Факторы, обуславливающие взаимосвязь и взаимозависимость цен, образующих систему

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 22:00, контрольная работа

Описание работы

Основные блоки цен в свою очередь включают в себя ряд подблоков. Так, блок оптовых цен подразделяется на два подблока – оптовые (отпускные) цены предприятия и оптовые цены промышленности. А блок тарифов транспорта состоит из нескольких подблоков – тарифы ж/д транспорта, тарифы морского транспорта, тарифы речного транспорта, тарифы автотранспорта и т.д. В основе взаимосвязи всех цен, образующих единую систему, лежит принцип «сообщающихся сосудов»: изменение цен в одном из основных блоков данной системы довольно быстро передается «по цепочке» во все другие блоки цен. Ведущую и определяющую роль во всей системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности [4].

Файлы: 1 файл

Вариант 4.docx

— 23.90 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

 

1.Факторы, обуславливающие  взаимосвязь и взаимозависимость  цен, образующих систему

Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном движении под воздействием множества рыночных факторов. Эта система состоит из отдельных блоков взаимозависимых и взаимодействующих цен. Наиболее важными и основными блоками единой системы цен являются: · оптовые цены; · закупочные цены; · розничные цены; · тарифы на услуги транспорта.

Основные блоки цен в свою очередь включают в себя ряд подблоков. Так, блок оптовых цен подразделяется на два подблока – оптовые (отпускные) цены предприятия и оптовые цены промышленности. А блок тарифов транспорта состоит из нескольких подблоков – тарифы ж/д транспорта, тарифы морского транспорта, тарифы речного транспорта, тарифы автотранспорта и т.д. В основе взаимосвязи всех цен, образующих единую систему, лежит принцип «сообщающихся сосудов»: изменение цен в одном из основных блоков данной системы довольно быстро передается «по цепочке» во все другие блоки цен. Ведущую и определяющую роль во всей системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности [4].

К ним относятся топливно-энергетические отрасли (угольная, нефтяная, газовая, электроэнергетика), а также отрасли металлургии. Так, изменение цен на энергоносители находит быстрое отражение в уровне цен всех без исключения отраслей экономики. Большое влияние на цены в отраслях легкой и пищевой промышленности оказывает динамика закупочных цен на продукцию отраслей сельского хозяйства.

Различные блоки цен, входящие в систему цен, имеют не только прямую, но и обратную связь. Например, повышение цен в топливном комплексе через определенное время возвращается в эти отрасли в виде удорожания материально-технических ресурсов (машин, оборудования, электроэнергии и др.), потребляемых ими. В условиях административной экономики повышение цен в названных отраслях часто блокировалось с помощью финансовой системы путем предоставления дотаций отраслям, потребляющим энергоносители (сельское хозяйство, отрасли, производящие потребительские товары и некоторые другие).

В условиях перехода к рынку дотаций в таких широких масштабах, как прежде, быть не может, так как это привело бы к искусственному искажению структуры и динамики цен, материально-вещественных и стоимостных пропорций во многих отраслях экономики, что противоречит самой сути рыночных отношений. Отмена массовых дотаций значительно усилила взаимозависимость всех видов цен, входящих в единую систему, сделала ее более гибкой и динамичной, более адекватной требованиям рынка.

Взаимосвязь обусловлена в основном двумя важными обстоятельствами [5].

1. Все цены формируются  на единой методологической основе. Этой основой являются законы  стоимости, спроса и предложения.

2. Все предприятия (фирмы), производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны и образуют в конечном счете единый хозяйственный комплекс. Взаимосвязь предприятий, отраслей может быть самой разнообразной: производственной, экономической, технологической и др.

Вместе с тем взаимосвязь и взаимозависимость цен в единой системе не исключает и самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен на конкретные товары внутри этих блоков, а, наоборот, предполагает такое движение.

Необходимо отметить довольно тесную связь между системой цен и экономической средой, в которой действуют цены. Эта среда включает: товарное производство, различные формы собственности, конкуренцию, которые и составляют основу рыночной экономики.

 

2. Виды цен на новые товары и их характеристика

При установлении цен на новые товары фирмы, как правило, используют стратегию «снятия сливок» или стратегию «проникновения на рынок». Выделяют следующие виды цен [3]:

  1. цены «снятия сливок»;
  2. цены «проникновения на рынок»;
  3. «психологические» цены;
  4. цены «следования за лидером в отрасли (на рынке)»;
  5. цены с возмещением издержек производства;
  6. престижные цены.

