Разработка бизнес-плана предприятия ЗАО «РМЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - бизнес-план предприятия ЗАО «РМЗ». Для достижения данной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть сущность, цели и задачи бизнес-планирования на предприятии;
- изучить методику составления бизнес-плана;
- изучить основные разделы бизнес-плана;
- проанализировать характеристику предприятия ЗАО «РМЗ»;
- разработать бизнес-план предприятия ЗАО «РМЗ»;
- исследовать стратегию развития предприятия с внедрением бизнес-плана.

Содержание работы

Введение
1 Бизнес-планирование на предприятии
1.1 Сущность, цели и задачи бизнес-планирования на предприятии
1.2 Методика составления бизнес-плана
1.3 Основные разделы бизнес-план
1.3.1 титульный лист
1.3.2 резюме
1.3.3 план маркетинга
1.3.4 производственный план
1.3.5 организационный план
1.3.6 план по персоналу
1.3.7 финансовый план
1.3.8 эффективность и целесообразность реализации проекта
1.3.9 оценка и страхование риска
2 Разработка бизнес-плана предприятия ЗАО «РМЗ»…………………
2.1 Характеристика предприятия ЗАО «РМЗ»………………………....
2.2 Бизнес-план предприятия ЗАО «РМЗ»……………………………..
2.3 Стратегия развития предприятия с внедрением бизнес-плана……
Заключение………………………………………………………………..
Список используемой литературы…………………

Файлы: 1 файл

Бизнес планирование 2.docx

— 115.45 Кб (Скачать файл)

Содержание 
Введение 
1 Бизнес-планирование на предприятии 
1.1 Сущность, цели и задачи бизнес-планирования на предприятии 
1.2 Методика составления бизнес-плана

1.3 Основные разделы бизнес-план

1.3.1 титульный лист  
1.3.2 резюме  
1.3.3 план маркетинга 
1.3.4 производственный план 
1.3.5 организационный план 
1.3.6 план по персоналу 
1.3.7 финансовый план 
1.3.8 эффективность и целесообразность реализации проекта 
1.3.9 оценка и страхование риска 

2 Разработка бизнес-плана предприятия  ЗАО «РМЗ»………………… 
2.1 Характеристика предприятия ЗАО «РМЗ»……………………….... 
2.2 Бизнес-план предприятия ЗАО «РМЗ»…………………………….. 
2.3 Стратегия развития предприятия с внедрением бизнес-плана…… 
Заключение……………………………………………………………….. 
Список используемой литературы……………………………………… 
Приложение 1…………………………………………………………….. 
Приложение 2……………………………………………………………..

 

Введение 
 
Тема курсовой работы – «Разработка бизнес-плана предприятия ЗАО «РМЗ». 
 
В условиях рынка невозможно добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и так далее. Необходимо не только точно представлять свои потребности на перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусматривать источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия. 
 
Прежде, при наличии государственного управления, планирование было сугубо централизованным, на долю предприятий оставалось лишь выполнение заданий и планов, поступавших сверху. 
 
Сегодня большинство коммерческих фирм не имеет официально принятых планов, нет и необходимого механизма планирования: различного рода норм и нормативов. Планирование подменяется разного рода решениями собственника о тех или иных направлениях хозяйственной деятельности, которые рассчитаны на ближайший период времени и не предусматривают ориентацию на перспективу. Это объясняется быстрым изменением рыночной ситуации в стране и условий хозяйствования, малочисленностью управленческого аппарата на небольших предприятиях, авторитетом управляющих крупными предприятиями, имеющих солидный опыт хозяйственного руководства. Хотя практика часто ставит и таких руководителей в тупик. 
 
Но принятие разного рода текущих решений, даже самых своевременных, не заменяет планирования, которое по сравнению с принятием решений представляет собой управленческую деятельность гораздо более высокого порядка. Именно поэтому, данная тема является актуальной в настоящее время, а проблема разработки бизнес-планов стоит очень остро на предприятиях. 
 
Таким образом, бизнес-планирование - это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования.  
 
