Система непрерывного образования. Закон РФ «О высшем и послевузовском образовании». Федеральная программа развития образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 08:40, контрольная работа

Описание работы

Характерной чертой информационного общества является непрерывное образование. Оно мыслится как поэтапный и пожизненный процесс, обеспечивающий постоянное пополнение и расширение знаний у людей разного возраста. Его основные этапы:
обучение, воспитание и развитие человека, предшествующие его вступлению в самостоятельную жизнь, — детско-юношеское образование;
учебная деятельность в период взрослой жизни, сочетаемая с различными видами практической деятельности, — образование взрослых.
Старинная пословица «век живи — век учись» обрела новый смысл. Прямой и буквальный.

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 319.50 Кб (Скачать файл)

2. Система непрерывного  образования. Закон РФ «О высшем  и послевузовском образовании». Федеральная программа развития  образования.

Характерной чертой информационного общества является непрерывное образование. Оно мыслится как поэтапный и пожизненный  процесс, обеспечивающий постоянное пополнение и расширение знаний у людей разного возраста. Его основные этапы:

обучение, воспитание и развитие человека, предшествующие его вступлению в самостоятельную  жизнь, — детско-юношеское образование;

учебная деятельность в период взрослой жизни, сочетаемая с различными видами практической деятельности, — образование взрослых.

Старинная пословица  «век живи — век учись» обрела новый  смысл. Прямой и буквальный.

Сегодня меняется сам смысл понятия «обучающийся», а не только содержание учебного плана. За рубежом традиционный тип студента — молодой человек не старше 25 лет, обучающийся стационарно, — уходит в прошлое. Уже сейчас в американском высшем образовании 43,5% всех студентов старше 25 лет и 45% только частично заняты учебой. Нынешние выпускники отдают себе отчет в том, что получение вузовского диплома не является гарантией безоблачного существования до самой пенсии. Важен не столько формальный диплом, сколько гибкость получаемых навыков — таких, как навыки организации времени, решения проблем, адаптивности.

Цели непрерывного профессионального образования  молодежи и взрослых людей заключаются  в развитии самостоятельности, целеустремленности и ответственности у обучающихся, укреплении способности адаптироваться к преобразованиям, происходящим в экономике, культуре общества в целом, а также в профессиональной жизни, т.е. возможности помочь человеку сориентироваться в мире профессий. По своему содержанию непрерывное образование представлено такими формами образования, как непрерывное, пожизненное, начальное, дополнительное, последипломное, профессиональное и др.

По данным исследований, в ряде регионов страны до 50% выпускников  вузов и до 64% выпускников среднеспециальных  учебных заведений меняют свою профессию  сразу же после окончания учебного заведения. Огромное количество молодых людей вынуждены заново решать проблему организации своей профессиональной карьеры. В силу этих причин необходимо продвигать концепцию образования на протяжении всей жизни человека со всеми ее преимуществами — гибкостью, разнообразием и доступностью во времени и пространстве. Подобное образование, помимо адаптации к изменениям в профессиональной деятельности, непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, способности выносить суждения и предпринимать различные действия, должно позволить человеку понять самого себя и окружающую среду, содействовать выполнению его социальной роли в процессе труда и жизни в обществе.

Непрерывное образование  надо отличать от непрерывного обучения. Первое относится к социализации, второе — к воспитанию и обучению. Первое предполагает, что взрослый человек может много раз на протяжении своей жизни проходить переподготовку по любой профессии. Второе касается детей и продолжительности их пребывания в учебных заведениях разного типа. Непрерывное обучение означает, что ребенок, попав в коллектив в возрасте двух-трех лет, остается в нем вплоть до студенческой поры. В европейской гимназии дошкольные и школьные классы совмещены. Как правило, в таких школах существуют договоренности со столичными вузами о том, что выпускные экзамены приравниваются к вступительным.

Непрерывное образование  — это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. В него вовлечено множества образовательных структур — основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных и общественных, формальных и неформальных.

Система непрерывного образования распространена во всем мире. Она включает в себя все  виды образования и воспитания,которые  каждый человек получает от рождения до смерти. В мировой педагогике понятие «непрерывное образование» выражается рядом терминов, среди которых «продолжающееся образование», «пожизненное образование», «пожизненное учение», «перманентное образование» и др. К нему тесно примыкает «возобновляющееся образование», означающее получение образования «по частям» в течение всей жизни, отход от практики длительного образования в учебном заведении, чередование образования с другими видами деятельности. Понятие «непрерывное профессиональное образование» можно отнести к личности, образовательным процессам (программам), организационным структурам. В ряде стран действуют региональные, национальные и международные центры, разрабатывающие проблематику и координирующие программы и информационный обмен по вопросам непрерывного образования (преимущественно в русле образования взрослых).

Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015 годы

Целью Программы  является обеспечение доступности  качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально  ориентированного раз­вития Российской Федерации.

Задачами Программы  являются:

модернизация  общего и дошкольного образования  как института социального развития;

приведение  содержания и структуры профессионального  образования в соответствие с  потребностями рынка труда;

развитие системы  оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Программа будет  реализована в 2011 - 2015 годах в 2 этапа.

На первом этапе (2011 - 2013 годы) в соответствии с мероприятиями  Программы будут сформированы стратегические проекты развития образования, включающие в себя ряд новых взаимоувязанных направлений. Эти проекты будут реализованы субъектами Российской Федерации, образовательными и иными учреждениями и ор­ганизациями при федеральной поддержке с участием профессионального педагогического сообщества.

В результате выполнения первого этапа будут получены устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов образовательных учреждений, регионов и социально-экономических условий.

