Бизнес - план и его роль в современном предпринимательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 19:56, лекция

Описание работы

Реформы в экономике неразрывно связаны с изменением стереотипов управления, методов и подходов в планировании и осуществлении преобразований. В значительной степени успех или неуспех предпринятых усилий зависит от совершенствования организации управления и его важнейшей функции - планирования. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов не планируя своих действий и не прогнозируя последствий. Планирование - это определение цели развития управляемого объекта, методов, способов и средств её достижения, разработка программы, плана действия различной степени детализации на ближайшую и будущую перспективу. Планирование - одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством.

Файлы: 1 файл

Конспект-Бизнес-план-и-его-роль-в-современном-предпринимательстве.doc

— 281.00 Кб (Скачать файл)

    Примерная  форма плана денежных потоков  приведена в табл. 10.

    Основным фактором, характеризующим стратегию финансирования, является суммарная величина денежных потоков, которая во все периоды деятельности предприятия должна быть положительной. Наличие отрицательной величины в какой-либо из периодов времени означает, что предприятие не в состоянии покрывать свои расходы, т. е. фактически будет являться, банкротом. Таким образом, целью плана денежных потоков является определение потребности в капитале, выработка стратегии и тактики финансирования, обеспечение положительного остатка денежных средств на все периоды реализации проекта.

Балансовый  план показывает, насколько устойчиво финансовое положение предприятия. В отличие от «Плана доходов и расходов», балансовый план составляется не на определенный период (месяц, квартал, год), а на определенный момент времени.

 

                                                                                     Таблица  10

 

                                              План движения денежных средств

 

   №

стро-

  ки

 

      Наименование показателей

                                 Год

               1                              2

0   янв.   ...    дек.       1 кв.    ...    IV кв.           ...         Т

   1

Наличные денежные

средства на начало

периода

 

   2

Поступление денежных

средств:

а) выручка от продаж

б) поступления на за счет

    кредитов

в) другие источники

 

   3

Итого поступление денежных

средств ( 2а + 2б + 2в )

 

   4

Всего имеющаяся наличность

денежных  средств

( стр. 1 + стр. 3 )

 

   5

Расходы денежных средств:

а) себестоимость продукции

б) аренда

в) услуги сторонних организаций

г) возврат кредитов

д) выплата процентов  за

    кредит

е) налоги (на имущество  и др.)

ж) страховые взносы

з) прочие расходы

 

   6

Итого расходы денежных

средств  ( сумма 5а - 5з )

 

   7

Прибыль  ( убыток ) денежных

средств на конец периода

 

 

 

 

Средства предприятия  представлены в плане по схеме  активных и пассивных счетов: по их составу и размещению (активы) и по источникам их образования (пассивы).

Активы — это все, что имеет предприятие в собственности, что образует его имущество и обладает стоимостью. Пассивы — источники образования средств (активов), включающие в себя собственный капитал и денежные обязательства перед кредиторами.

   Различают активы  текущие и фиксированные. Первые представляют собой наиболее быстро реализуемые: наличные средства в банке, на руках, ценные бумаги, дебиторская задолженность  (долговые обязательства клиентов), авансы служащим, а также товарные запасы (готовая продукция, незавершенное производство, сырье, основные и прочие материалы).

   К фиксированным  активам относятся недвижимое  имущество (земля, здания, сооружения), оборудование, транспортные средства и прочие составляющие основных производственных фондов.                           

   Текущие активы оцениваются обычно по себестоимости или рыночной стоимости, фиксированные - по цене приобретения за вычетом амортизации, из них земля - только по цене приобретения. В балансовом плане активы располагают в порядке их ликвидности, быстроты реализации.

   Пассивы (обязательства  фирмы) подразделяют обычно на  три группы:   краткосрочные  обязательства  (до 12 месяцев) , долгосрочные и собственный капитал. В последнем выделяют начальный капитал (например, уставной фонд ), дополнительный капитал и нераспределенную прибыль,  т. е. те доходы, которые фирма оставляет для своего развития.

   Суммарные значения  активов и пассивов должны  быть равны между собой. Это  равенство означает, что за то, чем предприятие располагает,  оно должно или кредиторам, или  его владельцам.   

В упрощенном виде балансовый план представлен в  табл. 11.

  Потенциальные инвесторы и  банкиры просматривают балансовый план для поиска такой информации, как соотношение долга и собственного капитала, определение суммы работающего капитала, отношение оборотного капитала к краткосрочным обязательствам и оценкам оборота запасов. Эти данные сопоставляются ими с допустимыми, пределами для оправдания будущего финансирования предприятия. Поэтому

 

 

                                                                                                    Таблица  11

 

                                                    Балансовый план предприятия

 

      Активы

Тыс.  р.

      Пассивы

Тыс.  р.

Текущие активы:

  • денежная наличность;
  • ценные бумаги;
  • дебиторская задолженность:  ( долго-

    вые обязательства  клиентов )

  • запасы товарно - материальных цен-

    ностей

 

Кредиторская задолженность

Задолженность по выплатам  ( налоги,  заработная плата и т. п.)

Краткосрочный заем  ( до  12 месяцев  )

 

Сумма оборотного капитала 

( оборотные средства )

 

Сумма текущих пассивов  ( краткосрочные обязательства )

 

Фиксированные активы:

  • земля;
  • здания и сооружения  ( минус амортизация );
  • оборудование ( минус амортизация );
 

Долгосрочные займы

( более одного года )

 

Сумма основного капитала  ( основные средства )

 

Собственный капитал

( акционерный капитал  )

 

Нематериальные активы

 

Прирост собственного капитала

(нераспространенная  прибыль )

 

Суммарный собственный  капитал

 

Сумма активов

 

Сумма пассивов

 

 

 

балансовый план должен сопровождаться приведением ряда расчетных показателей, характеризующих ликвидность, платежеспособность и финансовую независимость предприятия.

