Государственные ценные бумаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:02, реферат

Описание работы

Так, в настоящий момент, инвестиции в важнейшие сферы производства и экономики страны, обязательственные отношения между предпринимательскими структурами все чаще происходят с применением таких рыночных методов хозяйствования, как ценные бумаги. И в этом нет ничего удивительного. Ведь рынок ценных бумаг во всем мире является именно той финансовой сферой, где формируются источники экономической стабильности функционирования хозяйствующих субъектов, формируются благоприятные условия для получения организациями и индивидуальными предпринимателями необходимых им для инвестирования средств.

Содержание работы

Государственные ценные бумаги
Понятие и классификация
Облигации местных органов власти
Муниципальные ценные бумаги
Понятие муниципальных ценных бумаг
Механизм выпуска и обращений

Файлы: 1 файл

готовая работа по рцб.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

     Эти облигации были  выпущены в сентябре 1995 г., раньше  выпускать их не было смысла, так как доходность по ГКО  и ОФЗ шла резко вниз. Владельцы  юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты. ОГСЗ свободно продавались и покупались на вторичном рынке. Первичное размещение ОГСЗ осуществляется Минфином в форме закрытых торгов. При подготовке ОГСЗ Министерство финансов руководствовалось тем, что по облигациям для населения должна существовать прибыль, близкая к реальному проценту по вкладам в банке плюс еще какой-нибудь процент. В крайнем случае доход должен полностью компенсировать потери от инфляции.

Бескупонные облигации Банка  России

     В сентябре 1998 г. были выпущены бескупонные  облигации ЦБ России. Выпуск облигаций был вызван необходимостью заполнить вакуум, который образовался на рынке государственных ценных бумаг после дефолта ГКО-ОФЗ в августе 1998 г. Руководство ЦБ России полагало, что с выпуском в обращение новых государственных облигаций банковская система получит дополнительные инструменты по управлению ликвидностью.

     Центральный  банк попытался использовать  БОБР для обмена замороженных  ГКО-ОФЗ. Банкам было предложено поменять не более 10% портфелей, которые состояли из ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 1 января 2000 г., на три серии БОБР со сроками погашения один, два и три месяца и на ОФЗ-ГТД со сроками погашения после 1 января 2000 г. Некоторые банки воспользовались этим предложением, что несколько оживило рынок.

     Первый  аукцион БОБР состоялся 2 сентября 1998г. Эмитентом БОБР выступал  не Минфин, а ЦБ России, форма  выпуска БОБР - документарная, номинал  облигации - 1000 руб., срок обращения до 1 года. Данная ценная бумага (БОБР) предназначена только для кредитных организаций.

 

2.Муниципальные ценные бумаги

    1. Понятие муниципальных ценных бумаг

 

Рынок муниципальных  заимствований в России начал  развиваться в 1992 г. Муниципальные  ценные бумаги - это способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.

 Целями выпуска  таких бумаг могут быть покрытие  временного дефицита местного бюджета; финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных крупных средств, которыми не располагает ежегодный бюджет; строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения.

 Муниципальные ценные  бумаги обычно выпускаются в виде муниципальных облигаций, реже - векселей. Они имеют статус государственных ценных бумаг с точки зрения вопросов налогообложения для юридических и физических лиц, а также порядка эмиссии и обращения.

 Основными инвесторами  для муниципальных ценных бумаг выступают местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия. Приобретение этих ценных бумаг выгодно для инвесторов в связи с их более высокой доходностью и надежностью. Обеспечением муниципальных ценных бумаг обычно являются доходы соответствующего бюджета в целом или их определенные виды, муниципальное имущество либо доходы от реализации инвестиционных проектов, под которые выпущены муниципальные облигации.

 Федеральным законом  от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" деление государственных ценных бумаг в России имеет следующий вид:

- федеральные государственные  ценные бумаги, т.е. ценные бумаги  выпускаемые федеральным правительством;

- государственные ценные  бумаги субъектов Российской  Федерации, т.е. ценные бумаги, выпускаемые этими субъектами  государственного управления;

- муниципальные ценные  бумаги, т.е. ценные бумаги, выпускаемые  от имени муниципального образования.

 Иначе говоря, юридический статус государственных ценных бумаг имеют лишь федеральные бумаги и бумаги субъектов Федерации, а муниципальные ценные бумаги лишены этого статуса.

 Однако по существу  все перечисленные группы ценных  бумаг есть государственные бумаги, так как они выпускаются от лица государственного органа управления.

