Ценовое регулирование в АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:04, реферат

Описание работы

В агропромышленном комплексе свободное ценообразование в определенной мере ограничено. Большая часть сельскохозяйственной продукции имеет низкую «эластичность», что обуславливает необходимость государственного регулирования уровня цен.

Файлы: 1 файл

Ценообразование.docx

— 28.49 Кб (Скачать файл)

снизить инфляцию и обеспечить конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции, выйти и закрепиться  на мировом рынке;

пересмотреть проводимую ценовую политику в республике в  направлении обеспечения производителям сельскохозяйственной продукции гарантированной  прибыли от ее продажи на внутреннем и внешнем рынках;

обеспечить максимальный доступ продукции сельского хозяйства  на зарубежные рынки при сохранении контроля на внутреннем рынке (когда  импортируется продукция, которая  в достаточном количестве производится в республике).

Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию практически обеспечивают паритет цен на момент их пересмотра. Хотя инфляционные ожидания (рост цен  на продукцию промышленного производства и индекс роста зарплаты) учитываются  в закупочных ценах, они не обеспечивают расширенное воспроизводство в  сельском хозяйстве. С переходом  на полную либерализацию цен для  производителей сельскохозяйственной продукции финансовая проблема осталась. С учетом последствий либерализации  цен и общего состояния экономики  республики сформулированы приоритеты государственной политики, направленной на укрепление рыночных цен (меры краткосрочного характера). Это создание условий  для конкурентного ценообразования, подавление инфляционного развития свободных цен; поддержание относительной  стабильности цен; защита внутреннего  рынка; восстановление управляемости  экономикой.

Для обеспечения цен рыночного  равновесия предложен комплекс мер  государственного регулирования, состоящий  из трех форм:

рыночной, гарантирующей  сбыт продукции по ценам, обеспечивающим нормальное функционирование отраслей сельского хозяйства;

программной, направленной на поддержку мероприятий, содействующих  техническому перевооружению и социальной поддержке села, изменению их специализации  в соответствии с требованиями рынка;

протекционистской (от безвозмездного бюджетного финансирования любых мероприятий  перейти к избирательному принципу выделения средств хозяйствам и взаимной ответственности государства и производителей сельскохозяйственной продукции);

Конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции. Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции предполагает использование «предельных издержек» при обосновании минимальных цен в любой организационной структуре. Хозяйствам для обоснования затрат в цене необходимо применять систему частных норм и нормативов, государству обоснованный уровень затрат по каждому виду продукции использовать не только при установлении гарантированных, залоговых цен, но и как аргумент при обосновании бюджетного финансирования на поддержку целевых программ и выделения льготных кредитов. При формировании цен на сельскохозяйственную продукцию, кроме экономически обоснованных затрат, необходимо учитывать по согласованию (контракту) с потребителем конъюнктуру рынка, качество продукции, налог на добавленную стоимость, специальный налог на условиях франко-станция отправления.

Практика проведения импортной  и экспортной политики зарубежных стран  предопределила необходимость изучения действия таможенных пошлин и квот с целью рекомендаций для республики в части:

дифференцированного подхода  к их установлению (на одни виды продукции  — пошлины и квоты, на другие —  только пошлины или квоты на импорт);

установления таких пошлин, которые не приводили бы к сильному повышению цены на импортный товар  для покупателей и в то же время  защищали отечественных производителей, способствовали повышению конкурентоспособности  своей продукции;

изучения демпинговой  и антидемпинговой политики (для  принятия соответствующих законодательств, пошлин, проведения демпинга);

возможности применения компенсационных  платежей для расширения экспорта.

