Этапы планирования и виды планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Планирование на предприятии может принести положительный результат, если оно правильно организовано. К обсуждению и составлению планов, как правило, привлекается большая часть персонала предприятия, однако непосредственно в процессе планирования принимают участие высшие руководители предприятия, работники планового отдела (или группа плановиков в составе экономического отдела), руководители и специалисты подразделений.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Производственный менеджмент.docx

— 94.30 Кб (Скачать файл)

Наряду с внутрифирменными функциями, бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий составляет информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики. 
Таким образом, в наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации как вне фирмы, так и внутри нее, при поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования.

Важное значение имеет структура бизнес-плана, который представляет собой достаточно сложный документ, включающий в себя описание предприятия, его потенциала, оценку внутренней и внешней среды бизнеса, конкретные данные о развитии фирмы. Хотя внешне бизнес-планы могут отличаться друг от друга, состав их разделов остается практически неизменным, а именно: краткое содержание (резюме), характеристика отрасли, описание создаваемого предприятия и производимых им продуктов и услуг, исследование и анализ рынка, планы маркетинга, производственный и финансовый планы, а также оценка возможных рисков и страхование.

Оформление бизнес-плана начинается с подготовки титульного листа. Он должен сразу обеспечить информацию о том, где, когда и кем составлен данный документ. Здесь же указывается название проекта, которое должно кратко и четко формулировать идею, заложенную в бизнес-плане. Вторая страница плана содержит оглавление, которое должно отражать его структуру. Это номенклатура разделов или параграфов. При любом варианте содержание должно быть четко оцифровано, обязательно арабскими цифрами. Затем идет введение, в котором указана задача составления бизнес-плана и круг лиц, которым он адресован. Целесообразно также отметить, почему возникла необходимость в создании данного проекта или инвестиционного замысла.

 В  конце бизнес-плана приводится  фактографическая информация, а  именно: полное наименование предприятия или фирмы, юридический адрес, номера контактных телефонов, телекс, факс, а также названия организаций и телефоны, по которым читатель плана сможет получить в случае необходимости дополнительную информацию.

Следовательно, бизнес-план является сложным по структуре документом. Его параграфы и разделы должны охватывать все аспекты деятельности предприятия. Состав разделов может видоизменяться в зависимости от типа решаемой задачи.

При формировании бизнес-плана особое внимание надо уделить языку и стилю. В рамках подготовки плана правильно выбранный стиль изложения часто оказывается залогом успеха при привлечении инвесторов. Обратим внимание на двойственный характер бизнес-плана. С одной стороны, это серьезный аналитический документ, а с другой - средство рекламы. В соответствии с этой особенностью нужно выбрать и язык бизнес-плана. Он должен быть понятен всем, особенно финансистам и потенциальным партнерам. Часто специалист, составляющий бизнес-план, использует в тексте сленг своей профессиональной среды.

Он понятен только людям, работающим в той же отрасли, но малопонятен для инвестора, который обычно является специалистом в области финансового менеджмента и не разбирается в производственных тонкостях. Следует также сказать и об орфографии и пунктуации. Ошибки в этой области могут внушить читателю негативное отношение к автору плана, а, следовательно, и к предприятию в целом.

При составлении бизнес-плана необходимо также помнить, что информация, представленная в нем, должна быть емкой, четкой и в то же время краткой. Часто неопытные предприниматели при составлении бизнес-планов используют прилагательные весьма экспрессивной окраски, однако лучше избежать излишней эмоциональности при изложении, а вместо этого включить в план цифровые показатели. Они намного скромнее, но более эффективно воздействуют на потенциальных деловых партнеров. Однако, при большом количестве различных цифровых материалов их восприятие и оценка затрудняются, особенно при первом ознакомлении с планом. В связи с этим рекомендуется проверенный метод свертывания информации: ее классифицируют по определенным категориям (показателям) и представляют в аналитической (табличной) или графической форме. В систематизированном виде, когда возможна сравнительная оценка, цифровые данные воспринимаются намного легче, а значит и результативнее. Рекомендуется кроме того, привести цитаты солидных авторов, которые подчеркнут идею, излагаемую в проекте. Конечно, ссылка на авторитетный источник не сможет заменить творческую мысль, но цитата может быть приведена, чтобы снять у читателя напряжение от восприятия потока новых идей, незнакомого материала или обильной цифровой информации.

Что касается полноты изложения бизнес-плана, то от ее уровня во многом зависит его успешное использование. Хотя состав разделов плана может варьироваться автором по его усмотрению, это не означает, что по желанию составителя могут быть опущены важные разделы, касающиеся, например, цифровых значений доходов. Наоборот, чем больше и доказательнее будет такого рода информация, тем эффективнее будет воздействовать бизнес-план на потенциального участника бизнеса.

