Планирование розничного товарооборота торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Розничный товарооборот — это важнейший показатель торгового предприятия. Он характеризует объем деятельности предприятия, от него зависит объем валового дохода и прибыли. Розничный товарооборот имеет также народнохозяйственное значение. Через розничный товарооборот происходит смена форм стоимости товаров народного потребления, созданной в процессе производства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие, характеристики и классификация розничного товарооборота…...4
2. Планирование розничного товарооборота торгового предприятия…...9
2.1. Задачи планирования розничного товарооборота………………………...9
2.2. Прогноз общего объема товарооборота, методы планирования и прогнозирования………………………………………………………………10
2.3. Стадии планирования товарооборота…………………………………...12
2.4. Планирование товарооборота розничного предприятия по кварталам и месяцам ………………………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….23
Задачи ……………………………………………………………………………25
Библиографический список……………

Файлы: 1 файл

Планирование.docx

— 69.69 Кб (Скачать файл)

    СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие, характеристики  и классификация розничного товарооборота…...4

2. Планирование розничного товарооборота торгового предприятия…...9

2.1. Задачи  планирования розничного товарооборота………………………...9

2.2. Прогноз общего  объема товарооборота, методы  планирования и прогнозирования………………………………………………………………10

2.3. Стадии планирования товарооборота…………………………………...12

2.4. Планирование товарооборота розничного предприятия по кварталам и месяцам ………………………………………………………………………..20

Заключение……………………………………………………………………….23

Задачи ……………………………………………………………………………25

Библиографический список…………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Основную  массу материальных благ, используемых для удовлетворения личных потребностей, население получает через торговлю. Количественная и качественная характеристика товарной массы, которая переходит из сферы производства в сферу потребления в соответствии с законами товарного обращения, находит свое выражение в показателях розничного товарооборота. Экономические отношения, связанные с обменом денежных доходов на товары, выражают экономическую сущность розничного товарооборота: розничный товарооборот характеризует завершение процесса обращения, товары переходят в собственность потребителей, потребляются или же образуют потребительский фонд, т.е. выпадают из сферы обращения и перестают быть товарами.

     Розничный товарооборот — это важнейший  показатель торгового предприятия. Он характеризует объем деятельности предприятия, от него зависит объем валового дохода и прибыли. Розничный товарооборот имеет также народнохозяйственное значение. Через розничный товарооборот происходит смена форм стоимости товаров народного потребления, созданной в процессе производства. В результате возмещаются производственные затраты и создаются условия для дальнейшего развития производства. Посредством розничного товарооборота получают общественное признание стоимость и потребительная стоимость товаров народного потребления. Розничный товарооборот — важное звено в процессе осуществления экономического закона распределения по труду. Розничный товарооборот существенно влияет на денежное обращение в стране и устойчивость валюты, поскольку обращение наличных денег связано главным образом с обслуживанием розничного товарооборота.  
 

1. Понятие, характеристики и классификация розничного товарооборота

     Розничный товарооборот – один из основный показателей, по которому оценивается деятельность предприятий и организаций торговли. Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли и товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.

     С другой стороны, розничный товарооборот - это количественный показатель, который  выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения  в сферу потребления путем  их обмена на денежные доходы.

     Под розничным товарооборотом вообще понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации.

     Она может быть произведена:

     - юридическими лицами, осуществляющими  розничную торговлю и общественное  питание, для которых торговая  деятельность является основной (магазины, предприятия общественного  питания, палатки);

     - юридическими лицами, осуществляющими  торговлю, но для которых торговая  деятельность не является основной (фирменные магазины, магазины для  промышленных предприятий и др.);

     - физическими лицами, осуществляющими  продажу товаров на вещевых,  смешанных и продовольственных  рынках.

     Таким образом, сущность розничного товарооборота  выражают экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные  товары.

     Однако  в состав розничного товарооборота  может быть также включена:

     - продажа по безналичному расчету  продовольственных товаров юридическими  лицами социального назначения (больницам,  санаториям, детским садам и др.);

     - продажа товара юридическим лицам,  но исключительно за наличный  расчет с использованием кассовых  аппаратов. 

     Розничный товарооборот учитывается в ценах  фактической реализации строго за отчетный период на основе первичных документов – товарно-денежного отчета и прилагаемых к нему документов. Розничный товарооборот показывается с учетом стоимости стеклянной посуды, проданной населению с товаром, за вычетом стоимости возвращенной населением порожней стеклянной посуды, а также стоимости стеклопосуды, принятой от населения в обмен на товар.