Цель исследования - бизнес-план предприятия ЗАО «РМЗ». Для достижения данной цели в курсовой работе решаются следующие задачи: 
- рассмотреть сущность, цели и задачи бизнес-планирования на предприятии; 
- изучить методику составления бизнес-плана; 
- изучить основные разделы бизнес-плана; 
- проанализировать характеристику предприятия ЗАО «РМЗ»; 
- разработать бизнес-план предприятия ЗАО «РМЗ»; 
- исследовать стратегию развития предприятия с внедрением бизнес-плана.

 
Объектом исследования данной работы является предприятие ЗАО «РМЗ».  
 
Предмет исследования – внедрение бизнес-плана на предприятии. 
 
1 Бизнес-планирование на предприятии. 
 
1.1 Сущность, цели и задачи бизнес-планирования на предприятии. 
Бизнес-планирование - самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством. В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и так далее. Бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием. 
 
Планирование, безусловно, требует усилий, но оно обеспечивает и немалые выгоды: 
 
1) заставляет руководителей мыслить перспективно; 
 
2) обеспечивает основу для принятия эффективных управленческих решений; 
 
3) увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией; 
 
4) способствует снижению рисков предпринимательской деятельности; 
 
5) ведет к четкой координации действий всех участников бизнеса; 
 
6) позволяет предвидеть ожидаемые перемены, подготовиться к внезапному изменению рыночной обстановки. [2, с.115] 
 
Бизнес-план - краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. 
 
Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса, в то же время бизнес-план - инструмент самообучения. 
 
Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.  
 
Основной центр бизнес-плана - концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач, то есть он призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы: 
 
1) определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках; 
 
2) оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта; 
 
3) выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей; 
 
4) проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей; 
 
5) просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана. [9, с.98] 
 
В современной практике бизнес-план выполняет пять функций. 
 
Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности. 
 
Вторая функция - планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы. 
 
Третья функция позволяет привлекать денежные средства - ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки предпринимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана. 
 
Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени. 
 
Пятая функция путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения целей. [1, с.67] 
 
В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов различных по форме, содержанию, структуре и так далее. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему). Виды бизнес-планов представлены в приложении 1. [3, с.25] 
 
 1.2 Методика составления бизнес-плана. 
Бизнес-планирование - это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработкой бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением. Разработка бизнес-плана производится последовательно, путем поэтапного приближения к конечному результату.  
 
Прежде чем приступить к созданию бизнес-плана, необходимо получить весь комплекс необходимой информации.  
 
Обязательно необходимо определить внутренние и внешние проблемы бизнес-планирования, стоит задуматься о возможности их взаимопроникновения. Во-первых, это привлечет к проекту дополнительное внимание. Во-вторых, специалисты коммерческих банков и других финансовых компаний обладают необходимыми навыками в оценке инвестиционных проектов. Таким образом, предприниматели могут рассчитывать на серьезную помощь в решении внутренних проблем нового бизнеса на уровне современных научных методов с применением сложного экономико-математического аппарата. 
 
Важным этапом в разработке бизнес-плана является установление общей структуры создаваемого документа. 
 
Следующим этапом в разработке бизнес-плана будет сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана.  
 
Самым содержательным этапом в разработке бизнес-плана является его написание. [7, с. 104] 
 
Для успешной организации бизнес-планирования в организации необходимо наличие четырех обязательных условий, которые тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру процесса бизнес-планирования организации. 
 
Во-первых, организация должна располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения бизнес-плана, а работники финансово-экономических служб должны быть достаточно квалифицированны, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Методологическая и методическая база составления, контроля и исполнения бизнес-плана образует аналитический блок процесса финансового планирования. 
 
Во-вторых, для того чтобы разрабатывать финансовые планы, нужна внутренняя информация о деятельности предприятия и внешняя информация. 
 
Основой информационного блока процесса бизнес-планирования являются: 
 
1) экономическая информация (прогноз процентных ставок, прогноз темпов инфляции и прочее); 
 
2) учетная информация (информация бухгалтерского учета (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, приложения к балансу) и управленческого учета); 
 
3) сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, информация товарных, валютных бирж и прочая финансовая информация; 
 
4) политическая информация и прочее. 
 
