Различие между «Бизнес-планом» и «Планом стратегического развития»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:52, реферат

Описание работы

Для эффективного функционирования собственного предприятия необходимо точно знать свои потребности на перспективу во всех ресурсах: материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых. Важно предусмотреть источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе функционирования предприятия. Обширный опыт зарубежных и российских предприятий доказывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности или его некомпетентное осуществление приводят к огромным экономическим потерям.

Файлы: 1 файл

Реферат..docx

— 43.57 Кб (Скачать файл)

В случае, если это строительное или сервисное предприятие отражается также информация о подрядчиках, дается их характеристика и реквизиты.

8. План по персоналу - в этом разделе приводится информация о потребности в персонале, его количестве и квалификации, анализ рынка труда по каждой позиции работников, приводятся расчеты затрат на оплату труда персонала, его социальное обеспечение, методы стимулирования и обучение.

9. Организационная структура  и управление - содержит схему организационной структуры управления предприятием, информацию о количественном и качественном составе подразделений предприятия, требования к его квалификации, расчет затрат на оплату труда, социальное обеспечение и стимулирование труда управляющего персонала.

В случае реорганизации или  вновь создаваемого предприятия  дается информация о форме собственности  предприятия, его основных или предполагаемых акционерах, их реквизиты, доли в капитале предприятия, процесс принятия решений  и принципы управления.

10. Финансовый план - самая интересная часть бизнес-плана с практической точки зрения, он показывает какие финансовые ресурсы потребуются для реализации инвестиционного проекта и в какие периоды времени, а также отдачу от проекта при заданных исходных данных и верности выводов маркетингового исследования. В финансовом плане приводятся или рассчитываются все денежные потоки предприятия - затраты, выручка от реализации, налоги и прибыль.

11. Анализ рисков проекта - в этом разделе дается описание возможных рисков проекта и их характеристика, а также приводится стратегия по их минимизации.

12. Приложения к бизнес-плану - это документы, на базе которых был составлен бизнес-план: данные маркетинговых исследований, спецификации и подробные описания продуктов, развернутые характеристики конкурентов и их продуктов, копии рекламных материалов, прайс-листов, каталогов, письма от покупателей и заказчиков, контракты, резюме руководителей проекта и подразделений предприятия, заключения экспертов и прочие документы.

 

 

  1. План стратегического развития АТП

Развитие свободных рыночных отношений, их постоянное и непрерывное  совершенствование явилось важной предпосылкой стратегического  планирования и роста объемов производства на предприятиях автомобильного транспорта.  
 
Слово «стратегия» пришло в современную теорию управления из военной науки (stratos – войска и ago – веду). В военной области стратегия определяется исходя из цели, заданной сверху, и состоит в определении путей ее достижения. 
 
   Стратегия предприятия – это общее перспективное направление развития, связанное с достижением долгосрочных целей предприятия, в рамках которого происходит принятие управленческих решений. Стратегия служит инструментом выполнения миссии, достижения цели предприятия, предписывающим, определяющим формы и способы деятельности, путь к достижению цели. Стратегия является основой для формирования порядка распределения ресурсов между сферами деятельности предприятия. 
 Наличие долгосрочной стратегии функционирования позволяет транспортному предприятию принимать целенаправленные решения в текущей деятельности. 
 Стратегическое планирование – это процесс определения стратегии автотранспортного предприятия путем анализа его стратегических позиций на рынке автотранспортных услуг, исследования факторов внутренней и внешней среды и разработке действий, которые могут привести к достижению, удержанию, развитию и капитализации его конкурентных преимуществ. 
 Стратегическое планирование представляется единственным способом осознания существующих и будущих проблем, формального прогнозирования развития ситуации и обоснования прибыльных стратегий фукционирования автотранспортных предприятий на основе оценки их потенциальных возможностей.  
 На процесс стратегического планирования автотранспортного предприятия влияют как внутренние, так и внешние факторы. К внутренним факторам относятся:  
- характер системы управления транспортным процессом; 
- наличие конкурентоспособных факторов транспортного процесса; 
- затраты и своевременность доставки грузов; 
- качество доставки грузов; 
- возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов; 
- предпринимательские способности руководства предприятия. 
 
К внешним факторам относятся: 
- соотношение тарифных показателей транспортной услуги конкурентов; 
- преимущества и недостатки технической характеристики транспортной услуги конкурентов;

- преимущества и недостатки  маркетинговой политики конкурентов; 
- удаленность клиентуры; 
- платежеспособность клиентуры; 
- степень прогрессивности клиентуры; 
- налоговая система; 
- уровень тарифов; 
- лицензирование; 
- инвестиционная политика.  
 
При стратегическом планировании должны быть учтены следующие специфические особенности автомобильного транспорта:  
- высокая социально-экономическая значимость автомобильного транспорта, определяемая коммуникационными функциями транспортных услуг; 
- большая конкуренция на рынке автотранспортных услуг за счет функционирования государственных, муниципальных, ведомственных автотранспортных организаций и частных автоперевозчиков; 
- повышение степени риска выполнения услуг за счет протекания перевозочного процесса вне автотранспортных организаций, в силу чего возникает необходимость страхования грузов и ответственности перевозчика. 
 
