Системный подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 19:44, реферат

Описание работы

Цель исследования: анализ результатов действия системного подхода к управлению.
Задачи исследования:
1. Выявление сущности, структуры, принципов функционирования системного подхода к управлению.
2. Обоснование факторов и условий эффективного функционирования системного подхода.

Файлы: 1 файл

курсач.rtf

— 2.43 Мб (Скачать файл)

Повышение роли экономического анализа в принятии решений привело к использованию системного анализа. Системный анализ в управлении имеет целью дать лицам, принимающим решения, рекомендации по выбору целей и стратегии (с использованием математических методов), направленных на повышение эффективности производства. Системный анализ предполагает сравнение альтернативных курсов действий с точки зрения затрат и эффективности при достижении определенной цели. Процесс анализа включает:

Формулирование проблемы;

Отбор целей;

Составление альтернатив;

Сбор данных; построение моделей;

Взвешивание затрат по отношению к результатам.

Процесс анализа разбивается на три стадии:

формулирование проблемы - выясняются исходные предпосылки, очерчивается сфера исследования, определяются элементы анализа;

исследование - сбор информации и разработка альтернатив;

оценка альтернатив.

Элементами анализа являются:

цель руководителя, принимающего решения. Это предполагает выявление степени фактического достижения цели при различных вариантах решения;

альтернативы - это способы достижения целей, стратегии, при помощи которых можно качественно и при минимальных затратах выполнить поставленные цели;

затраты - ресурсы, которые могут быть использованы для достижения конкретных целей и не могут быть в дальнейшем использованы для других целей. Большинство затрат принимает денежное выражение и истинная мера затрат выражается в тех возможностях, которые утрачиваются при использовании ресурсов;

модель - это упрощенное отображение причинно-следственных связей при помощи математических уравнений, программ на ЭВМ, словесного описания ситуации, которая дает возможность оценить предстоящие затраты для каждого варианта, а также степень достижения намеченных результатов;

критерий - это правило, в соответствии с которым альтернативы располагаются в порядке их предпочтительности. Он обеспечивает средство для взвешивания стоимости по отношению к эффективности.

Системный анализ в управлении обеспечивает всестороннюю оценку целесообразности новых вложений, комплексный учет факторов, совершенствование новых информационных потоков и гарантирует большую устойчивость системы, оптимизации принятых решений.

Системное мышление не только способствовало развитию новых представлений об организации (в частности, особое внимание уделялось интегрированному характеру предприятия, а также первостепенному значению и важности систем информации), но и обеспечило разработку полезных математических средств и приемов, значительно облегчающих принятие управленческих решений, использование более совершенных систем планирования и контроля. Таким образом, системный подход позволяет нам комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.

Несмотря на все положительные результаты, системное мышление все еще не выполнило свое самое важное предназначение. Утверждение, что оно позволит применять современный научный метод к управлению, все еще не реализовано. Это происходит отчасти оттого, что крупномасштабные системы очень сложны. Нелегко уяснить те многие способы, при помощи которых внешняя среда влияет на внутреннюю организацию. Взаимодействие множества подсистем внутри предприятия не совсем осознается. Границы систем устанавливать очень трудно, слишком широкое определение приведет к накоплению дорогостоящих и непригодных данных, а слишком узкое - к частичному решению проблем. Нелегко будет сформулировать вопросы, которые встанут перед предприятием, определить с точностью информацию, необходимую в будущем. Даже если самое лучшее и самое логичное решение будет найдено, оно, возможно, будет невыполнимо. Тем не менее, системный подход дает возможность глубже понять, как работает предприятие.

Системный подход дал возможность понять, что эффективность любой организации обеспечивается не каким-то одним ее элементом, а является результатом, который зависит от многих факторов. В любой системе слаженная работа целого - результат достигнутого динамического равновесия. Системный подход объединил взносы разных управленческих школ, которые в свое время доминировали в теории и практике управления.

