Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:04, курсовая работа
Целью нашей работы является изучение специфики и методов государственного регулирования ценообразования.
Задачи работы:
1. Дать общую характеристику рыночной экономики.
2. Проанализировать стоимостные основы цены и переход к рыночному ценообразованию.
3. Рассмотреть основы государственного регулирования цен.
4. Изучить формы и методы воздействия государства на цены.
Можно выделить следующие формы
прямого вмешательства
1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики) или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары).
2. Установление фиксированных
Фиксированные цены стали одним из основных видов цен, применяемых при заключении государственных контрактов. В этом случае фиксированная цена устанавливается на стадии заключения контракта, обладает определенной степенью жесткости, то есть не изменяется при исполнении контракта. Предварительная фиксация цены предполагает ограниченный контроль за затратами в ходе выполнения контракта со стороны заказчика. Предприятие-изготовитель в данном случае принимает на себя хозяйственный риск и получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат.
Установление цен на минеральное сырье, добываемое в государственных шахтах, на электроэнергию с государственных электростанций и железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы — пример фиксации цен на товары и услуги госсектора.
Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или дефицитности этих объектов государственной собственности.
Контроль над ценами на определенные виды товаров осуществляется национальными органами.
Примерами могут служить установление цен на уголь и черные металлы Европейским объединением угля и стали (ЕОУС), ежегодное установление закупочных цен на сельскохозяйственные продукты в ЕС, меры по унификации транспортных тарифов и налогов внутри ЕС, участие стран в международных конференциях, организациях по отдельным видам товаров, тарифам на морские и воздушные перевозки.
3. Установление пределов
Фиксация цен или установление пределов их повышения в негосударственном секторе — типичное средство административного хозяйственного регулирования. Применяется оно редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является неэффективным в долгосрочном и даже среднесрочном аспекте. Используется чаще всего в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности.
Многие цивилизованные страны с развитой рыночной экономикой уже прошли этап регулирования верхних пределов цен на товары первой необходимости, в частности на продукты питания, и теперь уже отказались от этой меры. Но отказались не потому что она плоха, а потому что надобность в ней отпала, поскольку рынок полностью насыщен, существует эффективная конкуренция не только между теми, кто производит товары, но и теми, кто их реализует, полностью исключен монополизм производителей и торговцев путем действия эффективного антимонопольного законодательства.
4. Установление предельного
Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны пересматриваться предприятиями в сторону снижения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня.
За рубежом этот метод практически не используется. Он имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в снижении издержек. В мировой практике уровень цен регулируется через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.
5. Установление предельных
6. Для биржевой торговли и
вне биржевого оборота может
быть введен предельный
7. Декларирование цен. По
Органы ценообразования вправе принимать решение о регистрации декларируемой цены либо отказать в ее регистрации или принять решение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлением предприятия-декларанта о причинах изменения, если при формировании декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства.
С момента регистрации цены субъекты
ценообразования, производящие продукцию,
на которую введено обязательное
декларирование оптовых цен, обязаны
заключать с потребителями
8. Установление рекомендательных
цен по важнейшим видам
Прямым государственным
Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий — ценовые — предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю.
Эффективным средством регулирования цен является налог на добавленную стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены.
Особым направлением ГЭР является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некоторых странах — экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.
Косвенное вмешательство в
Косвенное регулирование цен
Органы исполнительной власти могут
поощрять заключение соглашений между
производителями и
К формам косвенного регулирования
цен также можно отнести
• Создание условий для развития
здоровой конкуренции и
• Разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований.
• Государственное финансирование НИР на разработку и создание новых видов продукции.
• Государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий.
• Эффективное использование
Государство также может оказывать
воздействие на цены, вступая в
интеграционные союзы, изменяя учетную
ставку, варьируя налоги, осуществляя
эмиссию денег и т.д. Косвенное
влияние на цены оказывают, по существу,
все государственные
Цена является одним из основных объектов государственного регулирования экономики. Цена это сильная экономическая категория. Она может активно участвовать в решении многих экономических, социальных, политических задач, поэтому и государство, и различные субъекты рынка учитывают и используют все качества цены в своих действиях. Роль цены проявляется через ее функции: измерительную, соизмерительную, учетную, регулирующую, стимулирующую, перераспределительную.
Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер. Государство может наблюдать за ценами и воздействовать на них прямыми или косвенными методами.
Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования.
Прямое вмешательство
Можно выделить следующие формы
прямого вмешательства
1. Общее замораживание цен
2. Установление фиксированных
3. Установление пределов
4. Установление предельного
5. Установление предельных
6. Для биржевой торговли и
вне биржевого оборота может
быть введен предельный
7. Декларирование цен.
8. Установление рекомендательных
цен по важнейшим видам
Государство также может оказывать воздействие на цены, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налоги, осуществляя эмиссию денег и т.д.
Косвенное вмешательство в
Информация о работе Государственное регулирование ценообразования