Таким образом, бизнес-план должен быть написан деловым языком, доходчивым, живым, но не примитивным. Исключается использование профессиональных терминов, непонятных неспециалисту в данной области.

 

Заключение

 

В заключение можно сделать следующие выводы.

Сущность внутрифирменного планирования как функции управления организацией состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом рыночного спроса, а также в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период времени, определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Основные принципы планирования: 

1) Принцип  обоснованности целей и задач  предприятия;

2) Принцип  системности; 

3) Принцип  научности; 

4) Принцип  непрерывности; 

5) Принцип  сбалансированности плана; 

6) Принцип  директивности.

2. По содержанию и форме проявления различают следующие формы планирования и виды планов.

  • С точки зрения обязательности плановых заданий: директивное и индикативное планирование.
  • степени охвата: общее и частичное;
  • содержанию в аспекте предпринимательской деятельности: стратегическое, тактическое (технико-экономическое), оперативное (оперативно-производственное);
  • предмету (объекту) планирования: целевое, средств, программное, действий;
  • сферам функционирования: производство, маркетинг, персонал, снабжение, инвестиции, НИОКР, финансы;
  • охвату: глобальное, контурное, макровеличин, детальное,
  • срокам: долго- , средне- , краткосрочное.
  • по учету изменения данных: жесткое и гибкое;
  • по глубине планирования: агрегированное, детальное;
  • по координации частных планов во времени: последовательное, одновременное;
  • по очередности во времени: упорядоченное (текущее), скользящее, внеочередное (эвентуальное).

Подготовка и эффективное использование бизнес-плана в экономике предприятия, имеет первостепенное значение. Этот план может быть разработан менеджером, руководителем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией. Для определения стратегии развития крупного предприятия составляется развернутый бизнес-план. Нередко уже на стадии его подготовки определяются потенциальные партнеры и инвесторы. Что касается временного аспекта бизнес-планирования, то большинство предприятий составляют планы на год. В них детально рассматриваются различные направления деятельности предприятия в этот период и бегло характеризуется дальнейшее развитие.