Кроме того, функционирование системы бизнес-планирования осуществляется в рамках действующего нормативно-правового обеспечения, к которому относятся законы, указы Президента РФ, послания Правительства РФ, приказы и распоряжения отраслевых министерств, уставные документы, инструкции и другое. 
 
В-третьих, процесс бизнес-планирования всегда реализуется через соответствующие организационную структуру и систему управления, составляющие организационный блок процесса. Понятие организационной структуры включает в себя количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входят разработка, контроль и анализ бизнес-плана коммерческой организации, совокупность структурных подразделений, которые ответственны за исполнение бизнес-плана. 
 
В-четвертых, в процессе финансового планирования и контроля происходит регистрация и обработка больших массивов информации. Программно-технические средства, используемые в процессе финансового планирования и контроля, составляют программно-технический блок системы финансового планирования.

 

1.3 Основные разделы  бизнес-плана. 
Общая структура бизнес-плана содержит следующие основные разделы: 
 
1) титульный лист; 
 
2) резюме; 
 
3) план маркетинга; 
 
4) производственный план; 
 
5) организационный план; 
 
6) план по персоналу; 
 
7) финансовый план; 
 
8) эффективность и целесообразность реализации проекта; 
 
9) оценка и страхование риска; 
 
10) приложения. 
 
Представленная структура бизнес-плана носит рекомендательный характер и не претендует на роль образцовой. Перечень разделов и их содержание в зависимости от поставленных задач может дополняться или уточняться в связи с условиями, в которых функционирует фирма. [4, с.89] 
 
Перейдем к детальному рассмотрению разделов бизнес-плана. 
 
1) Бизнес-план начинается с титульного листа , на котором обычно указывают наименование проекта; место подготовки плана; авторов проекта, название и адрес предприятия, телефоны; имена и адреса учредителей; назначение бизнес-плана и его пользователей.

 

2) Резюме - краткое изложение основных положений предполагаемого плана, то есть информация о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие либо предприниматель, начиная собственное дело или развивая имеющееся.

Резюме содержит следующие  данные: идеи, цели и суть проекта; особенности  предлагаемых товаров (услуг, работ) и  их преимущества в сравнении с  аналогичной продукцией конкурентов; стратегию и тактику достижения поставленных целей; квалификацию персонала  и особенно ведущих менеджеров; прогноз  спроса, объемы продаж товаров (услуг, работ) и суммы выручки в ближайший  период (месяц, квартал, год) ; планируемую себестоимость продукции и потребность финансирования; ожидаемую чистую прибыль, уровень доходности и срок окупаемости затрат; основные факторы успеха (описание способов действий и мероприятий). Итак, резюме содержит основные характеристики бизнес-процесса и результаты его реализации. 
 
3)  Данные проведенных маркетинговые исследований конъюнктуры рынка и потенциальных возможностей самого предприятия и решения, принимаемые на их основании, находят свое отражение в соответствующем разделе бизнес-плана - «План маркетинга».

Планирование  маркетинга – это систематический процесс, включающий в себя оценку маркетинговых возможностей и ресурсов, определение целей маркетинга и разработку плана внедрения и контроля.

План  маркетинга – это письменный документ, или проект, описывающий внедрение и контроль маркетинговой деятельности организации, связанной с конкретной маркетинговой стратегией.

Планирование  маркетинга в условиях рынка состоит  из 2-х частей: 
– стратегическое планирование; 
– текущее (тактическое) планирование (планирование маркетинга).

Стратегическое  планирование – управленческий процесс  создания и поддержания стратегического  соответствия между усилиями фирмы, ее потенциальными возможностями и  шансами в сфере маркетинга.

Текущий план представляет собой совокупность отдельно разработанных планов по каждому  товару и каждому рынку. Разрабатываются  планы производства, выпуска товара, планы рыночной деятельности. Все  эти планы в совокупности обозначаются одним термином "План маркетинга".