На втором этапе (2014 - 2015 годы) предстоит завершить начатые на первом этапе стратегические проекты, обеспечив последовательные изменения в сфере обра­зования на всей территории Российской Федерации. На этом этапе будут сформированы новые модели управления образованием в условиях широкомасштабного ис­пользования информационно-телекоммуникационных технологий, а также определены основные позиции по целям и задачам федеральной целевой программы раз­вития образования на следующий период.

Досрочное прекращение  реализации Программы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Интеграция  российской образовательной системы  в мировое образовательное пространство.

Проблемы интеграции российской образовательной системы  в мировое образовательное пространство связаны с современными процессами глобализации и интернационализации образования, нарастанием тенденций Болонского процесса, переходом на многоуровневую систему подготовки специалистов.

Переход на двухуровневую  систему подготовки специалистов позволяет  российским вузам активизировать свою деятельность по вхождению в мировое образовательное пространство. Ибо Болонский процесс – это часть и форма интеграционных процессов и процесса глобализации.  Национальные образовательные системы в мировой практике стремятся к идеалу сотрудничества в области образования и формирования общего образовательного пространства, создания единого экономического пространства на принципах добровольного участия в процессе интеграции. Интеграция превращается в ведущий организационно-управленческий принцип совершенствования менеджмента образования.

Суть интеграции заключается в органическом объединении  национальных образовательных систем, вузов, то есть это процесс объединения  и согласования деятельности, ресурсов, услуг, технологий, их рациональная организация. В реальной практике интеграция - это взаимопроникновение, взаимообогащение научно-образовательной деятельности, процессов и взаиморасширение сферы действия различных структурных элементов и функций всей образовательной системы в целом в целях наиболее полного удовлетворения потребностей общества и личности. По форме организации взаимодействия мы выделяем  специализацию, координацию, кооперирование и централизацию. Конечный результат данной деятельности – успешная интеграция российской образовательной системы, вузов, профессорско-преподавательского состава, студенчества в мировое образовательное пространство.

Образовательное пространство мы дифференцируем по трем уровням: макро-, мезо- и микроуровнях. В первом случае мы имеем дело с  единым мировым образовательным пространством. На мезоуровне мы выделяет образовательное пространство страны, региона, города, конкретного образовательного учреждения. Такое пространство развивается в соответствии с мировыми тенденциями в образовании, в т.ч. реализации Болонских соглашений в нашей стране. Его специфика определяется спецификой развития образования в конкретной стране или регионе. Образовательное пространство мезоуровня реализует принцип доступности образования, свободу выбора образовательного учреждения, образовательных программ и т.д. Микроуровень – это взаимодействие всех субъектов образовательных систем с мировым образовательным  пространством. Интеграционные процессы должны осуществляться на всех уровнях.

Интеграция  российской образовательной системы в мировое образовательное пространство необходима по ряду причин. Уровень образования предоставляемого вузом оценивается  по его конечной продукции, т.е. качеству подготовки выпускников. Здесь велика роль международного сотрудничества, которое стимулирует вузы к повышению качества своей деятельности. Прочные позиции в мировом образовательном пространстве позволяют, с одной стороны, расширить возможности национальной образовательной системы  в международном разделении труда, расширению обмена студентами, преподавателями, и, следовательно, увеличивается международная конкурентоспособность российского образования. С другой стороны, высшая школа - это источник духовного и культурного развития нации. Именно здесь сохраняется культурное наследие, которое передается новым поколениям и должно продвигаться на мировом уровне.

Интеграция  российской образовательной системы  в мировое образовательное пространство позволит создать уникальную среду  общения для продвижения культурного  диалога и сотрудничества, в том числе  по разработке методов и механизмов научно-образовательного сотрудничества. Данные процессы должны найти отражение в международной деятельности вуза, отражаться в его международной политике. Под международной политикой вуза понимаем совокупность экономических, управленческих, правовых методов, мер и процедур, которыми руководствуются при принятии управленческих решений о вхождении в  мировое образовательное пространство. Реализация принципа интеграции влияет на гармонизацию образовательной системы.

Ведущие вузы России имеют значительный опыт взаимодействия с образовательными системами других стран, но у вузов, ведущих подготовку кадров для отдельного региона, такого опыта практически нет.

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Болонский процесс  — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в городе Болонья министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

Необходимость модернизации системы образования  Советской России остро назрела  уже в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в., потому как она не отвечала запросам времени, утратила способность развиваться, использовать внутренние резервы. В результате осуществленных реформ произошло освобождение от идеологического диктата и демократизация российского  образования, что позволило России в сентябре 2003 года присоединиться к Болонскому процессу и вступить в Единое Европейское пространство высшего образования. Хотя педагогическая общественность страны разделилась на сторонников и противников Болонского процесса, новые преобразования в отечественном высшем образовании набирают силу.

Распространение положений Болонской декларации в России дает новый импульс модернизации образования с целью:

1                     развития его как открытой  государственно-общественной системы;

2                     расширения доступности;

3                     повышения качества и конкурентоспособности.

Основные цели Болонского процесса

Целями процесса, достижение которых ожидается к 2010 году, являются:

·    построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

·      формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;

·      обеспечение конкурентоспособности  европейских вузов с другими  системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости  национальных систем высшего образования; повышение качества образования;

·      повышение центральной роли университетов  в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Основные пункты Болонского процесса:

1. Переход на  двухступенчатую систему высшего образования, состоящую из бакалавриата (3-4 года обучения) и магистратуры (1-2 года), между которыми студенты должны сдавать выпускные и вступительные экзамены.

Информация о работе Система непрерывного образования. Закон РФ «О высшем и послевузовском образовании». Федеральная программа развития образования