 Итак, муниципальные  ценные бумаги - это способ привлечения  финансовых ресурсов местными  органами государственной власти  в случае дефицита местного  бюджета или на внебюджетные  средства путем выпуска долговых ценных бумаг.

 

 Существуют две  главные формы муниципальных  займов:

 

- выпуск муниципальных  ценных бумаг;

- ссуды.

 Муниципальные ценные  бумаги, как было сказано ранее,  обычно выпускаются в виде  муниципальных облигаций, реже - векселей.

 Ссуды могут предоставляться  либо по бюджетной линии - бюджетные  ссуды вышестоящих бюджетов, либо  коммерческими банками. В последнем  случае ссуда местным органам  власти обычно не отличается  от аналогичных ссуд другим  предприятиям и организациям.

 При выборе формы займа решающее значение имеет, с одной стороны, его стоимость, т.е. та плата, которую местный орган власти должен заплатить за привлекаемые ресурсы, а с другой - наличие в нужных размерах финансовых ресурсов на соответствующем рынке капиталов.

 

 В мировой практике  выпуск муниципальных ценных  бумаг является основной формой  муниципального займа, поскольку  это обходится дешевле, чем  брать ссуду в коммерческих  банках, за счет предоставляемых  по этим ценным бумагам налоговых  льгот.

 Муниципальные ценные бумаги имеют статус государственных ценных бумаг с точки зрения вопросов налогообложения для юридических и физических лиц, а также порядка эмиссии и обращения.

 Инвесторы. Как  было отмечено ранее, основными  покупателями муниципальных ценных  бумаг выступают местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия.

 Доходность и надежность. Приобретение указанных ценных  бумаг оказывается привлекательным  для инвесторов по двум основным  причинам:

- более высокая конечная их доходность по сравнению с банковскими депозитами за счет налоговых льгот;

- более высокая надежность  этих ценных бумаг по сравнению  с размещением свободных денежных  средств в ценные бумаги акционерных  обществ или в банки.

 Еще большей надежностью, чем муниципальные ценные бумаги, обладают только ценные бумаги федерального правительства. Обеспечением муниципальных ценных бумаг обычно являются доходы соответствующего бюджета в целом или их определенные виды, муниципальное имущество либо доходы от реализации инвестиционных проектов, под которые выпущены муниципальные облигации.

 

 

2.2 Механизм выпуска и обращения.

 

 Известны случаи  выпуска местных облигационных  займов даже в практике СССР. Например, в марте 1929 года такой  заем был выпущен московскими властями на нужды школьного, больничного и коммунального строительства.

 В качестве эмитентов  муниципальных облигаций могут  выступать органы власти национально-государственных  и административно-территориальных  образований Российской Федерации:

- область - республика;

- район - округ;

- город.

 Решение о муниципальном  займе и форме его выпуска,  обычно в виде муниципальных  облигаций, принимает руководящий  орган местного самоуправления. Размещение муниципального облигационного  займа осуществляется через один или несколько уполномоченных на это коммерческих банков или же через другие коммерческие структуры. Выбор таких посредников для размещения муниципальных займов должен осуществляться на конкурсной основе с учетом минимизации расходов местного органа власти на выпуск и обращение облигаций. Уполномоченный банк (или банки) через свои отделения, отделения других банков или другие финансовые компании, с которыми он в свою очередь заключает договоры на размещение муниципального займа, реализует муниципальные облигации их конечным держателям, в первую очередь населению, различного рода финансовым фондам и др. Обычно муниципальные облигации являются свободно обращаемыми, т.е. их держатели могут свободно продавать и покупать облигации на биржевом или внебиржевом рынках ценных бумаг в течение всего срока, на который выпущен облигационный заем. По окончании срока облигации выкупаются (погашаются) эмитентом по их нарицательной стоимости (с выплатой соответствующего дохода, если это предусмотрено условиями займа).

 Также как и облигации  предприятий, муниципальные облигации  могут выпускаться:

 

- именными и на  предъявителя;

- на любые сроки  (в том числе сроком на один  год);

- без ограничений  или с ограничениями по возможности  обращения;

- под залог имущества  или без совершения залога (залог при выпуске облигаций под доходы от конкретных объектов);

- купонными и бескупонными;

- в качестве как  серийных (погашение суммы внутри  срока займа), так и срочных  (с единым сроком погашения:  с фондом погашения или без  него);

- с фиксированным  и колеблющимся процентом;

- отзывные и без  права отзыва эмитентом;

- с фондом погашения  и без такового;

- с правом обратной  продажи и без таковой;

- в качестве зеро-купонов;

- с застрахованными  обязательствами перед инвестором  и без таковых;

- с субординацией  "по старшинству" и "меньшинству"  различных выпусков муниципальных  облигаций.