Ценовое регулирование  аграрного рынка республики. Политика цен в республике сориентирована преимущественно на сдерживание розничных цен на продукцию из сельскохозяйственного сырья. Видом цен поддержки в республике являются гарантированные закупочные цены (их называют минимальными, рекомендованными). Залоговые ставки, целевые и пороговые цены в практике республики и во взаимоотношениях с зарубежными государствами не нашли применения. Гарантированные закупочные цены на зерно, молоко, свиней, крупный рогатый скот устанавливаются соглашениями Министерства сельского хозяйства Республики Беларусь, Министерством экономики Республики Беларусь. На зерно они пересматриваются два раза в год, на продукцию животноводства — по мере экономической целесообразности.

Государственный заказ носит  рекомендательный характер, но не является узаконенной квотой, в пределах которой  следует производить ценовое  регулирование государством для  пополнения внутреннего рынка продукцией собственного производства. Гарантированные  закупочные цены на продукцию животноводства ниже расчетных. Из-за низких цен на продукцию животноводства условия реализации для крестьян продолжительное время остаются неэффективными. В целях повышения заинтересованности производителей в увеличении объемов производства и реализации нужной народному хозяйству продукции возникла необходимость в разработке механизма ценового регулирования аграрного рынка сельскохозяйственной продукции, а также механизма ценового регулирования аграрного рынка стран Содружества (основ).

Для создания рынка сельскохозяйственной продукции и сырья в республике предложено следующее.

1. Ввести в систему  взаиморасчетов гарантированные закупочные цены на продукцию, закупаемую для государственных нужд по квотам. Минимальные гарантированные закупочные цены в период их действия должны характеризовать нижний предел и быть обязательными для гарантийных закупок уполномоченными закупочными организациями республики, а также странами — участницами Общего аграрного рынка (ОАР) по поручению соответствующих органов управления. Выражением верхнего предела закупочных рыночных цен считать целевые (расчетные) цены и использовать их при определении пороговых цен и переменных таможенных сборов на продукцию сельского хозяйства, импортируемую за пределы республики в рамках ОАР.

2. Ценовое регулирование государством производить в пределах квот, которые необходимо установить для пополнения внутреннего рынка продукцией собственного производств, а также Общего аграрного рынка.

3. Принципы организации закупок сельскохозяйственной продукции: стабилизационные гарантированные закупки для создания резервного фонда республики или ОАР производить с целью поддержания свободных рыночных цен на уровне гарантированных закупочных и для товарных интервенций в пользу потребителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Резервный фонд создавать, а залоговые операции осуществлять с целью регулирования аграрного и продовольственного рынка. Правительству республики необходимо принять тарифы и квоты на импорт. За пределами квот рыночный оборот осуществлять по свободным рыночным ценам на основе спроса и предложения.

4. Ассортимент сельскохозяйственной продукции и продовольствия, к которому применяются инструменты государственного регулирования в республике или согласованного в рамках аграрного рынка, определяется в перечне.

5. Начальные уровни цен поддержки, перечень продуктов, на которые они распространяются, периодичность их индексации устанавливаются ежегодно Министерством экономики Республики Беларусь, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь с учетом конъюнктуры рынка и задач, вытекающих из аграрной политики.

6. Методы определения и корректировки цен поддержки: необходимо сохранить традиционный метод формирования гарантированных цен — себестоимость соответствующего вида продукции в ценах, при транспортных тарифах, процентных ставках и оплате труда периода, в котором вводятся гарантированные цены плюс прибыль. Прибыль определяется как сумма средств, необходимая для развития сельскохозяйственного производства.

7. Расчет потребности в средствах на развитие материально-технической базы отрасли следует производить по технологической структуре основных производственных фондов: средства механизации, оборудование, реконструкция и перевооружение производственных мощностей в животноводстве.

8. Расчет залоговых цен (ставок), целевых и пороговых цен: залоговые цены (ставки) устанавливаются для залоговых операций по принципу определения минимальной гарантированной цены. Но когда на одном и том же рынке применяются и закупки, и залоговые ставки, последние устанавливаются с учетом ссудного процента и затрат залогодержателя на хранение продукции.

