«История возникновения и этапы развития экономической теории»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 08:29, реферат

Описание работы

Основы экономической теории

Содержание работы

Экономика как наука……………………………………………………………………………………………………….3

Основные этапы развития экономической теории…………...…………………………………….………4

Меркантилизм………………………………………………………………………………………………………….…….…4

Классическая политическая экономия…………….………………...................................................................5

Марксистская политическая экономия……………………………...................................................................9

Экономикс: неоклассики и кейнсианцы………………………………………………………………………....12

Литература……………………………………………………………………………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

экономич теория.docx

— 41.44 Кб (Скачать файл)

   Исходя  из этого, А. Смит выступал за естественную свободу человека в обществе, за его индивидуальную активность без государственного контроля. В условиях свободного предпринимательства и свободной конкуренции, по мнению классика, ресурсы общества используются самым рациональным и эффективным образом. Что же касается государства, то оно должно лишь охранять порядок в обществе, но не вмешиваться в дела промышленников и купцов.

   Смит  снял с себя бремя доказательств  и создал постулат: децентрализованная, атомистическая конкуренция в определенном смысле обеспечивает “максимальное  удовлетворение потребностей”. Несомненно, Смит дал глубокий смысл своей  доктрине “максимального удовлетворения потребностей”. Он показал, что:

   1. Свободная конкуренция стремиться  приравнивать цены к издержкам  производства, оптимизируя распределение  ресурсов внутри этих отраслей;

   2. Свободная конкуренция на рынках  факторов производства стремится  уравнивать чистые преимущества  этих факторов во всех отраслях  и тем самым устанавливает  оптимальное распределение ресурсов  между отраслями.

   Смит не говорил о том, что различные факторы будут в оптимальных пропорциях сочетаться в производстве или что товары будут оптимально распределяться между потребителями. Он не говорил и о том, что экономия от масштаба и побочные эффекты производства нередко мешают достижению конкурентного оптимума, хотя существо этого явления отражено в его рассуждениях об общественных работах. Но он действительно сделал первый шаг к теории оптимального распределения данных ресурсов в условиях совершенной конкуренции.

   Следует заметить, что его собственная  вера в преимущества “невидимой руки”  меньше всего связана с соображениями  об эффективности распределения  ресурсов в статических условиях совершенной конкуренции. Децентрализованную систему цен он считал желательной  потому, что она дает результаты в динамике: расширяет масштабы рынка, умножает преимущества, связанные с  разделением труда, - одним словом, работает, как мощный мотор, обеспечивающий накопление капитала и рост доходов.

   Смит  не довольствовался декларацией, что  свободная рыночная экономика обеспечивает наилучшее устройство жизни. Он уделяет  очень много внимания точному  определению той институциональной  структуры, которая гарантировала  бы наилучшую работу рыночных сил.

   Он  понимает, что:

   - личные интересы могут в равной  мере, и препятствовать, и способствовать  росту благосостояния общества;

   - рыночный механизм установит  гармонию только тогда, когда  он включен в соответствующие  правовые и институциональные  рамки.

   Классическая  школа относится к числу зрелых направлений экономической мысли, оставивших глубокий след в истории  экономических учений. Экономические  идеи классической школы не потеряли своего значения до наших дней. Классическое направление зародилось в XVII веке и  расцвело в XVIII и в начале XIX века. Величайшая заслуга классиков состоит  в том, что они поставили в  центр экономики и экономических  исследований труд как созидательную  силу и стоимость как воплощение ценности, положив тем самым начало трудовой теории стоимости. Классическая школа стала провозвестницей  идей экономической свободы, либерального направления в экономике. Представители  классической школы выработали научное  представление о прибавочной  стоимости, прибыли, налогах, земельной ренте. В недрах классической школы, по сути, зародилась экономическая наука.

Марксистская  политическая экономия.

   Основоположник  этой теории немецкий экономист и  социолог Карл Маркс (1818 - 1883), его соратник Фридрих Энгельс (1820 - 1895) и их последователи открыто заявили о своей теоретической защите интересов рабочего класса, поэтому их экономическое учение часто называют пролетарской политической экономией.