     Основными задачами розничного товарооборота  являются:

     - проверка степени выполнения  планов (прогнозов) товарооборота,  удовлетворение спроса покупателей  на отдельные товары, освоения  долгосрочных нормативов по показателям  торговой деятельности; определение  тенденций экономического и социального  развития предприятий розничной  торговли; установление обоснованности, напряженности, оптимальности планов;

     - изучение, количественное измерение  и обобщение влияния факторов  на выполнение плана и динамику  розничного товарооборота; комплексная  оценка торговой деятельности  предприятия; 

     - оценка выполнение плана по  внедрению прогрессивных методов  торговли и их эффективности; 

     - выявление путей, возможностей  и резервов роста товарооборота,  повышение качества обслуживания  покупателей, эффективности использования  материально-технической базы торговли;

     - разработка мер по устранению  недостатков в торговле; разработка  оптимальных стратегических и  тактических решений по развитию  товарооборота, и торговой деятельности  предприятия. Розничный товарооборот  может выступать как один из  показателей, определяющих мощность  торгового предприятия, так как  по его величине можно судить  об объеме деятельности предприятия. 

     Розничный товарооборот может быть использован  для характеристики эффективности  использования ресурсов предприятия  и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший  конечный результат хозяйственной  деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной  затраченных ресурсов (трудовых, товарных, материальных, финансовых) даст представление  об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение  результата и затрат.

     Розничный товарооборот может быть использован  для расчета трудоёмкости, фондоёмкости, затратоёмкости, капиталоёмкости ресурсов. С помощью этих показателей можно  в первом приближении определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста товарооборота.

     Развитие  розничного товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление  товаров, товарные запасы, прибыль, численность  работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считается  такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического регулирования товарооборота.

     Первая  модель стратегического регулирования  розничного товарооборота обеспечивает сбалансированность спроса и предложения  товаров. Это становиться возможным  при следующем условии:

IП > IТ > IТЗ > IС ,

где: 
           IП – индекс роста поступления товаров; 
           IТ – индекс роста объема товарооборота; 
           IТЗ – индекс роста суммы товарных запасов; 
           IС – индекс роста объема спроса населения.

     Вторая  модель стратегического регулирования  розничного товарооборота обеспечивает повышение эффективности хозяйственной  деятельности торгового предприятия. Это достигается при условии:

IПР > IТ > IФОТ > IЧ ,

где: 
           IПР – индекс роста массы прибыли; 
           IТ – индекс роста объема товарооборота; 
           IФОТ – индекс роста фонда оплаты труда; 
           IЧ – индекс роста численности работников. 
или:

IР > IПТ > IЗ ,

     где: 
        IР – индекс роста уровня рентабельности (% к обороту); 
        IПТ – индекс роста производительности труда одного работника; 
        IЗ – индекс роста средней заработной платы одного работник.

     В процессе анализа розничного товарооборота  используются данные планов, бизнес-планов предприятия, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего бухгалтерского и оперативного учета, нормы, нормативов, тактических и стратегических прогнозов  экономического и социального развития, внеучетные источники информации, материалы  личных наблюдений и хронометража. При машинной обработке экономической  информации используют данные машинограмм  или информация непосредственно считывается с дисплеев и других технических средств.

     Особо следует выделить нормативно-правовые источники информации, используемые при анализе хозяйственной деятельности. К ним относятся нормативно-справочные и инструктивные материалы государственных  органов управления, вышестоящий  организации, утвержденные нормы, нормативы, тариф, ставки, цены и т.д.

     Общая классификация розничного товарооборота  по признакам представлена на рисунке.

     

 
Рис. 1. Признаки классификации розничного товарооборота 
 
 
 
 
 

2. Планирование розничного товарооборота торгового предприятия

2.1. Задачи планирования розничного товарооборота

      К задачам планирования товарооборота  относятся:

  • определение показателей товарооборота: оборот по продаже, товарные запасы на начало и конец периода, поступление товаров; реализация товаров, однодневный объем товарооборота;
  • определение минимального объема товарооборота, который обеспечить предприятию безубыточную работу;
  • определение общего объема товарооборота;
  • определение его структуры, т.е. объема реализации отдельных товарных групп, т.к. регулирование товарооборота по отдельным товарным группам позволяет регулировать и сумму получаемой прибыли;
  • изучение динамики изменения всех показателей товарооборота за анализируемый период (в фактических и сопоставимых ценах);
  • анализ и оценка ассортиментной структуры;
  • определение и оценка факторов, влияющих на объем и структуру товарооборота;
  • анализ товарооборачиваемости (время обращения товаров, дни оборотов, скорость товарооборота, число оборотов);
  • обеспечение информационной базы для обоснования расчетов показателей товарооборота на планируемый период.

      Планирование  товарооборота производится на основе данных отчетности, конъюнктурной информации, изучения состояния торговли в отдельных  торговых точках, различных материалов нормативного характера, установленных  плановых показателей.

      Основой для планирования товарооборота  служат аналитические показатели: относительные  величины динамики товарооборота (проценты роста и прироста), удельные веса отдельных секторов торговли, доля отдельных групп товаров в общей сумме товарооборота, сумма оборота на 1м² торговой площади, уровень запасов в днях, оборачиваемость средств, вложенных в товарные запасы и др. 

Информация о работе Планирование розничного товарооборота торгового предприятия