Шпаргалка по "Организации бизнеса"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 21:17, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Организации бизнеса"

Файлы: 1 файл

шпоры по ОБ.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Основные законы, регулирующие предпринимательскую  деятельность в Казахстане

В настоящее время  предпринимательское закон-ство представляет собой огромный массив норм-ных правовых актов различной отраслевой принадлежности. 11 дек 1990 г. принят Закон КазССР «О свободе хоз-ной деят-ти и развитии предпринимательства в КазССР», кот.  является одним из 1-ых закон-ных актов, определившим осн. правовые, экон-кие и соц. условия для свободной предпринимательской деят-ти. В указанном законе предприн-ство трактуется как инициативная или иная деятельность за счет собственных, заемных и др. имущества и средств, с целью получения для всех участников этой деят-ти взаимовыгодных рез-тов и дохода;4 июля 1992 г. принят Закон РК «О защите и поддержке частного предпринимательства», кот. установил, что гос-во обеспечивает максимальную свободу частных предпринимателей, охрану коммерч. тайны и ответственность гос-ных органов и должностных лиц за нарушение прав частных предпринимателей. Законом было подтверждено положение об отказе гос-ва прямо вмешиваться в частную предпринимательскую деят-ть. Впервые в одном законодательном акте были отражены вопросы гос-ной регистрации частной предпринимательской деят-ти, хозяйственной деят-ти частных предпринимателей, охраны коммерческой тайны; Нормативные правовые акты, устанавливающие основные начала осуществления предпринимательской деятельности - это Закон «О хозяйственных товариществах»; Закон «О производственном кооперативе»; Закон «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»; Закон «О естественных монополиях и регулируемых рынках»; Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»; Закон «Об акционерных обществах»; Закон «О частном предпринимательстве»; Закон «О лицензировании»; Закон «О конкуренции» и др. Акты о государственной поддержке инновационной деятельности - Закон «О науке»; Закон «О государственной поддержке инновационной деятельности» и др. Нормативные правовые акты о защите прав потребителей - Закон «О потребительском кооперативе»; Закон «О безопасности пищевой продукции»; Закон «О защите прав потребителей» и др. Нормативные правовые акты о поддержке отечественных товаропроизводителей - Закон «О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров»; Закон «Об антидемпинговых мерах»; Закон «О субсидиях и компенсационных мерах»; Закон «О государственном оборонном заказе» и др. 

Акты, регулирующие отдельные  виды предпринимательской деятельности — Закон «О транспорте в Республике Казахстан»; Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»;Закон «Об аудиторской деятельности»; Закон «О страховой деятельности»;Закон «О рынке ценных бумаг»; Закон «О регулировании торговой деятельности»;Закон «О недрах и недропользовании» и др. Закон «О государственных закупках»; и др.Нормативные правовые акты общего характера, регулирующие отдельные аспекты предпринимательской деятельности - Уголовный кодекс; Кодекс об административных правонарушениях; Кодекс «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс); Кодекс «О таможенном деле в Республике Казахстан»; Закон «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств»; Закон «Патентный закон Республики Казахстан»; и др.

Основные экономические, социальные и правовые условия, необходимые для развития предпринимательской деятельности

Для формирования предпринимательской  деят-ти необх. Опред-ные условия: экон-кие, соц., правовые и др. Экон-кие условия это в первую очередь предложения товаров и спрос на них: виды товаров, кот. могут приобрести покупатели: объемы ДС, кот. они могут истратить на эти покупки: избыток или недостаточность раб. мест, рабочий силы, влияющие на уровень з/п работников, т.е. на их возможности приобретения товаров. На экон-кую обстановку сущ-но влияют наличие и доступность денежных ресурсов, заемных средств, к которым готовы обратится предприниматели для фин-ния своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения. Всем этим занимается мн-во разнообразных организаций ,составляющих инфраструктур рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловое взаимоотн-ния и вести коммерч. операции. Это банки - оказание фин-вых услуг; поставщики - снабжение сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями топливом, энергией, машинами и обор-нием, инструментами и др.; оптовые и розничные продавцы - предоставление услуг по доведению товаров до потребителя; специализированные фирмы и учреждения - предоставление профессиональных юр-ких, бух-ких, посреднических услуг; агентства по трудоустройству - оказание помощи в подборе раб.силы; учебные заведения - обучение рабочих и специалистов служащих; прочие агентства - рекламные, транспортные, страховые и др.; ср-ва связи и передачи инф-ции.