 

 

 

2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СИСТЕМНОГО ПОДХОДА НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛА ПО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМУ РЫНКУ АДМИНИСТРАЦИИ КИРОВСКОГО РАЙОНА Г.ЕКАТЕРИНБУРГА

 

2.1 Историческая справка - Кировский район

 

В апреле 1943г. Свердловский горисполком принял решение № 249 «Об организации трех новых районов».

25 июня 1943г. Президиум Верховного Совета РСФСР принял соответствующее решение.

28 июня 1943г. было принято решение исполкома Свердловского горсовета депутатов трудящихся №513 «Об образовании в городе Свердловске Куйбышевского, Кировского и Чкаловского районов».

В настоящее время днем создания района принято считать 25 июня.

На момент основания территория района составляла 38 кв. км, численность населения - около 50 тыс. человек, жилая площадь - 158,8 тысяч кв.м.

На территории района было расположено 14 промышленных предприятий, на которых работало 5253 человека.

В районе работало 8 школ, 12 детских садов и яслей, больница на 75 коек, 6 поликлиник и амбулаторий, 4 библиотеки, 26 продовольственных и промтоварных магазинов, 24 столовых и одно кафе.

В настоящее время район занимает площадь 45 кв.км. и состоит из 7 микрорайонов: Комсомольский, Пионерский, ВТУЗгородок, Центральный, п. Шарташ, п. Изоплит и п. Калиновский. В районе 166 улиц общей протяженностью 217 км, 5 транспортных развязок, 4 автодороги, 153 остановки общественного транспорта, 84 светофорных объекта. Пассажирские перевозки осуществляют 20 трамвайных, 6 троллейбусных и 19 автобусных маршрутов. Население выросло до 213 тысяч жителей.

В образовательном комплексе района функционируют: 30 общеобразовательных учреждений; 46 дошкольных образовательных учреждений; Дом детства и юношества; центр эстетического воспитания детей «Лик»; оздоровительные лагери «Мечта», «Уральские самоцветы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Общая характеристика отдела

 

Название организации - Отдел по потребительскому рынку Администрации Кировского района города Екатеринбурга. Находится по адресу: ул. Первомайская, 75.

На сегодняшний день в отделе работают 11 человек. Все они имеют высшее образование.

Работники отдела - высококвалифицированные грамотные специалисты, за плечами которых не один год работы в области управления потребительскими услугами и бытовым обслуживанием населения, об этом говорят их награды и заслуги.

Умение использовать сложные технические и программные средства, умение правильно применять знания законов и нормативов, проявлять терпение, выдержку и деликатность в общении с гражданами, и нести большую ответственность за свой труд - это еще не все деловые качества, которыми обладают работники отдела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Реализация принципа системного подхода в отделе

 

Отдел по потребительскому рынку является структурным подразделением Администрации Кировского района города Екатеринбурга и непосредственно подчиняется заместителю главы Администрации района по вопросам потребительского рынка. Отдел возглавляет начальник.

Основные задачи отдела:

Реализация государственной и муниципальной политики в сфере потребительского рынка, сельскохозяйственного производства.

Формирование рыночных отношений на основе развития здоровой конкуренции и предпринимательства.

Координация деятельности субъектов предпринимательской деятельности по обеспечению населения продуктами питания, товарами народного потребления, услугами.

Разработка и подготовка предложений по организации, развитию, совершенствованию торговли и общественного питания и защите прав потребителей, содействию торговым и заготовительным организациям в выполнении планов закупа сельскохозяйственной продукции.

Участие отдела в вопросах создания системы обслуживания социально незащищенных слоев населения района необходимыми товарами, сельхозпродукцией, продуктами питания, услугами.

Взаимодействие с государственными и контролирующими службами по вопросам соблюдения субъектами предпринимательской деятельности на потребительском рынке нормативно-законодательных актов в организации услуг торговли и общественного питания, управления развитием садоводства и огородничества, взаимодействия с подсобными и фермерскими хозяйствами.

