Требования к бизнес-плану и его макет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 18:04, реферат

Описание работы

Цель, задачи и некоторые особенности составления бизнес-плана.
Цель разработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:
1. Определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
2. Сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию каждой стратегии

Файлы: 1 файл

Копия реферат бизнес-планирование.doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине: «Бизнес-планирование в социальной сфере».

На тему: «Требования к бизнес-плану и его макет».

 

 

 

 

                                                                                                   Выполнила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Бизнес-план – это  документ, описывающий все основные аспекты будущего коммерческого  предприятия, анализирующий все  проблемы, с которыми оно может  столкнуться, а также определяющее способы решения этих проблем. Поэтому  правильно составленный бизнес-план, в конечном счете, отвечает на вопрос: «Стоит ли вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств?»

Назначение бизнес-плана  состоит в том, чтобы помочь предпринимателям и экономистам решить четыре основные задачи:

  • изучить емкость и перспективы развития будущего рынка сбыта;
  • оценить затраты, которые будут необходимы для изготовления и сбыта нужной этому рынку продукции, и соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела;

обнаружить всевозможные «подводные камни», подстерегающие новое  дело в первые годы его существования;

 определить те сигналы,  те показатели, по которым можно  будут регулярно определять –  идет ли дело на подъем или катиться к развалу.

 Разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности фирмы является важнейшей задачей для любого предпринимателя.

Цель, задачи и некоторые  особенности составления бизнес-плана.

Цель разработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

1. Определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

2. Сформулировать долговременные  и краткосрочные цели фирмы,  стратегии и тактики их достижения. Определить лиц, ответственных  за реализацию каждой стратегии;

3. Выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

4. Оценить соответствие  кадров фирмы и условий для  мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

5. Определить состав  маркетинговых мероприятий по  изучению рынка, рекламе, стимулированию  продаж, ценообразованию, каналам  сбыта и т.п.;

6. Оценить материальное  и финансовое положение фирмы  и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей;

7. Предусмотреть трудности  и «подводные камни», которые  могут помешать выполнению бизнес-плана.

Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель может  оказаться не готовым к тем  неприятностям, которые ждут его на пути к успеху, и будет лихорадочно импровизировать. А это чаще всего кончается плачевно как для него, так и для дела, которым он занимается. Поэтому лучше не пожалеть времени и заняться бизнес - планированием. При этом письменное оформление бизнес-плана имеет существенное значение для организации работ по его выполнению.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие бизнес-плана

Бизнес-план представляет собой документ, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работы. Как правило, он разрабатывается на несколько лет (чаще на три - пять лет) с разбивкой по годам. При этом данные по первому году обычно даются с разбивкой по месяцам, а на последующие годы - в годовом исчислении. Часто при составлении планов действующих предприятий используется скользящий график, при котором ежегодно разрабатывается детальный план на предстоящий год, а также уточняется и продлевается еще на      год 
           В целом длительность действия бизнес-плана зависит от характера и масштабов деятельности предприятия. Главное, чтобы срок плана был достаточным либо для полного завершения реализации разового проекта, либо для выхода на планируемую мощность производства и сбыта, определения сроков окупаемости вложений и их рентабельности.

В бизнес-плане вырабатывается эффективная маркетинговая, финансовая и производственная стратегии, которые  ориентированы на потребности рынка, удовлетворения запросов потребителей в получении максимальной прибыли научно-технического прогресса.

