Современные направления стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении основных положений стратегического планирования как составной части процесса стратегического управления в предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
обосновать необходимость стратегического планирования как основы для эффективной деятельности предприятия;
определить сущность и содержание стратегического планирования;
охарактеризовать этапы стратегического планирования;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………....…3
1. Основы стратегического планирования деятельности предприятий …….5
1.1 Виды стратегического планирования……………………………………...5
1.2 Структура стратегического планирования………………………………...8
2. Современные направления стратегического планирования……………...22
2.1 Основные подходы к стратегическому планированию и его принципы.22
2.2 Сценарный анализ как основа стратегического планирования…………25
3. Примеры планирования на предприятии…………………………………...33
Заключение……………………………………………………………………..38
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

моёёёёёёёёёёё.docx

— 83.87 Кб (Скачать файл)

Другие специфические  цели (подцели):

  1. по маркетингу (уровень продаж, диверсификация, система распределения, объем сбыта);
  2. научные исследования и разработки (новые товары, качество продукции, технологический уровень);
  3. производство (издержки, качество, экономия материальных ресурсов, новая и усовершенствованная продукция);
  4. финансы (структура и источники финансирования, методы распределения прибыли, минимизация налогообложения).

Следующий шаг стратегического  планирования - это анализ и оценка внешней и внутренней среды, влияющий на деятельность организации. Такая  работа имеет исследовательский  характер и нередко выполняется  сторонними организациями. Анализ среды  обычно считается исходным процессом  стратегического управления, так  как он обеспечивает как базу для  определения миссии и целей организации, так и для выработки стратегии  поведения, позволяющей организации  осуществить свою миссию и достичь  своих целей. Полученные результаты исследования нередко заставляют вновь  уточнить миссию и цели, таким образом, процедура стратегического планирования вновь возвращается на первоначальный этап.

Анализ внешней среды  помогает контролировать внешние по отношению к организации факторы, получить важные результаты (время  для разработки системы раннего  предупреждения на случай возможных  угроз, время для прогнозирования  возможностей, время для составления  плана на случай непредвиденных обстоятельств  и время на разработку стратегий). Для этого необходимо выяснить, где  находится организация, где она  должна находиться в будущем и  что для этого должно сделать  руководство. 4

Внешнюю среду обычно подразделяют на общую (дальнюю) и специфическую (ближнюю).

Анализ общей (дальней) окружающей среды включает в себя экономические, социополитические и технологические  прогнозы для определения долгосрочных возможностей организации в условиях прогнозируемых возмущений среды. Обычно такого рода прогнозы разрабатываются  государственными учреждениями, общественными  (неприбыльными) организациями и частными фирмами, занимающимися консалтинговой деятельностью.

Анализ специфической (ближней) окружающей среды обычно ассоциируют  с анализом рыночного окружения, и он включает в себя следующие  этапы:

    1. производственный прогноз должен содержать информацию о перспективах роста (падения) производства отдельных видов продукции, производимой организацией;
    2. структурные сдвиги прогнозируются для уменьшения неопределенности при принятии стратегических решений: возможные изменения сырья, квалификации работников, уровня образования. Кроме того, большое внимание должно быть уделено возможному изменению структуры и характера потребления выпускаемой продукции;
    3. конкурентный анализ окружающей среды проводится чаще всего по трем основным параметрам: структурный анализ конкурентного окружения, определение конкурентной позиции (стратегических групп) и анализ структуры рынка.

Анализ внешней среды  позволяет организации создать  перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в  этой среде. Для успешного же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках  организации.

Анализ внутренней среды  организации вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может  рассчитывать организация в конкурентной борьбе в процессе достижения своих  целей. Анализ внутренней среды позволяет  также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления  деятельности организации. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим членам, давая им работу, предоставляя возможность участия в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями и т.п.

Внутренняя среда анализируется  по следующим направлениям:

  1. кадровый потенциал;
  2. организация управления;
  3. финансы;
  4. маркетинг;
  5. организационная структура.

К методам оценки внешней  среды организации относят ПЭСТ (СТЭП) - анализ и модель пяти сил  конкуренции М. Портера. ПЭСТ-анализ предполагает оценку и определение  степени влияния политических, экономических, социальных и технологических факторов внешней среды на организацию. Модель пяти сил конкуренции позволяет  оценить зависимость организации  от прямых конкурентов, конкурентов, входящих в отрасль, конкурентов, производящих товары-субституты, а также от поставщиков  и потребителей.