Алгоритм стратегического планирования можно представить в виде следующих этапов:  
- целеполагание; 
- стратегический анализ; 
- стратегический прогноз; 
- обоснование стратегии; 
- разработка бизнес-проектов. 
 

  Процесс выработки стратегии предусматривает решение следующих задач: определение общей стратегии, выяснение конкурентной стратегии, уточнение функциональных стратегий предприятия. 
 Разнообразие различных вариантов общих стратегий может быть сведено к трем основным типам: стратегия стабильности, роста, сокращения.  
1. Стратегия стабильности – поддержка существующих направлений деятельности предприятия. 
2. Стратегия роста – расширение организации, которое может осуществляться через проникновение на новые рынки, путем поглощения конкурирующих фирм, а также за счет создания совместных предприятий. 
3. Стратегия сокращения применяется, когда выживание организации находится под угрозой. Ее разновидностями являются: 
- стратегия разворота (отказ от производства нерентабельных продуктов, излишней рабочей силы, плохо работающих каналов распределения, поиск эффективных путей использования ресурсов); 
- стратегия отделения (при наличии нескольких видов бизнеса, если при этом один из них работает плохо, производится отказ от него); 
- стратегия ликвидации (продажа активов предприятия).  
 
 Организация может выбрать один из типов стратегий, применять определенные сочетания различных типов (что характерно для крупных, диверсифицированных компаний). 
 Конкурентная стратегия направлена на достижение конкурентных преимуществ. Она должна обеспечить лучшие показатели в размере издержек на производство, выпуске продукции с уникальными свойствами и фокусирование реализации продукции на одном из сегментов рынка. 
  Функциональная стратегия включает действия по всем направлениям производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. 
 Стратегия диверсификации производства предусматривает диверсификацию денежных капиталов (распределение их между различными объектами вложений с целью, снижения риска возникновения потерь капитала или доходов от него), валютных резервов и др. Диверсификация бывает горизонтальная (расширение ассортимента) и концентрическая (выпуск новых товаров). 
 Автотранспортные предприятия общего пользования, в частности, осуществляющие грузовые перевозки, практически не выдерживают конкуренции с другими перевозчиками из-за высоких цен на транспортное обслуживание. Перевозка грузов осуществляется в основном на рынке малодоходных массовых перевозок социально значимых грузов, обслуживая постоянную клиентуру. Малая доходность и высокие издержки производства не дают возможности обновить подвижной состав и выйти на более выгодные сегменты рынка транспортных услуг. Зачастую руководство автотранспортных предприятий не ставит перед собой долгосрочные цели.     Автотранспортными предприятиями в меньшей мере используются базисные (фундаментальные) стратегии развития, а в большей степени – функциональные и деловые (конкурентные).  
 Недооценка роли стратегического планирования на практике часто является одной из главных причин кризисного состояния АТП. 
 Способом решения транспортных проблем выбрана реализация единой стратегии развития транспортной отрасли. В настоящее время основным программным документом, на основе которого осуществляется развитие транспортной системы РФ, является «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года».

 

 

 

 

 

 

 

  1. Бизнес-план АТП

Современная экономическая ситуация, связанная с переходом к рыночным отношениям, диктует предприятиям новый  подход к внутрифирменному планированию. Планирование необходимо любой организации, которая намеревается предпринимать  какое-то действие в будущем. Предприятия  вынуждены искать такие формы  и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых  решений. Оптимальным вариантом  достижений таких решений является прогрессивная форма Бизнес–плана. Как организовать собственный бизнес? С чего начать? Как обеспечить безопасность бизнеса и конкурентоспособность  продукции? Как рассчитать прибыль, объем производства, налоги, расходы? Все эти и другие вопросы вам  поможет решить Бизнес–план. Он включает разработку цели и задачи, которые  ставятся перед предпринимателем на ближайшую и дальнейшую перспективу, оценку текущего состояния экономики, сильных и слабых сторон производства, анализ рынка и информацию о клиентах. В нем дается оценка ресурсов, необходимых  для достижения поставленных целей  в условиях конкуренции. Бизнес–план  позволяет показать выгодность предлагаемого  проекта и привлечь потенциальных  финансовых партнеров. Он может убедить  инвесторов, в том, что предприятие  имеет эффективную, последовательную программу осуществления целей  и задач проекта. Бизнес–план  в нашей стране до недавнего времени  рассматривался только как план какого-то одного мероприятия (что в принципе верно) или как план становления  и развития небольшого предприятия, фирмы. Но опыт таких крупнейших зарубежных корпораций как «Дженерал моторс», «Toyota», «Siemens» показывает, что бизнес–план  применим и для управления крупным  производством.

Автомобильный транспорт является одним из важнейших и основных элементов любого производства. Более 50 % всего объема перевозок частично или полностью производится автомобильным  транспортом.

