  по  мере  роста  цен  спрос снижается, а при падающих ценых спрос возрастает);

   г) на  пути  входа  в  рынок  монополистом  устанавливаются непреодолимые барьеры  для  конкурентов  -  как естественного,   так   и   искусственного происхождения, примерами естественных монополий  могут  служить  предприятия  общественного пользования - электрические и газовые компании,  предприятия  водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия. К искусственным  барьерам  относятся

патенты и  лицензии,  предоставляемые  некоторым  фирмам  на  исключительное право функционировать на данном рынке

Монополистическая  конкуренция

     Относительно большое число производителей  предлагает   похожую,  но  не идентичную продукцию, т.е. на  рынке  присутствуют  гетерогенные  товары.  В условиях  совершенной   конкуренции   фирмы   производят   стандартизованную (однородную)   продукцию,   в   условиях    монополистической    конкуренции производится  дифференцированная   продукция.   Дифференциация   затрагивает прежде всего качество продукта  или  услуг,  благодаря  чему  у  потребителя складываются ценовые предпочтения.  Продукция  может  быть  дифференцирована также по условиям послепродажного обслуживания  (  для  товаров  длительного

использования), по близости к покупателям, по интенсивности  рекламы и т.п.

   Таким  образом, фирмы на рынке монополистической   конкуренции  вступают  в соперничество не только (  и  даже  не  столько)  через  цены,  но  и путем всемирной дифференциации продукции и услуг.  Монопольность  в  такой  модели заключается в том, что каждая  фирма  в  условиях  дифференциации  продукции обладает в некоторой мере монопольной властью над своим товаром;  она  может повышать и понижать цену на него вне зависимости  от  действий  конкурентов, хотя  эта власть  и ограничивается  наличием  производителей   аналогичных товаров. Кроме того на монополистических рынках наряду с мелкими и  средними

достаточно  крупные фирмы.

    При   такой  модели  рынка фирмы стремятся   расширять   свою   область

предпочтений  путем индивидуализации своей продукции. Это  происходит  прежде всего с помощью товарных знаков, наименований и рекламной компании,  которые однозначно выделяют различия товаров.

    Монополистическая конкуренция отличается  от  совершенной полиполии по следующим признакам:

     - на совершенном рынке продаются  не гомогенные, а гетерогенные  товары;

     - для участников рынка нет полной  прозрачности рынка, и  они   действуют

не всегда в соответствии с экономическими принципами;

     - предприятия  стремятся  расширить   свою  область  предпочтений  путем

индивидуализации  своей продукции;

     - доступ к рынку для новых  продавцов при монополистической   конкуренции затруднен в силу наличия предпочтений.

Олигополия

     Немногочисленность участников конкуренции - когда относительно малое  (в пределах десятка)  число фирм  господствует  на  рынке  товаров  или  услуг. Примеры  классических  олигополий:  "большая  тройка"  в  США  -   "Дженерал моторз", "Форд", "Крайслер".

    Олигополии  могут производить как однородные,  так  и дифференцированные товары.  Однородность   чаще   всего   преобладает   на   рынках   сырья   и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента  и  т.д.;  дифференциация  -  на рынках потребительских товаров.

    Немногочисленность  фирм способствует их  монополистическим   соглашениям: по  установлению  цен,  разделу  или  распределению  рынков  или  по  другим способам ограничения конкуренции между ними. Доказано,  что  конкуренция  на олигополистическом рынке тем  интенсивней,  чем  ниже  уровень  концентрации производства (большее число фирм), и наоборот.

    Важную  роль в характере конкурентных  отношений  на  таком  рынке   играют объем и структура  той  информации  о  конкурентах  и  об  условиях  спроса, которой  фирмы  располагают:   чем   такой   информации   меньше, тем   наиболее конкурентным будет поведение  фирмы.  Основное  отличие  олигополистического рынка от рынка совершенной конкуренции  связано с  динамикой  цен.  Если  на совершенном рынке они пульсируют непрерывно и бессистемно в  зависимости  от колебаний  спроса  и  предложения,  то  при  ологополии  имеют  тенденцию  к устойчивой фиксации и изменяются не так  часто.  Типично  т.н.  лидерство  в ценах, когда их преимущественно диктует одна  ведущая  фирма,  остальные  же олигополисты  следуют   за  лидером.   Доступ  к   рынку   новым   продавцам затруднен. В случае соглашения олигополистов по поводу цен, конкуренция  все больше смещается в направлении качества, рекламы и индивидуализации.

2. Ценообразование  во внешнеэкономической деятельности

 

В условиях рыночной экономики  и неизбежной конкуренции вопросы  формирования цен и позиционирования товаров на рынке по тем или  иным исходным ценам приобретают  все большее значение. Правильно проводимая ценовая политика может позволить фирме-производителю увеличить объем продаж, максимизировать прибыль, достичь эффективности всей производственно-сбытовой деятельности. Ошибки в определении уровней цен и их изменений приводят к отрицательным последствиям, которые вряд ли поддаются исправлению.

Цена и ценообразование - центральные элементы рыночной экономики являющиеся важнейшими понятиями, характеризующими количественные отношения при совершении сделки купли-продажи.

Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров. В цене в равной степени отражаются интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей.

Принципиальное отличие  рыночного ценообразования заключается  в том, что цены устанавливаются  здесь в соответствии со спросом  и предложением непосредственно собственником или производителем товара и услуги. Государственные органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Прерогативой государства становится установление «правил игры», общих подходов к ценообразованию. Перечень товаров, реализуемых по государственным ценам, определяется законодательством. Государственное регулирование цен допускается на продукцию предприятий-монополистов, товары, работы и услуги, от которых зависят масштаб цен в экономике и социальная защищенность отдельных групп населения.

Для международной торговли характерно возникновение и существование особой системы цен ,так называемых мировых цен.

Цена товара в международной  торговле - величина неустойчивая. На нее  влияет множество факторов, поэтому  предприятия считают, что для успеха на внешнем рынке необходимо разрабатывать оптимальную ценовую политику и постоянно проверять ее эффективность, изменяя по мере необходимости. При разработке ценовой политики приходится отвечать на множество вопросов, например: какое место занимает цена среди средств конкурентной борьбы на каждом из рынков, на которых действует предприятие; может ли предприятие выдержать роль «ценового лидера» или должно следовать за другим лидером; т.е. выиграет ли предприятие ценовую войну; какой должна быть ценовая политика в отношении новых товаров: как должна меняться цена в зависимости от жизненного цикла товара; должна ли быть базисная цена единой для всех стран, с которыми ведется торговля, или возможны разные базисные цены?

Для современной мировой экономики характерна множественность цен, которая заключается в том, что на одинаковые товары устанавливаются разные цены. Причинами множественности цен являются протекционизм, таможенные и другие барьеры. Создание особых торговых и валютных зон приводит к дифференциации цен на одни и те же товары в мировой торговле. Если по одним сырьевым товарам мировые цены определяются уровнем цен стран-экспортеров или стран-импортеров, то по другим - уровнем цен бирж, аукционов и пр. При определении цен готовых изделий решающую роль играют ведущие фирмы, выпускающие и экспортирующие определенные типы и виды этих изделий. Мировая цена является выражением мировой цены производства, складывающейся на мировом рынке. Под влиянием конкуренции сначала выравниваются нормы прибыли на капитал внутри той или иной страны и формируются национальные цены производства. Затем из национальных цен производства отдельных стран, вывозящих на мировые рынки одинаковые или сходные товары, образуется интернациональная цена производства, лежащая в основе мировой цены.

Информация о работе Контрольная работа по "Ценообразованию"