Бизнес-план как форма управления хозяйственной деятельностью предприятия (финансовые разделы) (на основе ЗАО «Акрос»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе бизнес - планирования на предприятии. Объектом настоящего исследования выступают источники финансирования деятельности предприятия. Цель данной курсовой работы – подробное изучение финансовых разделов бизнес-плана. Задачами исследования являются: - изучение сущности и содержания финансов предприятия; - изучение внутрифирменного финансового планирования; - изучение структуры финансовых разделов бизнес-плана; - определение условий повышения эффективности функционирования финансов предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………......…………..3
1 СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………..4
1.1 Сущность и содержание финансов предприятия………………………4
1.2 Функции, принципы организации финансов предприятия…………..12
1.3 Финансовый механизм предприятия………………………………….19
2 ВНУТРИФИРМЕННОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………………………..22
2.1 Принципы финансового планирования на предприятии…………….22
2.2 Этапы разработки финансовых разделов бизнес-плана……………...24 2.3 Структура финансовых разделов бизнес-плана………………………27
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С БИЗНЕС-ПЛАНОМ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «Акрос»……………………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….37
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...39
Приложение А………………………………………………………………39
Приложение Б……………………………………………………………….44
Приложение В………………………………………………………………47

Файлы: 1 файл

kursovaya_finansy_predpriaty_organizatsy_BIZNES.doc

— 461.00 Кб (Скачать файл)

Принцип самофинансирования. Реализация этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности и обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и, при необходимости, банковских и коммерческих кредитов. В настоящее время не все предприятия и организации способны полностью реализовать этот принцип. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия получают дополнительные ассигнования из бюджета на разных условиях.  

Принцип материальной заинтересованности - объективная его необходимость диктуется основной целью предпринимательской деятельности — получением прибыли. Реализация этого принципа может быть обеспечена достойной оплатой труда, оптимальной налоговой политикой государства, соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на потребление и накопление.

Принцип материальной ответственности - означает наличие определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных хозяйствующих субъектов, их руководителей и отдельных работников. В целом для хозяйствующего субъекта этот принцип реализуется через пени и неустойки, штрафы, взимаемые при нарушении договорных обязательств (сроки, качество продукции), несвоевременности возврата краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашения векселей, нарушении налогового законодательства, а также в случае неэффективной деятельности путем применения к данному хозяйствующему субъекту процедуры банкротства.    Принцип обеспечения финансовых резервов - необходимость формирования финансовых резервов и других аналогичных фондов связана с предпринимательской деятельностью, которая всегда сопряжена с риском. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся непосредственно на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу.      Законодательно этот принцип реализуется в открытых и закрытых акционерных обществах. Величина резервного фонда регламентирована и не может быть менее 15% величины оплаченного уставного капитала, но не более 50% налогооблагаемой прибыли, поскольку отчисления в резервный фонд производятся до налогообложения прибыли.

    1. Финансовый механизм предприятия

 

В целях управления финансами предприятий применяется финансовый механизм.

Финансовый механизм предприятий - это система управления финансами предприятия, предназначенная для организации взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств с целью эффективного их воздействия на конечные результаты производства, устанавливаемая государством в соответствии с требованиями экономических законов.7

Финансовый механизм предприятий является центральным во всем финансовом механизме, что объясняется ведущей ролью финансов сферы материального производства.

Финансовый механизм предприятий должен способствовать наиболее полной и эффективной реализации финансами своих функций их взаимодействию. Прежде всего с помощью механизма управления финансами предприятий достигается обеспеченность их необходимыми денежными средствами.

К функциям финансов на предприятии относятся следующие: обеспечение предприятия денежными средствами; распределительная; контрольная, которые взаимосвязаны между собой.

Функция обеспечения предприятия денежными средствами тесно связана с распределительной функцией финансов предприятий, осуществляющейся с помощью финансового механизма.

Распределительные отношения на предприятии оказывают очень сильное влияние на конечные результаты. На предприятии распределяется выручка от реализации продукции. Часть ее идет на возмещение затрат предприятия, т.е. себестоимость продукции, а другая - представляет собой ее прибыль. Она, в свою очередь, распределяется между предприятиями и государственным бюджетом.

