Управленческие и организационные аспекты функционирования мелкого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 20:28, контрольная работа

Описание работы

Мелкий бизнес уже давно стали считать анахронизмом. Но в последние десятилетия в высокоразвитых странах Запада происходит бум мелкого предпринимательства. Сегодня он является важным источником экономического роста, увеличения рабочих мест, фактором научно-технического прогресса. Существует целый ряд производственно-технических, организационно-управленческих, мотивационных моментов, определяющих эффективность мелких фирм в современных условиях. НТР открыла возможности для развития небольших узкоспециализированных предприятий, способных обеспечить выпуск новой сложной техники, состоящей из функциональных узлов и модулей.

Файлы: 1 файл

ОСНОВЫ БИЗНЕСА.docx

— 35.05 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Управленческие и организационные аспекты функционирования мелкого бизнеса 3

Список литературы 10

 

 

Управленческие  и организационные аспекты функционирования мелкого бизнеса

Мелкий  бизнес уже давно стали считать  анахронизмом. Но в последние десятилетия  в высокоразвитых странах Запада происходит бум мелкого предпринимательства. Сегодня он является важным источником экономического роста, увеличения рабочих мест, фактором научно-технического прогресса. Существует целый ряд производственно-технических, организационно-управленческих, мотивационных моментов, определяющих эффективность мелких фирм в современных условиях. НТР открыла возможности для развития небольших узкоспециализированных предприятий, способных обеспечить выпуск новой сложной техники, состоящей из функциональных узлов и модулей. Небольшие размеры фирм позволяют им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять и адаптировать новую технологию. Часто мелкие исследовательские фирмы весьма успешно конкурируют с крупными. Они активнее проводят исследования и разработки, у них быстрее темпы внедрения достижений научно-технического прогресса. Такие фирмы успешно действуют в новейших отраслях. Например, на рынок персональных компьютеров первыми вышли именно мелкие фирмы.

Среди факторов, определяющих преимущества небольших фирм, можно назвать более гибкую реакцию на изменение рыночной конъюнктуры, знание клиентуры. Часто они ориентируются на те секторы рынка, которые из-за малой емкости не вызывают интереса у крупных компаний (например, производство потребительских товаров, бытовых услуг). Другое экономическое преимущество мелких фирм заключается в относительной дешевизне их продукции. У них есть возможности сокращения издержек производства за счет узкой специализации, более полного использования оборудования, экономии на административно-управленческих расходах.

В США  и других западных странах мелкий и крупный бизнес сегодня не взаимоисключают, а дополняют друг друга. Мелкий бизнес ведет хозяйственную деятельность во всех сферах экономики, а в ряде отраслей он даже доминирует (сельское хозяйство, строительство, оптовая и розничная торговля).

Как известно, существуют три правовые фирмы организации частных фирм: единоличные фирмы, партнерства, корпорации. Для мелкого бизнеса наиболее простой формой является фирма, находящаяся в единоличном владении. Для ее открытия, например, в США достаточно иметь разрешение (сертификат) от местных властей или властей штата и зарегистрировать торговое имя. Эти фирмы составляют большинство в общем числе фирм — в США более 60%. Такая мелкая фирма управляется собственником, который берет на себя весь риск предпринимательства. Глава фирмы часто сам занимается бухгалтерским учетом и финансами, сбытом и снабжением, ценами и рекламой. Многое зависит от его целеустремленности и работоспособности. По мере роста размера предприятия, объема продаж создается управленческая группа. Она может включать управляющего-собственника, агента по снабжению, часто выполняющего функции технолога, мастера, в подчинении которого находятся рабочие. Для временной работы приглашается бухгалтер. Совмещение профессий, управленческих функций, родственные или семейные отношения на таких предприятиях способствуют экономному использованию ресурсов.

Многие фирмы являются партнерствами. Они создаются двумя или большим количеством лиц путем заключения контракта на совместное владение предприятием. Каждый из партнеров несет равную ответственность и является доверенным лицом других партнеров, на каждого распределяются прибыли и убытки. Однако как юридическое лицо партнерство не выплачивает подоходный налог, его платит каждый партнер в зависимости от доли в доходе. Фирмы этой правовой формы не имеют какой-либо специфики с точки зрения управления и организации.

Мелкие  и средние фирмы могут создаваться  и как корпорации (акционерные общества). Самая простая управленческая структура включает здесь президента, вице-президента, специалиста по сбыту. Общее руководство в небольшой корпорации осуществляет совет директоров в составе, как правило, пяти человек, в том числе трех внешних директоров (ими являются банкиры, управляющие крупных фирм, юристы, которые могут хотя бы частично компенсировать недостаток опыта управляющего такой корпорации, помочь решать трудные проблемы).

