Анализ конкурентной среды на товарных рынках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 16:09, контрольная работа

Описание работы

Цель работы. Провести анализ конкурентной среды товарного рынка, закрепив тем самым знания, полученные в ходе изучения дисциплины «Антимонопольная политика». Задачи работы. Дать характеристику товарного рынка. Сделать анализ структуры товарного рынка: дать оценку количественным и качественным показателям структуры товарного рынка. Дать оценку уровню концентрации на товарном рынке. Сделать итоговую оценку состояния конкурентной среды ранка и дать рекомендации по его регулированию.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..………...3
1.Характеристика товарного рынка.
1.1.Определение границ товарного рынка………………………………….5
1.2. Определение субъектов товарного рынка………………… ………….9
2.Анализ структуры товарного рынка.
2.1.Оценка количественных показателей структурны товарного рынка.
2.1.1.Оценка объема товарных ресурсов…………………………………....10
2.1.2.Определение доли хозяйствующего субъекта………………………..10
2.1.3. Определение рыночного потенциала хозяйствующего субъекта…..12
2.2. Оценка качественных показателей структуры товарного рынка
2.2.1 Исследование наличия барьеров входа на товарный рынок…….......16
3. Оценка уровня концентрации на товарном рынке…………………...……18
4. Итоговая оценка состояния конкурентной среды рынка и рекомендации по его регулированию……………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………....21
Список использованной литературы…………………………………………..23

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 109.10 Кб (Скачать файл)

Он определяется как сумма  рыночных долей n крупнейших продавцов  рынка:

     ,

где CRk – индекс концентрации k продавцов, %, si  - доля продаж i – го продавца в объёме реализации рынка, %, k – число хозяйствующих субъектов на рынке, взятых для расчёта коэффициента.

Рассчитаем коэффициент  концентрации для трех крупнейших продавцов  ( федеральная сеть автошкол «Ягуар» – 22,7%,  «Автовек» – 12,6%: «Светофор» – 13,9%).

CR3=22,7%+12,6%+13,9%=49,2%

Рассчитаем коэффициент  концентрации для четырех крупнейших продавцов (федеральная сеть автошкол «Ягуар» – 22,7%,  «Автовек» – 12,6%: «Светофор» – 13,9%, «ВИЛЛиС» - 11.3%).

CR4=22,7%+13,9%+12,6%+11,3%=60,5%

Обобщающим показателем  уровня монополизации, учитывающим  численность предприятий, неравенство  их положения на рынке, является коэффициент  Гефиндаля-Гиршмана. Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана – это сумма квадратов рыночных долей конкурентов, действующих на рынке.

  ,

где si – доля i-ой фирмы на рынке;  n – общее число фирм на рынке.

HHI=(22,7)2+(13,9)2+(12,6)2+(11,3)2 +(10,9)2+(9,8)2+(9,4)2+(9,4)2=1386,52

В соответствии со значениями HHI, CR4 , CR3 рынок по оказанию услуг  экспресс-доставки является умеренно концентрированным (см. табл. 3).

Типы товарных рынков по степени концентрации   Таблица 3

Тип рынка

Для 3-х субъектов

Для 4-х субъектов

Умеренно концентрированный

45%<CR3<70%

1000< HHI <2000

45%<CR4<80%

1000< HHI <1800


 

Коэффициент относительной  концентрации (К). Характеризует соотношение  числа крупнейших предприятий на рынке и контролируемой ими доли реализации товара:

     ,

где β – доля числа крупнейших предприятий рынка в общей численности предприятий, %

α – доля продаж данных предприятий  в общем объёме реализуемой продукции, %.

Найдем коэффициент относительной  концентрации для трех крупнейших предприятий  ( федеральная сеть автошкол «Ягуар» – 22,7%,  «Автовек» – 12,6%: «Светофор» – 13,9%).

 α= CR3=22,7%+12,6%+13,9%=49,2%

 β=3/8*100%=37,5%

К3=(20+3*37,5)/49,2=2,69

При К>1 концентрация отсутствует, рынок является конкурентным. Таким образом рынок по оказанию обучению водителей категории В частными автошколами  является конкурентным.

  1. Итоговая оценка состояния конкурентной среды рынка и рекомендации по его регулированию

     Действия антимонопольных органов по  отношению к различным рынкам зависит от типа рынка в котором они применяются. Государственное вмешательство в развитие того или иного товарного рынка целесообразно в том случае, если в результате анализа конкурентной среды на товарном рынке, конкурентная среда признана не развитой.

     Для умеренно концентрированных рынков:

     - наблюдение за динамикой показателей концентрации. При усилении процесса концентрации необходима разработка мер по развитию конкуренции;

     - контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. При необходимости - превентивные меры;

     - действия, направленные на ограничение рыночного потенциала хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках;

     - слияние хозяйствующих субъектов и создание объединений юридических лиц допускается, но при условии, что рыночный потенциал не увеличится;

     - пресечение недобросовестной конкуренции.

 

Заключение 

             По результатам проведенной работы сделан вывод о средней развитости  конкуренции на исследуемом товарном рынке. Рынок автошкол города Старый Оскол Белгородской области является умеренноконцентрированным.   

     При входе  на рынок присутствуют экономические  (обеспечение материальной базы  при создании автошколы) и административные (регистрация предприятия, лицензирование  деятельности) барьеры.

     Средние города, особенно с развитой промышленностью и сетью обучающих заведений общего или профессионального профиля являются самыми идеальными местами для работы автошколы. Здесь будут постоянные клиенты из числа студентов и рабочих заводов, хотя в крупных городах с момента старта работы предприятие будет ощущать существенную конкуренцию, а потому может стать убыточным.

     Уже на момент открытия школы у нее будет достаточное количество конкурентов, потому данный вопрос должен иметь квалифицированное решение. Привлечение сотрудников из числа убыточных автошкол приведет к формированию потока учеников, которые ранее были их потенциальными клиентами.

     Второй способ снижения конкуренции – это высокое качество обучения, а также формирование новых навыков.

     Здесь целесообразно открыть узкоспециализированное отделение, к примеру, школу экстремального вождения. Они являются более редкими, а потому решение приведет к повышению количества клиентов.

     Третьим способом снижения конкуренции является широкая реклама в регионарных газетах и интернете. Данная форма рекламы относительно недорогая, но позволит привлечь учащихся, потому как здесь действуют психологические  аспекты: первая организация, которая попадается на глаза потенциальному клиенту, автоматически представляет для него больший интерес.

     В заключение стоит сказать, что бизнес автомобильных школ будет иметь большую конкуренцию, особенно в крупных и мелких городах. В связи с этим стоит рассмотреть все возможности по повышению конкурентоспособности, о чем сказано немного выше. В остальном достаточно просто поддерживать имидж качественной организации, ведь из-за этого в автошколу будут приходить новые учащиеся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Анализ конкурентной среды на товарных рынках