 

Рис. 1

К методам комплексной  оценки макро - и микросреды организации  относится широко известный SWOT-анализ (аббревиатура составлена из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности  и угрозы). Применяя метод SWOТ, удается  установить линии связи между  силой и слабостью, которые присущи  организации и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и  слабых сторон, а также угроз и  возможностей, а далее - установление цепочек связей между ними, которые  в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации. Сначала, с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее слабых и сильных  сторон, а также список угроз и  возможностей. После того как составлен  конкретный список слабых и сильных  сторон организации, а также угроз  и возможностей, наступает этап установления связей между ними для установления этих связей составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид (рис.1)

Слева выделяются два раздела (сильные стороны, слабые стороны), в  которые соответственно вносятся все  выявленные на первом этапе анализа  сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также  выделяется два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы.

На пересечении разделов образуется четыре поля: поле "СИВ" (сила и возможности); поле "СИУ" (сила и угрозы); поле "СЛВ" (слабость и возможности); поле "СЛУ" (слабость и угрозы). На каждом из данных полей  исследователь должен рассмотреть  все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии  поведения организации. В отношении  тех пар, которые были выбраны  с поля "СИВ", следует разрабатывать  стратегию по использованию сильных  сторон организации для того, чтобы  получить отдачу от возможностей, которые  появились во внешней среде. Для  тех пар, которые оказались на поле "СЛВ", стратегия должна быть построена таким образом, чтобы  за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации  слабости. Если пара находится на поле "СИУ", то стратегий должна предполагать использование силы организации  для устранения угроз. Наконец, для  пар, находящихся на поле "СЛУ", организация должна вырабатывать такую  стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так  и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.

Далее, проводят разработку альтернативных стратегий и выбор  конкретных стратегий для применения. Для коммерческих организаций эта  стадия предполагает определение того, в какой новый бизнес войдет организация, из какого уйдет, как распределить ресурсы, в какой части распространить диверсификацию, распространять ли свою деятельность на те или иные международные  рынки, где и в каком бизнесе  сформировать совместные предприятия, как избежать враждебных поглощений, а также многие другие практические вопросы, определяющие судьбу организации  и ее будущее.

Этап реализации стратегии  не менее важен, чем этап ее формирования в рамках стратегического планирования. Сформулированная, но не реализованная стратегия - это не просто бессмысленная трата времени, это абсурдная ситуация. Каждая стратегия формируется для ее воплощения.

Реализация стратегии  предполагает, что организация устанавливает  тактические цели, мотивирует работников и распределяет ресурсы таким  образом, чтобы могла быть достигнута стратегическая цель. При этом формируется, развивается и поддерживается корпоративная  культура, которая способствует реализации стратегии. Также создается определенная организационная структура управления, распределяются маркетинговые усилия, подготавливаются бюджеты, развивается  соответствующая информационная система, а также устанавливается соответствующая  система оплаты труда. Персонал мобилизуется для того, чтобы реализовать выбранную  стратегию, что предполагает дисциплину и ответственность. Успех реализации стратегии критическим образом  зависит от адекватной мотивации  сотрудников.

Оценка и контроль реализации стратегии являются логическим завершающим  процессом в стратегическом планировании. Данный процесс обеспечивает обратную связь между процессом достижения целей, предусмотренных стратегическим планом, и собственно самими целями. Средством обеспечения такого соответствия является контроль, который имеет  следующие задачи:

  1. определение системы контролируемых параметров;
  2. оценку состояния параметров контролируемого объекта;
  3. выяснение причин отклонений параметров объекта от принятых стандартов, нормативов и других эталонов;
  4. корректировку в случае необходимости показателей плана или хода реализации стратегии.