    Конкретный  набор показателей может .изменяться  в зависимости от специфики производства, целей проекта и прочих факторов. Однако можно выделить следующие наиболее важные показатели (коэффициенты);

    1. Коэффициенты ликвидности оборотных активов. Характеризуют способность предприятия расплачиваться со своими кредиторами в момент наступления платежа;

                                                                              Денежная наличность

Ка.л (коэф. абсолютной ликвидности ) =


 

                                                                          Краткосрочные обязательства

 

 

                                         Текущие активы-Запасы товарно- материальных ценностей

 Кл ( коэф. ликвидности) =         


                                                            Краткосрочные обязательства 

 

                                                                          Ликвидные активы

Кт. л (коэф. текущей =


                                                                   Краткосрочные обязательства 

 

 

 

 

      2. Коэффициент автономии. Характеризует финансовую независимость предприятия:

                                              Суммарный собственный капитал  

     К авт          =

 

                                                Суммарный капитал по балансу

 

 

 

 

 

3. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств. Оценивает способность, предприятия отвечать по своим обязательствам без ликвидации долгосрочных активов :

                               Долгосрочные и краткосрочные  заемные средства

   К з   =


                              Суммарный собственный капитал

 

4. Показатели рентабельности капитала и. деловой активности;

  

                                                                            Чистая прибыль

 К р   (рентабельность капитала) =


                                                                              Сумма активов

 

                                                                                Объем продаж

К о  (оборачиваемость капитала) =


                                                                                Сумма активов

 

       

                                                                                                                   Таблица 12

                                        Рекомендуемые значения коэффициентов


         Показатели                                                                           Рекомендуемые

                                                                                                            значения


Коэффициент абсолютной ликвидности                                     К а.л  ³ 0,5

Коэффициент ликвидности                                                          К л      ³  1     

Коэффициент текущей ликвидности                                           К т. л  ³ 2         

Коэффициент автономии                                                             К авт ³ 0,5

Коэффициент отношения заемных  и собственных средств       К з    £   1

 

 

 

     Расчет точки безубыточности (критический объем продаж). При созданий нового предприятия необходимо знать, когда можно рассчитывать на получение первой, прибыли. Это позволит оценить потребность в денежных средствах для обеспечения работы предприятия на начальном этапе его существования информация может быть получена на основе определения токи безубыточности (критического объема продаж).

Прогноз точки безубыточности дает ответ на вопрос о том, какой  объем продаж необходим, чтобы доходы предприятия совпали с его  расходами. В этой точке достигается  равновесие доходов с расходами: если предприятие продает больше продукции,  то будет получен доход, если же продается меньше, то будут финансовые потери.

    Примем, что X - критический объем продаж (шт.), при котором достигается безубыточность предприятия, Ц - цена за единицу товара (р.); ПС - условно-постоянные расходы в себестоимости всего выпуска (р.);  ПР— условно-переменные расходы в себестоимости единицы продукции (р).

    Большое значение  для результатов расчета имеет  правильное деление расходов на условно-постоянные и условно-переменные.

   В состав условно-постоянных  расходов включаются сумма амортизационных  отчислений, сумма полученных предприятием кредитов и процентов по ним, сумма накладных расходов по предприятию в целом (зарплата административного персонала, арендная плата, затраты на освещение и отопление, страхование и т. п.).

   В состав условно-переменных  затрат входят расходы на сырье,  материалы, комплектующие изделия,  расходы на топливо и энергию на технологические цели, расходы на оплату  труда основных производственных рабочих, начисления на нее и др.

Тогда  условие безубыточности можно выразить уравнением             

 

                              Ц · Х = ПС + ПР · Х

 

          Отсюда критический объем продаж  будет равен:

                                               ПС

                               Х  =


                                           Ц - ПР

 

    Например, если  условно-постоянные затраты на  весь выпуск составляют 30 млн. р., цена 200 тыс. р., а условно - переменные затраты на изготовление единицы продукции равны 140 тыс. р., то необходимо будет изготовить 500 шт. изделий, прежде чем будет полностью возмещена вся сумма условно-постоянных затрат и предприятие окажется безубыточным, И только начиная с 501-го изделия, предприятие будет получать прибыль.

Точка безубыточности может  быть представлена графически  рис.4.

Если предполагается выпускать несколько видов товаров (оказывать несколько видов услуг), то расчет объема продаж, обеспечивающего безубыточность производится по формуле

 

                                                                 N

                                                   å ПСn

                                                                  n = 1

                                   Х =               N


                                                       å   ( Ц n - ПР n ) Вn    

                                                      n - 1

 

 

где ПСn -  условно - постоянные расходы в себестоимости годового выпуска товара n,  тыс. р.;  Цn,  ПРn - соответственно цена и условно-переменные затраты для единицы товара n, тыс. р. ; n - вид выпускаемого товара; N - количество видов выпускаемых товаров; Вn - доля выручки от реализации товара в общей выручке от реализации всех производимых предприятием в течение года товаров, - т. е.

 

                                                         N

                                                           Вn    =  1

                                                      n - 1

Информация о работе Бизнес - план и его роль в современном предпринимательстве