Финансовый механизм этих отношений прежде всего включает в себя: зависимость заработной платы от сбыта производимой продукции и поступления за нее платежей, экономии от снижения себестоимости продукции; эффективного ведения хозяйства; обоснованность нормативов распределения прибыли между предприятиями и бюджетом; обоснованность стимулирования на экономическое стимулирование; эффективность использования средств на НИОКР, реконструкцию и техническое перевооружение, подготовку кадров и другие цели.

Финансовый механизм предприятий и отраслей, связанный с реализацией контрольной функции финансов, строится на основе стимулов и санкций, а также соответствующих показателей. Эффективность стимулов и санкций, их реальность определяют действительный результат каждого предприятия, его работника.

Главным показателем финансового положения предприятия является наличие средств, на основе которых предприятие своевременно рассчитывается с поставщиками, бюджетом, банками, создает необходимые денежные фонды, удовлетворяет другие потребности. В этом проявляется финансовый контроль предприятия.

Финансовая деятельность на предприятиях осуществляется финансовым отделом. Главная задача работников финансовых служб предприятия состоит в наиболее полной практической реализации функций финансов. Это, прежде всего, укрепление финансового положения предприятия за счет повышения его рентабельности; увеличение прибыли путем роста производительности труда, снижения себестоимости продукции, повышения ее качества, внедрения достижений НТП.

Важное место  в деятельности финансовой службы занимают вопросы распределения денежных доходов, прибыли; правильная организация расчетов за готовую продукцию и постоянный контроль за выполнением плана по реализации продукции и прибыли; своевременность расчетов с бюджетом; организация взаимоотношений с банками, правильность расчетов с рабочими и служащими, контроль за соблюдением норматива оборотных средств.

В настоящее  время финансы предприятий находятся в кризисном состоянии.

Поэтому в данный момент первоочередной задачей для государства и предприятий является укрепление финансов предприятий и на этой основе - стабилизация финансов государства.

Основные пути укрепления финансов предприятий связаны с оптимизацией используемых ими денежных средств и ликвидацией их дефицита.

Важнейшие направления совершенствования  финансовой работы на предприятиях следующие:

- системный и постоянный финансовый анализ их деятельности;

- организация оборотных средств в соответствии с существующими требованиями с целью оптимизации финансового состояния;

- оптимизация затрат предприятия  на основе деления их на  переменные и постоянные и  анализ взаимодействия и взаимосвязи «затраты - выручка - прибыль»;

- оптимизация распределения прибыли и выбор наиболее эффективной дивидендной политики;

- использование лизинговых  отношений с целью развития производства;

- оптимизация структуры  имущества и источников его  формирования с целью недопущения  неудовлетворительной структуры баланса;

Основные пути укрепления финансов предприятий связаны с оптимизацией используемых ими денежных средств и ликвидацией их дефицита.

2 ВНУТРИФИРМЕННОЕ  ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

2.1 Принципы  финансового планирования на  предприятии

 

Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности на предприятии.

1. Принцип единства  предполагает системный характер  планирования. Понятие "система"  означает:

- взаимосвязь между  подразделениями;

- наличие единого направления  развития подразделений, нацеленного на основные задачи предприятия. Единое направление плановой деятельности, общность целей всех подразделений становятся возможными в рамках вертикального единства фирмы;

- существование совокупности  элементов (подразделений).8

2. Координация планов отдельных подразделений выражается в том, что:

- нельзя эффективно  планировать деятельность одних  подразделений вне связи с  другими (например, цехов основного  производства без увязки с  работой транспортного, ремонтного, энергетического и складского хозяйства);

 - любые изменения в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других. Следовательно, взаимосвязь и одновременность - ключевые черты координации планирования на предприятии.9   3. Принцип участия означает, что каждый специалист (менеджер) компании становится участником плановой деятельности независимо от занимаемой должности и выполняемой им функции.

4. Принцип непрерывности  заключается в том, что:

- процесс планирования  осуществляют систематически в  рамках установленного цикла;

- разработанные планы  непрерывно сменяют друг друга  (план закупок - план производства - план по маркетингу - план движения  денежных средств).