В условиях сложившейся в настоящее  время экономической ситуации остро  встает проблема реорганизации и  реструктуризации существующих автотранспортных предприятий. В последнее время  резко снизилась потребность  перевозок грузов грузовыми автомобилями, поэтому крупные автотранспортные предприятия вынуждены искать дополнительные источники прибыли, осваивать ремонт современной техники, внедрять новые  виды услуг. Необходимо четко сформулировать поставленные цели, стараться максимизировать  прибыль и предельно, на сколько  это возможно минимизировать затраты  на производство. Для этого необходимо решить следующий ряд задач:

–искать новые, более перспективные  рынки сбыта транспортных услуг;

–по возможности, эффективно задействовать  все имеющиеся производственные площади.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Различие между «Бизнес-планом» и «Планом стратегического развития»

Бизнес-план является одним  из ключевых элементов стратегического  планирования. Как и стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно 3 – 5 лет, иногда больше. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий:

  1. в отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них – ту, которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план организации ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегий организации;
  2. стратегические планы – это обычно планы с растущим горизонтом времени. Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки;
  3. в бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане, являются полноправными, равновесными частями структуры бизнес-плана.

 

  Стратегическое планирование включает в себя многообразие различных видов плановой деятельности компании. Оно представляет собой многоэтапный, параллельный и последовательных процесс, который охватывает огромное количество решений, – адаптация к внешней среде с помощью внутренней координации, организационное долгосрочное прогнозирование, распределение и перераспределение ресурсов.  
 
 Единой унифицированной формы составления стратегического плана не существует. Эта форма зависит исключительно от мнения специалистов и руководства конкретной компании и от того, насколько правильно они понимают задачи бизнеса, стоящи перед ними, а также от их представлении о желаемом поведении компании во внешней среде и знания методологии разработки. 
 Между стратегическим планом и бизнес-планом существуют некоторые отличия, которые касаются категории информированности, масштабности подходов, времени и детальной проработке схем действия. Временные различия заключаются в том, что стратегический план, как правило, более длителен по срокам. Информированность выше при составлении бизнес-плана, равно как и детальность проработки предполагаемых действий, однако масштабность подходов несколько скромнее. 

Основной задачей  стратегического плана является определение того, чего хочет добиться компания. Разработка стратегического  плана в компании осуществляется с акцентом на синергию, поскольку  в этом случае наиболее значимым является тесное взаимодействие подразделений  и служб, а также делегирование  им полномочий для выполнения некоторых  плановых заданий. Менеджеры фирмы  должны прекрасно ориентироваться  в целях деятельности, установленных  планов, а также в прогнозируемых условиях, где им предстоит работать. 
 
Разумеется, панацеей от всех бед стратегическое планирование бизнеса не является, поэтому ни в коем случае нельзя полагаться исключительно на его преимущества. Например, при выполнении стратегического плана всегда существует вероятность его превращения в обычный формальный документ. Это помешает проявлению потенциальных возможностей данного вида планирования. Существует и другая опасность, которая связана с нивелированием демократического начала. В этом случае участие персонала будет только механическим, лишенным творческого подхода и осмысления.

Очевидно, что применение компанией стратегического плана  дает возможность масштабно и  системно обосновывать все необходимые  направления будущих действий, предпринимаемых  для достижения поставленных целей. Однако стратегическое планирование бизнеса, равно как и процесс реализации этого плана предполагает также  диалектическое осмысление и творческое использование обстоятельств бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Современные темпы изменения и  наращивания объемов знаний настолько  велики, что планирование представляется единственным способом реального прогнозирования  будущих проблем и возможностей. Планирование обеспечивает также основу для принятия эффективных управленческих решений. Когда известно, чего организация хочет достичь, легче найти наиболее подходящие действия. Планирование способствует снижению рисков при принятии решений. Принимая обоснованные плановые решения, руководство уменьшает риск ошибок, обусловленных ошибочной или недостоверной информацией о возможностях предприятия или о внешней ситуации. Планирование служит для формулирования и достижения ключевых целей в рамках организации.

Но ошибочным было бы рассматривать  составленный бизнес-план как раз  и навсегда заданную стратегию деятельности.  При использовании жестко зафиксированных параметров может легко быть потеряна актуальность конкретной разработки. Бизнес-планирование позволяет продумывать новые варианты поведения бизнеса на основе проанализированных сценариев. Поэтому универсальных рекомендаций нет и быть не может. Бизнес-план, пожалуй, единственный официальный документ, допускающий столь большую вариабельность в своем составлении и применении. Для любого бизнес-плана обязательными, по мнению большинства авторов, являются только план маркетинга, план производства, финансовый и организационный планы, при этом последний должен пронизывает все перечисленные разделы. Во всем остальном каждый бизнес-план зависит от огромного количества факторов, основной из которых – сам предприниматель, с его целями, профессионализмом и направленностью на успех. При этом важно помнить, что планирование само по себе не гарантирует успеха, но оно может обеспечить немало важных и благоприятных факторов для его достижения.

Информация о работе Различие между «Бизнес-планом» и «Планом стратегического развития»