Формирование цен на биржевые товары

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:54, реферат

Описание работы

Процесс формирования цен в условиях рыночного ценообразования происходит в сфере реализации продукции. Именно здесь сталкиваются спрос на продукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность. Произведенный в сфере производства товар или цена на него проходят непосредственную проверку рынка, где формируется окончательная цена товара или услуги.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Методология рыночного ценообразования…………..………………………4
Понятие биржи, ее функции…………………………………………………..8
Формирование цен……………………………………………………………..10
Заключение…………………………………………………………………….15
Список использованных источников ………………...………………..…….. 17

Файлы: 1 файл

Реферат по ценообразованию.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

Котировка ни в коем случае не устанавливается заранее. Она  необходима для правильного определения  ситуации на бирже и может выводиться в течение дня. Если обороты биржи  значительны, то и динамика цены претерпевает существенные изменения в ходе торга.

На фьючерсных биржах цены выходят за рамки элементарного  ориентира. Преобладание сделок с будущим, еще не произведенным товаром  предполагает заключение контрактов с  указанием в них дня проведения биржевого собрания, цена которого и станет продажной. Основная роль биржевой котировки - помощь в ориентации участников в ценовых пропорциях на товарной бирже. Таким образом, можно сказать, что котировка цен - это главная информация о конъюнктуре рынка, которую биржи дают предпринимателям.

Исходным материалом для котировки цен служит информация о контр-агентах сделки, а также  о ценах, по которым они желали бы приобрести (продать) данный товар. Он в обязательном порядке учитывает  цену сделки и объем продажи, условия ее заключения, а также условия на бирже, при которых была заключена сделка.

Эти сведения на товарных биржах черпаются из заявок торговцев, подаваемых маклером для исполнения, а также из данных о заключенных  контрактах. Все эти данные заносятся в специальный биржевой бюллетень построенный в виде таблицы и представляемый участниками торгов.

Процесс котирования  очень трудоемок и требует учета самых различных ценообразующих факторов. Рассмотрим основные правила, которые учитываются в обязательном порядке.

Прежде всего, товары котируют в соответствии со стандартами. С этой точки зрения они могут носить как единичный характер, так и выступать в виде групп с общими техническими и другими характеристиками. Если стандарта не имеется данный вид относится к той или иной группе стандартных товаров или выделяется в самостоятельную котируемую единицу.

Котируются только те товары, сделки по которым совершаются  систематически. Так, котируются только важнейшие, постоянно выставляемые ресурсы, занесенные в твердый список - базу биржевого бюллетеня. При систематическом появлении новых товаров они также включаются в него. И наоборот, длительное отсутствие определенных ресурсов, входящих в список, в биржевой торговле требует их исключения из процесса котировки.

При котировке по возможности  исключаются цены, не отражающие рынка  данного биржевого дня: если при  отсутствии предложения цена сделки ниже типичной цены прошлого биржевого  дня, где имелось достаточное  предложение, она должна быть исключена. Когда за день сделок по данному товару не оказывается, то предыдущие цены на него не могут служить показателем рынка. Они исключаются из процесса котировки.

Для повышения качества котировки в ней могут найти  отражение и цены внебиржевых  сделок. Но время из заключения должно соответствовать отраженному в котировке. При отсутствии необходимой информации в определенный степени ориентиром может служить стоимость сходных товаров, реализуемых на бирже.

При котировке следует  выделять минимальный объем продукции, при нарушении которого сделка не принимается в расчеты. Цены за единицу товара обычно различны в зависимости от величины опта: при крупнооптовой реализации они, как правило, меньше, при мелкооптовой - больше. Для решения этой проблемы можно использовать один из двух методов. Первый заключается в выделении типичного объема партии, и по нему совершается наибольшее количество сделок. Тогда цены определяются исходя из этой партии и вносятся в бюллетень. Типичный объем, как правило, неоднозначен. Поэтому указывается его верхняя и нижняя границы. Другой метод состоит в выделении различных групп партий. Котировальная цена определяется для каждого из них.

