Формирование рыночной(свободной) цены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 02:42, реферат

Описание работы

Таким образом, из вышесказанного вытекает, что выбранная тема весьма актуальна.
Целью данной работы является изучение формирования рыночной цены и контроля над ценами.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить формирование рыночной цены;
рассмотреть методы государственного контроля над ценами.

Файлы: 1 файл

Свободные цены.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

-с целью ограничения монополий и развития конкуренции и другими.

Государственное регулирование  цен обычно осуществляется с помощью  косвенного и прямого регулирования.

К косвенному регулированию  относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности и таким образом влияющие на уровень и динамику цен. К ним можно отнести такие средства по реформированию экономики и совершенствованию механизма хозяйствования, как принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, разгосударствление и приватизация, предоставление дотаций и субсидий, сокращение бюджетного дефицита, контроль и регулирование доходов населения и др.

Прямое регулирование  цен осуществляется в основном тремя  способами: путем установления «ценового  потолка» (максимальных цен), «ценового  пола» (минимальных цен) и «коридора  цен».

Наибольшее распространение  получила политика «ценового потолка», которая используется в монополизированных отраслях (электроэнергетике, нефтегазовой промышленности, транспорте, коммунальном хозяйстве), в кризисных ситуациях (во время войны, послевоенного периода), при установлении цен на социально значимую продукцию (хлеб, молочные продукты, медикаменты и т.п.). Выполняя важную роль, максимальные цены, устанавливаемые государством ниже уровня равновесия, создают ряд проблем в экономике.

Они формируют так  называемый рынок продавца, диктующего свои условия покупателям, ведут  к образованию дефицита продукции на рынке (Q2 > Q1). Размер потребления на таком рынке оказывается ниже того уровня, который был бы в условиях равновесия (Q1 < Q0).

В таких условиях государство  часто вынуждено поддерживать производства, выпускающие продукцию по низким ценам путем выделения различных дотаций, субсидий, что, в конечном счете, ведет к усилению разбалансированности экономики, появлению новых проблем.

Политика «ценового  пола», как показывает мировой опыт, используется обычно в интересах  мелких фирм с целью недопущения монополизации рынка и поддержания определенного уровня конкуренции. Однако установление минимальных цен также влечет за собой негативные последствия. Они заключаются в том, что, в отличие от описанной выше ситуации, формируется рынок покупателя .

На таком рынке образуются излишки продукции (Q2 > Q1), которые  государство вынуждено скупать  и каким-то образом затем ими  распоряжаться (образовывать запасы, реализовывать  на внешнем рынке и т.п.). Уровень  потребления в условиях проведения политики «ценового пола» тоже оказывается ниже, чем в условиях равновесного рынка (Q1 < Q2).

Политика «коридора  цен» заключается в том, что устанавливаются  два предела цен: верхний и  нижний. Цены таким образом одновременно ограничены максимальным и минимальным  уровнями, что не позволяет им существенно отклоняться от положения равновесной цены.

При этом устранение диспропорций между спросом и предложением достигается путем маневрирования буферными запасами. При этом если предложение превышает спрос  настолько, что цены реальных сделок на рынке опускаются до их допустимого минимального предела, специальные органы начинают скупать излишки продукции в буферный запас. И наоборот, если спрос превышает предложение настолько, что цены реальных сделок повышаются до их допустимого максимального предела, специальные органы начинают продавать продукцию из буферных запасов. Таким образом, политика «ценового коридора» позволяет сочетать как прямые, так и в определенной степени косвенные формы регулирования цен, устраняет резкие колебания цен и изменения конъюнктуры рынка.

Эффективность системы  государственного регулирования цен  зависит от гибкого сочетания  прямых и косвенных форм ценового регулирования. Каждое государство  соответственно проводимой экономической  политике, целям развития общества использует различные сочетания и способы ценового регулирования.

По целям воздействия  на цены различают методы:

ограничивающие (ограничительные);

запрещающие (запретительные);

стимулирующие (поощрительные).

Они применяются в  зависимости от степени монополизации и состояния экономики.

