Формы фиктивного капитала. Ценные бумаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 17:41, реферат

Описание работы

Ценные бумаги — документы, содержащие какое-либо имущественное право, реализация которого возможна только при условии их предъявления. В последнее время в нашей стране (особенно в связи с проводимой правительством приватизацией государственных предприятий) наблюдается все возрастающий интерес к такому феномену капиталистической экономики, как фондовый рынок или рынок ценных бумаг. Роль фондового рынка как инструмента рыночного регулирования должна рассматриваться особо, поскольку его закономерности очень сложны и неоднозначны и представляют особый коммерческий интерес.

Файлы: 1 файл

121.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Облигационные отношения  оформляются специальным договором  между фирмой-эмитентом и инвестором (облигационным соглашением), по условиям которого корпорация обязуется возместить инвестору предоставленную им сумму в установленный срок ("срок погашения" или "дата погашения"), а также в течение всего срока, на который выпущена облигация, выплачивать проценты по установленной ставке. Как и акционер, облигационер получает соответствующий документ, подтверждающий факт его владения облигациями, — облигационный сертификат, в котором указываются название компании-эмитента, номинал, ставка процента, а также название "платежного агента" как по процентам, так и по капитальной сумме облигации (таким агентом может быть сама фирма-эмитент или какой-либо банк). Существуют следующие виды облигаций:

  1. Купонные облигации или облигации на предъявителя. К ним прилагаются специальные купоны, которые должны откалываться два раза в год и представляться платежному агенту для выплаты процентов. Фактически купон — своеобразный простой вексель на предъявителя. Эти облигации обратимы, а купон и сертификат выступают в качестве титула собственности. Поскольку эти облигации оформляются на предъявителя, корпорация не регистрирует, кто является их собственником. Хотя они больше не выпускаются, старые выпуски все еще обращаются на рынке.
  2. Именные облигации. Большинство облигаций корпораций регистрируются на имя их владельца, при этом ему выдается именной сертификат. Эти облигации не имеют купонов, а платежи по процентам осуществляет платежный агент в соответствии с установленным графиком. При продаже или обмене именных облигаций старый сертификат аннулируется и выпускается новый с указанием нового владельца облигаций.
  3. "Балансовые" облигации. Этот вид облигаций приобретает все большее распространение, поскольку их выпуск не сопряжен с такими формальностями, как выдача сертификатов и т.п.: просто все необходимые данные об облигационере вводятся в компьютер. Существуют следующие типы облигаций в зависимости от обеспечения:
  4. Обеспеченные облигации.

Эти облигации имеют  реальное обеспечение активами. Их можно разбить на три подтипа:

    • облигации с залогом имущества, которые обеспечиваются основным капиталом корпорации (ее недвижимостью) и иным вещным имуществом;
    • облигации залогом фондовых бумаг, которые обеспечиваются находящимися в собственности компании-эмитента ценными бумагами какой-либо другой корпорации (но не компании-эмитента), как правило, ее филиала или дочерней компании;
    • облигации с залогом оборудования. Такие облигации обычно выпускаются транспортными корпорациями, которые в качестве залогового обеспечения используют, например, транспортные средства (самолеты, локомотивы и т.п.).

Смысл залогового обеспечения  заключается в том, что в случае банкротства компании или ее неплатежеспособности держатели обеспеченных облигаций могут претендовать на часть имущества компании.

  1. Необеспеченные облигации.

 Эти облигации не  обеспечиваются какими-либо материальными  активами, они подкрепляются "добросовестностью  компании-эмитента, иначе говоря — ее обещанием. В случае банкротства компании держатели таких облигаций не могут претендовать на часть недвижимости. Эти облигации менее надежны, но и на них распространяются преимущественные права при ликвидации компании. В связи с этим ставка процента по ним более высокая.

  1. Другие виды облигаций:
    • облигации с доходом на прибыль (или реорганизационные облигации) предусматривают выплату процентов только в том случае, если у корпорации имеются существенные поступления, то есть в случае выпуска таких облигаций гарантируется погашение ее основной суммы, а выплата процентов зависит от решения совета директоров. Выпуск таких облигаций практикуется при рекапитализации корпорации, как правило, когда ей грозит банкротство. Часто их выпускают для замены ранее выпущенных облигаций с одобрения облигационеров компании, которые предпочитают пойти на определенный риск, чтобы избежать опасности неполучения капитальной суммы;
    • гарантированные облигации: они гарантируются не корпорацией-эмитентом, другими компаниями. Чаще всего они используются транспортными корпорациями, когда эмитент предоставляет какой-либо компании свое оборудование, а взамен эта компания выступает гарантом по облигациям первой фирмы, либо дочерними компаниями крупных фирм, когда дочерняя компания выпускает облигации, а гарантом выступает основное предприятие. Как видно из названия, в случае неплатежеспособности эмитента все претензии облигационеров удовлетворяются гарантом. Чаще всего гарантируются и капитальная сумма, и проценты, но бывают случаи, когда гарантией покрываются только проценты.
    • бескупонные облигации. По ним не выплачивается регулярного процента, однако это не значит, что они не приносят дохода. Дело в том, что при выпуске эти облигации продаются с дисконтов (со скидкой), а погашаются по номинальной цене при наступлении срока платежа, причем скидка тем больше, чем длиннее срок, на который выпущены облигации.

