Стратегическое планирование и управление на современном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 00:55, курсовая работа

Описание работы

На свободном рынке деятельность предприятия справедливо сравнить с действиями армии на фронте. Работа предприятия, в условиях свободного рынка, как участие в жестокой войне, результатом которой может, быть либо выживание и развитие предприятия, либо его банкротства.
Развитие рыночной экономики такова, что предприятия должно само прогнозировать и определять параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, поставщиков, цены, рынки сбыта, а самое главное – свои долгосрочные цели и стратегию их достижений.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 53.82 Кб (Скачать файл)

Введение

        На свободном рынке деятельность предприятия справедливо сравнить с действиями армии на фронте. Работа предприятия, в условиях свободного рынка, как участие в жестокой войне, результатом которой может, быть либо выживание и развитие предприятия, либо его банкротства.

Развитие рыночной экономики такова, что предприятия должно само прогнозировать и определять параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, поставщиков, цены, рынки сбыта, а самое главное – свои долгосрочные цели и стратегию их достижений.

Актуальность темы курсовой работы. В условиях инновационного – ориентированной рыночной экономики перед российскими предприятиями встает проблема гибкого оперативного реагирования на нестабильность рыночной среды, с одной стороны, и формирования долговременной конкурентной политики и стратегии развития предприятия, с другой. В этой связи особое значение приобретают теоретико-методологические и практические продвижения в области как самого стратегического управления предприятиями промышленности, так и его системного обеспечения.

Система стратегического управления выступает одним из наиболее действенных способов, призванных повысить эффективность управления современным предприятием.

Выбор стратегии управления предприятиями, можно считать жизненно важным как для самих хозяйственных субъектов, так и для территориальных образований (регионального, муниципального уровня), в рамках которых они функционируют.

Стратегическое управление предприятиями невозможно без учета внешней среды и ее изменений, в связи, с чем предприятиям необходимо не только прогнозировать состояние рынков, но и учитывать стратегию социально-экономического развития региона, и оказывать влияние на ее реализацию.

Эти проблемы были и остаются предметом исследования многих ведущих зарубежных и российских ученых.

Основная цель курсовой работы состоит в разработке и научном обосновании рационального механизма стратегического планирования и экономического развития компании ЗАО «ВОСТОК-СЕРВИС-ПОВОЛЖЬЕ» на рынке легкой - промышленности.

В соответствии с основной целью в курсовой работе поставлены и обоснованы следующие задачи:

- изучить теоретические  основы стратегического планирования;

- дать характеристику  деятельности производственно - торгового  предприятия ЗАО «ВОСТОК-СЕРВИС-ПОВОЛЖЬЕ» ;

- разработать мероприятия  по стратегическому планированию  для компании ЗАО «ВОСТОК-СЕРВИС-ПОВОЛЖЬЕ».

Объектом исследования выступает система стратегического управления на предприятии легкой промышленности ЗАО «ВОСТОК-СЕРВИС-ПОВОЛЖЬЕ» .

Предметом исследования является теоретические и методологические аспекты стратегического планирования деятельности предприятия легкой промышленности, система мер и мероприятий, направленных на достижение экономического развития.

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования

с1.1 Сущность и роль стратегического планирования в управлении организацией

 

Термин «стратегическое планирование» был введен в обиход на стыке 60-70 –х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне.

Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs and Granger (1971), Ansoff (1972), Schendel and Hatten (1972), Irwin (1974) и др. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.

По Хиггенсу,  стратегическое управление – это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредствам управления взаимодействием организации с ее окружением».

Существует еще целый ряд определений, которые делают упор на те, или иные аспекты и особенности стратегического управления или же на его отличия от «обычного» управления.

В послевоенные годы управление фирмами практически каждое десятилетие претерпевало существенные изменения. Изменялись условия ведения бизнеса, и переход фирмами вставала задача по новому решать вопросы достижения целей, по - новому подходить к поиску средств выживания в конкурентной борьбе. И каждый раз понятие стратегическое управление фирмой обретало особый смысл, часто противоположный тому, который вкладывается в него ранее.

Стратегическое управление - это управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

В настоящее время стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся рыночных условиях, но, тем не менее, постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегии, что и приводит их зачастую к поражению в конкурентной борьбе. Отсутствие стратегического управления проявляется, прежде всего, в следующих двух формах.

Во-первых, организации планируют свою деятельность исходя из того, что окружение либо вообще не будет меняться, либо же в нем не будет происходить качественных изменений.

Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь поставленных целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение будет изменяться, и условия жизни организации будет изменяться тоже.

Во- вторых, при нестратегическом управлении выработка программы действий начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации. Все, что может организация определить на основе анализа своих внутренних возможностей – это какое количество продукта она может произвести и какие издержки при этом она может понести. То же, какое количество будет куплено и по какой цене, определит рынок. Поэтому начинать планировать деятельность организации с анализа внутренних ресурсов и возможностей рационального использовать эти ресурсы означает полностью идти вразрез с принципами стратегического управления.

Возможность стратегического управления не безграничны. Существует ряд ограничений на использование стратегического управления, которые указывают на то, что и этот тип управления, равно как и все другие, не универсален для любых ситуаций и любых задач.1

Во-первых, стратегическое управление уже в силу своей сущности не дает, да и не может дать точного и детальной картины будущего.