Целевые цены по своей сути должны превышать гарантированные  цены на часть прибыли, которая обеспечивает потребности расширенного воспроизводства. Но для ситуации, которая сложилась  в условиях республики, прибыль, включаемая в гарантированную цену, должна быть составляющей целевой цены. Уровень  целевых цен должен гарантировать  доступность продовольствия основным группам потребителей и доход  производителям продукции, обеспечивающий расширенное воспроизводство в зонах специализированного производства. Целеые цены могут быть использованы для расчета прямых субсидий производителям соответствующего вида продукции из бюджета республики.

Пороговые цены служат для  расчета переменных таможенных сборов на границах общего таможенного пространства СНГ. Уровень пороговых цен определяется методом вычитания из целевых  цен соответствующего вида продукции  транспортных затрат при перевозках продукции в основные центры потребления.

9. Организационный механизм ценового регулирования следующий.

На уровне республики право  обосновывать гарантированные закупочные цены сохранить за Министерством  экономики Республики Беларусь, Министерством  сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Окончательный  уровень цены устанавливать с  участием производителей продукции, представителей перерабатывающих отраслей, торговли. Цены оформлять протоколом соглашения. Контрольной величиной при согласовании уровня гарантированных цен служит сумма финансовых средств, выделяемых на закупку конкретного вида продукции  в пределах квоты.

Согласование цен поддержки. Расчеты по определению начальных  уровней гарантированных, залоговых, целевых цен, вводимых в действие с начала нового года, представляются в комиссию по согласованию ценовой  политики к 1 декабря текущего года. В рамках ОАР предложенные цены пересчитываются  в единую валюту, анализируются и  уточняются. Одновременно вносятся согласованные  предложения по периодичности индексации гарантированных цен в течение  года.

Процедура принятия решений  по ценовому регулированию. Регулированию  цен в рамках внутреннего рынка  предшествует работа комиссии, которая  создается при Министерстве экономики  Республики Беларусь. Она рассматривает  представленные материалы по формированию и величине гарантированных цен, целевых цен, тарифов и представляет правительству республики для принятия решения. Для регулирования цен  в рамках ОАР комиссия представляет проекты по национальному ценовому регулированию, законодательных актов  по вопросам ценового регулирования  в рабочие группы Комиссии по согласованию ценовой политики при Межправительственном совете по вопросам агропромышленного комплекса.

Организация процесса ценового регулирования. В республике целесообразно  создать организацию (агентство), ответственную  за осуществление товарных и закупочных интервенций на рынках определенных видов продукции (например, в России это Федеральная продовольственная  корпорация). В функции агентства  входит определение на конкурсной основе организаций и фирм по хранению, закупке, продаже продуктов, по которым  осуществляется ценовое регулирование. В их обязанности входит заключение контрактов с отобранными организациями  и фирмами.

Для организации ценового регулирования создаются информационные фонды в режиме мониторинга, включающие регулярное оповещение о ценах на продукты конкретных рынков.

В дальнейшем развитие сельского  хозяйства будет зависеть от ценовой  политики, суммы средств, направляемых на поддержание сельскохозяйственного  производства из бюджета, эффективности  их использования по ценовым и  неценовым каналам (независимо от форм организации труда в хозяйствах и форм собственности).

Либерализация цен при  сохранении государственной собственности  и государственного монополизма  приводит к спаду производства и  непрерывному росту цен. Периодический  пересмотр рекомендуемых цен  по видам сельскохозяйственной продукции  в сочетании с мерами прямого  и косвенного регулирования не достиг своей цели — создания рынка сельскохозяйственной продукции и тем самым снижения нагрузки на цены.

В производственной сфере  аграрно-промышленного комплекса  государство должно создать условия  для качественного преобразования материально-технической базы; ввести в практику залоговые операции как  форму государственной поддержки; обеспечить опережающее развитие отраслей перерабатывающей промышленности; осуществить  перевод всего агропромышленного  комплекса на новые формы собственности (где это возможно) и организационные  формы хозяйствования (где экономически целесообразно).


Информация о работе Ценовое регулирование в АПК