Ценообразование в машиностроении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 11:43, контрольная работа

Описание работы

Цена является одним из элементов управления рыночным механизмом хозяйствования и отражает закономерности развития экономики и конъюнктуру товарного рынка. Одновременно цена – важнейший показатель для каждого конкретного предприятия, т. к. предопределяет размер его доходов и прибыли, т. е. финансовое благополучие. Поэтому специалисты высшей квалификации (экономисты, коммерсанты, маркетологи, бухгалтеры, банкиры, риелторы и др.) должны владеть информацией по ценам и ценообразованию и принимать экономически обоснованные ценовые решения.

Содержание работы

1. Введение…..………………………………………………………………………………………………3
2. Функции цены……………………………………………………………………………..……………4
3. Ценообразующие факторы……….………………………………………………………..……9
4. Виды цен на продукцию машиностроения ……………………………………….…13
5. Заключение…………………………………………………………………………………………….16
6. Список используемой литературы…………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

контрольная ценообразование в машиностроении.docx

— 54.40 Кб (Скачать файл)

 

Рыночная цена товара формируется под воздействием множества факторов, основными из которых являются:

 

•тип рынка сбыта продукции (чистая конкуренция, олигополистическая конкуренция, монополистическая конкуренция  или чистая монополия);

 

• соотношение спроса и предложения;

 

•издержки производства и обращения;

 

•факторы, определяемые государственной экономической политикой;

 

• уровень инфляции и состояние  валютного курса;

 

• конкуренция;

 

• другие факторы (например, стадия жизненного цикла изделия, качество продукции, объем и условия поставки и т.д.).

 

Большая часть машин и оборудования (станков, автомобилей, Других транспортных машин, сельскохозяйственных машин, энергетического оборудования и др.) реализуется в условиях рынка олигополистической конкуренции. К признакам данного рынка относятся следующие:

 

• наличие небольшого числа крупных и средних компаний-производителей;

 

• контроль над ценами ограничен, но может быть значительным при тайном сговоре крупных производителей;

 

• при проникновении на рынок  новых производителей для них  существуют значительные препятствия;

 

• преобладание неценовой конкуренции.

 

В условиях рынка ценообразование  происходит под влиянием действия законов  спроса и предложения. Спрос представляет собой платежеспособную потребность и определяет максимальную границу цены. Закон спроса гласит: цена и спрос находятся в обратной зависимости (чем выше цена, тем меньше спрос, и наоборот). В соответствии с законом предложения предложение выше при более высоком уровне цен, и наоборот. Цена равновесия на какой-либо товар определяется пересечением кривых спроса и предложения.

 

Изменение уровня спроса в зависимости  от изменения цены продукции может  в значительной степени варьироваться для различных товаров. Для оценки такого изменения спроса используется понятие ценовой эластичности. Степень ценовой эластичности или неэластичности спроса по цене определяется коэффициентом эластичности. Коэффициент эластичности Е представляет собой отношение изменения количества спрашиваемой продукции (в процентах) к изменению цены на эту продукцию (в процентах). Поскольку кривая спроса описывается функцией с обратной зависимостью, коэффициент эластичности спроса всегда имеет отрицательный знак. Принято этот знак «-» игнорировать и рассматривать коэффициент эластичности как имеющий положи­тельное значение.

Если Е > 1, то спрос эластичен. В этом случае увеличение цены приводит к уменьшению выручки, и наоборот. Если Е < 1, спрос неэластичен, и изменение цены приводит к изменению выручки в том же направлении. К товарам неэластичного спроса относятся товары первой необходимости и др. Значительная часть продукции машиностроения относится к товарам производственно-технического назначения. Для этих товаров, в отличие от потребительских товаров, также характерен неэластичный спрос.

Минимальный уровень цен определяется средними издержками, связанными с производством и реализацией продукции. Издержки производства и обращения влияют на конкурентную цену лишь в той степени, в которой они воздействуют на предложение. Если предприниматель будет вынужден продавать продукцию по ценам недостаточно высоким для того, чтобы возместить осуществленные им затраты, он сочтет данную предпринимательскую деятельность нецелесообразной, и предложение уменьшится. Цена должна возместить совокупные издержки производства и обращения (полную себестоимость) и обеспечить некоторую прибыль. В машиностроении издержки производства и обращения в меньшей степени влияют на цены выпускаемых в отрасли товаров массового потребления (автомобилей, инструмента и др.), чем на цены продукции производственно-технического назначения (станков, турбин, реакторов и др.).