При общей простоте организационно-управленческих структур мелких фирм многие из них сталкиваются со сложными проблемами. Долгие годы успех функционирования таких фирм основывался по сути на личном мастерстве и энтузиазме управляющего. В современных условиях только энтузиазма недостаточно. В 80-х годах одним из основных факторов, способствующих разорению мелких фирм, являлась нехватка управленческих знаний у владельцев этих, предприятий, у их управляющих. Поэтому все чаще они вынуждены прибегать к услугам консультационных фирм, наемных менеджеров. Жизнеспособными сегодня оказываются те мелкие фирмы, которые внедряют формы и методы управления, основанные на стратегии предприимчивости. Успех деятельности таких фирм обеспечивают систематические инновации в области продукции или услуг, позволяющие создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Стиль управления в таких фирмах отличается нацеленностью на поиск, вовлеченностью всех работников фирмы в этот процесс. Управляющий становится «создателем команды», «распространителем опыта», а не «контролером, стоящим над людьми». Такие фирмы отличает демократический стиль управления, отсутствие жестких регламентации, неформальное общение, взаимное доверие и понимание. Именно такие мелкие фирмы добиваются успеха в настоящее время.

Условно мелкие фирмы в западных странах можно разделить на две группы: 1) экономически и юридически независимые от крупных концернов, корпораций, 2) компании, имеющие тесные связи с концернами. Вторая группа официально выступает как самостоятельные организации, она тесно связана обширной сетью производственных и научно-технических, снабженческих, сбытовых, финансовых отношений с крупными корпорациями. Функционирование этих мелких фирм отличается значительной спецификой. Их деятельность обусловлена следующим. Опыт последних десятилетий позволил крупным корпорациям, концернам сделать вывод о том, что поглощение мелкой фирмы в современных условиях хозяйствования далеко не всегда дает экономический эффект. В мелких фирмах, включаемых в состав концерна, примерно на 1/з сокращается производительность труда, в 1,5 раза уменьшаются доходы, существенно снижаются темпы нововведений. Одна из причин этого — ослабление их самостоятельности, отрицательное влияние громоздких управленческих надстроек над предприятиями и т. д. Кроме того, часто концернам невыгодно организовывать в своих рамках узкоспециализированные производства, вносящие большое разнообразие в их номенклатуру, усложняющие управление, отвлекающие технический персонал на решение относительно второстепенных задач. Поэтому решение подобных проблем они передоверяют мелким фирмам, устанавливая с ними отношения субподряда, субпоставки. Система «привязки» мелкого бизнеса к крупному стала одной из важных особенностей организационной структуры промышленности стран Запада.

В области производства одной из организационных форм взаимодействия крупных и мелких компаний является контрактная система. Она представляет собой долгосрочные договорные отношения в области снабжения между крупной компанией и множеством мелких предприятий, работающих на основе подетальней, поузловой, технологической, модуль-. ной специализации производства изделий. Контракт о поставке оформляется в виде четкой договоренности о качестве товаров и обслуживания, ценах, сроках и объемах поставок. Основой для долгосрочных контрактов является перспективный план развития производства концерна. Небольшим предприятиям такая кооперация выгодна, поскольку шансы самостоятельно закрепиться на рынках у них малы. Особенно это касается технологически сложной продукции, организация производства и сбыт которой требуют больших управленческих, финансовых и технических усилий, которыми мелкие фирмы не располагают. Крупные компании предоставляют им ряд льгот: гарантируют закупку большой доли производимой продукции, поставляют или дают в аренду средства производства, определяют льготные условия приобретения и доставки сырья и материалов, разрешают использовать торговую марку компании. Нередко они выполняют для мелких фирм-поставщиков работы по конструированию и проектированию новых изделий, улучшению технологии их производства, по разработке эффективных методов контроля качества продукции. В заключаемых контрактах может быть предусмотрено оказание помощи в организации управления, в обучении занятых в использовании результатов рыночных исследований.

Контрактная система особенно развита в отраслях массового сборочного производства. Наиболее плодотворны такие отношения с узкоспециализированными фирмами, оснащенными современной технологией. Отсутствие у них громоздких организационных систем управления способствует гибкости в принятии решений, высокой степени личного участия руководителей в выполнении подрядных работ.

В области обслуживания производства также существует и развивается сложная система хозяйственных отношений между крупными и мелкими фирмами. Многие крупные предприятия постепенно освобождаются от вспомогательных и заготовительных цехов, закрывают ремонтные и строительные цехи, передавая их функции узкоспециализированным предприятиям. Небольшие специализированные фирмы заключают договоры с крупными фирмами как на планово-предупредительный ремонт, так и на текущее обслуживание оборудования. Крупные компании могут заключать договор одновременно с несколькими мелкими фирмами, каждая из которых специализируется на ремонте и обслуживании отдельного вида оборудования.

