Государственное регулирование цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель данной работы - рассмотреть регулирование цен государством и его эффективность. Предметом настоящего исследования является ценообразование. Объектом - государственное регулирование ценообразования.
Задачи данной работы: рассмотреть виды, функции и задачи цен. Рассмотреть вопросы ценообразования. Разобрать принципы определения цены для целей налогообложения. Рассмотреть государственное регулирование цен.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ЦЕНЫ
1.1 Виды цен
1.2 Цели и задачи цены
1.3 Функции цены
2. ЦЕНА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
2.1 Цена и вопросы ценообразования - правовые аспекты
2.2 Принципы определения цены для целей налогообложения
2.3 Формы и методы воздействия государства на цены
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН
3.1 Цели и средства государства в регулировании цен
3.2 Контроль государства за соблюдением порядка применения регулируемых цен
3.3 Функции и задачи государственного регулирования цен
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

предпринимательское право.docx

— 67.37 Кб (Скачать файл)

Государственное вмешательство  в процесс ценообразования осуществляется путем санкционированного правительственными органами завышения издержек производства через включение в себестоимость  завышенных амортизационных списаний и отчислений в другие фонды. В  результате этого в целых отраслях возникает ситуация, когда “издержки  подпирают цену”, т.е. расчетные (а  не действительные) издержки производства оказываются на всех предприятиях отрасли в результате объявленных правительством льгот настолько высоки, что повышение цен становится само собой разумеющимся явлением, а так как льготы распространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен.

Прямым государственным  вмешательством в процесс ценообразования  является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары.

Непосредственное  воздействие на формирование цен  оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий - ценовые предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю.

Прямое воздействие  на цены и лидерство в ценах  имеет место в отраслях, где  доля государства в потреблении  товаров и услуг значительна, например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства.

Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов  товаров и услуг у частных  фирм, устанавливают по договоренности с партнерами “конкретные цены”, которые становятся затем базовыми ценами для отрасли.

Эффективным средством  регулирования цен является налог  на добавочную стоимость. Этот налог  производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно  воздействуют на цены.

Особым направлением государственной экономической  политики является государственное  воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некоторых  странах - экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов  существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке Булатова А.С. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией  кандидата экономических наук, доцента. Издательство БЕК. Москва 2004.

Установление цен  на минеральное сырье, добываемое в  государственных шахтах, на электроэнергию с государственных электростанций и железнодорожные, почтово-телеграфные  тарифы - пример фиксации цен на товары и услуги госсектора.

Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном  хозяйстве и повышению национальной конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или дефицитности этих объектов государственной собственности. Фиксация цен или установление пределов их повышения в негосударственном  секторе - типичное средство административного хозяйственного регулирования. Применяется оно редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является неэффективным в долгосрочном и даже среднесрочном аспекте. Используется чаще всего в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности.

Контроль над ценами на определенные виды товаров осуществляется национальными органами. Примерами  могут служить установление цен  на уголь и черные металлы Европейским  объединением угля и стали, ежегодное  установление закупочных цен на сельскохозяйственные продукты в Европейском союзе (ЕС), участие стран в международных  конференциях, организациях по отдельным  видам товаров, тарифам на воздушные  перевозки.

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН

3.1 Цели и средства  государства в регулирование  цен

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся основы ценовой  политики. На основании этого положения  президент совместно с правительством РФ обеспечивает реализацию ценовой  политики и законодательства РФ о  ценообразовании.

Политика цен -- это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за их соблюдением.

Политика цен осуществляется через анализ практики формирования цен и их регулирования, контроля за соблюдением государственной дисциплины цен, через ограничения негативных последствий монополистической деятельности в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.

Ценовая политика является частью экономической политики государства  и в условиях рыночных отношений  имеет особо важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

В структуре органов  исполнительной власти предусматриваются  органы, формирующие и реализующие  политику цен. На федеральном уровне -- это правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, в частности Министерство экономики РФ и входящий в его состав Департамент цен.

Будучи центральным  органом федеральной исполнительной власти, Департамент цен осуществляет не только государственное регулирование, но и межотраслевую координацию  цен. Его основные действия: разработка предложений по проведению единой в стране государственной политики цен; совершенствование механизма ценообразования с целью повышения действенности цен в развитии рыночных отношений, структурной перестройке в народном хозяйстве, решении социальных проблем; систематический анализ процессов ценообразования в отраслях народного хозяйства и подготовка на этой основе предложений по совершенствованию государственной политики цен; совершенствование порядка установления и применения регулируемых рыночных цен, разработка прогнозов динамики цен в народном хозяйстве и в отдельных отраслях; регулирование цен на продукцию предприятий монополистов; осуществление контроля за соблюдением законодательства по ценообразованию и государственной дисциплины цен хозяйствующих субъектов; методическое руководство органами ценообразования; изучение и обобщение опыта ценообразования в зарубежных странах и государствах СНГ.