В то же время неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных  изменений внутренней обстановки требуют корректировки и уточнения планов корпорации.10

  5. Принцип гибкости тесно связан с предыдущим и заключается в придании планам и процессу планирования в целом особенности изменять свою направленность в связи с наступлением непредвиденных обстоятельств. Поэтому планы должны содержать так называемые "резервы безопасности" (производственных мощностей, ресурсов и т.д.).

  6. Принцип точности предполагает, что внутрифирменные планы должны быть детализированы и конкретизированы в той степени, в какой позволяют внутренние и внешние условия деятельности компании.

В развитие этих общих  положений целесообразно конкретизировать принципы финансового планирования.

1. Принцип финансового  соотношения сроков ("золотое  банковское правило") - получение  и использование средств должны происходить в установленные сроки, т.е. капитальные вложения с длительными срокам окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств (долгосрочных банковских кредитов и облигационных займов). Соблюдение данного принципа позволяет сохранить собственные средства для текущей деятельности и не отвлекать их из оборота на продолжительный срок.11

  2. Принцип платежеспособности - планирование денежных средств должно обеспечить платежеспособность компании в любое время года. В данном случае у нее должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечить погашение краткосрочных обязательств. Финансовое планирование должно обеспечивать платежеспособность предприятия на всех этапах деятельности.

  3. Принцип оптимальности капитальных вложений - для капитальных вложений необходимо выбирать самые дешевые способы финансирования (например, финансовый лизинг). Привлекать кредиты банков выгодно лишь в том случае, если обеспечивается действие эффекта финансового рычага.

  4. Принцип сбалансированности рисков - наиболее рискованные долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных источников.

  5. Принцип соответствия условиям и потребностям рынка - предприятию необходимо учитывать конъюнктуру рынка, реальный спрос на производимую продукцию (услуги) и возможную реакцию на изменения на рынке.

  6. Принцип предельной рентабельности - целесообразно выбирать те объекты и направления инвестирования, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.

 

2.2 Этапы разработки финансовых разделов бизнес-плана

Прежде чем подойти  к рассмотрению вопросу этапов разработки финансовых разделов бизнес – плана  я сделаю небольшое отступление  в сторону самого бизнес – плана  и этапов его составления.   Приступая  к созданию бизнес-плана, необходимо получить весь комплекс необходимой информации.12

Первый шаг в подготовке бизнес-плана предполагает определение  источников нужной информации.

 Вторым шагом в  работе над бизнес-планом становится  определение целей его подготовки. Цели определяются перечнем тех проблем, которые призван  разрешить бизнес-план.

 Третий шаг к  созданию бизнес-плана - это точное определение своих целевых читателей - будут ли это только внутренние участники организации (что   крайне маловероятно) или также внешние лица, которых организация хотела бы видеть своими инвесторами, - будущие акционеры, коммерческие банки венчурные капиталисты.

Обычно бизнес-план включает в себя такие составные части:13

- титульный лист;

  - резюме;

 - историю своего бизнеса ( если предприятие уже действует );

 - описание продуктов (услуг);

 - описание дел в отрасли, товарные рынки;

 - конкурентов: оценку и выбор конкурентной стратегии;

 - производственный план;

 - план маркетинга;

- организационный план;

         - финансовый план и оценку риска;

- план исследований  и разработку;

- приложение.

 Пятый шаг бизнес - планирования предполагает сбор  информации для подготовки каждого  из намеченных разделов бизнес-плана.  На этом этапе необходимо заручится  поддержкой тех людей, которые  имеют необходимые опыт и знания для составления бизнес-плана.

Это могут быть внутренние участники- работники организации, имеющие опыт и хорошее знание внутренней среды.

Следующий, шестой шаг  в бизнес – планировании – непосредственное написание бизнес - плана. Это очень ответственный и трудоёмкий этап.

Информация о работе Бизнес-план как форма управления хозяйственной деятельностью предприятия (финансовые разделы) (на основе ЗАО «Акрос»)