Круг пользователей  бизнес-плана весьма широк. 
Во-первых, это сами разработчики, для которых полезным является процесс разработки, когда им приходится продумывать и решать конкретные вопросы, связанные с налаживанием производства, разработкой комплекса маркетинга, организацией управления и контроля, поиском партнеров и источников финансирования и т.д. 
Во-вторых, это сотрудники предприятий, которые могут принимать участие в подготовке бизнес-плана. Знакомство с документом позволяет им получить четкое представление о стратегических направлениях развития, а также о тактических приемах. На этой основе каждый специалист определяет свой диапазон рабочих обязанностей в решении общих проблем предприятия. 
В-третьих, это потенциальные инвесторы. Как отмечалось, для реализации проекта необходимы перспективная идея, программа действий по ее реализации и источники финансирования. Первые два элемента являются результатом поисков и разработок предпринимателей, но далеко не всегда у них есть необходимые денежные средства. Тогда приходится привлекать капиталы извне, для чего необходимо убедить потенциальных инвесторов в высокой степени надежности, перспективности, проработанности и окупаемости проекта. Именно эту задачу и должен решать бизнес-план. 
Таким образом, разработка бизнес-плана необходима для решения следующих задач: 
·        четкой формулировки целей предприятия, определения конкретных количественных показателей их реализации и сроков достижения; 
·        разработки взаимоувязанных производственных, маркетинговых и организационных программ, обеспечивающих достижение поставленных целей; 
·        определения необходимых объемов финансирования и поиска его источников, 
·        выявления трудностей и проблем, с которыми придется столкнуться в ходе реализации проекта; 
·        организации системы контроля за ходом осуществления проекта; 
·        подготовки развернутого обоснования, необходимого для привлечения инвесторов к финансированию проекта.

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Сущность планирования

 

Планирование - это деятельность, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей способов и средств его достижения.

С точки зрения предприятия, на микроэкономическом уровне, планирование – это способ осуществления действия, основанный на сознательных, волевых решениях субъектов микроэкономики, механизм, который заменяет цены и рынок.

 Бизнес- план  в конечном счете должен дать  правильный ответ на такие  важные вопросы рыночных отношений, как возможная стоимость проекта и планируемые доходы. Каждый предприниматель должен знать, сколько будет стоить новый проект и принесет ли это дело доходы, а если принесет, то когда и какова степень риска? Ответы на эти вопросы рационального хозяйствования в сложных рыночных отношениях дает правильно составленный бизнес-план. Передовой зарубежный опыт свидетельствует, что в условиях рынка всем производителям необходимо составлять планы как долгосрочной, так и текущей деятельности. Это означает, что всем нашим предпринимателям следует также иметь деловые планы. Составление бизнес-плана служит первым шагом каждого начинающего предпринимателя в сферу инновационной, хозяйственной, коммерческой или инвестиционной деятельности. Разработка такого плана требует не только всесторонней экономической оценки будущего бизнес-проекта профессиональными менеджерами, но и непосредственного участия самих предпринимателей и высших руководителей предприятия или фирмы. Совместное участие в составлении бизнес-планов экономистов и предпринимателей особенно необходимо на отечественных предприятиях, имеющих многолетний опыт составления тактических и стратегических, в частности пятилетних и годовых, планов. Поэтому возникает вопрос о преемственности или соотношении широко известных в российской промышленности систем и методов планирования социально-экономического развития предприятий и новых бизнес-планов.

В период становления  рыночных отношений среди некоторых  наших экономистов стала распространяться и теория о том, что на смену  внутрихозяйственному планированию пришло бизнес-планирование. Однако многолетняя  практика подтвердила не только возможность, но и необходимость совместного существования этих систем планирования на отечественных предприятиях. Механизм делового рыночного планирования, как справедливо считает В. М. Попов, включает теорию, методологию и практику планово-управленческой деятельности, охватывающей общие закономерности и российскую специфику рыночных экономических отношений. Изменились ориентиры, методы и инструменты хозяйствования, в основу которых положены рыночные законы спроса и предложения. В этих условиях деловое планирование или бизнес-планы должны объединить все этапы реализации предпринимательских проектов: от выбора стратегической или тактической цели до ее полной реализации на соответствующем рынке. Бизнес-планирование включает такие этапы, как выбор и обоснование вида деятельности, выявление наиболее реальных проектов ее осуществления, экономическую оценку затрат и результатов, разработку детализированного бизнес-плана, обеспечение выполнения запланированных мероприятий, корректировку плановых показателей и уточнение фактической эффективности использования бизнес- проекта.

Таким образом, практика планирования подтверждает тесное взаимодействие бизнес-планов и социально-экономических  планов, сложившихся на российских предприятиях в последние годы. Однако между этими видами планов существуют и различия, свидетельствующие о наличии у каждого из них своего собственного предмета и места, как в сфере внутрифирменного планирования, так и во всей системе рыночного хозяйствования.