Вплотную к экономическим  примыкают соц. условия формирования предпринимательства, прежде всего это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. Сущ-ную роль играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от соц-но культурной среды. Эти нормы оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и посредством этого на его спрос на товары. Социальные условия на отношения отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы, к условиям труда, предлагаемым бизнесом. Он участвует в решении соц. вопросах сотрудников: охрана их здоровья, сохранение рабочих мест и др. Важную роль в формировании предпринимательства играет подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров предпринимателей. Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды.


 

 

Поэтому бол. значение имеет создание необх. правовых условий. Это в первую очередь наличие законов, регулирующих предпринимательскую деят-ть, создающих наиболее благоприятные условия для развития предприн-ва: упрощенная и ускоренная процедура открытия и регистрации п/п: защита предпринимателя от гос-ва бюрократизма: совершение налогового закон-ва в направлении мотивации произ-ной предприн-кой деят-ти, развития совместной деят-ти предприн-лей Каз-на с зарубежными странами. Важную роль играет также подготовка законодательных инициатив по вопросам правовой гарантии предпринимательской деятельности, включая в первую очередь право на собственность и соблюдение договорных обязательств. Обосновывая необх. гос-ного регул-ния предпринимательской деят-ти, Ф. Котлер указывает три осн. причины, в силу которых появилась соотв-ющие закон-ные акты: - «Необходимость защитить фирмы друг от друга. Предприниматели в один голос превозносят конкуренцию, но, когда затрагивают их собственные интересы, пытаются нейтрализовать её». Отсюда принятие законов, предотвращающих проявлений «недобросовестной конкуренции».

- Необходимость защиты  потребителей от недобросовестной  деловой практики. Отсюда направленность законов против тех фирм, которые, оставшись без присмотра, могут начать выпускать плохие товары, лгать в рекламе , вводить в заблуждение посредством упаковки и уровня цен.

- Необходимость защиты  высших интересов общества от  разнузданности предпринимателей. Ведь предпринимательская деятельность не всегда обеспечивает нам лучшее качества жизни.

Направления и  формы государственной поддержки  малого предпринимательства Дорожная карта-2020

Программа «Дорожная  карта бизнеса 2020» разработана  для реализации послания Президента РК народу Каз-на «Новое десятилетие – Новый эконом. подъем – Новые возможности Каз-на» и Стратег-го плана развития Каз-на до 2020 года.

Решение задач в рамках реализации Программы осуществляется по трем направлениям: 1) поддержка новых бизнес-инициатив; 2) оздоровление предпринимательского сектора; 3) поддержка экспортоориентированных производств. Первое направление: поддержка новых бизнес-инициатив. Первое направление реал-ции Пр-мы предусматривает оказание гос-ной поддержки при реал-ции проектов в несырьевых секторах эк-ки в соотв-ии с приоритетами Гос пр-мы. Гос-ная поддержка в рамках 1-го направления реал-ции Пр-мы заключается в: субсидировании процентной ставки по кредитам банков для реал-ции проектов; частичном гарантировании по кредитам банков, направленным на реализацию проектов; развитии произ-ной (индустриальной) инфрастр-ры; сервисной поддержке ведения бизнеса; подготовке кадров, молодежной практике и орг-ции соц. раб. мест. Субсидирование процентной ставки по кредитам банков. Субсидирование ставки вознаграждения банка осуществляется по новым кредитам, выдаваемым для реализации новых инвестиционных проектов, а также проектов, направленных на модернизацию и расширение производства. Предоставление гарантий по кредитам банков. Гарантия предоставляется только по кредитам, выдаваемым для реал-ции нов. проектов, а также по реализуемым проектам, направленным на модернизацию и расширение произ-ва. Размер гарантии не может быть выше 50 % от суммы кредита. Для предпринимателей гарантия предоставляется бесплатно. Развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры Развитие произ-ной (индустриальной) инфрастр-ры заключается в подведении недостающей инфрастр-ры и может осущ-ся для проектов, направленных на модернизацию и расширение производств, как для отдельных проектов индивидуально, так и в рамках орг-ции промыш-ных площадок. Выделение средств может быть направлено только на строительство и реконструкцию следующей инфраструктуры: дороги, канализация, теплоснабжение, водопроводы, железнодорожные тупики, телефонизацию, электрические подстанции, линии электропередач. Подготовка кадров, молодежная практика и организация социальных рабочих мест Подготовка кадров будет проводиться с 2011 года по пяти направлениям: Подготовка специалистов для реализации проектов по заказу органов занятости для обеспечения проектов Карты индустриализации. Мероприятий по проведению «Молодежной практики»; Мероприятия по созданию социальных рабочих мест.

