Формирование краткосрочного прогноза уровня цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является изучение теоретических и практических основ формирования краткосрочного прогноза уровня цен.
В соответствии с намеченной целью определим основные задачи курсового проекта:
- рассмотреть условия деятельности фирмы на региональном рынке и задачи прогнозирования цен;
- раскрыть методические основы формирования ценовых прогнозов: факторы ценообразования, а также принципы формирования цен на рынке;
- проанализировать методы краткосрочного прогнозирования экономических показателей;
- сформировать краткосрочный прогноз уровня цен.

Содержание работы

Введение
3
1.Условия деятельности фирмы на региональном рынке и задачи прогнозирования цен

5
2.Методические основы формирования ценовых прогнозов
12
2.1 Факторы ценообразования, принципы формирования цен на рынке
12
2.2 Методы краткосрочного прогнозирования экономических показателей
15
3.Формирование краткосрочного прогноза уровня цен

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

kursovaya_tsenoobr.docx

— 157.75 Кб (Скачать файл)

В последнее  время наибольше  распространение  получил технический  анализ - исследование динамики рынка, чаще всего посредством  графиков, с целью  прогнозирования  будущего направления  движения цен [17,c.204].

 

2.МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНОВЫХ ПРОГНОЗОВ

 

2.1 Факторы  ценообразования,  принципы формирования  цен на рынке

 

Сущность цены, ее экономическая  природа проявляются двояко (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 – Сущность цены

 

Итак, цена – это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций).

Цена – мощный фактор уровня жизни  населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных  социальных групп. И, наконец, цена –  это орудие конкурентной борьбы [11.c.136].

Функции цены: учетная, стимулирующая и распределительная. В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства. Стимулирующая функция используется для развития ресурсосбережения, повышения эффективности производства, улучшения качества продукции, внедрения новых технологий и т.д. Распределительная функция предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, поступающего в бюджет государства, региона и т.д.

В экономическом  словаре дается следующее  определение понятию «Факторы ценообразования». Это движущие силы, существенные обстоятельства, основные причины, оказывающие определяющее воздействие на формирование цен.

Прежде  чем разработать  стратегию формирования цены, предприятие  должно проанализировать все факторы, влияющие на принятие решения  по ценам. Дж. Б. Эванс, В. Берман выделили пять основных факторов, оказывающих наибольшее влияние на процесс  ценообразования. Данные факторы представлены на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 – Основные факторы  ценообразования

 

Ценовая политика» – это механизм или модель принятия решений о поведении предприятия на основных типах рынков для достижения поставленных целей хозяйственной деятельности.

Компании «Эксперт самостоятельно определяет схему разработки ценовой политики исходя из целей и задач развития, организационной структуры и методов управления, установившихся традиций, уровня издержек производства и других внутренних факторов, а также состояния и развития предпринимательской среды, т.е. внешних факторов.

При разработке ценовой политики в компании «Эксперт» обычно решаются следующие вопросы: в каких случаях необходимо использовать при разработке ценовую политику; когда необходимо отреагировать с помощью цены на рыночную политику конкурентов; какими мерами ценовой политики должно сопровождаться введение на рынок нового продукта; по каким товарам из продаваемого ассортимента необходимо изменить цены; на каких рынках надо проводить активную ценовую политику, изменить ценовую стратегию и ряд других. Процесс разработки и реализации ценовой политики компании «Эксперт» можно представить схематично (рис. 2.3).

Рисунок 2.3 - Постановка целей ценообразования

Таким образом, цена является одним из важнейших экономических рычагов в повышении эффективности производства. В зависимости от характера обслуживаемого оборота различают: оптовые цены на продукцию – оптовые цены предприятия, оптовые цены, розничные цены, закупочные цены, тарифы грузового и пассажирского транспорта, тарифы на платные услуги, цены внешнеторгового оборота, биржевые, аукционные и др.

 Цены подразделяются на свободные  (рыночные), регулируемые и фиксированные,  исходя из роли государства  в определении цены.

 Процесс формирования ценовой  политики предполагает постановку  целей и задач ценообразования,  оценку спроса, издержек производства  и цен конкурентов, анализ методов  ценообразования, установления окончательной  цены и системы модификации  цен, разработки ценовой стратегии  поведения предприятия на рынке.

 

2.2 Методы  краткосрочного прогнозирования  экономических показателей

 

Экономический прогноз  – это научно обоснованное предвидение возможных  направлений и  результатов развития субъектов хозяйствования и их структурных  подразделений. Основной задачей экономического прогнозирования  является предвидение  наиболее вероятных  проблем экономического развития в ближайшей  и отдалённой перспективе, поиск возможных  направлений экономического роста, обоснование  наиболее предпочтительной стратегии развития в будущем. Результаты прогноза используются для выбора альтернатив  развития, разработки рекомендаций для  реализации оптимального варианта.

