Внебюджетная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:20, статья

Описание работы

С 2011 года в соответствии с принятым Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее – Федеральный закон N 83-ФЗ) все бюджетные учреждения должны принять статус казенных, бюджетных или автономных. Какие учреждения будут относиться к казенным, каковы особенности их правового положения, кем будут осуществляться функции и полномочия их учредителей? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Файлы: 1 файл

каз.docx

— 20.20 Кб (Скачать файл)

С 2011 года в соответствии с принятым Федеральным законом  от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи  с совершенствованием правового  положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее – Федеральный  закон N 83-ФЗ) все бюджетные учреждения должны принять статус казенных, бюджетных  или автономных. Какие учреждения будут относиться к казенным, каковы особенности их правового положения, кем будут осуществляться функции и полномочия их учредителей? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

 

Общие положения

 

Государственным (муниципальным) учреждениям, осуществляющим оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций  в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством  РФ полномочий органов государственной  власти (государственных органов) или  органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых  осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной  сметы, присваивается статус казенных учреждений (ст. 6 БК РФ).

 Согласно пп. 1 п. 1, п. 10 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ создание казенных учреждений на федеральном уровне проводится на базе существующего юридического лица без реорганизационных процедур путем изменения типа действующих учреждений.

 

 Согласно п. 1 ст. 31 Федерального  закона N 83-ФЗ изменить правовой  статус федеральных государственных  учреждений на федеральные казенные  учреждения должны:

 а) управления объединений,  управления соединений и воинские  части Вооруженных Сил РФ, военные  комиссариаты, органы управления  внутренними войсками, органы управления  войсками гражданской обороны,  соединения и воинские части  внутренних войск, а также других  войск и воинских формирований;

 б) учреждения, исполняющие  наказания, следственные изоляторы  уголовно-исполнительной системы,  учреждения, специально созданные  для обеспечения деятельности  уголовно-исполнительной системы,  выполняющие специальные функции  и функции управления;

 в) специализированные  учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

 г) учреждения МВД,  Главного управления специальных  программ Президента РФ, ФМС, ФТС,  ФСБ, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны, специальные,  воинские, территориальные, объектовые  подразделения федеральной противопожарной  службы МЧС, аварийно-спасательные  формирования федеральных органов  исполнительной власти;

 д) психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

 В соответствии с  п. 2 ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих  организациях" изменение типа  бюджетного учреждения в целях  создания казенного учреждения  осуществляется в порядке, устанавливаемом:

 – Правительством РФ  – в отношении федеральных  казенных учреждений;

 – высшим исполнительным  органом государственной власти  субъекта РФ – в отношении  казенных учреждений субъекта  РФ;

 – местной администрацией  муниципального образования –  в отношении муниципальных казенных  учреждений.

 В целях создания  федерального казенного учреждения  решение об изменении типа  федерального учреждения принимается  Правительством РФ в форме  издания распоряжения (п. 15 Порядка  N 539*(1)), которое должно содержать:

 а) наименование существующего  федерального учреждения с указанием  его типа;

 б) наименование создаваемого  федерального учреждения с указанием  его типа;

 в) наименование федерального  органа исполнительной власти, осуществляющего  функции и полномочия учредителя  федерального учреждения;

 г) информацию об  изменении (сохранении) основных  целей деятельности федерального  учреждения;

 д) информацию об изменении (сохранении) штатной численности;

 е) перечень мероприятий  по созданию федерального учреждения  с указанием сроков их проведения.

 Проект такого распоряжения  подготавливается федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим  функции и полномочия по выработке  государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в установленной  сфере деятельности, по согласованию  с Минфином и Минэкономразвития  (п. 19 Порядка N 539).

 Одновременно с проектом  распоряжения в Правительство  РФ представляется:

 – пояснительная записка,  содержащая обоснование целесообразности  изменения типа федерального  учреждения;

 – информация о кредиторской  задолженности учреждения (в том  числе просроченной).

 Если изменение типа  федерального казенного учреждения  приведет к невозможности осуществления  государственных функций, в пояснительной  записке указывается информация  о том, кому данные государственные  функции будут переданы (п. 22 Порядка  N 539).