При котировке учитываются  и условия расчета по сделкам: на наличный товар или на срок. По ним и дается котировка. Если котировка исчисляется по наиболее типичным условиям, в биржевом бюллетене они выделяются отдельно или делается сноска. Условия поставки (немедленная или на срок) и условия транспортировки учитываются таким же образом.

На уровень цен, а, следовательно, и на котировку влияет такое обстоятельство, как, статус контрагентов. У государственных организаций и предприятий они обычно ниже, чем у кооперации и частных лиц, цены посредника выше цен производителя и т.д.

Состояние рынка, при  котором совершались сделки, - необходимая характеристика котировки. Без соответствующей информации участникам торгов сложно определить, в какой среде сформировались цены, отраженные в биржевом бюллетене. Поэтому на основании соотношений спроса и предложения на каждый товар в него вносится общая характеристика рынка.

 Определение конъюнктуры  рынка основывается на трех  характеристиках:

- соотношение спроса и предложения на каждый товар;

- тенденция движения цен, т.е. динамика цен на каждый товар в течение данного периода биржевых торгов;

- количество совершенных сделок.

На основании исчисленной  котировки составляется биржевой бюллетень. Внешний вид его представляет собой таблицу, включающую графы  с наименованием и единицей измерения  товаров, типичным объемом партии, максимальными  и минимальными уровнями цен продавца, покупателя, сделки, справочной ценой и состоянием рынка. Все цены исчисляются за единицу товара.

Биржевые сделки на товарной бирже можно разделить на две  группы: сделки с реальным товаром  и сделки без реального товара. Сделки с реальным товаром на бирже играли основную роль в тот период, когда сами биржи были центрами международной товарной торговли. В процессе развития биржевой торговли сложились два вида биржевых операций:

- сделки на реальный товар с немедленной поставкой;

- сделки на реальный товар с поставкой в будущем.

Сделки на реальный товар с немедленной поставкой в биржевой терминологии называются спот (spot) или кэш (cash), а также физическими сделками.

Заключение таких сделок происходило на бирже без предварительного осмотра товара на основе стандартного качества. При заключении сделок спот товар обычно уже находился на одном из складов биржи, и покупатель мог получить его немедленно.

Продавец реального  товара, сдав его на склад биржи, получал складское свидетельство (варрант), удостоверяющее количество и качество товара. Заключив сделку, продавец передавал это свидетельство покупателю, получая в обмен платежное средство. Биржа в этом случае является лишь местом заключения сделок, а все дальнейшие отношения по поводу контракта стороны регулируют друг с другом. Сделку гарантировала не биржа, а сами участники. Другая особенность этой сделки - объемы сделки, а также условия поставки оговаривались покупателем и продавцом, т.е. контракт носил индивидуальный характер.

Форвардный контракт представляет собой соглашение, согласно которому продавец поставляет конкретную продукцию покупателю к определенному сроку в будущем. В момент заключения контракта стороны договариваются об объеме поставки и качестве товара, времени и месте поставки, а также соответственно о цене. Продавец товара поставляет его к сроку на один из складов биржи, где проводится его проверка и выдается складское свидетельство. Документ передается продавцом покупателю против денежных документов.

В форвардных сделках купля-продажа товара совершалась заранее, до поставки товара, а, возможно, и до его производства. Эти сделки во многих случаях были предпочтительнее, чем сделки спот, так как позволяли участникам планировать свою прибыль в будущем. Для продавца реального товара форвардные операции позволяли заранее зафиксировать цену и покрыть свои издержки, а покупатель был гарантирован от риска повышения цен и, кроме того, экономил затраты на аренду складских помещений.

Цены форвардных сделок учитывают не только уровень, сложившийся в момент заключения контракта, но и перспективы изменения спроса и предложения за время действия контракта. Однако предусмотреть все конъюнктурные моменты невозможно, поэтому форвардные сделки могут определенный выигрыш (или убыток) для той или иной стороны.

