Совет министров в дореволюционной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 13:42, реферат

Описание работы

Актуальность темы реферата во многом обусловлена продолжающейся в настоящее время в России административной реформой. В ее ходе в 2004 году коренной перестройке подверглось Правительство Российской Федерации. Многие ученые-правоведы подвергают критике ход реформ, так как во многих аспектах они напоминают реформы начала ХХ века. Их результат сейчас хорошо известен. Поэтому следует еще раз заострить внимание на реформе Совета Министров России в начале ХХ века.

Содержание работы

Введение 3
1.Предпосылки преобразования исполнительной власти в России в начале ХХ века 6
2 Проблемы реформирования исполнительной власти в начале ХХ века 17
2.1 Деятельность Совета министров: проблемы и противоречия 17
2.2 Проблемы реформирования Министерства внутренних дел 26
Заключение 33
Список используемых источников 37

Файлы: 1 файл

история отечественного государства и права.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Указ сенату, предписывающий принимать  к рассмотрению прошения, врученные  или направленные ему из различных  слоев населения.

Манифест вдохнул жизнь в  крайне правое движение, которое долгое время влачило жалкое существование и которое спустя 8 месяцев оформилось в виде "Союза русского народа".

21 марта Совет министров, собравшись  под предводительством Сольского,  не без строгости осудил указ  от 18 февраля  1905. Царя как бы обвинили в либерализме. Активное участие  Витте в том заседании не осталось без последствий - царь закрыл возглавлявшееся Витте сельскохозяйственное совещание и  совещание министров (по "объединенному" правительству).

Совет отнюдь не стал, как и обещал царю Витте, кабинетом в европейском смысле. Он был ответственен не перед Думой, а перед царем. И министров назначал царь, и во всех делах, которые Совет рассматривал, за царем оставалось последнее слово. Будучи министром финансов, Витте имел большую власть и пользовался большим влиянием, чем как глава правительства; не только ограниченность компетенции Совета министров играла здесь роль, но и различный характер отношений Витте с Александром III и Николаем II. Первый во всем доверял Витте, а второй считал его чуть ли не злым гением своего царствования.

В состав правительства вошли разные по политическим устремлениям лица. Витте, министр внутренних дел Дурново  и генерал Трепов составили своеобразный треугольник сил в борьбе влияний  вокруг трона. Яблоком раздора послужила оценка роли и заслуг каждого в борьбе с революционным движением.

К концу декабря власти пришли в  себя после замешательства и жизнь, казалось, снова пошла по дооктябрьской  колее. Волнения в войсках были подавлены; восстание в районе Пресни-подавлено; безумствовали мерзавцы Дубровина - черная сотня; свободная печать стала терять почву под ногами; полиция разгоняла митинги и собрания А тем временем в соответствии с положением от 11 декабря, разработанного при содействии Витте, продолжалась кампания по выборам в первую Думу. Учитывая возросшее самосознание и влияние общественных сил, полиция все же не осмеливалась действовать полностью как ей заблагорассудится. В жизни России началась новая эра, и общественность, осознав невозможность возвращения к прошлому, с презрением воспринимала ухищрения полиции.

Все конфликты обострились в  первой половине февраля 1906 г. Став председателем  Совета Министров, Витте не потерял  интереса к переустройству крестьянского  землевладения, хотя центральным становился теперь вопрос о принудительном отчуждении в пользу крестьян части казенных и помещичьих земель. Временами, в моменты подъема крестьянского движения, даже в самых консервативных помещичьих кругах готовы были пойти и на это; 3 ноября царским манифестом били отменены выкупные платежи. Однако как только карательная политика  приносила успех, аграрное реформаторство встречало сопротивление.

Правительство Витте, кроме подготовки к созыву Думы, занималось введением  исключительного положения в  отдельных местностях, расширением  правительственной пропаганды как "средства успокоения населения  и утверждения в нем правильных политических понятий", применением военно-полевых судов, смертной казни, репрессий против государственных служащих за участие в революционном движении. Порой Совету министров приходилось отмечать и даже пресекать карательные излишества, выражать неодобрение черносотенным выступлениям, приравненных по наказуемости к революционным, вырабатывать меры по предотвращению погромов. Действия против революции Витте делил на карательные -"так сказать, меры отрицательного свойства", дающие "только наружное временное успокоение" и меры "ограничительного характера"уступки тем или иным социальным группам для их умиротворения7.

В полугодичной деятельности Кабинета большое место отводилось преобразованиям, связанным с осуществлением провозглашенных 17 октября свобод,- законам об обществах  и союзах, о собраниях, о печати. Элементы правового порядка

Витте хотел использовать для развития нового строя, противоречивый характер которого современники выражали парадоксальной формулой: "конституционная империя  с самодержавным царем".

Витте и сам в случае тактической необходимости готов был следовать этой формуле, выступать сторонником неограниченной царской власти.

