Государственное регалирование цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 11:04, реферат

Описание работы

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении государства находятся основы ценовой политики. На основании этого положения органы исполнительной власти РФ обеспечивают реализацию государственной ценовой политики и законодательства РФ о ценообразовании.
Государственная политика цен — это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за их соблюдением. По своей сути государственная политика цен представляет совокупность исходных принципов и методов достижения поставленных и декларируемых' государством задач в области формирования и установления цен.

Файлы: 1 файл

Гос регулирование цен в РФ.docx

— 19.90 Кб (Скачать файл)

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении государства находятся основы ценовой политики. На основании этого положения органы исполнительной власти РФ обеспечивают реализацию государственной ценовой политики и законодательства РФ о ценообразовании.

 Государственная  политика цен — это действия  органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов  ценообразования, направленные на  осуществление регулирования цен  в народном хозяйстве, сфере услуг  и контроля за их соблюдением. По своей сути государственная политика цен представляет совокупность исходных принципов и методов достижения поставленных и декларируемых' государством задач в области формирования и установления цен.

 Чтобы осуществлять  государственную политику цен, необходимо  проводить квалифицированный анализ  практики формирования и действия  цен, их регулирования, контролировать  соблюдение государственной дисциплины  цен, своевременно предвидеть и  вводить меры по ограничению  негативных последствий монополистической  деятельности, опираясь при этом  на антимонопольное законодательство.

 Государственная  ценовая политика является частью  общей экономической политики  государства, и в условиях рыночных  отношений имеет особо важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствуя развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

 В структуре  органов исполнительной власти  предусматриваются органы, формирующие  и реализующие политику цен. На  федеральном уровне — это Правительство  Российской Федерации, федеральные  органы исполнительной власти, территориальные  органы. На федеральном уровне  в составе Министерства экономического  развития и торговли РФ функционируют  специализированные структуры, занимающиеся  вопросами ценообразования —  департамент цен и государственных  закупок, а также департамент  тарифного регулирования и мер  защиты внутреннего рынка.

Основные направления государственной ценовой политики в России на текущий период и ближайшую перспективу определяются Правительством РФ, при этом упор делается на свободное рыночное ценообразование и создание условий для развития конкуренции на товарных рынках России. Последнее являете условием повышения эффективности рыночной экономики

Основным направлением государственной ценовой политики последних лет было экономическое регулирование цен и тарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям. В этих отраслях развитие конкуренции невозможно или неэффективно. Поэтому, чтобы предупредить со стороны конкурентов естественных монополий завышение цен и тарифов на свою продукцию и сокращение объемов производства, нужно государственное регулирование цен

К органам контроля цен относятся: на федеральном уровне — Министерство экономического развития и торговли РФ, на уровне субъектов РФ — орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий контроль за ценами в пределах своей компетенции, на местном уровне — орган местного самоуправления. Кроме того, финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий и государственной налоговой службы, государственные торговые инспекции и другие имеют право осуществлять контроль за соблюдением порядка применения цен и тарифов.

Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования.

1. Общее замораживание  цен (оно применяется при чрезвычайно  сильном инфляционном развитии  экономики), или замораживание цен  на отдельные группы товаров (отдельные  товары), или временный или частичный  запрет на изменение цен.

2. Установление  фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены. Фиксированные цены стали одним из основных видов цен, применяемых при заключении государственных контрактов.

3. Установление  предельных цен или коэффициентов, пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период  времени или предельного уровня  цены, то есть максимального или  минимального уровня цены, выше  или ниже которого цена не  может подниматься

4. Установление  предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при  ее расчете учитывается прибыль  в размере предельного норматива  рентабельности

5. Установление  фиксированных или предельных  размеров снабженческо-сбытовых  и торговых надбавок, наценок, скидок.

6. Для биржевой  торговли и вне биржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора, и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.

7. Декларирование  цен.

8. Установление  рекомендательных цен по важнейшим  видам продукции.

Косвенное воздействие на формирование цен осуществляется с помощью разнообразных способов:

 •с помощью  мер, направленных на изменение  величины затрат, включаемых в  себестоимость товаров, услуг;

 •путем регулирования  доходов производителей продукции, продавцов и покупателей;

 •путем использования  и применения совокупности разных  способов и средств, способствующих  расширению товарного предложения  на рынке;

 •путем регулирования  налогов как на производимую, так и потребляемую продукцию (система льготного налогообложения).

 •путем льготного  кредитования, субсидирования и  дотирования из бюджета, государственного  финансирования НИР на разработку  и создание новых видов продукции  снижаются затраты на производство, что является основой стабилизации  или снижения цен для потребителей.

К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами:

 •создание  условий для развития здоровой  конкуренции и предпринимательства. Так, для повышения эффективности  производства предприятий естественных  монополий Правительством РФ  намечено постоянно проводить  анализ обоснованности затрат  монополистов, организовывать торги  по закупке продукции, используемой  предприятиями естественных монополий;

 •разработка  специальных правительственных  программ по развитию производства  товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства  за счет государственных и  бюджетных ассигнований;

 •государственное  стимулирование привлечения в  страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий;

 •эффективное  использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для  стимулирования товарной интервенции  по тем видам продукции, по  которой в стране дефицит или  она предназначена для социально  незащищенных групп населения.

Государственное регулирование цен играет большую роль в функционировании как российской, так и зарубежных экономик.


Информация о работе Государственное регалирование цен