Второе направление  реализации Программы направлено на оздоровление предприятий несырьевого сектора экономики. В рамках оздоровления может оказываться следующая поддержка: субсидирование должнику процентной ставки по уже имеющимся кредитам банков (на момент одобрения) и на новую задолженность в рамках одной кредитной линии, которая возникает после одобрения проекта; рассмотрение вопроса предоставления должнику отсрочки по погашению налоговой задолженности в бюджет (кроме индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты) без начисления пени которая будет предусмотрена в установленном порядке в Налоговом кодексе, другие мероприятия по оздоровлению предприятий в рамках Плана финансово-экономического оздоровления, в том числе по задолженности перед внутренними кредиторами по облигациям, размещенным на Казахстанской фондовой бирже.

Третье направление: Поддержка экспортоориентированных  производств Третье направление реализации Программы направлено на поддержку предпринимателей, экспортирующих продукцию на внешние рынки. Государственная поддержка будет оказываться через субсидирование процентной ставки по уже имеющимся кредитам банков.


 

 

Экономическая свобода как определяющее условие  развитие бизнеса

Экономическая свобода - это экон-кое поведение субъектов хоз-ния при выборе форм собственности и сферы приложения своих способностей, знаний, возможностей, профессии, способов распред-ния доходов, потребления матер-ных благ. Она реализуется на базе закон-ных гос-ных форм; неотделима от экон-кой ответ-сти граждан. В свое время А. Смитом были названы важнейшие условия процветания стран и населяющих их жителей: хорошие законы, необременительные налоги и мироосновные компоненты канонического определения свободы хозяйственной деят-ти. Экон-кая свобода предприн-кой деят-ти в современном понимании предполагает свободу производить, торговать. сберегать, инвестировать, пользоваться созданным и заработанным, устанавливать контакты с отечественными и иностранными производителями, исп-ть любые ДЕ по взаимному согласию участвующих в контракте сторон. Успешное развитие предпринимательской деятельности зависит от эффективной рыночной экономики. В свою очередь, эффективная рыночная экономика – экономика, функционирующая на принципах рыночных отношений, свободного предпринимательства, когда каждый покупатель свободен в выборе товаров, а каждый предприниматель свободен в выборе сферы приложения своего труда, капитала и ориентирован на удовлетворение спроса. Экономическая свобода, как производителей, так и потребителей наиболее эффективным образом обеспечивается институтом частной собственности, который функционирует в рамках действующего законодательства и гарантируется основным законом страны – Конституцией.  В рыночных условиях государство располагает значительными, но тем не менее ограниченными экономическими ресурсами и в целях эффективной и полной реализации собственных целей и интересов заинтересовано в привлечении экономических ресурсов предпринимательства, т.е. в аккумуляции всех имеющихся ресурсов с тем, чтобы заставить работать их на общество и делать это с максимальной эффективностью. Целью гос-ва является расширение круга общественных ф-ций предприн-ва. С одной стороны, это достигается посредством законодательно регламентируемых средств по реализации гос-вом соц. Ф-ций преимущественно в “слабых” точках рыночного саморегулирования, в выполнении кот. Предприн-во оказалось менее эффективным, с другой - достигается косвенным путем посредством построения гос-ными стр-рами эффек-го механизма, стимулирующего предпринимательскую деят-ть в данном направлении.

