Государственное регулирование фондового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

В нелегкие времена радикальных экономических преобразований довольно сложно из всего огромного комплекса реформаторских мероприятий по становлению рыночной экономики выделить приоритетные, первоочередные. При этом не берется во внимание, какой именно фондовый рынок служит одним из факторов стабилизации и развития общественного производства. В подтверждение этого существуют финансовые кризисы, которые периодически повторяются и детонаторами которых являются ценные бумаги, рыночная стоимость которых не отвечает реальности. Образно говоря, система оборота денег и ценных бумаг - это своеобразная система кровеносного оборота всего экономического организма страны. Итак, сложно это или нет, но формирование фондового рынка нужно осуществлять одновременно со стабилизационными мероприятиями в сфере производства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Корпоративные ценные бумаги………………………………………4
Корпоративные ценные бумаги: понятие, сущность…………………4
Перспективы развития рынка корпоративных облигаций в России…..5
Глава 2. Рынок корпоративных ценных бумаг………………………………...7
2.1. Рынок акций………………………………………………………………....7
2.2. Рынок корпоративных облигаций………………………………………….8
2.3. Принципы и направления формирования правовой системы регулирования рынка…………………………………………………………...10
Глава 3. Государственное регулирование фондового рынка………………...14
3.1. Фондовая политика……………………………………………………...….14
3.2. Механизм регулирования…………………………………………………..14
3.3. Контрольная функция государства………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список используемой литературы……………………………………………...18

Файлы: 1 файл

ЦБ.docx

— 42.10 Кб (Скачать файл)

В рассматриваемый период лидирующей торговой площадкой на рынке  корпоративных акций стала ММВБ. Суммарный торговый оборот по акциям в 2003 г. составил на ММВБ 462,8 млрд. руб. (РТС - 5,5 млрд. долларов).

Анализ структуры торгов акциями на основных биржевых площадках  показывает, что на ММВБ доля акций  РАО “ЕЭС России” составила в 2003 г. 81% (в 1999 г. - 88%); ОАО “НК “ЛУКойл” - 5% (в 1999 г. - 3,4%); ОАО “Ростелеком” - 2%; ОАО “Сургутнефтегаз” - 2%; ОАО  “Тюменская нефтяная компания” - 1,3%; РАО  “Норильский никель” - 0,7%; Сбербанка  России - 1,6%; Внешторгбанка - 0,7%.

В целом становление российского  рынка корпоративных акций во многом повторяет путь развития рынков корпоративных ценных бумаг, характерный  для стран с переходной экономикой.

 

2.2. Рынок корпоративных  облигаций

 

На развитие относительно нового для России сектора фондового  рынка - рынка корпоративных облигаций, возникшего в середине 1999 г., влияли различные факторы, но главными среди  них являются факторы, стимулирующие  спрос на инвестиционные ресурсы  и создание эффективных механизмов хозяйствования предприятий-эмитентов. Пока, на начальном этапе становления  рынка корпоративных облигаций, инвестиционные настроения его участников в целом можно охарактеризовать как выжидательные. В течение 2003 г. развитие конъюнктуры рынка корпоративных  облигаций определялось в первую очередь факторами, общими для всех секторов фондового рынка.

Особенностью российского  рынка корпоративных ценных бумаг  является практическое совпадение основных эмитентов акций и облигаций, среди которых доминируют РАО  “ЕЭС России”, ОАО “Магнитогорский  металлургический комбинат”, ОАО “Газпром”, ЗАО “Алмазы России - Саха” и  ряд других. Это позволяет эмитентам  облигаций использовать взаимосвязь  рынков: перед тем как размещать  на первичном рынке облигационные  займы, эти компании активизируют свою деятельность на рынке акций. Они  начинают котировать свои акции на вторичном рынке с целью повышения  их ликвидности и улучшения своей  репутации в качестве заемщика.

На первичном рынке  корпоративных облигаций представлен  довольно широкий набор финансовых инструментов. В целом объем эмиссии  российскими эмитентами корпоративных  облигаций с июня 1999 г. по 30 ноября 2003 г. составил около 35 млрд. руб. по номиналу, в том числе в 2003 г. - более 20 млрд. рублей.

В рассматриваемый период на рынке были представлены купонные и дисконтные облигации. Купонная ставка по обращающимся выпускам варьировалась  от 5 до 10% годовых при сроках обращения  облигаций 3-4 года. Дисконтные облигации  в течение года размещались по ценам 72,7-91,7% от номинала в зависимости  от срока до погашения, что соответствует  доходности к погашению 18-35% годовых.