   Марксистская  политическая экономия - направление  экономической мысли, в основе которого лежит теория прибавочной стоимости  и принцип планомерного развития экономики. К.Маркс в своей теории подробно рассматривает следующие экономические понятия.

   Товар — некая вещь, которая участвует в обмене. Постепенно предметы начинают производить преимущественно для обмена, а не для личного потребления. Товар становится всеобщей формой производственных отношений, которая генетически развивается в капитал — основное производственное отношение, характеризующее сущность капиталистического способа производства. Любой товар имеет две стороны: потребительную ценность и меновую ценность. Потребительная стоимость (ценность для потребителя) означает свойство вещи удовлетворять человеческую потребность того или иного рода (еда удовлетворяет голод, одежда согревает). Потребительная стоимость одного товара не идентична потребительной стоимости другого товара. Меновая стоимость - возможность вещей в той или иной пропорции обмениваться на другие. Она присуща лишь товарам. Меновые стоимости различных товаров однородны и отличаются друг от друга лишь количественно. Точно также, массы (вес) совершенно разных предметов по сути однородны и отличаются лишь количественно. Товары уравниваются между собой в процессе обмена на основании труда, необходимого для производства товаров. Стоимость является выражением абстрактного человеческого труда, измеряется количеством этого труда, т.е. часами рабочего времени. Маркс делит человеческий труд на конкретный и абстрактный.

   Конкретный  труд:

   - Разновидность конкретной деятельности, необходимой для производства  конкретной вещи, которая обладает  полезностью (потребительной стоимостью)

  - Отличается  от других видов труда, производящих  другие вещи и напрямую с  ними не сопоставляется

  - Не  связан ни с какой исторически  обусловленной организацией труда  и правом собственности

  - Может  осуществляться лишь в соединении  с силами природы и опираясь  на них

  Абстрактный труд:

  - Качественно  однородный человеческий труд, обезличенный  и сопоставимый с трудом другого  человека

  - Происходит  в виде физиологической затраты  человеческой рабочей силы

   - Является источником стоимости,  которая проявляется исключительно  в процессе эквивалентного обмена. В обществе, функционирующем на  базе неэквивалентного обмена  стоимость не проявляется, труд  не принимает абстрактной формы.

   Деньги.

   Функции денег:

   - мера стоимостей (выражение стоимостей товаров как качественно одинаковых и количественно сравнимых);

   - средства обращения (Кругооборот товара Товар — Деньги — Товар),

   - средство накопления (параллельно движущимся денежным потокам существуют и денежные резервы и постоянно происходят переливы из одних в другие),

   - средство платежа (кредит, который создает возможность распоряжаться ресурсами, которые не только ещё не превращены в деньги, но часто и не произведены).

   - средство накопления сокровищ.

   - всемирные деньги (опосредование мировой торговли).

   Прибавочная стоимость.