Действия государства не должно препятствовать предпринимательской активности, а обеспечивать необходимый и достаточный коридор их экономической свободы, а иначе государство лишается значительной доли благополучия. Переход к рын. Эк. и развитие предпринимательской деятельности сопровождалось существенным расширением масштабов вмешательства государства в хозяйственную жизнь. По всем направлениям своей деятельности – налогообложение, регулирование, денежная политика - государство увеличило экономическую нагрузку на частный сектор и ограничило экономическую свободу участников рыночных отношений. 

Главной задачей государственной  власти в этом случае становится гарантия экономической свободы, неприкосновенности частной собственности, свободы  экономической деятельности, соблюдение правил и норм хозяйственной жизни. Таким образом, политика экономического роста и развития предпринимательской деятельности немыслима без обеспечения и расширения экономической свободы хозяйствующих субъектов.

 

 

Правовые условия  развития предпринимательства

Предпринимательская  деят-ть – это вид хоз.  деят-ти,  представляющей  собой  самостоят-ую, инициативную  деят-ть  субъекта  предприн-кой  деят-ти, направленную на получение прибыли (дохода). В свою очередь, хоз-ная деят-ть – это один из видов эк-кой деят-ти, осуществляемый в соотв-вии с правилами, установленными органами гос-ной власти и управления,  а  также ХС. Становление  закон-ва  Каз-на  о  предприни-кой деят-ти начинается еще в советский период в 80-е годы ХХ в., когда начавшаяся повсеместно «перестройка» привела к появлению кооперативного движения и активизации внешнеэк-кой  деят-ти.  Постановление  Совета  Министров СССР «О дальнейшем развитии внешнеэк-кой деят-ти гос-ных, кооперативных и иных общественных п/п, объединений и организаций» от 2 декабря 1988 г. № 1405 определило в кач-ве важнейшей задачи – создание необх. условий для активного вкл п/п,  объединений, произ-ых кооперативов и иных орг-ций в различные формы  внешнеэк-кой  деят-ти на принципах  валютной  самоокупаемости, развития  соц-кой  предприимчивости. Эк-кая деят-ть –  это любая деят-ть  в  сфере  эк-ки, направленная  на  орг-цию,  развитие  пр-ва,  торговли,  транспорта,  услуг,  бытового  обслуживания  и  т.д.  Эк-кая  деят-ть  находит  свое  выражение  в  процессе  воспроиз-ва матер-ных и дух. благ, включающего пр-во, распределение, обмен и потребление. В  закон-ве  РК  вместо  понятия «предпринимательская  деят-ть»  введен  термин «предпринимательство» (соотв-но чему выделяются гос-ное и частное предприни-во). Так,  под «частным  предприни-вом»  понимается  инициативная  деят-ть  субъектов  частного  предприни-ва,  направленная  на  получение  дохода,  основанная  на собственности  самих  субъектов  частного  предприни-ва  и осуществляемая от имени субъектов частного предприни-ва, за их риски и под их имущественную ответ-ность (п.5 ст.1 Закона РК о частном предпринимательстве). Осн. видами предприни-ва в РК явл. частное и гос-ное предприни-во.  Гражданским кодексом РК проводится разграничение м/у частным и гос-ным предприни-вом в зависимости от  формы собственности – частное предприни-во  основано  на  частной собственности, а гос-ное – на праве хоз-го ведения гос-го п/п (п. 1 ст. 10 ГК РК). Под гос.  предприни-вом следует понимать  не предприни-кую деят-ть  самого  гос-ва,  а предприни-во,  осуществляемое  гос-ми  п/ми на праве хоз-го ведения. В  зависимости от  вида  государственной  собственности  можно  выделить  следующие  виды  гос.  предприятий:  республиканские  гос-ные  п/п (т.е. п/п,  находящиеся  в  республиканской  собственности); коммунальные государственные предприятия (предприятия, находящиеся в коммунальной собственности) (п.2ст.1 Закона о госпредприятии). Частное предпринимательство можно подразделить на два основных  вида – частное предпринимательство юр.  лиц (предпринимательство негос.  Юр.  лиц)  и предприни-во  физ.  лиц без образования юр. лица (ИП).