Таким образом, сохраняя свою финансовую и организационную самостоятельность, мелкие фирмы на деле действуют в заранее заданных условиях и их отношения с крупными корпорациями скорее напоминают отношения филиалов и головных компаний.

В сфере торговли и услуг наиболее распространенной формой хозяйственной интеграции малого и крупного бизнеса стала система договорных отношений, известная во всем мире под названием «франчайзинг» (от французского слова «франшиз» — льгота, привилегия). Суть ее состоит в том, что крупная компания (франчайзер) заключает договор с мелким самостоятельным предприятием (оператором) о предоставлении ему исключительного права на создание и сбыт под ее торговой маркой на конкретном рынке определенных видов товаров и услуг. Как правило, франчайзер требует от предприятия-оператора единовременного первоначального вознаграждения за право действовать на рынке от его имени.

Капиталовложения  в дело осуществляются за счет как передачи в аренду фирме - оператору основных фондов, находящихся в собственности компании-франчайзера, так и собственных или заемных средств оператора. Причем головная компания может сама предоставить мелкому предприятию кредит, взять для него заем в банке или быть его поручителем при получении гарантированного займа. Во многих случаях фирма-оператор целиком владеет фондами своего пре приятия и расплачивается с головной компанией лишь за ее полуфабрикаты и готовую продукцию, подлежащую реализации под торговой маркой компании.

Как правило, в контракте оговариваются  нормативы или фиксированные объемы текущих платежей и отчислений от прибыли (2—3% от ежемесячных продаж оператора). Головные компании в большинстве своем требуют также от оператора регулярных выплат за пользование рекламой под их торговой маркой (в среднем от 1 до 5% выручки), так как только крупные фирмы могут позволить себе осуществлять дорогостоящие рекламные мероприятия. Во многих случаях в контракте ставится и такое условие: оператор должен брать в аренду помещение, оборудование, сырье и материалы исключительно у головной компании. Головная компания оговаривает в контракте обязательство фирмы-оператора отвечать за качество товаров и услуг, их оформление, за репутацию торговой марки. В свою очередь, она оказывает оператору бухгалтерскую помощь, дает рекомендации по стратегии сбыта, организует управленческие консультации и обучение персонала. Обычно договор между сторонами заключается на срок 5—10 лет. Если же оператор нарушит принятые стандарты, головная компания вправе в любой момент расторгнуть с ним договор даже без предварительного уведомления.

С организаторской точки зрения сегодня система договорных отношений строится на использовании двух форм. Первая основана на том, что мелкие предприятия торгуют продукцией головной компании или предоставляют услуги от ее имени, получая определенную долю от объема продаж. Но риск, связанный с реализацией, несет собственник мелкого предприятия. Типичной областью применения этой формы контрактных отношений является продажа и обслуживание грузовых и легковых автомобилей, услуги бензоколонок, продажа безалкогольных напитков.

В последнее десятилетие стала  популярной вторая форма контрактных отношений — корпоративная. Помимо использования торговой марки, продукции и услуг она предусматривает подключение фирмы-оператора в полный цикл хозяйственной деятельности головной компании. Предприятия-операторы действуют в таком случае в соответствии с рыночной стратегией корпорации, с ее правилами планирования и организации управления, соблюдают ее технические требования, стандарты и условия обеспечения качества, участвуют в программах обучения и развития производства, в единой системе обмена информацией и целиком отвечают за эконо-1мические результаты своей работы. Корпоративная форма чаще всего используется при организации предприятий питания, розничной торговли промышленными товарами, в обслуживании бизнеса, в бытовых услугах.

Сферой активной деятельности мелких фирм в последние годы становятся деловые услуги: услуги по обработке информации, канцелярской работе, охране предприятий и т. п. Сфера этих услуг быстро развивается, так как усиливающаяся конкуренция заставляет фирмы экономить на административном персонале, добиваться максимальной отдачи от каждого работника. В условиях громоздких бюрократических структур это во многих случаях сделать невозможно. Поэтому происходит процесс сокращения управленческого и инженерно-технического персонала на крупных фирмах и в то же время развитие более экономичной и гибкой формы в виде сети мелких предприятий, оказывающих деловые услуги. Эти предприятия действуют как в рамках договорной (контрактной) системы, так и самостоятельно.

Список литературы

  1. М.Б. Иванова, М.Ю. Иванов. «Коммерческая деятельность», М. , РИОР, 2005 г.
  2. Валигурский. «Организация предпринимательской деятельности», М., ИТК «Дашков и К», 2005 г
  3. В.И. Ярочкин. «Основы безопасности бизнеса и предпринимательства», М., Академ. Проект, 2005 г.

 

 


Информация о работе Управленческие и организационные аспекты функционирования мелкого бизнеса