Особенности некоторых видов облигаций

  1. Многие необеспеченные облигации (так же как и привилегированные акции) могут быть конвертируемыми. Это значит, что при выпуске облигаций такого рода предусматривается право облигационера в течение всего срока, на который выпущены облигации, обменять их на обыкновенные или привилегированные акции. Конвертируемость имеет свои преимущества как для эмитента, так и для инвестора.
  2. Большое значение для держателей конвертируемых облигаций имеют конверсионный коэффициент и конверсионная цена. Конверсионный коэффициент показывает, какое количество акций можно получить в обмен на такую облигацию. На основе этого коэффициента исчисляется конверсионная цена: номинал облигации делится на коэффициент и получается конверсионная цена.
  3. Иногда корпорации, выпуская облигации, предусматривают право востребовать их (отозвать) до срока погашения. В этом случае устанавливаются условия востребования по номиналу. Когда корпорация отзывает облигации, облигационеры обязаны возвратить свои облигации. Исключения бывают, когда корпорация при выпуске облигаций предусматривает "факультативное право востребования" или "отзывной опцион".
  4. Иногда при выпуске облигаций предусматривается право облигационера на возврат облигаций до наступления срока платежа, при этом эмитент обязан погасить облигации по номиналу. Обычно это право предусматривается в том случае, если компания-эмитент оставляет за собой право изменять номинал облигации. Фактически это дает инвестору возможность выбора между новым номиналом и получением наличных.
  5. В облигационное соглашение может быть включено требование о том, чтобы корпорация-эмитент осуществляла регулярные отчисления на специальный счет, чтобы гарантировать погашение облигаций по наступлению срока платежа. Такой специальный фонд получил название выкупного фонда, или фонда погашения. Его существование дает определенные гарантии инвесторам и избавляет корпорацию от чрезмерно крупных единовременных затрат при наступлении срока погашения по серии облигаций.

Котировки и рейтинг облигаций

 Облигации обладают  свойством обратимости, то есть  с ними могут осуществляется  операции по купле-продаже. Некоторые  облигации обращаются на бирже, но большинство сделок осуществляется на внебиржевом рынке. Торговля облигациями обычно менее интенсивная, чем операции с акциями.

  1. Цена облигации. Как и акции, облигации имеют номинальную стоимость и рыночную цену. Облигации могут продаваться по цене выше номинала — с надбавкой или премией, или ниже номинала — со скидкой или дисконтом. Рыночная цена обычно зависит от их надежности (финансовой стабильности корпорации-эмитента) и от ставки процента.
  2. Важной характеристикой облигации как финансового инструмента является ее доходность. Доход по облигации может быть номинальным (по купонной ставке) и текущим (основан на текущей цене облигации).
  3. Рейтинг. Его имеют большинство облигаций корпораций,   и устанавливается независимыми фирмами. Облигации, имеющие наиболее высокий рейтинг, называются облигациями "инвестиционного класса".
  4. Облигации, имеющие рейтинг ниже определенного, считаются спекулятивными, в том числе так называемые бросовые облигации. Чем ниже рейтинг, тем выше риск неплатежа. В целом, чем выше рейтинг, тем ниже доход по ним.

Стоит отметить, что в  современной практике различия между  акциями и облигациями корпораций постепенно стираются. С одной стороны, происходит узаконивание выпуска "неголосующих" акций, а с другой стороны, появились "голосующие" облигации. Стиранию этих различий также способствует так же эмиссия конвертируемых облигаций и выпуск так называемых "гибридных фондовых бумаг". Это явление отражает в определенной мере тенденцию сращивания промышленного и банковского капитала.

 Другие  виды ценных бумаг

  1. Вексель — вид ценной бумаги, денежное обязательство. Бесспорный и безусловный долговой документ. Различают простой и переводной вексель. Передача векселя от одного лица другому оформляется передаточной надписью — индоссаментом. В международной торговле, а также во внутреннем обороте капиталистических стран Вексель — одно из основных средств оформления кредитно-расчетных отношений.
  2. Американские Депозитные Сертификаты (American Depository Receipts). В США эти с<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-

Информация о работе Формы фиктивного капитала. Ценные бумаги