К факторам, определяемым государственной экономической политикой, относятся государственное регулирование цен, налоги, акцизы, таможенные пошлины. Государственное регулирование цен, например на продукцию и услуги естественных монополий, а также устанавливаемые в законодательном порядке ставки налогов, акцизов, таможенных пошлин и других отчислений в бюджет оказывают серьезное влияние на уровень цен.

 

Изменение валютного курса  влияет на цены следующим образом.

 

При понижении курса национальной валюты (девальвации) у предприятий-экспортеров  появляется возможность снижения цен  на экспортируемые товары. Это повышает конкурентоспособность продукции, поставляемой на экспорт. При повышении курса национальной валюты (ревальвации) конкурентоспособность экспорта снижается, так как продажные цены на экспортируемую продукцию повышаются.

 

Снижение курса национальной валюты на внутреннем рынке приводит к возрастанию  цен на импортируемую продукцию  и, как следствие, к общему росту  цен в стране. Вместе с тем девальвация способствует повышению конкурентоспособности продукции, производимой внутри страны. При повышении курса национальной валюты темпы инфляции замедляются благодаря более низким ценам на импортируемую продукцию. Однако это может приводить к ухудшению позиции внутренних производителей.

 

Конкуренция бывает ценовая  и неценовая. В случае ценовой конкуренции борьба за потребителя ведется с помощью цен. Условиями успешной ценовой конкуренции для предприятия являются совершенствование производства и возможность снижения себестоимости. Неценовая конкуренция означает соперничество в качестве продукции, в ее новизне и уникальных свойствах, дизайне и функциональных возможностях, в совершенстве технологий, в уровне послепродажного обслуживания, в организации сбыта и т.п.

 

Ценообразующие факторы, зависящие от предприятия — производителя товаров и услуг (качество продукции, стадия жизненного цикла изделия, организация продвижения товара на рынок, договорные отношения поставщиков и потребителей и др.), позволяют корректировать цены в соответствии с ценовой политикой предприятия.

 

Свойства машин и оборудования как товара также оказывают влияние  на процесс ценообразования.

 

Общие признаки машин и оборудования:

 

1. Значительная часть машин и оборудования (станки, строительная техника, энергетическое оборудование и др.) относится к товарам производственно-технического назначения, поэтому спрос на данные товары зависит от развития отраслей, в которых они используются. Так, спрос на металлорежущие станки и оборудование для обработки давлением определяется состоянием таких отраслей, как автомобильная промышленность, сельскохо­зяйственное машиностроение, авиационная промышленность энергетическое машиностроение и т.д. Спрос на деревообрабатывающие станки зависит от темпов развития строительной индустрии и мебельной промышленности. Спрос на сельскохозяйственную технику связан с состоянием и темпами развития сельского хозяйства.

 

2. Машины и оборудование представляют собой товары длительного пользования, поэтому для потребителя важное значение имеет не только цена, но и комплекс эксплуатационных характеристик, включая надежность, энергоемкость, долговечность, экологичность и др.

 

3. Машины и оборудование характеризуются  разной степенью универсальности.  В зависимости от широты применения машины и оборудование подразделяются: на универсальные, используемые в разных отраслях; специализированные, т.е. предназначенные для ограниченного круга потребителей; специальные и уникальные, изготавливаемые и комплектуемые по индивидуальным заказам. Степень универсальности влияет на применяемые методы ценообразования и организацию товародвижения.

 

4. Поставка машин и оборудования  потребителю часто связана с  оказанием таких услуг, как предпродажное и гарантийное обслуживание, комплектование оснасткой и запасными частями, транспортирование к месту эксплуатации. Во многих случаях поставщик выполняет монтажные и пусконаладочные работы и проводит обучение персонала. Стоимость указанных работ и услуг также влияет на цену.

 

 

 

    1. Виды цен на продукцию машиностроения

Цены  могут быть классифицированы по ряду признаков. По характеру обслуживаемого хозяйственного оборота цены на продукцию  машиностроения разделяют:

• на отпускные (оптовые) цены на промышленную продукцию;

• розничные  цены;

• тарифы на платные услуги, оказываемые населению  и предприятиям;

• цены, обслуживающие  внешнеторговый оборот.

Отпускные (оптовые) цены на промышленную продукцию представляют собой цены, по которым закупается и реализуется продукция предприятий в порядке оптового оборота. Отпускная цена промышленности представляет собой сумму оптовой цены предприятия, акциза и НДС. В случае если предприятие-потребитель приобретает продукцию не у предприятия-изготовителя, а у снабженческо-сбытовой организации, отпускная цена промышленности включает в себя еще наценку снабженческо-сбытовой организации и НДС, образованный в этой организации.