 

 

 

 

 

 

 

Инфраструктура  бизнеса

Инфраструктура  бизнеса – это совокупность орг-ций, кот. опосредуют взаимодействие м/у конечными участниками деловых связей, и сов-ть процессов с участием данных орг-ций. Сов-ть орг-ций, опосредующих деловые связи между субъектами бизнеса, может быть определена как институциональная инфрастр-ра бизнеса. Сов-ть процессов, разворачивающихся с участием этих орг-ций, - как  мобильная инфрастр-ра бизнеса. Поэтому, скажем банковское дело или торговля выступают как мобильная инфрастр-ра производственного и потребительского бизнеса, а в свою очередь коммерческие банки и магазины – как элементы их институциональной инфраструктуры. Без наличия  мобильной инфрастр-ры современный бизнес не может эффективно развиваться, в нем не могут в должной мере проявляться интегративные тенденции. Институциональная инфрастр-ра бизнеса представляет собой организационные институты, с помощью которых предпринимательские структуры могут устанавливать деловые взаимоотн-ния или вести коммерческие операции. Таковыми являются, например, банки, которые оказывают финн. услуги, коммерч. п/п, занимающиеся оптовой и розничной продажей товаров (торговые дома, магазины, коммерческие палатки), специализированные фирмы, оказывающие консультационные услуги (юр-кие, бух-кие), уч. заведения, обеспечивающие подготовку работников различной квалификации, рекламные агентства, рекрутинговые фирмы, занимающиеся подбором и трудоустройством персонала, транспортные фирмы, выполняющие заказы по доставке и перемещению грузов, страховые компании, фирмы, обеспечивающие связь, выход в Интернет, фирмы, обеспечивающие коммунальные услуги (водо-, тепло-, энергоснабжение, вывоз мусора) Элементы институциональной инфрастр-ры бизнеса создают эк-кие и организационные условия для взаимодействия субъектов бизнеса. Они обычно представляют собой так называемые контактные аудитории-группировки элементов инфрастр-ры сообразно потребностям организации субъектами бизнеса своей деятельности. Каждая сделка имеет свою контактную аудиторию – группу компаний, без которых данная сделка не может быть осуществлена в принципе. Инфраструктура бизнеса обеспечивает движение материальных ресурсов, рабочей силы, информации, капитала как единого целого. По мере развития рыночных отношений инфраструктура бизнеса все в большей степени позволяет тем или иным субъектам бизнеса сосредоточиться на повышении эффективности того вида деятельности, который является для него основным.

Организационные формы инновационной деятельности

Инновационная деятельность характеризуется многообразием  организационных форм. Это связано  с тем, что процесс нововведений охватывает разнообразные сферы  деятельности: научно-техническую, финансовую, информационную, маркетинговую, и в его реализации участвуют различные взаимодействующие между собой организации: научно-исследовательские институты, финансовые и консалтинговые организации, венчурные фирмы, страховые компании. Выделяют следующие организационные формы инновационной деятельности: 1.бизнес-инкубатор; 2.рисковый бизнес; 3.технопарк; 4.технополис; 5.финансово-промышленная группа (ФПГ); 6.совместное предприятие; 7.стратегический альянс;

8.научно-технический  альянс (научно-исследовательский альянс и научно-производственный альянс). Одной из перспективных форм развития инновационного предпринимательства являются технопарки и технополисы. Технопарки – гибкие научно-производственные структуры, представляющие полигон по созданию и продвижению наукоемкой продукции. Технопарки формируются вокруг крупных научно-исследовательских институтов. В них функционируют бизнес-инкубаторы. Технопарки включают структуры, обеспечивающие полный инновационный цикл. Роль технопарков заключается: в оказании содействия по передаче новых научных разработок в производственную сферу; поддержке малых инновационных структур на стадии становления; создании дополнительных рабочих мест. Технополис – более совершенная форма объединения науки и производства, включающая в себя небольшие города – наукограды, развитие которых обусловлено деятельностью научно-производственных комплексов. В промышленно развитых странах насчитывается около 300 технополисов. Ядром технополиса является университет, вокруг которого группируются промышленные предприятия, производственная и социальная инфраструктура. Одной из форм организации инновационных процессов является рисковый бизнес. Он включает три составляющие: 1.научно-исследовательскую фирму (инновационная идея); 2.внедренческую фирму (производственный потенциал); 3.фонд венчурного капитала (рискоинвестиции). Венчурная компания представляет собой деловое сотрудничество владельцев компании с владельцами риско-капитала, осуществляемое для реализации высокорисковых инновационных проектов, характеризуемых высокой отдачей первоначального капитала. Наиболее эффективным способом привлечения финансовых ресурсов в отраслевую науку является создание финансово-промышленных групп (ФПГ).