В середине апреля были опубликованы результаты выборов в Думу, а в  конце апреля 1906 г. перед открытием  Думы Витте вышел в отставку. Он считал, что обеспечил политическую устойчивость режима, исполнив две свои главные задачи: возвращение войск с Дальнего Востока в Европейскую Россию и получение большого займа в Европе. Реформы, которые он разрабатывал, были преданы забвению а его место занял типичный представитель С.-Петербургской бюрократии И.Л. Горемыкин. У Горемыкина, опиравшегося на поддержку царя, не было ни малейшего желания сотрудничать с избранным составом Думы".

В это время вторично встал вопрос о Столыпине, как министре внутренних дел. Столыпину сразу повезло на его новом посту. Когда разгорелся конфликт между правительством и первой Думой, Столыпин сумел выгодно отличиться на фоне других министров, которые не любили ходить в Думу. Они привыкли к чинным заседаниям в Государственном совете и Сенате, где сияли золотом мундиры и ордена. В Думе же было иначе: там хаотически смешивались сюртуки и пиджаки, рабочие косоворотки и крестьянские рубахи, полукафтаны и священнические рясы, в зале было шумно, с мест раздавались выкрики, а когда на трибуне появлялись члены правительства, начинался невообразимый шум: это называлось новомодным словом "обструкция". С точки зрения министров, Дума представляла собой безобразное зрелище. Из всех министров достаточно уверенно в Думе вел себя только Столыпин, за два года пребывания в Саратовской губ. познавший, что такое стихия  вышедшего из повиновения многотысячного крестьянского схода. Выступая в Думе, Столыпин говорил твердо и корректно, хладнокровно отвечал на выпады. Это не всегда нравилось Думе, зато нравилось царю.

Столыпин вел коварную политику, заводя негласные контакты с лидерами кадетов, ведя интенсивные переговоры с правым дворянством, всеми путями добиваясь своих целей.

Во время частных переговоров  со Столыпиным Совет объединенного  дворянства обещал поддержку правительству на следующих условиях: роспуск Думы, введение "скорорешительных судов", прекращение переговоров с буржуазно-либеральными деятелями о вхождении их в правительство, изменение избирательного закона. Столыпин считал, что поддержка помещиков ему обеспечена, поскольку удалось сговориться насчет общины. Переговоры же с "общественными деятелями" имели еще несколько раундов, но ни к чему не привели.

I Дума была распущена 8 июля 1906 г., соглашение постепенно исполнялось.  Налицо была консолидация контрреволюционных сил, чему немало содействовал министр внутренних дел. Это было замечено в верхах, где Трепов продолжал свои комбинации. Роспуск Думы стал вызовом общественному мнению. Теперь царский двор решил, чтобы "потрафить" либералам, заменить непопулярного Горемыкина не столь одиозной фигурой. Председателем Совета министров стал Столыпин, сохранивший за собой и портфель министра внутренних дел.

Приход на пост председателя Совета министров П.А. Столыпина вызвал у Витте на первых порах одобрение и надежды на успех переговоров о вхождении либеральной оппозиции в кабинет. По деятельности Столыпина, Витте был о нем хорошего мнения.

Руководители Совета объединенного  дворянства видели в Столыпине человека, способного спасти от уничтожения систему землевладения. Октябристы и другие умеренные сторонники конституции, напуганные революционными крайностями, ухватились за Столыпина, как утопающий хватается за  соломинку. Они приветствовали его программу, видя в ней стремление укрепить связи правительства с представителями умеренно-либеральных и умеренно-консервативных кругов, что, в свою очередь, способствовало бы укреплению конституционной монархии и окончательной ликвидации революционного движения. Столыпин казался им русским Тьером. Тьер, однако, в своих планах исходил из существования во Франции сильного крестьянского сословия с хорошо развитым инстинктом собственности. Такого крестьянства в России еще не существовало, и для его создания потребовались бы многие столетия.

Роспуск первой Думы - это был смертельный удар по вере крестьянства в царя как справедливого и беспристрастного защитника интересов народа. После роспуска I Думы и принятия бывшими членами Думы "Выборгского возвания", призвавшего население к "пассивному сопротивлению" путем отказа от уплаты налогов и от службы в армии, по городам и сельским районам, а также в армии прокатилась новая волна революционных возмущений.

В намерения Столыпина не входило  ни восстановление абсолютизма, ни уничтожение  народного представительства - он стремился лишь к установлению в России консервативной, но строго конституционной монархии. Его мечтой была могучая, централизованная империя, экономически здоровая и культурно развитая. "Вы хотите великих перемен,- сказал Столыпин, обращаясь к левому, наполовину социалистическому большинству II Думы,- а я хочу великую Россию.8"

Именно эта утопическая мечта  бросила страну в океан новых  потрясений, ибо фатальная ошибка Столыпина заключалась в его  непонимании реального положения  России, когда высшее сословие, которое  еще не сформировалось, как единая сила, не могло стать посредником в отношениях между правящим меньшинством и трудящимися массами.

