Роль бизнес-планирования при создании малого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 10:48, реферат

Описание работы

Правильно составленный бизнес-план показывает перспективу развития фирмы, то есть, в конечном счёте, отвечает на самый главный для бизнесмена вопрос - стоит ли вкладывать деньги в это дело и принесёт ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств. Поэтому важным моментом при составлении бизнес-плана является степень участия в этом процессе самого предпринимателя.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность и значение бизнес-плана для создания нового бизнеса….4
2. Роль и значение бизнес-планирования для малого бизнеса………...11
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы……………………………...……………19

Файлы: 1 файл

Контрольная бизнес-планирование Веряскина.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Бизнес-план предприятия  малого бизнеса начинает "работать" еще до своего появления на свет. Сам процесс составления плана, детальный анализ, который предшествует его написанию, заставляют руководство непредвзято и беспристрастно рассмотреть планируемую деятельность во всех деталях, тщательно проанализировать свои идеи, проверить целесообразность и возможность их реализации.[2]

Малые компании сегодня вынуждены заниматься бизнес - планированием, чтобы выжить. Проведенные  исследования позволили сделать  вывод, что успешные предприятия  действительно осуществляют стратегическое планирование и используют стратегический подход.

Использование стратегического планирования в  малом бизнесе дает явные преимущества, но существует и ряд барьеров, препятствующих его широкому применению в процессе управления.

Отмечаются  следующие препятствия у предпринимателей:

  • дефицит времени;
  • постоянная загруженность текущей работой;
  • высокие затраты;
  • недостаток специальных знаний, умений и опыта планирования;
  • недостаток доверия по отношению к сотрудникам и консультантам, страх провала бизнеса.
  • Малая фирма имеет свои преимущества и недостатки.

К преимуществам  относят:

  • простые организационно - управленческие связи;
  • малое количество управленческого персонала;
  • мобильность и гибкость перехода к новациям и другим видам деятельности;
  • узкую специализацию по видам бизнеса;
  • использование сфер деятельности, которые невыгодны для крупных предприятий;
  • высокую приспособленность бизнеса к местным условиям;
  • высокую восприимчивость к принципиальным нововведениям.

К недостаткам  относят:

  • ограниченность ресурсов (финансовых, материальных, трудовых);
  • слабые кредитные возможности;
  • подчинение целям крупного производства;
  • большую перегрузку персонала (загрузка в неделю - 50-60 рабочих часов);
  • относительно невысокую оплату труда.[3]

Бизнес-план предприятия  малого бизнеса позволяет показать выгодность предлагаемого проекта и привлечь возможных контрагентов, потенциальных финансовых партнеров. Он может убедить инвесторов в том, что предприниматель нашел привлекательные возможности развития производства, позволяющие эффективно осуществлять намеченное и, предприятие имеет эффективную, реалистичную и последовательную программу осуществления целей и задач проекта. Инвестор вложит свои средства лишь в тот проект, который с достаточной вероятностью гарантирует ему получение максимальной прибыли.[7]

Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления предприятия малого бизнеса выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие:

  • инициирование - активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;
  • прогнозирование - предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;
  • оптимизация - обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
  • координация и интеграция - учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;
  • безопасность управления - обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
  • упорядочение - создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;
  • контроль - возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
  • воспитание и обучение - благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;
  • документирование - представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.[5]

Побудительными  причинами планирования предприятия  малого бизнеса своей деятельности можно считать следующие:

Сам процесс  бизнес-планирования, включая анализ идеи, заставляет предпринимателя объективно, критически и беспристрастно взглянуть на свой бизнес со всех его сторон. План - это хорошо проложенный маршрут, отражающий очерёдность действий и приоритеты в условиях ограниченных ресурсов и способствующий предотвращению ошибок при его реализации;

Бизнес- план является тем рабочим инструментом, который  при надлежащем использовании поможет  предпринимателю оперативно контролировать и управлять фирмой;

Законченный бизнес - план является средством предпринимателя для сообщения идей своего бизнеса всем заинтересованным лицам (банковскому менеджеру, другим финансовым инвесторам, государственным учреждениям, профессиональным консультантам и др.), включая работников фирмы.

Далее необходима детальная проработка всех вопросов, связанных с конкретными мерами, которые предстоит реализовать в сфере производства, маркетинга и организационных структур управления. Это нужно и авторам проекта для оценки реальных возможностей воплощения их идей, и инвесторам, которые вряд ли рискнут своими средствами, не имея надежных гарантий осуществимости проекта.[9]

Очевидно, что  предприятию малого бизнеса важно  с самого начала точно оценить  общую стоимость проекта, долю участия  в нем своими средствами и соответственно величину привлекаемых финансовых ресурсов. При этом следует заранее выбрать наиболее предпочтительную форму привлечения средств. Кроме того, желательно в начале разработки проекта иметь представление о конкретном круге инвесторов, которых может заинтересовать участие в проекте. Очевидно, что на этом этапе, как и на предыдущем, составление бизнес-плана позволит предпринимателям трезво оценить возможности отобранных проектов и сократить их число за счет малореальных и нерентабельных.