С точки зрения срочности  данного инструмента сформировались два сегмента рынка корпоративных  облигаций: сегмент среднесрочных  корпоративных облигаций и сегмент  краткосрочных дисконтных корпоративных  облигаций. Сегмент среднесрочных  облигаций представлен 21 инструментом со сроком обращения 3-4 года, из них  только две облигации - дисконтные. Сегмент краткосрочных облигаций (до 1 года) представлен 14 дисконтными  облигациями. Появление сегмента краткосрочных  корпоративных облигаций нехарактерно для рынка корпоративных ценных бумаг с точки зрения мирового опыта и обусловлено особенностями  конъюнктуры российского фондового  рынка, которая начала складываться после августовского кризиса 1998 года. Корпоративные облигации, номинированные в рублях с фиксацией валютного  эквивалента, активно выпускавшиеся  российскими эмитентами в 1999 г., в  связи со стабилизацией национальной валюты в 2000 г. пользовались меньшим  спросом.

Если первичное размещение корпоративных облигаций в начале года проходило достаточно успешно, то на вторичном рынке новые финансовые инструменты не вызвали особого  интереса. Тенденция к росту цен  по всем видам инструментов наметилась лишь во втором полугодии, по мере стабилизации экономической ситуации в России.

Основной биржевой площадкой  на рынке корпоративных облигаций  являлась ММВБ. Ежедневный объем торгов был подвержен значительным колебаниям. На вторичном рынке торговались  облигации всех эмитентов, и оборот рынка во втором полугодии 2003 г. увеличился, а за год в целом составил 2,2 млрд. рублей. Средний ежедневный объем  операций в 2003 г. был равен 14,6 млн. рублей.

Наиболее торгуемыми инструментами  в течение рассматриваемого периода  были облигации ОАО “Тюменская нефтяная компания” - их доля составляла 29% от общего объема операций. Затем следуют облигации  Внешторгбанка - 18%. На третьем месте  по объему операций находятся облигации  РАО “ЕЭС России” - 10% от общего объема вторичного рынка корпоративных  облигаций. Доли облигаций ОАО “Михайловский  ГОК” и ЗАО “Алмазы России - Саха”  составили соответственно 7 и 8%.

Рынок корпоративных облигаций  значительно отставал от рынка акций, как по обороту биржевых торгов, так и по количеству участников. Однако, учитывая долговой характер инструмента, а также меньший срок развития рынка корпоративных облигаций, можно рассчитывать на ускорение  его роста. Важными условиями  реализации такого сценария развития являются совершенствование законодательной  базы выпуска и обращения корпоративных  облигаций, а также расширение их вторичного рынка.

 

2.3. Принципы и направления  формирования правовой системы  регулирования рынка

 

По итогам первой половины 90-х гг. прогресс России в области  нового законодательства и правовых институтов оценивался относительно невысоко - как “некоторый по законодательству и незначительный по институтам”. Россия заметно отставала от лидеров - стран  первой группы (Польша, Словения, Венгрия, Хорватия, Македония, Чехия, Словакия) со “значительным прогрессом по законодательству и институтам”.

К концу 90-х гг. ситуация изменилась довольно существенно. Россия “по степени  охвата” своего хозяйственного законодательства фактически вышла в группу лидеров. Гораздо большее отставание сохраняется  по показателю “эффективности” хозяйственного законодательства. В итоге по данной классификации Россия занимает промежуточные  позиции среди стран с переходной экономикой.

В целом федеральный закон  “О рынке ценных бумаг” от 22 апреля 1996 г. отвечает потребностям современного рынка ценных бумаг. Ключевым понятием закона является “эмиссионная ценная бумага” - любая ценная бумага, которая  отвечает следующим признакам:

· закрепляет совокупность имущественных и неимущественных  прав;

· размещается выпусками;

· имеет равный объем, и  сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости  от времени приобретения ценной бумаги.

К видам профессиональной деятельности на РЦБ отнесены:

· брокерская (по поручению  клиентов);

· дилерская (от своего имени  и за свой счет);

· деятельность управляющего по управлению ценными бумагами (доверительное  управление ценными бумагами, денежными  средствами для инвестирования в  ценные бумаги, денежными средствами и ценными бумагами, полученными  в процессе управления);

· по определению взаимных обязательств (клиринг);

· депозитарная деятельность;

· по ведению реестра владельцев ценных бумаг, в том числе функции  номинального держателя ценных бумаг;

· по организации торговли на рынке ценных бумаг.

В законе также регулируются вопросы: фондовая биржа, процедуры  эмиссии и ее этапы, обращение  ценных бумаг, раскрытие информации о ценных бумагах для эмитентов  и профессиональных участников, использование  служебной информации. Значительная часть закона посвящена регулированию  деятельности профессиональных участников РЦБ, Федеральной комиссии по рынку  ценных бумаг и саморегулируемым организациям профессиональных участников РЦБ.