Правда, быстрое развитие городов  и промышленности вело к тому, что  городское "третье сословие" начинало играть определенную роль в социальной и экономической жизни страны. В деревне же такой социальной страты не было. Выборы в I Думу показали, что крестьяне не способны были играть роль социально консервативного класса.

В то же время частная собственность  дворян на землю практически изжила себя. Эта система стала настолько экономически неэффективной, что ее доля в общем производстве не составляла и 10%. Хотели они того или нет, но и правительство и консерваторы были вынуждены в конце концов принять факт естественного упадка землевладельческого дворянства.

После роспуска I Думы решение земельной  проблемы перешло в руки Столыпина. Столыпин имел твердые взгляды относительно общины, хуторов, отрубов и путей  их насаждения, что составило стержень его аграрной программы. Кроме того, он был сторонником серьезных мер по распространению начального образования. Оказавшись во главе правительства, он затребовал из всех ведомств те первоочередные проекты, которые давно были разработаны, но лежали без движения. В итоге Столыпину удалось составить целостную программу умеренных преобразований. 24 августа 1906 г. правительство опубликовало декларацию, в которой пыталось оправдать свою политику массовых репрессий и возвещало о намерении провести важные социально-политические реформы. Подробнее преобразовательная программа была изложена Столыпиным во II Думе 6 марта 1907 года.

Столыпин в последний год  своей жизни работал над проектом обширных государственных преобразований. Но после его смерти все бумаги, связанные с проектом, исчезли, и  долгое время столыпинский проект был окутан пеленой таинственности. Эту завесу несколько приподняли вышедшие в середине XX века воспоминания А.В.Зеньковского, помогавшего Столыпину при составлении проета. Летом 1911 года Столыпин, отдыхая в Колноберже, дорабатывал свой проект. 28 августа он приехал в Киев на торжества по случаю открытия земских учреждений и памятника Александру II. И сразу же стало очевидно, что его дни на высшем государственном посту сочтены. Существует предположение, что выстрел в Столыпина 1 сентября 1911 года в Киеве не был случайностью. К тому же за несколько месяцев до этого сорвалась попытка заставить Столыпина уйти в отставку.

Столыпин во многом отличался от тех высокопоставленных российских бюрократов, которые занимали руководящие  посты до и после него и которых характеризовала безликая консервативность. Он был прекрасным оратором. Его выступления в Думе, образные, полные сарказма, вызывали восторг у публики. Столыпин умел защищать класс, к которому принадлежал. Столыпин охотно и умело вел диалог с прессой, с представительными учреждениями, с общественностью. Однако, его деятельность не была однозначной.

Таким образом, в результате исследования, можно сделать вывод, что хотя министерства после реформы остались подчиненными императору, их действия были объединены и скоординированы в руках премьер-министра. Совет министров мог действовать самостоятельно, без вмешательства императора, что можно расценивать как шаг к формированию принципов ответственности между парламентом и министрами.

Как очевидно, ключевым министерством в составе Совета министров было Министерство внутренних дел. П. А. Столыпин совмещал должность премьер-министра с должностью министра внутренних дел. Рассмотрим эволюцию МВД после реформы Совета Министров.

    1. Проблемы реформирования Министерства внутренних дел

В октябре 1905 г.  Министром внутренних дел был назначен Дурново Павел  Николаевич.

С учреждением нового законодательного органа – Государственной Думы в  МВД создано Особое делопроизводство по выборам в Государственную  Думу и Государственный Совет.

В 1906 году при Главном управлении по делам печати МВД создано Осведомительное  бюро со своей типографией, для информирования средств печати официальными сообщениями  Министерства и правительства, составления  обзоров российской и иностранной прессы. По инициативе П.А. Столыпина в МВД создана комиссия для подготовки реформы полиции и, соответственно, Центрального аппарата МВД. Комиссия под руководством А.А. Макарова безрезультатно проработала до 1911 г. и была ликвидирована после убийства Столыпина.

Новый этап в развитии начинается с апреля 1906 г., когда Министром  внутренних дел назначен Столыпин Петр Аркадьевич.

В декабре 1906 г. издан Указ "Об установлении уголовной ответственности за восхваление  преступных деяний в речи или в  печати". 14 декабря 1906 г. - утверждено положение "О районных охранных отделениях", которые создавались для объединения и направления деятельности местных охранных отделений. Для составления наиболее объективной картины о противоправительственной деятельности в своих районах, охранкам предписывалось "повсеместное учреждение внутренней агентуры".

6 марта 1907 г. Председатель Совета  Министров и Министр внутренних  дел П. А. Столыпин, выступая  во II-ой Государственной Думе, заявил  о необходимости реформы полиции.

Информация о работе Совет министров в дореволюционной России