На уровне субъектов  Российской Федерации вопросами  ценообразования занимаются законодательные  и исполнительные органы соответствующих  субъектов Федерации, органы местного самоуправления. В исполнительных органах  субъектов Федерации имеются  специализированные подразделения  по проведению ценовой политики -- управления или комитеты по ценовой политике, при правительстве г. Москвы -- управление ценовой и налоговой политики.

Органы ценообразования  субъектов Федерации (республик  в составе РФ, краев, областей, автономных образований, г. Москвы и Санкт-Петербургу) ведут большую работу по ценообразованию: осуществляют регулирование цен  на местных рынках РФ; обеспечивают реализацию на местном рынке политики и законодательства по ценообразованию; устанавливают на своей территории за счет средств местного бюджета  фиксирование и регулирование цен  на отдельные социально значимые товары, изготовляемые и реализуемые  на местном рынке; осуществляют контроль за ценами.

Основные направления  государственной ценовой политики в России на ближайшую перспективу  определены Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и постановлением Правительства  РФ от 7 марта 1995 г. № 239 по данному вопросу. Самое главное в названных  документах -- это, во-первых, последовательное проведение либерализации цен и тарифов. Причем либерализация цен должна быть увязана с развитием конкуренции на товарных рынках России. Последнее является условием повышения эффективности рыночной экономики.

Во-вторых, осуществление  государственного регулирования цен  и тарифов в отраслях, относящихся  к естественным монополиям. В этих отраслях развитие конкуренции невозможно или неэффективно. Поэтому, чтобы  предупредить со стороны субъектов  естественных монополий завышение  цен и тарифов на свою продукцию  и сокращение объемов производства, нужно государственное регулирование. Сферы деятельности субъектов естественных монополий, в которых осуществляется государственное регулирование, в  том числе и ценовое, определены Федеральным Законом «О естественных монополиях» (от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ).

На основе названных  документов, определяющих правовое обеспечение  регулирования, правительство Российской Федерации принимает решения  о введении государственного регулирования, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов России по регулированию цен, утверждает перечни продукции, цены на которую на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости,

В настоящее время  разграничена компетенция в регулировании  цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Так, на федеральном уровне сохраняется  регулирование цен и тарифов  в электроэнергетике, газораспределительной  сети, на железнодорожном транспорте, на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей, а также  на продукцию, закупаемую исключительно  или преимущественно государством.

Политика регулирования  цен в сфере естественных монополий  является важнейшим условием для  поддержания низкого уровня инфляции в промышленности и создания условий  для экономического роста -- повышения конкурентоспособности отечественной продукции путем снижения затрат на производство.

На продукцию, товары и услуги локальных, то есть местных, естественных монополий государственное  регулирование цен и тарифов  осуществляют органы исполнительной власти субъектов Федерации. Сюда относятся  электро- и теплоэнергия, отпускаемые региональными энергоснабжающими организациями (тарифы регулируются региональными энергетическими комиссиями), газ природный и сжиженный, реализуемый населению, перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, коммунальные услуги (водоснабжение и канализация), услуги почтовой и электрической связи по утвержденному перечню, торговые надбавки на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Имеется перечень услуг  транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым  органам исполнительной власти субъектов  Федерации предоставляется право  вводить государственное регулирование  тарифов и надбавок. Это снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые  в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными  сроками завоза грузов; наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных  школах, профтехучилищах, средних специальных  и высших учебных заведениях; торговые надбавки к ценам, на продукты детского питания, перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения (железными дорогами) при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Федерации, перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам, включая такси и др.

В целом перечень товаров и услуг, по которым допускается  прямое регулирование цен, за последние  годы существенно сокращен. Доля продукции  и услуг, на которые ранее цены регулировались на федеральном и  региональном уровнях, по данным департамента цен Минэкономики РФ, уже к 1996 г. составила 15-16% в стоимости совокупного общественного  продукта.

Права органов исполнительной власти в части регулирования  цен в значительной степени увязаны  с возможностями их бюджетов.

Расширение прав предприятий по самостоятельному установлению цен и тарифов происходит с  одновременным использованием экономических  рычагов воздействия на цены, имеющихся  в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты, арендная плата  и т. д.), с тем чтобы не допускать их необоснованного завышения, полнее учесть платежеспособный спрос населения и возможности бюджета.

3.2 Контроль государства  за соблюдением порядка применения  регулируемых цен

Государство не только определяет перечень продукции, цены на которую подлежат регулированию, сферы  применения такого регулирования, но и  определяет органы государственной  власти, осуществляющие этот контроль.

К органам контроля цен относятся: на федеральном уровне -- Министерство экономики РФ, на уровне субъектов РФ -- орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий контроль за ценами в пределах своей компетенции, на местном уровне -- орган местного самоуправления. Кроме того, финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий и государственной налоговой службы, государственные торговые инспекции и другие имеют право осуществлять контроль за соблюдением порядка применения цен и тарифов.

Информация о работе Государственное регулирование цен