 Облигации местных  органов власти не относятся  к составу государственного внутреннего  долга и, соответственно, на них  не распространяются ограничения и правила, установленные для долговых обязательств правительства.

 Рассмотрим классификацию  облигаций местных органов власти.

 Облигации под общее  обязательство о погашении задолженности:

 

- облигации, выпускаемые  без обеспечения, под общее  обязательство погасить долг и выплатить проценты. Выполнение обязательств покрывается общей способностью органа власти взимать налоги. Вместе с тем в условиях выпуска уточняется определение общей налоговой способности. Обычно выпускаются для покупателя общего, переходящего из года в год дефицита местного бюджета.

 Облигации под общее  обязательство с ограниченным  покрытием по налоговой способности:

- облигации, выпускаемые  без обеспечения, под общее  обязательство погасить долг  и выплатить проценты. Выполнение  обязательств покрывается не общей способностью властей к взысканию налогов, а конкретным налоговым источником - взиманием налоговых платежей конкретного вида, сборов, пеней и т.д.

 Облигации под целевые  поступления, к ним относятся  целевые облигационные займы  на строительство конкретных объектов, доходы от которых будут идти на погашение займа:

- облигации, выполнение  обязательств по которым обеспечивается  доходами от конкретного проекта  (на реализацию направляются средства, аккумулированные посредством облигационного займа). Например, строительство аэропортов (платежи авиакомпаний за использование сооружений), морских портов (арендная плата за пользование терминалами).

 Облигации могут  выпускаться:

- на строительство,  модернизацию, ремонт и т.п. объектов, доходы от которых будут направлены на их погашение;

- на другие цели, но  под доходы от объектов, находящихся  в муниципальной собственности.

 Обычно в условиях  выпуска тщательно оговаривается,  какая часть доходов может  быть направлена на погашение  обязательств перед держателями облигаций, а какая - на покрытие текущих издержек от эксплуатации объекта, приносящего доходы, его ремонт, модернизацию.

 Краткосрочные облигации  под ожидаемые налоговые или  иные поступления, на покрытие  кассовых дефицитов бюджета:

- с целью покрытия кассовых разрывов местные власти выпускают краткосрочные (3 - 12 месяцев) облигации при следующих вариантах погашения:

 а) за счет будущих  налогов;

 б) за счет зачета  налогоплательщикам сумм, вложенных  в облигации, при определении  размеров налоговых платежей;

 в) под ожидаемые  в будущем дотации от вышестоящих  бюджетов;

 г) под поступления  доходов от объектов, находящихся  в муниципальной собственности;

 д) под сочетание  на долевых началах указанных  источников платежей.

 В целом на муниципальные  облигации распространяются теоретические положения, касающиеся облигаций вообще как одного из главных видов ценных бумаг. Размещение их осуществляется в соответствии с действующим законодательством (закрытая или открытая подписка), и эти облигации наравне с другими ценными бумагами могут продаваться и покупаться на соответствующем биржевом или внебиржевом рынке..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В современной рыночной экономике централизованный выпуск государственных ценных бумаг воздействует на денежное обращение, является средством неэмиссионного покрытия дефицита бюджета, способом привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных задач. Индикатором развития рынка государственных ценных бумаг является их доходность, определение которой имеет важное значение при принятии решения о покупке государственных ценных бумаг. 
 
В связи со стремлением Правительства Российской Федерации использовать долговые обязательства в качестве одного из определяющих источников бюджетных поступлений, рынок государственных ценных бумаг получает мощный импульс. В настоящее время в России нет механизмов, гарантирующих выполнение органами власти взятых на себя обязательств, что порождает ряд проблем, решение которых значительно повысит качество управления госдолгом. 
 
В процессе развития рыночной экономики и повышения уровня хозяйствующих субъектов, а также увеличение количества государственных ценных бумаг и динамики их обращения, рынок государственных ценных бумаг и его функционирование будут до конца упорядоченным. При этом умелое использование государственных ценных бумаг в перспективе станет обоюдовыгодным: предприятия, страховые общества, внебюджетные фонды приобретут еще одну возможность для эффективного вложения средств; правительство же сможет дополнительно финансировать расходы бюджета.

Информация о работе Государственные ценные бумаги