     В основе исследований К. Маркса - утверждение Смита о том, что  в основе стоимости всех товаров  лежит количество труда, затраченное  на их производство. Маркс создал  стройную и непротиворечивую  теорию, описывающую законы функционирования  и развития капиталистической  системы хозяйства. Он разрешил  противоречие, которое поставило  в тупик основателей классической  политэкономии: поскольку стоимость  создается только трудом, прибыль  капиталиста есть результат присвоения  продукта труда рабочих. Английская  классическая школа не могла  объяснить происхождение прибыли  без признания нарушения закона  стоимости: если капиталист покупает  труд рабочего по стоимости,  прибыль невозможна; если она  существует, значит труд покупается  ниже стоимости. Иначе говоря, проблема была в том, что  рабочий получает стоимость меньшую,  чем производит своим трудом  и отсюда делает вывод, что  либо нарушается основной закон  товарного производства (эквивалентность  обмена), либо в создании стоимости  наряду с трудом принимают  участие другие факторы. Маркс  предлагает такое решение: капиталист  покупает не труд, а рабочую  силу, т.е. способность трудиться.  Как и любой другой товар,  она имеет стоимость и потребительную  стоимость, где первая определяется  стоимостью рабочей силы - затратами  на ее воспроизводство: на питание,  одежду, образование и приобретение  квалификации, содержание детей,  которые должны будут заменить физически выбывающую рабочую силу родителей и т.п., т.е средствами существования работника и его семьи, а потребительная стоимость заключается в способности рабочей силы создавать стоимость большую, чем она сама стоит. Разницу между стоимостью рабочей силы и стоимостью, которую она может создать, Маркс именует прибавочной стоимостью. Прибавочная стоимость источник прибыли капиталиста. То есть в условиях эквивалентного обмена товаров естественно существование прибыли и ренты, которые являются не чем иным, как присвоением неоплаченного труда рабочего, по сути, эксплуататорскими доходами. Отсюда логично утверждение, что капитал есть накопленный неоплаченный труд наемных рабочих. В течение рабочего дня рабочий должен прежде всего произвести стоимость, эквивалентную стоимости его рабочей силы. Затрачиваемый на это труд Маркс именует необходимым трудом. Всю остальную часть рабочего дня рабочий занят прибавочным трудом, создавая прибавочную стоимость. Соотношение прибавочного и необходимого труда характеризует степень эксплуатации рабочих капиталистами или норму прибавочной стоимости: Отсюда легко получить массу производимой прибавочной стоимости. Масса производимой прибавочной стоимости равна прибавочной стоимости, доставляемой рабочим днем отдельного рабочего, помноженной на число применяемых рабочих. Масса производимой прибавочной стоимости равна величине авансированного переменного капитала, помноженной на норму прибавочной стоимости. Классическая школа не могла согласовать с трудовой теорией стоимости фактически наблюдаемое равенство нормы прибыли в отраслях с разным органическим строением капитала, т.е. почему норма прибыли на капитал определяется не количеством привлеченного труда (логично по трудовой теории стоимости), а размерами капитала. Маркс декларирует следующее решение проблемы. Капиталы устремляются в отрасли с низким строением капитала, а, следовательно, с высокой нормой прибыли. Усилившаяся в этих отраслях конкуренция сбивает цены ниже стоимости. Наоборот, в отраслях с высоким органическим строением капитала, откуда капиталы уходят, предложение отстает от спроса и цены повышаются. Переливание капитала из отрасли в отрасль продолжается до тех пор, пока цены не установятся на уровне, обеспечивающем выравненную, среднюю норму прибыли. При развитом капитализме, утверждает Маркс, товары продаются не по стоимости, а по ценам производства (издержки плюс средняя прибыль). Закон стоимости нарушается в каждой отрасли, поскольку цены производства отклоняются от стоимости то в одну, то в другую сторону, но он действует в обществе в целом, ибо эти отклонения взаимно погашаются и общая сумма цен производства равняется общей сумме стоимостей. Прибавочную стоимость Маркс рассматривает как единый источник промышленной прибыли, процента, торговой прибыли и земельной ренты. Промышленные капиталисты уступают торговцам и банкирам часть прибавочной стоимости, полученной ими за счет труда рабочих в производстве. При этом они высвобождаются от затрат своего капитала на склады и торговые предприятия, уменьшают за счет заемного потребность в собственном капитале. В результате норма их прибыли только повышается.

   Маркс видит два пути повышения степени  эксплуатации: прямое увеличение прибавочного труда за счет удлинения рабочего дня и изменение соотношения  прибавочного и необходимого труда  в пределах фиксированного или даже сокращенного рабочего дня. Первый путь он называет получением абсолютной прибавочной  стоимости, второй - получением относительной  прибавочной стоимости. Первый характерен для раннего капитализма, второй - для зрелых его форм.

Экономикс: неоклассики и  кейнсианцы.

   В противоположность непримиримо  и революционно настроенным марксистам ряд западных экономистов конца XIX -начала XX в. высказались в ином духе. Они полагали, что переживаемые капитализмом того времени острые противоречия являются лишь трудностями его становления. Молодой и прогрессивный капиталистический строй с его свободной экономикой еще только набирает силу. После многовекового подчинения индивида строгостям традиций и общества, отмечал английский экономист Альфред Маршалл (1842 -1924), люди только начали обретать свободу. Получив ее, энергичные, но необразованные предприниматели ринулись вперед, словно дикое чудовище, не разбирая дороги, сея злоупотребления и часто нанося ущерб другим людям. Но эта чрезмерная жестокость свободного предпринимательства противоестественна и временна. Новый общественный строй можно и нужно реформировать и совершенствовать, чтобы полнее использовать преимущества свободного производства (личную инициативу, мощные стимулы к труду, рациональность в применении капитала) и в то же время сгладить негативные стороны. В результате капитализм, по мнению ученых-оптимистов того времени, может оказаться более эффективным и справедливым, чем социализм.