В прогнозировании  можно идти двумя  путями. Первый –  попытаться вскрыть  причинно-следственный механизм, т.е. найти факторы, определяющие поведение прогнозируемого показателя, прогноз по которым либо известен, либо найти нетрудно. Этот путь приводит собственно к экономико-математическому моделированию, построению модели поведения экономического объекта. Второй путь – не вдаваться в механику движения, попытаться предсказать будущее положение анализируя временный ряд показателя изолированно.

В краткосрочном  прогнозировании  прогноз строится на один-два момента  времени. В большинстве  случаев краткосрочного прогнозирования  данные берутся либо за месяц, либо за неделю.

Условия использования методов  краткосрочного прогнозирования  представлены на рисунке 2.4 [18.c.12].

Рисунок 2.4 - Условия использования  методов краткосрочного прогнозирования  по К.Д. Льюису

 

Очевидно, для подобного  рода применений прогностические  методы и модели должны быть: легкими в  обращении - в смысле вычислений и затрат, связанных с хранением  информации;  гибкими, и поэтому допускающими для самого широкого круга объектов применение различного набора связанных  между собой типов  прогностических  моделей, эффективно работающих в самых  разных ситуациях; достаточно полно автоматизированными  и требующими по возможности  минимального вмешательства  человека; достаточно обоснованными в научном смысле, реализованными в виде компьютерных программ.

Различают следующие методы краткосрочного прогнозирования, представленные на рисунке 2.5.

Рисунок 2.5 - Методы краткосрочного прогнозирования

 

Методы  краткосрочного прогнозирования  подразделяются на группы в зависимости  от поведения средней  выборки, по которой  строится прогноз. Так, если среднее постоянно, то наиболее удобны в применении методы экспоненциально  взвешенного среднего – методы прогнозирования  стационарных показателей, если же среднее изменяется во времени, т.е. не является стационарным, то применяется  другой класс методов  – прогнозирование  с использованием трендов. Трендом  принято называть изменяющееся среднее [18.c.13].

Тренды  различаются по характеру и типу (рисунок 2.6)

 

 

 

 

Рисунок 2.6 Классификация трендов

 

Линейным  трендом называют такой закон изменения  среднего, при котором  среднее возрастает или убывает со временем по линейной зависимости. Например, спрос на некоторый  продукт может  иметь возрастающий линейный тренд, если продукт для рынка  является новым товаром  или если расширяется  объем самого рынка  при условии что  доля продукта остается неизменной. Наоборот, если некоторый товар  устаревает, то тренд  спроса на него будет  убывающим.

Тренд называется сезонным, если среднее изменяется циклически в соответствии с некоторым временным  циклом. В большинстве  случаев на практике этот временной цикл не изменяется в течение  года, причем среднее  за каждый месяц по сравнению со средним  за весь год может  и падать, и подниматься. Сезонные колебания  сопутствуют динамике спроса на такие товары, как одежда и обувь.

Смешанные сезонно-линейные тренды. Как следует из названия, этот тип  тренда представляет собой комбинацию из двух уже рассмотренных. Хорошим примером подобного типа тренда служит продажа авиабилетов. Увеличение доли воздушного транспорта в общем  объеме перевозок  в долгосрочном аспекте  определяет линейный тренд; сезонные колебания  объясняются колебаниями  потока авиапассажиров в пределах года (спрос  на авиабилеты повышается на рождественские и пасхальные праздники и летние каникулы).

В аддитивных трендах фактические  значения отклоняются  от среднего в положительную  или отрицательную  сторону приблизительно на одинаковую величину. Например, для линейно-аддитивного  тренда средний прирост  величины спроса за месяц может составлять десять единиц измерения.

В мультипликативных  трендах увеличение или уменьшение фактического значения составляет приблизительно одинаковый процент относительно среднего, определяемого  характером тренда.

Комбинация  аддитивных и мультипликативных  трендов. Этот тип  тренда является очевидным  соединением двух уже упоминавшихся. Его изучение достаточно сложно, поэтому и  употребление довольно редко.

Таким образом, для выбора правильной прогностической модели первоначально необходимо выбрать некоторые характеристики анализируемого ряда данных. Использование сложной модели, типа сезонно адаптивной модели Холте-Винтера, если данные стационарны, нецелесообразно, тем более, что применение простой модели экспоненциального сглаживания при меньших затратах даёт те же результаты. Наоборот, если ряд наблюдений содержит линейный тренд, на который наложены сезонные колебания, то применение модели простого экспоненциального сглаживания будет, очевидно, неадекватным [18.c.25].

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование краткосрочного прогноза уровня цен