Оптовая цена предприятия представляет собой сумму полной (коммерческой) себестоимости и прибыли, необходимой для финансирования ряда текущих расходов и развития предприятия. Оптовая цена предприятия используется для определения объема товарной и реализованной продукции, прибыли от реализации продукции, а также для учета и планирования производства, определения уровня затрат на 1 руб. товарной или реализованной продукции.

Акцизы  — это косвенные налоги, включаемые в цену товарам оплачиваемые покупателем. Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов устанавливается правительством Российской Федерации. В машиностроении подакцизными товарами являются легковые автомобили. Акцизы рассчитываются, как правило, в процентах от оптовой цены предприятия.

 

Налог на добавленную стоимость представляет собой налог, взимаемый с каждого  акта купли-продажи, начиная со стадии производства и заканчивая продажей конечному потребителю. Данный налог  оплачивается конечным потребителем товаров, работ и услуг и не затрагивает издержки и прибыль предприятий-производителей. Налог на добавленную стоимость рассчитывается в процентах от суммы оптовой цены и акциза для подакцизных товаров и в процентах от оптовой цены для остальных товаров.

Наценки (оптово-сбытовые скидки) снабженческо-сбытовых организаций устанавливаются при реализации продукции с их участием. Наценки служат для возмещения издержек и формирования прибыли снабженческо-сбытовых организаций. На рынке машин и оборудования в роли таких организаций выступают дилерские компании. Издержки дилерских компаний, торгующих технологическим оборудованием, могут включать в себя затраты на аренду и содержание офисных помещений и склада, оплату труда персонала, транспортные расходы, затраты на рекламу и услуги связи и др. Отпускные цены дилеров представляют собой сумму отпускной цены предприятия, наценки дилера и НДС, образованного в дилерской компании.

Розничные цены — это цены, по которым товары реализуются розничной торговой сети населению и предприятиям. Розничная цена  представляет собой сумму отпускной цены промышленности, торговой надбавки (скидки) и НДС, образованного в торговой организации.

Торговая  надбавка (скидка) служит для возмещения издержек торговых организаций и  формирования прибыли в этих организациях.

Тарифы на платные услуги формируются как сумма затрат на оказание услуги (себестоимости услуги), прибыли и НДС.

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, подразделяются на цены на экспортируемые товары и цены на импортируемые товары. На данные цены сильное влияние оказывают условия кон­трактов, цены на аналогичные товары на мировых рынках, экс­портные и импортные таможенные пошлины.

 

По  степени  регулируемости  различают:

• свободные  цены, складывающиеся на рынке под  влиянием спроса и предложения без  какого-либо государственного влияния. При этом покупатель и продавец ни до, ни после совершения сделки не связаны  никакими обязательствами;

• договорно-контрактные  цены, устанавливаемые по соглашению сторон. При заключении договора (контракта) продавец покупатель принимают на себя определенные обязательства;

• регулируемые цены, формируемые также с учетом спроса и предложения, но под контролем  государства.

В зависимости  от метода включения транспортных расходов в цену товара различают:

• цену «франко-склад поставщика»;

• цену «франко-станция отправления»;

• цену «франко-склад потребителя»;

• цену «франко-граница» и др.

Система франкирования указывает на то, до какого пункта по пути движения товара от поставщика к потребителю поставщик возмещает транспортные расходы, которые соответствующим образом включаются в цену товара. Цена «франко-склад поставщика» означает, что все расходы по доставке оплачивает потребитель. Цена «франко-склад потребителя» означает, что все расходы по доставке оплачивает поставщик и они включены в цену.

 

 

 

 

 

 

5. Заключение.

Цена  и ценообразование являются важной составной частью хозяйственного механизма. Сам хозяйственный механизм представляет собой совокупность организационных  структур и конкретных форм хозяйствования, методов управления и правовых форм, с помощью которых общество использует экономические законы с учетом складывающейся обстановки.

      В процессе коренной перестройки  хозяйственного механизма, объективной  необходимостью стал радикальный  пересмотр сложившейся в нашей  стране ранее системы цен и  ценообразования. Без реформы  цен невозможно создать нормальных  экономических отношений в экономике,  обеспечить обоснованную оценку  затрат и результатов производства, эквивалентность в обмене товарами  и услугами, стимулировать научно-технический  прогресс и ресурсосбережение  и нормализовать обстановку на  рынке. 

Информация о работе Ценообразование в машиностроении