   Из  подобных взглядов в 70-х годах XIX в. зародилась особая, деидеологизированная линия в экономической теории - линия "экономикс". Ныне она завоевала ведущие позиции повсюду в мире. Сторонники этой линии взяли курс на сознательный уход от классово-политических оценок экономических процессов, на идеологически нейтральное исследование "чистой экономики". Не случайно было изменено даже само название науки: с политической экономии на экономику. Разумеется, полного "политического нейтралитета" не получилось. Зато в целом удалось переставить теоретические акценты с разрушительной классовой конфронтации в обществе на постепенное формирование общественного согласия и партнерства между людьми.

   В XX в. основными теоретическими конкурентами в экономике выступили два направления: неоклассицизм и кейнсианство. Узловым пунктом их дискуссий оказался вопрос об экономической роли государства. А именно: должно ли оно вмешиваться в экономику и, если да, то как и в какой степени? Первыми на этот вопрос начали отвечать неоклассики. Неоклассическое направление возникло еще в 70-х г. XIX в. Одним из видных его основателей был уже упоминавшийся английский экономист А. Маршалл. Оправдывая свое название, новые классики (нео: от греч. neos - новый) обосновывали и защищали известный классический принцип естественной свободы человека в экономике. Главная неоклассическая идея состоит в том, что частнопредпринимательская рыночная система (с ее автоматическими регуляторами и стимулами) способна к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия. Поэтому государству не следует вмешиваться в конкурентный рыночный механизм, оно должно лишь создавать благоприятные условия для его действия.

   Неоклассические учения пользовались большой популярностью до 30-х годов XX в., когда их "потеснило" кейнсианство, названное так по имени английского экономиста Джона Меинарда Кейнса (1883 - 1946). Дело в том, что разрушительный мировой экономический кризис 1929 - 1933 гг. подвел ряд экономистов к новым выводам:

   1) Рынок не способен обеспечить стабильность экономического роста и успешное решение социальных проблем.

    2) Государство должно через бюджет и кредит регулировать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая полную занятость и высокий рост производства.

   В этом суть кейнсианских идей. Наибольшее распространение кейнсианство и  его модификации получили в 50-60-е  годы, когда они помогли смягчить кризисные явления в экономике. Однако на рубеже 70-80-х годов в  развитых странах назрела новая  корректировка экономического курса - теперь уже опять на неоклассической  базе. И эта корректировка дала положительный результат.

   Таким образом, очевидно, что экономическая  политика должна быть гибкой, разумно меняющейся в соответствии с переменой условий. Не случайно большинство западных экономистов сошлись на идее так называемого кейнсианско-неоклассического синтеза, который соединяет в себе рациональные зерна как неоклассического, так и кейнсианского направлений. Суть в том, что, бесспорно, существующая рыночная самонастройка должна по мере надобности дополняться осторожным государственным регулированием. Важно каждый раз добиваться оптимального соотношения стихийных сил рынка и сознательного регулирования, не допуская чрезмерности последнего и подрыва рыночных стимулов.

   Ни  одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениям, поскольку выступает с позиций определенной социальной группы и определенного периода. Следовательно, общество не должно оказываться в плену отдельных теорий. Его развитие направляется общенациональными интересами, которые складываются в трудном поиске общественных компромиссов. При этом важно избежать неконструктивной, разрушительной конфронтации, умножая точки согласия и сотрудничества между людьми. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Литература:

  1. Куликов Л.М. Основы экономических знаний. Учебное пособие. М., Финансы и статистика, 2000 – 272с.
  2. Негеши Т. История экономической теории. - М.: Аспект - пресс, 1995.
  3. Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  4. Сайт http://www.studentu.ru.

Информация о работе «История возникновения и этапы развития экономической теории»