Стадии  планирования маркетинга:

1. Анализ: 
– анализ рыночных возможностей и тенденций;  
– анализ рыночной среды и тенденций ее развития;  
– анализ сильных и слабых сторон организации, ее возможностей и угроз – SWOT-анализ;  
– анализ потребностей покупателей и их восприятия; сегментирование рынка и позиционирование торговой марки;  
– анализ конкуренции и стратегий конкурентов.

2. Стратегические решения: 
– определение основных целевых рынков;  
– основа конкуренции/отличительное преимущество;  
– необходимое позиционирование продукта;  
– цели маркетинга/сбыта.

3. Программы внедрения:  
– планирование элементов комплекса маркетинга:  
· продукты (товары, услуги),  
· продвижение (реклама, PR, стимулирование сбыта, прямой маркетинг и личные продажи),  
· распределение/маркетинговые каналы,  
· ценообразование/условия оплаты,  
· персонал/уровни сервиса,  
– определение задач, обязанностей, сроков, затрат и бюджетов;  
– текущая работа/дополнительные разработки;  
– контроль/оценка эффективности плана.

Структура документа плана маркетинга в  общем виде:  
1. Резюме для руководителей.  
2. Цели: изложение миссии организации, описание целей организации, цели по группам продуктов.  
3. Описание продукта/рынка: объяснение ассортимента, обзор рынка и резюме продаж. 
4. SWOT-анализ: вводный обзор  
5. Основной анализ: рыночная среда и тенденции, покупатели, конкуренты, посредники. 
6. Стратегии: основные целевые рынки, основа конкуренции/отличительное преимущество, необходимое позиционирование торговой марки/продукта. 
7. Ожидаемые результаты: результаты/прогнозы.  
8. Маркетинговые программы: комплекс маркетинга, задачи и обязанности. 
9. Финансы/бюджеты.  
10. Приложения: данные SWOT-анализа, информация о конкурентах, данные для анализа, подробные результаты исследований, ссылки и т.п.

4. План производства  и реализации продукции

План  производства и реализации продукции  должен удовлетворять конкретные потребности  покупателей (потребителей) и быть тесно  связан с разрабатываемой общей  стратегией развития предприятия, проектированием  конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а  также с выполнением других функций  и видов внутрихозяйственной  деятельности.

В годовом плане производства каждого  предприятия содержится  взаимосвязанная система следующих плановых показателей:

-  основная цель производственной деятельности предприятия и ее отдельных подразделений на плановый период;

-  объем и сроки производства продукции, работ и услуг с указанием конкретных количественных и качественных показателей по всей номенклатуре товаров;

-  расчет производственной мощности предприятия, цехов и участков, подтверждающих ее сбалансированность с годовыми объемами производства, равновесия спроса и предложения;

-  определение потребности ресурсов на выполнение годовой производственной программы предприятия и его подразделений, расчет баланса полуфабрикатов и комплектующих;

-  распределение планируемых работ по основным цехам, а также сроком изготовления и поставок продукции на рынок;

-  выбор средств и методов достижения запланированных показателей, расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки технологического оборудования и производственных площадей;

-  обоснование методов и форм организации производства запланированных товаров, работ и услуг, контроля выполнения планов производства и реализации продукции.

План  производства и реализации продукции  является основным и ведущим разделом годового комплексного плана предприятия. На его основе разрабатываются все  другие разделы и показатели годового плана.

Рыночные  отношения в промышленности означают самопланирование, самоорганизацию, самоуправление и самофинансирование всех видов производственной, хозяйственной и иной деятельности. Самостоятельность в осуществлении внутрипроизводственного рыночного планирования предполагает:

1)  свободное обеспечение производственно – технического и социального – экономического развития предприятия за счет собственных финансовых ресурсов;

2)  высокую материальную заинтересованность персонала предприятия в достижении необходимых конечных результатов трудовой, производственной и финансовой деятельности;

3)  полную ответственность высшего руководства и специалистов предприятия за общие результаты рыночной деятельности и выполнение всех договорных обязательств;

4)  получение планируемых доходов или прибыли, необходимой финансовой основы выполнения годовой производственной программы предприятия, дальнейшего развития его потенциала;

Информация о работе Разработка бизнес-плана предприятия ЗАО «РМЗ»