ФПГ — объединение промышленных предприятий с финансовыми учреждениями на основе установленных между ними отношений экономического и финансового взаимодействия. Может быть в форме коммерческой организации. Формами межфирменного инновационного сотрудничества являются совместные предприятия и стратегические альянсы. Совместное предприятие – организация межфирменного сотрудничества посредством слияния фирм-партнеров и образования нового предприятия, в котором управленческая ответственность разделена между фирмами-партнерами.

Стратегические преимущества создания совместных предприятий и альянсов при осуществлении инновационной деятельности заключаются в следующем: использование эффекта масштаба в производстве и/или маркетинге нового продукта; доступ к разработкам и ноу-хау партнера; возможность проникновения на труднодоступные рынки.


 

 

Национальная  инновационная система

Национальная инновационная система (НИС) – это сов-ть субъектов и институтов, деят-ть кот. направлена на осущ-ние и поддержку инновационного процесса. Одним из осн. условий успешного развития эк-ки гос-ва  явл. Форм-е нац. инновационный системы (НИС), кот.  должна обеспечивать непрерывный рост эк-ки. Развитие Нац. инновационной системы РК нацелено на достижение  устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей эк-ки и отхода от ее сырьевой направленности, при этом инновации определены как основной фактор, определяющий конкурентоспособность национальной экономики. Полноценное исп-ние инноваций для дальнейшего динамичного развития эк-ки и общ-ва возможно при проведении гос-вом целенаправленной инновационной политики.1. Научно-технический потенциал — фундамент инновационного развития. Научный потенциал включает в себя государственные научные организации, научные организации при национальных компаниях, частные научно-исследовательские институты, научные кадры, исследовательскую материально-техническую базу. 2. Инновационная активность бизнеса — основная движущая сила устойчивого экономического роста. Инновационная предпринимательская среда, которая включает различные категории физических и юридических лиц, готовых участвовать в управлении и финансировании высоко рисковых потенциально высокорентабельных проектов, а также инвестировать в проведение перспективных прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, коммерциализация которых может привести к созданию новой конкурентоспособной продукции. 3. Инновационная инфраструктура — комплекс взаимосвязанных производственных, консалтинговых, образовательных и информационных структур, готовых предоставить базу и комплекс сопутствующих  услуг для организации инновационных производств. 4. Финансовая инфраструктура — комплексное финансирование научно-производственных и образовательных процессов в сфере инновационно-технологического развития.   Данная    инфраструктура  готова  на  основе государственно-частного партнерства   участвовать в финансировании высоко рисковых инновационных проектов. Кроме того, финансовая  инфраструктура обеспечивает    комплексное   финансирование перспективных прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а также через прямые и косвенные   механизмы  стимулирует развитие предпринимательства в инновационной сфере и инфраструктуры.