Рассмотрев цели и сущность бизнес-планирования, а также различные аспекты практики составления бизнес-планов, можно сделать заключение, что бизнес-план является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых на предприятии. У него имеется две основные задачи. С одной стороны, он служит средством привлечения инвесторов с целью получения денежных средств или партнеров для совместного участия в проекте, с другой - имеет самостоятельную ценность, является эффективным инструментом управления, помогает предпринимателю определить перспективы роста своего дела, контролировать текущую ситуацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Н.А. Русак, В.И. Стражев, О.Ф. Мигун и др./ Под общ. ред. В.И. Стражева. – 4-е изд., испр. и доп. –Мн.: Выш. Шк., 2004. –398с.
  2. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1999 – 519с.
  3. Артамонов Б.В. Стратегический менеджмент. - М.: Норма, 2002. – 362с.
  4. Афитов Э.А. Планирование на предприятии: Учебное пособие. – Мн.: Вышэйшая школа, 2006г. –285с.
  5. Багриновский К.А., Бусыгин В.П. Математика плановых решений. - М.: Наука, 1999. - 224 с.
  6. Бауэр Р., Коллар Э., Тан В., Управление инвестиционным проектом: опыт IBM. - М.: ИНФРА-М, 2000. -138c.
  7. Бизнес - планирование: Учебник для вузов по экон. спец. / Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова; РЭА. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 670 с.
  8. Березин И.С. маркетинг и исследования рынков. – М.: Русская деловая литература, 2004. – 416с.
  9. Блэк С., Паблик Рилейшнз: Что это такое? АСЭС- Москва, 1999. – 187с. 
  10. Болт Д. Руководство по управлению сбытом. - М.: Экономика, 1999. -442с.
  11. Буров В.Н. и др. Стратегическое управление фирмами. Моделирование. Практикум. Деловые игры. - М.: Экономика, 2002. -437c.
  12. Винокуров В.А. организация стратегического управления на предприятии. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. –160с.
  13. Волгин В. Автомобильный дилер. -  М.:Ось-89, 2002. -58c.
  14. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии: учебник. - М.: Экономика, 2004г. -396с. 
  15. Гуров В. Интернет для бизнеса. - М.: Новый мир, 2002. – 66c.
  16. Деловое планирование: Методы. Организация. Современная практика. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 368 с. 
  17. Друкер П., Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. - М.: - Book chamber international, 1999. – 149c.
  18. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. Учебное пособие. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2003. – 195с.
  19. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. - М.: Экономика,1999г. -284с.
  20. Ильин А.И. Планирование на предприятии: учебник. - Мн.: Новые знания, 2006г. - 478с.
  21. Ириков В.А., Дранко О.И., Леонтьев С.В. Технологии экономического обоснования инвестиционных проектов развития фирмы. -- М.: УНПК МФТИ, “Школа менеджмента”, 2001. -93c. 
  22. Ириков В.А., Поликарпов В.И., Ильдеменов С.В., Воробьев В.П., Леонтьев С.В. Выбор и реализация приоритетов научно-технического прогресса. Учебное пособие. Санкт-Петербург: - Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, 1999. -275c.
  23. Карминский А.М., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 256 с.
  24. Ковалев А.И. Промышленный маркетинг, в 2 частях. - М.: ООО Фирма «Благовест-В», 2007. -312с.
  25. Коллинз Д.Дж., Монтгомери С.А. Корпоративная стратегия. Чикаго, Ил.: Ричард Д. Ирвин, 2002г. – 644с.
  26. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: - Прогресс, 1999. – 714с. 
  27. Критсотакис Я.Г. Торговые ярмарки и выставки. - М.: Наука , 2002. – 276с.
  28. Курач Л.А., Лепе Л.Н., Семенов П.М. Разработка бизнес-плана предприятия. - М.: Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы, 2001. - 90 с.
  29. Логистика. Учебное пособие. Под редакцией Аникина Б.А. - М.: Инфра-М, 2002. -389c.
  30. Маккей Х. Как уцелеть среди акул. -  М.: Наука, 1999. -137с.
  31. Маниловский Р.Г. Бизнес-план. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 160 с.
  32. Маркетинг. Сборник под редакцией Костюхина Д.И. -  М.: Экоперспектива, 1994. – 432с. 
  33. Маркетинг. Словарь-справочник. - Минск, 1998. – 565с.
  34. Орлов А.И. Основы менеджмента. - М.: Наука, 2004г. - 496 с.
  35. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). - М.: Прогресс, 1996.  – 276с.
  36. Прогнозирование и планирование экономики: Учебное пособие / В.И.Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н.Кандауров и др.; Под общ. ред. Борисевича, Г.А. Кандауровой. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2005. - 432с.   
  37. Русак Н.А., Русак В.А. Финансовый анализ субъектов хозяйствования: Справ. Пособие. — Мн.: Выш.шк., 2002г. – 397с.
  38. Семенов В.М., Васильева О.Е. Сервис промышленных товаров. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2006. -208с.
  39. Стратегический маркетинг, 6-е издание.: Пер. С англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2008. -752с.
  40. Стратегическое планирование и управление. Учебное пособие. - СПб., 2002. – 321с.
  41. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебн. для студентов экон. спец вузов/ Под общ. ред. В.В. Осмоловского. — Мн.: Новые знания, 2006.  – 423с.
  42. Технология и опыт вывода предприятия из критического и банкротного состояния в конкурентоспособное управление. Библиотека технологий управления. Методика. Годовой опыт ЗАО “Чайковский текстиль”. Под редакцией Ирикова В.А. -  М.: УНПК МФТИ, 2001.  – 276с.
  43. Тимо Санталайнен, Эеро Воутилайнен, Перти Поренне, Йоуко Х. Ниссинен.  Управление по результатам. - М.:  Прогресс, 1998. – 241с.
  44. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. - М.: Знание, 2002. -249с.
  45. Фегеле З. Директ-маркетинг. 99 практических советов, как найти потребителя. - М.: Интерэксперт, 2003.  – 325с.
  46. Форестер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. - М.: Прогресс, 1997. – 173с.
  47. Хан Д. Планирование и контроль. - М.: Финансы и статистика, 2002. -199c.
  48. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Пер. с нем. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 800 с.
  49. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 512 с.
  50. Эванс Д., Берман Б. Маркетинг. -  М.: Экономика, 1998 – 352с.
  51. Экономика предприятия. / Под ред. В.Я. Хрипача. –Мн.: Экономпресс, 2006г. –464с.
  52. Экономика предприятия: Учеб. Пособие / В.П. Волков, А.И. Ильин, В.И. Станкевич и др.; Под общ. ред. А.И. Ильина, В.П. Волкова. – М.: Новое знание, 2007. – 677 с.
  53. Экономика предприятия и отрасли промышленности. / Под ред. А.С. Пелиха. –Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006. –543с.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Этапы планирования и виды планирования