Вместе с тем, по оценкам, окончательный вариант закона содержат и противоречия. Так, например, ст. 2 закона прямо противоречит статье 25 закона РФ “Об акционерных обществах”. Очевидны те преимущества, которые  предъявительские акции дают профессиональным операторам рынка в условиях имеющейся  неразвитой инфраструктуры. Вместе с  тем следствием этого противоречия может стать волна конфликтов между держателями таких акций  и эмитентами в силу возможного аннулирования  выпуска акций.

Вместе с тем следует  отметить, что в законе практически  не реализованы возможности, связанные  с применением мер ответственности  за нарушение положений, им предусмотренных. Помимо поправок в собственно закон, необходимы поправки в Уголовный  кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях  и др. Кроме того, закон требует  принятия значительного числа подзаконных  актов, которые смогут более полно  и с учетом сложившейся практики раскрыть отдельные его положения.

В целом современное состояние  правовой базы РЦБ можно охарактеризовать как находящееся на этапе первоначального  формирования и требующее дальнейшего  совершенствования и развития в  целях осуществления и завершения экономических реформ. Разработка и  принятие соответствующих нормативных  актов должны осуществляться по двум основным направлениям:

- замена ранее принятых  нормативных актов на более  совершенные, отвечающие потребностям  современного экономического развития  страны;

- в новых областях, где  требуется законодательно урегулировать  те или иные экономические  отношения.

На современном этапе  развития правовой базы РЦБ требуется  новый - системный - подход в разработке и обновлении законодательства и  проведение работ по упорядочению состава  и систематизации федерального законодательства. Принципиально назрела необходимость  уделения особого внимания вопросам обеспечения исполнения требований законодательства и согласования и  увязки норм, регламентирующих предпринимательскую  деятельность на рынке ценных бумаг, с положениями, урегулированными другими  отраслями права - административным, гражданско-процессуальным, уголовным и уголовно-процессуальным. Такой подход предусматривается, в частности в Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденной указом Президента РФ № 1008 от 1 июля 1996 г. “Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации”.

К основным принципам развития нормативной правовой базы РЦБ должны относиться:

- развитие нормативной  правовой базы рынка как часть  проводимой в России правовой  реформы;

- преемственность в развитии  нормативной правовой базы рынка,  эволюционный характер этого  процесса;

- декларирование политики  в области совершенствования  нормативной правовой базы рынка  в целях информирования его  субъектов о планируемых изменениях  правового режима;

- использование гражданского  права как основы для развития  специальной нормативной правовой  базы рынка в сочетании с  формированием новых правовых  институтов, способствующих становлению  и развитию рынка;

- преимущественная и всесторонняя  защита законных прав и интересов  инвесторов; пресечение незаконной  деятельности на рынке, повышение  ответственности профессиональных  участников рынка ценных бумаг  и эмитентов за результаты  своей деятельности;

- введение административной  и уголовной ответственности  за наиболее опасные правонарушения  на рынке ценных бумаг и  совершенствование частноправовых  способов защиты прав и интересов  профессиональных участников рынка  ценных бумаг;

- создание разнообразных  форм компенсаций, систем взаимных  гарантий и страхования на  рынке ценных бумаг в целях  снижения риска при осуществлении  инвестиций в ценные бумаги  и повышения доверия инвесторов  к рынку ценных бумаг;

- обеспечение инвесторов  полной и достоверной информацией  о ценных бумагах и их эмитентах,  развитие вневедомственного и  общественного контроля за достоверностью  информации;

- усиление государственного  контроля за соблюдением условий  лицензирования при осуществлении  профессиональной деятельности  на рынке ценных бумаг, повышение  требований к лицензированию  профессиональных участников рынка,  обеспечивающих высокий уровень  их квалификации, достаточность  собственных средств поддержание  высоких стандартов добросовестности  и открытости при осуществлении  ими профессиональной деятельности;

- создание равных условий  и обеспечение конкуренции при  осуществлении предпринимательской  деятельности на рынке ценных  бумаг; 

- создание системы независимого  общественного контроля деятельности  на рынке, развитие общественной  инициативы и повышение роли  общественных объединений инвесторов  и иных профессиональных участников  рынка в формировании отвечающего  потребностям современного общества  рынка.

Среди основных направлений  развития нормативной правовой базы РЦБ необходимо выделить:

- ужесточение требований  по капитализации профессиональных  участников рынка;

- ужесточение требований  к профессиональной компетентности  лиц, занимающих ведущие должности  в организациях - профессиональных  участниках рынка, расширение  и ужесточение системы квалификационных  экзаменов для этих лиц;

- развитие и закрепление  в законодательных и иных нормативных  правовых актах принципа функционального  регулирования при распределении  обязанностей между органами  государственного регулирования;

Информация о работе Государственное регулирование фондового рынка