Ограничительные методы применяются с целью ограничения  роста цен в основном в условиях высокомонополизированной экономики  и высокой инфляции. В наибольшей степени они характерны для централизованной плановой экономики и экономики переходного периода. К ним относится установление:

предельных цен;

фиксированных цен;

предельных коэффициентов  изменения цен;

предельных уровней  рентабельности;

декларированных цен  и т.д.

Запретительные методы применяются с целью преодоления монополизма, развития конкуренции в условиях развитого рыночного хозяйства, стабильной экономики и направлены на запрет, главным образом, возможностей фиксации цен. К запретительным относятся следующие методы: запрещающие фиксирование цен; запрещающие дискриминационные, хищнические и другие цены; запрещающие рекламу по принципу “заманивания и переключения”.

По методам, запрещающим  фиксирование цен, правительство ограничивает возможности фиксации цен по горизонтали  и вертикали. Горизонтальное фиксирование цен порождается соглашениями между производителями по установлению цен. Вертикальное фиксирование цен имеет место, когда производители или оптовики могут контролировать розничные цены.

Методы, запрещающие ценовую  дискриминацию, предназначены для  защиты мелких розничных магазинов. Цель запрещения - предотвратить снижение цен ниже издержек крупными фирмами с целью устранения мелких конкурентов.

Поощрительные методы направлены на стимулирование или поощрение  производства жизненно важных или базовых  видов товаров (например, сельскохозяйственной продукции, рыбопродукции, электрической энергии). К ним относятся рассмотренные ранее методы установления залоговых цен, целевых цен и др.

В заключение следует  повторить, что методика ценообразования  существенным образом отличается в условиях разных типов рыночной структуры (свободная конкуренция, олигополия, монополия) и, соответственно, приводит к тому, что требуются разные механизмы государственного регулирования и контроля данных процессов.

Заключение

В рыночном хозяйстве значительная часть цен на товары устанавливается на рынке в результате конкуренции.

Процедура формирования свободной цены длительная и трудоемкая. Она требует. Технология формирования цены в рыночных условиях состоит из нескольких этапов: изучение рынка, определение целей ценовой политики, определение спроса, оценку издержек, анализ предложения и цен конкурентов и установление окончательной цены.

Методика ценообразования  существенным образом отличается в  условиях разных типов рыночной структуры (свободная конкуренция, олигополия, монополия) и, соответственно, приводит к тому, что требуются разные механизмы государственного регулирования и контроля данных процессов.

По целям воздействия  на цены различают методы: ограничивающие (ограничительные), запрещающие (запретительные) и стимулирующие (поощрительные). Они применяются в зависимости от степени монополизации и состояния экономики.

Список литературы

Гальперин В.М. Микроэкономика. – С.-Пб.: Экономическая школа, 1997. – 462с.

Журавлева Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика. Учебник – М: Экономикс, 2007. – 491с.

Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. – М.: БЕК, 2000. – 349с.

Макконнелл К., Брю  С. Экономикс: принципы, проблемы, политика. Т.1. – М.: Дело, 1992. – 572с.

Мэнкью Н. Грегори. Принципы экономикс. – С.-Пб.: Питер, 2008. – 640с.

Полещук И.И. Ценообразование. Учебник. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 304с.

Русакова Т. Ценовая  политика предприятия // Экономика. Финансы. Управление. – 2010. – № 3. – С.29-38.

Савицкий А.А. Основы ценообразования: Учеб. пособие для учащихся ССУЗов. – Мн.: Дизайн ПРО, 2004. – 120с.

Уткин Э. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. – М.: ЭКМОС, 2006. – 365с.

Ценообразование и рынок. / Под ред. И.K. Салижманова. – М.: Финстатинформ, 2000. – 396с.

Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. – 192с.

Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование. – М.: Финэксперт, 2000. – 438с.

ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени

М.К. Аммосова»

Физико-технический институт

 

 

 

 

Реферат

Тема: Свободные цены

 

 

 

 

 

                                                                        Подготовил: студент группы РТ-11

                                                                                       Иванов Дьулустаан

                                                                        Проверила:


Информация о работе Формирование рыночной(свободной) цены