Цена «снятия сливок» устанавливается на товар, только поступивший на рынок, и является максимально высокой. Данный вид цен рассчитан на потребителя, готового приобрести товар даже по такой высокой цене.

Цены данного вида понижаются, когда спрос по максимально возможной цене удовлетворен. Понижение цены на товар позволяет фирме привлечь новых покупателей, т. е. увеличить зону продажи товара.

Недостаток этой стратегии ценообразования в том, что высокий уровень цен привлекает в отрасль много конкурентов. В связи с этим такие цены можно устанавливать при условии ограниченной конкуренции, а также при высоком спросе на товар.

Цена «проникновения на рынок» - это цена на товар, существенно более низкая, чем цена на такой же товар фирм-конкурентов, устанавливающаяся на таком уровне для того, чтобы занять большую долю рынка и привлечь больше покупателей. Цены такого вида целесообразно устанавливать, если у предприятия большие объемы производства и общая масса прибыли от их реализации покрывает потери на отдельном товаре. Большие объемы производства предполагают существенные финансовые затраты, а следовательно, такая стратегия ценообразования не подходит для мелких и средних фирм, не имеющих таких финансовых возможностей. Условием успеха использования данного вида цен является эластичный по цене спрос и снижение издержек производства по мере увеличения его объемов.

«Психологическая» цена – это цена, которая чуть меньше круглой суммы (например, не 500 руб., а 499). В данном случае берется во внимание психология покупателя. Сторонники такой стратегии цен считают, что цена должна обязательно являться нечетным числом (не 100, а 99 руб.), тогда покупатель будет думать, что затраты на производство данного товара были определены очень тщательно и точно и его не обманут. У покупателя также создастся впечатление, что цена снижена и он останется в выигрыше от покупки. Здесь играет роль еще один психологический аспект: при покупке многие любят получать сдачу.

Цена «следования за лидером в отрасли (на рынке)» – это цена, которая устанавливается на уровне, близком к уровню цен лидирующей в отрасли фирмы. Цена не должна быть выше цены лидера.

Цена с возмещением издержек производства устанавливается на основе фактических издержек производства и нормы прибыли в отрасли или на рынке:

Ц=И+Р+Н(И+Р), где И – фактические издержки производства, Р – расходы на реализацию товара и административные расходы; Н – норма прибыли.

Престижная цена – это цена, которая устанавливается на уникальные товары известных, престижных фирм.

 

 

3.Государственное  регулирование цен наиболее развито  и распространено:

  3.1.В планово-централизованной  системе управления экономикой.

  3.2.В чисто рыночной  системе управления экономикой.

  3.3.В смешанной  системе управления экономикой.

 

Задача

 

4.Себестоимость равна 405 руб.; свободная отпускная цена  с НДС составляет 700 руб.; НДС-20 %; акциз-15 %. Какова структура отпускной  цены?

Найдем НДС:

700-700/1,2=116,7 руб.

Найдем Акциз:

583,3/1,15=507,2 руб.

583,3-507,2=76,1 руб. – акциз

Найдем торговую надбавку

(Цена отпускная с НДС-НДС-Акциз-Себестоимость):

700-116,7-76,1-405=102,2 руб.

Таблица 1-Структура цены

 

Показатель

Руб.

%

Себестоимость, руб.

405

57,9

Торговая надбавка, руб.

102,2

14,6

Акциз, руб.

76,1

10,9

НДС, руб.

116,7

16,7

Итого

700

100


 

 

Список литературы

  1. Есинов В. Е. Цены и ценообразование. СПб.: Питер, 2009. - 464с.
  2. Салимжанов И. К. Цены и ценообразование. Издательство: «Финстатинформ», 2009. – 164 с.
  3. Ценообразование: учебник / под ред. д-ра экон. наук проф. В.А. Слепова. – М.: Экономист, 2007. – 574 с.
  4. Шеховцева Л.С. Практикум по рыночному ценообразованию / Калинингр. ун-т. - Калининград, 2008. - 41 с.
  5. Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие.-2-е изд. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2008. – 369 с.

 

 

 


Информация о работе Факторы, обуславливающие взаимосвязь и взаимозависимость цен, образующих систему