С реальным товаром уже  становится возможным осуществление  спекулятивных операций на разнице  цен по сделкам спот и форвард. При этом стратегия игры зависит  от ситуации с ценами на этих рынках. На биржевых рынках возможны два варианта соотношения цен, которые называются контанго и бэквардейшн.[7, с.101]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В условиях переходного  периода экономика России претерпевает кардинальные изменения. Фактически с  нуля создавалась инфраструктура товарного  рынка, без которой невозможно эффективное функционирование современного производства.

Одним из основных элементов  инфраструктуры товарного рынка  являются товарные биржи как самостоятельная  форма коммерческой деятельности, ориентированной  на получение прибыли производителями  продукции, а также биржевыми торговцами.

На этих биржах осуществляются работы по подготовке и проведению торговли особыми видами товаров  по специально установленным правилам.

Единая рыночная основа для всех бирж как в России, так  и за рубежом объективно предполагает общие закономерности ее деятельности, касающиеся одновременно и сущности этой деятельности, и форм ее организации. Однако по характеру своей деятельности и организации работы каждая биржа имеет свои особенности, отличающие ее от других, но не влияющие на целостность функционирования правил биржевой торговли.

Биржевая деятельность представляет собой самостоятельную  форму коммерческой деятельности с  целью получения прибыли. Она:

• концентрируется в  местах производства и потребления  товаров, т.е. в крупных промышленных и торговых центрах;

• ведется по специфическим  видам товаров, так называемым биржевым товарам, крупными партиями;

• ведется в отсутствие товара по образцам, описанию, каталогам, а также контрактами или договорами на их поставку в будущем и правом на заключение таких договоров в будущем;

• проводится регулярно, учитывает возможность концентрации спроса и предложения, продавцов  и покупателей во времени и  пространстве;

• отличается гласностью торгов, т.е. все желающие могут получить исчерпывающую информацию об объемах заключенных в процессе торгов сделок и складывающихся ценах;

• характеризуется свободным  ценообразованием, т.е. цены формируются  в соответствии со спросом и предложением, имеющей место конкуренцией, они  непостоянны и чутко реагируют  на изменяющуюся конъюнктуру рынка;

• ведется биржевыми  посредниками, которые могут выступать  от имени и в интересах непосредственных производителей и потребителей товаров. «Биржевое посредничество в биржевой торговле осуществляется исключительно  биржевыми посредниками – брокерскими фирмами, брокерскими конторами и независимыми брокерами. Биржа как таковая не вправе выступать в качестве биржевого посредника»;

• предусматривает отсутствие прямого государственного воздействия  на процесс биржевого торга;

• ведется по единым исторически сложившимся и законодательно утвержденным правилам, действие которых регулирует складывающийся рынок (с использованием типовых документов для оформления и совершения сделок);

• осуществляется при  наличии определенных требований к  условиям поставки проданных товаров;

• вырабатывает два основных стандарта, характеризующих качество и цену товара, являющегося объектом купли-продажи.

В зависимости от вида биржевого товара принято выделять товарные и товарно-сырьевые, фондовые, валютные биржи и биржи труда.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.  Голощапов Н.А.  Организация ценообразования на  предприятии: Учебно - практическое  пособие. - М.: Издательство ГЕЛАН, 2007.

2.  Есипова В. Е. Цены и ценообразование. - СПб.: Питер, 2008.

3. Желтякова И.А. Маховикова Г.А., Пузыня Н.Ю. Цены и ценообразование. Краткий курс (учебное пособие). - СПб.: Издательство «Питер», 2009.

4. Нэгл Т.Т., Холден  Р.К. Cтратегия и тактика ценообразования. - СПб.: Издательство «Питер», 2008.

5. Слепнева Т.А., Яркин  Е.В. Цены и ценообразование: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009.

6. Уткин Э.Н. Цены. Ценообразование.  Ценовая политика. - М.: Ассоциация  авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2008.

7. Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. - 4-е изд. Перераб. и доп. - М.: Издательство Дом «Дашков и К», 2009.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование цен на биржевые товары