Во- вторых, стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных правил, процедур и схем.

Однако в целом на практике стратегическое управление – это:

- симбиоз интуиций и  искусства высшего руководства  вести организацию к стратегическим  целям;

- высокий профессионализм  и творчество служащих, обеспечивающее  связь организации со средой, обновление организации и ее  продукции, а также реализацию  текущих планов;

- активное включение всех  работников в реализацию задач  организации, в поиск наилучших  путей достижения ее целей.

В- третьих, требуются огромные усилия и большие затраты времени и ресурсов для того, чтобы в организации начал осуществлять процесс стратегического управления.

В- четвертых, резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического управления.

В условиях, когда в сжатые сроки создаются совершенно новые продукты, кардинально меняются направления вложений, когда неожиданно возникают новые возможности для бизнеса и на глазах исчезают возможности, существования много лет, цена расплаты за неверное предвидение и соответственно за ошибки стратегического выбора становится зачастую роковой для организации.

В – пятых, при осуществлении стратегического управления зачастую основной упор делается на стратегическое планирование. На самом деле важнейшей составляющей стратегического управления является реализация стратегического плана.

стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают одни из другого.

Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического планирования, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющие фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей.

Одним из ключевых ролей любого управления является поддержание баланса во взаимодействии организации со средой. Каждая организация вовлечена в три процесса:

- получение ресурсов из  внешней среды;

- превращение ресурсов  в продукт;

- передача продукта во  внешнюю среду.

Из ключевых задач управления является поддержание баланса между входом и выходом организации. Баланс интересов определяет то, куда будет двигаться организация, ее целевую ориентацию в виде миссии и целей.

Миссия придает организации оригинальность, наполняет работу людей особым смыслом. Далее идет под процесс определения долгосрочных целей.

И завершает эта часть стратегического управления под процессом установления краткосрочных целей. Формирование миссии и установление целей фирмы приводит к тому, что становится ясным для чего функционирует фирма и к чему она стремится.

После того как определенны миссия и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии. На этом этапе принимается решение по поводу того, как какими средствами фирма будет добиваться достижения целей.

Основные методы (подходы) к формулированию стратегии:

- метод ключевых вопросов;

- метод ССУВ (SWOT-анализа);

- метод сценариев;

- детерминанты конкуренции  Портера.

Корпоративные (общеорганизационные стратегии):

-стратегии роста:

- o понятие роста;

- o стратегия вертикальной  интеграции:

- вверх (назад);

- вниз (вперед);

- o стратегия горизонтальной  интеграции;

- o диверсификация (связанная, концентрическая, конгломератная);

- стратегия стабилизации;

- стратегии поворота, ухода, ликвидации;

- комплексные стратегии.

Стратегия хозяйственных единиц (стратегических центров бизнеса, отделений, стратегия бизнеса и т.п.):

-стратегия низких издержек (низко ценовой производитель);

- дифференциация;

- фокусированная ниша.

Функциональные стратегии:

- маркетинга;

- НИОКР;

- производственная;

- финансовая;

- управления персоналом.

Основная задача этапа выполнения стратегии состоит в том, чтобы создать необходимые предпосылки для успешной реализации стратегии.

Таким образом, выполнение стратегии – это проведение стратегических изменений в организации, переводящих ее в такое состояние, в котором организация будет готова к проведению стратегии в жизнь.

 

 

1.2 Методология  и организация стратегического  планирования

 

Выполнение стратегии – это полностью или почти то же, что и «Обычная» деятельность по реализации плана. Можно показаться, что раз стратегия фирмы определена, то дальше должна начинаться рутинная работа по ее выполнению, которая очень далека от стратегического управления. И следовательно, на стадии выполнения стратегии нет места чему-то особому, что может охарактеризовать как составляющую стратегического управления.

На самом деле в таком рассуждении содержится большое заблуждение. Стратегическому управлению отводится очень важное место в процессе функционирования организации при осуществлении выбранной ею стратегии, так как именно на этой стадии формируются условия для осуществления стратегии. Именно это в первую очередь является содержанием того, что принято называть в стратегическом управлении стадией выполнения стратегии. Следует обратить внимание на то, что выполнение стратегии не играет роль пассивного по отношению к принятой стратегии средства ее проведения в жизнь.

Важной особенностью стадии выполнения стратегии является то, что на ней не только могут быть созданы трудности в силу плохого выполнения даже очень хорошей стратегии: при условии хорошего существования организации может получить шанс на успех, даже если и были допущены ошибки при выработке стратегии.2

Задачи стадий выполнения стратегии.

Анализ деятельности фирмы, успешно реализовавших свои стратегии, показывает, что они в своей деятельности следовали следующим правилам:

Во – первых, цели, стратегии и планы были хорошо доведены до работников с тем чтобы добиться с их стороны не только понимания того, что делает фирма, но и неформального вовлечения в процесс выполнения стратегий, в частности выработки у сотрудников обязательств перед фирмой по реализации стратегии.

Информация о работе Стратегическое планирование и управление на современном предприятии