 

1.2 Критерии, применяемые к требованиям при оформлении бизнес-плана и его макету

Важность планирования не следует недооценивать. Трезвый  взгляд на создающееся предприятие  или на уже созданное поможет  выявить его слабые и сильные  стороны; точно определить, что требуется; не упустить чего-либо из виду; оценить открывающиеся перспективы и приступить к выработке плана конкретных действий, направленных на достижение поставленной цели; заранее предвидеть возможные трудности, не дать им перерасти в серьезную проблему, докопаться до причин, затруднений, а, значит, найти пути их устранения.

 Если затеваемое  дело находится на грани банкротства,  план объяснит, почему дешевле  отказаться от сомнительной затеи,  чем на собственном опыте учиться  тому, чему план научил бы в  течение нескольких часов сосредоточенной  работы по его составлению. Тщательно составленный бизнес-план может быть быстро переработан в бизнес-предложение или финансовую заявку, которая наверняка удовлетворит кредиторов.

Организация составления  бизнес-плана может быть представлена схемой:

1. Принятие решения о создании собственного дела или реализации нового коммерческого проекта.

2. Анализ собственных  возможностей и способности взяться  за реализацию задуманного проекта.

3. Выбор изделия или  услуги, производство (оказание) которого (ой) будет являться целью проекта.

4. Исследование возможного  рынка сбыта.

5. Составление прогноза  объемов сбыта (для первого  года – помесячно, для второго  - поквартально).

6. Выбор места для  осуществления коммерческой и/или  производственной деятельности.

7. Разработка плана  производства.

8. Разработка плана  маркетинга.

9. Разработка организационного  плана.

10. Разработка юридической  схемы будущей коммерческой деятельности.

11. Решение вопросов  организации бухгалтерского учета.

12. Решение вопросов  страхования.

13. Разработка финансового плана.

14. Написание резюме  к бизнес-плану.

При составлении бизнес-плана  вместо схемы можно использовать макет бизнес-плана.

Макет бизнес-плана:

1. Резюме: краткое содержание  бизнес-плана.

2. Возможности фирмы.

3. Местоположение.

4. Виды товаров (услуг).

5. Рынки сбыта товаров  (услуг).

6. Конкуренция на рынках  сбыта.

7. План маркетинга.

8. План производства.

9. Организационный план.

10. Правовое обеспечение  деятельности фирмы.

11. Оценка риска и  страхование.

12. Финансовый план.

13. Стратегия финансирования.

Деловой план должен быть выполнен на высоком полиграфическом  уровне. Вместе с тем он должен быть предельно скромным в оформлении. На титульном листе размещают  название плана, подтверждение о  конфиденциальности содержащейся информации, проставляют номер и напоминание о том, чтобы инвестор вернул экземпляр, если его не заинтересовало это дело. Общий объем документа 50-60 страниц. При составлении плана следует широко пользоваться статистической информацией, всякий раз подтверждая ее ссылкой на первоисточник, известных экспертов. Все предложения в плане должны быть четко обозначены. При необходимости в нем используют фотографии, таблицы и рисунки.

 Чтобы инвестору,  потенциальному партнеру легко  было найти интересующий его  раздел, план должен иметь оглавление, а каждый раздел – свой шмуцтитул.

При переводе делового плана  на иностранный язык нужно использовать термины и пояснения, к которым  привык западный бизнесмен и финансист.

Таким образом, любой инновационный бизнес-проект должен иметь соответствующий бизнес-план обоснования оптимальных показателей производства и продажи товаров и услуг как на отечественном, так и на зарубежном рынке. В рыночных отношениях бизнес-план сам превращается в своеобразный товар, продвижение которого в окружающую предприятие внешнюю банковско-кредитную или финансово-инвестиционную среду должно принести максимальный доход разработчикам нового проекта.

Бизнес-планирование в  основном способствует получению рынком качественных, высоколиквидных товаров  и услуг, пользующихся спросом. Рынок сложившееся сообщество со своими правилами, поддерживающий равновесие между спросом и предложением, а также ценой и качеством. Иметь успех будут те проекты, которые дадут наибольший финансовый результат и принесет наибольшую пользу обществу. Такие проекты будут получать наибольшее финансирование и поддержку по кредитным линиям.

Информация о работе Требования к бизнес-плану и его макет