Разработка  бизнес-плана предприятия малого бизнеса позволяет решить еще одну задачу - прогнозировать различные сценарии развития событий и выявить препятствия, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта. С одной стороны, это позволяет подготовить варианты действий по их реализации, а с другой, - убедить инвестора в том, что разработчики проекта мыслят реальными категориями и готовы к преодолению трудностей.

Не менее  важна еще одна возможность, связанная  с разработкой бизнес-плана предприятия  малого бизнеса. Речь идет о системе  контроля за ходом реализации проекта. Система включает: набор конкретных показателей; периодичность их оценки; величины предельно допустимых отклонений или пороговых значений, после превышения, которых необходимо внесение корректировок; ответственных исполнителей. Традиционными направлениями контроля являются: контроль запасов; контроль производственных процессов; контроль качества продукции; контроль за долей рынка и уровнем продаж; контроль совокупных издержек; контроль денежной наличности; контроль сравнительного уровня рентабельности отдельных ассортиментных позиций; контроль уровня сервисного обслуживания.[10]

Для того чтобы  бизнес-план предприятия малого бизнеса  мог в полной мере выполнять свои функции, он должен отвечать ряду требований: быть написан простым и понятным языком с использованием кратких и четких формулировок; носить всеобъемлющий характер, то есть включать всю информацию по проекту, представляющую интерес для инвестора; опираться на реальные факты и обоснованные предложения; иметь завершенный характер, то есть содержать стратегию достижения поставленных целей; обладать комплексностью, то есть содержать производственное, маркетинговое, организационное, финансовое обеспечение; иметь перспективный характер, то есть обеспечивать возможность разработки на его основе дальнейших планов с сохранением преемственности развития; обладать гибкостью, обеспечивающей возможность внесения корректировок в разработанные программы; иметь контролирующий характер, связанный с четкой характеристикой графиков работ, контрольных сроков и показателей.[8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящее  время предприятия малого бизнеса  испытывают острую потребность в  разработке бизнес-планов в силу необходимости  планирования своей деятельности, привлечения  инвесторов, партнеров и максимального учета возможных рисков.

Без бизнес-планирования, без постановки стратегических целей  и задач на несколько лет вперед и понимания того, куда и как  нужно двигаться, что нужно делать, сегодня невозможно успешно продвигаться вперед даже в малом бизнесе.

Бизнес-план предприятия  малого бизнеса позволит убедить  инвесторов в том, что предприниматель  нашел привлекательные возможности  развития собственного бизнеса, позволяющие  эффективно осуществлять намеченные планы  и, предприниматель имеет эффективную  программу осуществления своих целей и задач в новом бизнесе. Инвестор вложит свои средства лишь в ту бизнес-идею, которая с наибольшей вероятностью будет гарантировать ему получение максимальной прибыли

Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель может оказаться не готовым к тем трудностям, которые могут возникнуть на его пути к успеху, и будет лихорадочно импровизировать, что часто кончается плачевно как для него, так и для дела, которым он занимается. Поэтому лучше не пожалеть времени и средств и заняться бизнес-планированием. Не следует пренебрегать разработкой бизнес-плана даже в условиях, когда ситуации на рынке меняются достаточно быстро, так как разработка бизнес-плана - адаптивный процесс, в результате которого проводится регулярная корректировка решений, пересмотр системы мероприятий по выполнению конкретной программы и т.д.

 

 

Список использованной литературы

1.Галенко В. П. Бизнес - планирование в условиях открытой экономики: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений / В. П. Галенко, Г. П. Самарина, О. А. Страхова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 288 с.

2.Лапыгин Ю. Н. Бизнес - план: стратегии и тактика развития компаний: практ. пособие / Ю. Н. Лапыгин, Д. Ю. Лапыгин. - М.: Издательство "Омега-Л", 2007. - 350 с.

3.Пелих А. С. Бизнес - план или как организовать собственный бизнес. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: "Ось-89", 2007. - 112с. (Экономическое образование).

4.Петухова С. В. Бизнес - планирование: как обосновать бизнес - проект / С. В. Петухова. - 2-е изд., стер. - М.: "Омега-Л", 2007. - 191 с.

5.Романова М. В. Бизнес - планирование: учебное пособие. - М.: ИД "Форум": ИНФРА-М, 2007. - 240 с.

6.Стрекалова Н. Д. Бизнес - планирование: учебное пособие (+CD с учебными материалами). - Спб.: "Питер", 2009. - 352 с.: ил. - (Серия "Учебное пособие").

7.Суслова Ю. А. Индивидуальный предприниматель: пошаговый самоучитель / Ю. А. Суслова. - М.: "Эксмо", 2010. - 432 с.

8.Ушаков И. И. Бизнес - план. - СПб.: "Питер", 2006. - 224 с. - (Серия "Практика менеджмента").

9.Черняк В. З. Бизнес - планирование: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Экономика" и "Менеджмент" /под ред.В. З. Черняка, Г. Г. Чараева. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: "ЮНИТИ-ДАНА", 2010. - 591 с.

10.Экономическая стратегия фирмы. / Под ред. А.П. Градова. - М.: Дело, 2011. - 215 с.


Информация о работе Роль бизнес-планирования при создании малого предприятия