Главная задача такого контроля - выяснить, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей и миссии организации. Поэтому  корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как стратегии, так и целей организации, что принципиально отличает этот вид контроля от оперативного, при котором цели текущего плана являются незыблемыми. 5

Стратегическое планирование и долгосрочное планирование - не одно и то же. Хотя, стратегические планы, как правило, носят долгосрочный характер, но долгосрочные планы могут  быть как стратегическими, так и  оперативными. Первые включают в себя обоснование целей, их иерархию, оценку внешних условий, внутренних плюсов и минусов и основные направления  действий. Вторые относятся к более  простым управленческим инструментам. Как подчеркивает И. Ансофф, стратегическое и долгосрочное планирование отличаются друг от друга главным образом  по трактовке ими будущего. Так, "в  системе долгосрочного планирования предполагается, что будущее может  быть предсказано путем экстраполяции  исторически сложившихся тенденций  роста". При этой системе, исходя из допущения о том, что в будущем  организация добьется лучших результатов  по сравнению с прошлым, управляющие  устанавливают в долгосрочных планах более высокие показатели. Что  касается системы стратегического  планирования, то "здесь отсутствует  предположение о том, что будущее  можно изучить методом экстраполяции" и "в системе стратегического  планирования экстраполяция заменена развернутым стратегическим анализом, который связывает перспективы  и цели между собой для выработки  стратегии". 6

Стратегический план не является чисто административным документом. Это, скорее, договор общественного  согласия, в соответствии с которым  все заинтересованные лица - руководство, собственники, работники, клиенты, общественность, - принимают на себя определенные обязательства. Стратегический план - это не столько  директива, сколько свод согласованных  правил и требований к персоналу организации, это договоренность о конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для развития организации, которые необходимо предпринять. Процесс стратегического планирования направлен не только на поиск приоритетных направлений развития организации, но и на поиск определенного консенсуса, на вовлечение в принятие решений - а значит, и в их реализацию - широкого круга работников организации.

Для проведения стратегического  анализа каждой организации требуется  стратегическая информационная система. В большинстве крупных организаций  имеются специальные информационно-аналитические  подразделения. В небольших организациях, где нет возможности иметь  собственное информационно-аналитическое  подразделение, используются такие  как личный опыт, отчеты, книги, журналы, газеты, конференции, профессиональные встречи, подчиненные, внешние контрагенты  и пр.

Для разработки стратегического  плана развития и большие, и малые  организации нередко прибегают  к помощи профессиональных консультантов.

Таким образом, стратегическое планирование представляет собой постоянно  повторяющийся замкнутый цикл, который  ни на минуту не приостанавливается и  постоянно реализуется в организации. Оценка деятельности организации, анализ изменяющейся внешней среды деятельности организации одновременно являются и началом, и концом этого цикла. В то же время основные направления  действий, конкретный план конкурентной борьбы, создание новых конкурентных преимуществ, корректировка корпоративной  культуры, формирование организационной  структуры, отвечающей изменившимся стратегическим ориентирам, - все это может достаточно часто подвергаться изменениям в  зависимости от степени изменчивости внешней среды, в которой действует  организация.

Руководители организации, высшие менеджеры должны в первую очередь следить за изменяющейся обстановкой и быть инициаторами соответствующих перемен в стратегии  организации. Коррекция стратегического  плана должна осуществляться с широким  участием персонала, в соответствии с обычной процедурой стратегического  планирования. Иногда необходим иной, чрезвычайный порядок изменения  стратегии. В случае если внешние  изменения имеют очень динамичный характер, если неожиданно возникает  критическая ситуация, чреватая необратимыми последствиями, необходимые коррективы могут вноситься непосредственно  по воле высшего управляющего.

На практике обычно применяют  три основные схемы организации  процедур стратегического планирования7:

планирование "сверху-вниз" (характерно для специализированных предприятий) При этом базовая информация, задачи каждого подразделения и  ключевые стратегии формируются  на уровне предприятия в целом  и служат для оперативных подразделений  руководящей линией;

  1. планирование "снизу-вверх" (характерно для диверсифицированных предприятий) означает, что цели отделений, производственные планы инициируются оперативными подразделениями. В прерогативу отдела стратегического планирования входит координация планов. Однако основные элементы стратегии (особенно финансовые показатели) все равно разрабатываются высшим руководством;
  2. интерактивное планирование представляет собой нечто среднее между двумя описанными выше схемами стратегического планирования. Идеи формируются в процессе взаимодействия между высшим руководством, плановым отделом и оперативными подразделениями предприятия. Высшее руководство устанавливает цели и направления деятельности. Стратегии формируются в процессе взаимодействия по вертикали по специально разработанным процедурам (комитеты, комиссии, конференции). Следовательно, стратегия развития организации представляет собой плод коллективного разума, однако окончательное решение принимает высшее руководство.

Информация о работе Современные направления стратегического планирования