Необходимость и сущность индустриально-инновационного развития экономики РК

Инновационное развитие является необходимым условием в повышении конкурентоспособности бизнеса и является приоритетным направлением в гос-ной политике. За период независимости Каз-на  в эк-ке страны произошли кардинальные изменения, кот.привели к эк. росту. Принятие Стратегии индустриально-инновационного развития послужило толчком к следующему этапу реформирования эк-ки. В реализации Стратегии индустриально-инновационного развития можно выделить три этапа: первый этап - 2003-2005 гг., второй этап - 2006-2010 гг., третий этап – 2011-2015 гг. Основной задачей 1-го этапа индустриально-инновационного развития было создание эк-ких, инфрастр-рных и институциональных основ перехода к инновационной стадии развития. Определены 5 приоритетных направлений фундаментальных исследований: комплексные научные исследования в области физики, химии, биологии, прикладные научные исследования – в области топливно-энергетического комплекса, нефтехимии и минеральных рес-сов. На 2-ом этапе (2008-2010 годы) было продолжено совершенствование механизмов взаимодействия и функционирования элементов НИС, кроме того  ликвидировано отставание по выполнению задач 1-го этапа. Осн-ми рез-тами  2-го этапа стали устранение «узких мест», выявленных в ходе реал-ции 1-го этапа, окончательное становление элементов НИС, налаживании их эффек-го взаимодействия, создание эффек-ной системы трансфера зарубежных технологий в РК, а также формирование материально-технической базы, необх. д/создания конкурентоспособных отечественных научных разработок. Пок-лем эффек-ти этой стратегии стало привлечение зарубежного венчурного капитала в страну. На 3-ем этапе (2011-2013 годы) окончательно сформированные элементы НИС должны эффективно взаимодействовать и стабильно развиваться. На данном этапе планируется постепенно  сокращать объем гос-ных р-дов на развитие НИС и стимулировать рост частных инвестиций. Рез-том должно стать самодостаточное  развитие, гос-во будет применять преимущественно косвенные инструменты стимулирования. К завершению третьего этапа должны быть видны  основные достижения создания и развития НИС, а  именно: существенное увеличение доли наукоемкого  производства, рост экспорта высокотехнологичной  продукции и технологий. На четвертом этапе (2014-2015 годы) планируется  постепенный выход государства из венчурных фондов и инновационных проектов. Государство сконцентрирует свои инвестиции на фундаментальных научных исследованиях, имеющих своим косвенным эффектом  пользу для всей экономики. Что касается прикладных  исследований, то они будут в большей степени финансироваться частными инвесторами

Технопарки  и их развитие в РК

Осн.целью технопарков явл реал-ция инновационной политики в стране и, в особенности, в регионах, а также обеспечение потребности эк. в инновационных продуктах. Создание и дальнейшее развитие технопарков призвано решить осн. задачу в форм-нии конкурентоспособного перерабатывающего сектора эк-ки - укрепление связи науки с пр-вом, внедрение совр. технологий, повышение производительности труда в промыш-ти и, как следствие, пр-во высокотехнологичной и конкурентоспособной пр-ции. Внедрение и работа технопарков в Каз-не осущ-ся по совр. европейской модели, кот. Вкл. в себя след.требования: -наличие здания, предназначенного для размещения в нем субъектов малого предприни-ва, что способствует формированию бол.числа нов. малых и средних инновационных п/п, пользующихся всеми преимуществами системы коллективных услуг; -система обслуживания, набираемая из орг-ций, кот. формируют необх. д/инноваторов сервисный пакет (услуги бухгалтеров, маркетологов и т.д.). Наиболее целесообразным явл. определение технопарка как ограниченной территории с обязательным расположением на ней технологических бизнес-инкубаторов, научных и образовательных орг-ций. Целесообразно, наделить местные исполнительные органы полномочием по определению зем. участков для создания технопарков и определению компании-оператора для управления технопарком, посредством организации взаимодействия всех участников инновационной деят-ти. Привлечение независимых экспертов.  Экспертиза с привлечением независимых экспертов проводится специалистами, отбираемыми в соотве-вии со спецификой конкретного инновационного проекта из базы данных, содержащей инф-цию о наличии экспертов в различных отраслях. Управление технопарком .   Компания-оператор - определяется местным испол-ным органом, в порядке установленном уполномоченным органом, формирует терр-ную инновационную среду путем привлечения потенциальных субъектов инновационной деят-ти, оказывает помощь в передаче технологий и обмене инф-ции м/у частным сектором, научно-исследовательскими и образовательными орг-ми, расположенными на терр. технопарка. Создание технопарка в режиме СЭЗ.  В случае создания технопарка в режиме СЭЗ, администрация СЭЗ осущ-ет свои ф-ции в соотв-вии с  Законом  РК "О специальных эк-ких зонах" от 6 июля 2007 года. Одной из осн. проблем в развитии технопарков в Каз-не явл. отсутствие единого и четкого понимания задач и ф-ций технопарков. Низкий уровень платежеспособности потенциальных клиентов технопарка - инициаторов инновационных проектов, уже не позволяет сформировать достаточную доходную часть для покрытия операционных расходов.

Информация о работе Шпаргалка по "Организации бизнеса"