Отдел в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

Принимает меры к созданию цивилизованной, конкурентной сферы предпринимательства и формированию рыночных отношений на территории Кировского района.

Изучает, анализирует состояние потребительского рынка, вносит предложения в государственные, ведомственные, общественные организации, учреждения по вопросам деятельности предприятий торговли, общественного питания, сельскохозяйственной обеспеченности.

Вносит предложения в вышестоящие органы и инстанции, Комитет по управлению городским имуществом, Комитет по экономике Администрации города Екатеринбурга:

о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных предприятий торговли, общественного питания;

о передаче находящихся в муниципальной собственности объектов во временное пользование;

о сохранении на определенный срок специализации предприятий торговли, общественного питания;

и т.д.

Информирует, оказывает консультативную, методическую помощь субъектам предпринимательской деятельности по вопросам нормативно-правовой базы, внедрения на территории района научно-технических достижений в области развития потребительского рынка, рекламного, внешнего оформления, благоустройства прилегающей территории, реконструкции объектов.

Проводит организационную работу по:

внедрению современных форм и методов работы, передовых технологий, достижений науки и техники российского и зарубежного опыта в области торговли и общественного питания;

профессиональной подготовке и переподготовке кадров потребительского рынка;

обмену опытом, проведением ярмарок, выставок, конкурсов, чемпионатов, фестивалей.

Участвует в разработке и внедрении системы автоматизированного мониторинга потребительского рынка, создании единой базы данных всех субъектов предпринимательской деятельности на территории района.

Подготавливает материалы и участвует в работе различных комиссий, рабочих групп, созывает и проводит совещания, семинары по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

Осуществляет прием граждан, рассматривает жалобы, предложения по вопросам, относящимся к компетенции отдела.

Организует работу по изысканию товарных ресурсов и заключению хозяйственных договоров с предприятиями всех форм собственности на поставку товаров.

10.Координирует и контролирует работу предприятий торговли и общественного питания по закупу, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции для нужд района.

 

Как уже говорилась ранее, системный подход предполагает рассмотрение предприятия как системы.

В отделе по потребительскому рынку все сотрудники взаимодействуют между собой и делятся важной информацией с начальником отдела.

На Рисунке 1 показана общая структура потребительского рынка.

 

Зам. Главы Администрации по вопросам потребительского рынка

Отдел по потребительскому рынку

Отдел по организации бытового обслуживания населения


Рисунок 1 - Общая структура потребительского рынка Администрации Кировского района

 

 

На Рисунке 2 изображена организационная структура отдела по потребительскому рынку.

 

Заместитель главы Администрации по вопросам потребительского рынка

Начальник отдела по организации бытового обслуживания населения

 

Начальник отдела по потребительскому рынку

Главный специалист

Заместитель начальника отдела по потребительскому рынку

 

Главный специалист

Главный специалист

Главный специалист

Главный специалист

Ведущий специалист

Делопроизводитель


Рисунок 2 - Организационная структура сферы по потребительскому рынку Администрации Кировского района г. Екатеринбурга

 

В отделе нет разработанной системы менеджмента качества, которая определяла бы принципы его работы. Из всех нормативных документов есть только:

Положение об отделе по потребительскому рынку Администрации Кировского района города Екатеринбурга (см. Приложение 1);

Должностные инструкции для каждого сотрудника отдела (см. Приложение 2 - Должностная инструкция начальника отдела по потребительскому рынку Администрации Кировского района г. Екатеринбурга).

Поэтому в ходе работы появилась необходимость поиска правил и действий, соответствующих принципам СМК, но не утвержденных официально.

Деятельность отдела была рассмотрена как процесс. Но основным процессом работы отдела является контроль работы коммерческих организаций. Поэтому была разработана система процесса заключения договора с предпринимателем на размещение торговой точки в Кировском районе. Она представлена на Рисунке 3.

Информация о работе Системный подход