 

Особенности правового положения  казенных учреждений

 

Перечислим основные особенности  правого положения казенных учреждений:

 – финансовое обеспечение  деятельности казенного учреждения  осуществляется за счет средств  соответствующего бюджета бюджетной  системы РФ и на основании  бюджетной сметы (п. 2 ст. 161, ст. 6 БК  РФ);

 – операции по исполнению  бюджета казенными учреждениями  осуществляются на открытых им  лицевых счетах в Федеральном  казначействе или финансовом  органе субъекта РФ (муниципальном  образовании) (п. 4 ст. 161, ст. 220.1 БК РФ);

 – казенное учреждение  самостоятельно выступает в суде  в качестве истца и ответчика  (п. 8 ст. 161 БК РФ);

 – казенное учреждение  отвечает по своим обязательствам  находящимися в его распоряжении  денежными средствами (п. 5, 7 ст. 161 БК  РФ). При недостаточности указанных  средств субсидиарную ответственность  по обязательствам такого учреждения  несет собственник имущества;

 – казенное учреждение  не вправе предоставлять и  получать кредиты (займы), приобретать  ценные бумаги. Субсидии и бюджетные  кредиты казенному учреждению  не предоставляются (п. 10 ст. 161 БК  РФ);

 – казенное учреждение  не вправе отчуждать либо иным  способом распоряжаться имуществом  без согласия собственника имущества  (п. 4 ст. 298 ГК РФ);

 – казенное учреждение  может осуществлять приносящую  доходы деятельность только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ);

 – размещение заказов  на поставки товаров, выполнение  работ и оказание услуг осуществляется  казенным учреждением в соответствии  с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов  на поставки товаров, выполнение  работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд";

 – имущество казенного  учреждения закрепляется за ним  на праве оперативного управления.

 

Функции и полномочия учредителя казенного учреждения

 

Функции и полномочия учредителя в отношении казенного учреждения осуществляются уполномоченным органом  исполнительной власти, в ведении  которого находится это учреждение (далее – орган, осуществляющий функции  и полномочия учредителя).

 Постановлением Правительства  РФ от 26.07.2010 N 537 утверждено Положение  об осуществлении федеральными  органами исполнительной власти  функций и полномочий учредителя  федерального казенного учреждения, согласно которому орган, осуществляющий  функции и полномочия учредителя, в установленном порядке:

 а) выполняет функции  и полномочия учредителя федерального  казенного учреждения при его  создании, реорганизации, изменении  типа и ликвидации;

 б) утверждает устав  федерального казенного учреждения, а также вносимые в него  изменения;

 в) назначает руководителя  федерального казенного учреждения  и прекращает его полномочия;

 г) заключает и прекращает  трудовой договор с руководителем  федерального казенного учреждения;

 д) формирует и утверждает государственное задание для федерального казенного учреждения в соответствии с предусмотренными его уставом основными видами деятельности;

 е) определяет на  основании правового акта перечень  федеральных казенных учреждений, которым устанавливается государственное  задание на оказание государственных  услуг (выполнение работ) юридическим  и физическим лицам (далее –  государственное задание);

 ж) осуществляет финансовое  обеспечение деятельности федерального  казенного учреждения, в том числе  выполнения государственного задания  в случае его утверждения;

 з) определяет порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности федерального казенного учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином;

 и) устанавливает порядок  составления, утверждения и ведения  бюджетных смет федеральных казенных  учреждений в соответствии с  общими требованиями, установленными  Минфином;

 к) согласовывает с Росимуществом (за исключением решения в отношении федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Минобороны, Управления делами Президента РФ и Росморречфлота (в отношении подведомственных ему федеральных казенных учреждений, за которыми закреплено в оперативном управлении имущество, расположенное в границах морских портов)) распоряжение недвижимым имуществом федерального казенного учреждения (в том числе передачу его в аренду). Росимущество рассматривает проект решения и не позднее 15 рабочих дней со дня его получения согласовывает данный проект либо направляет мотивированный отказ в согласовании. Если такая информация от него не поступает в течение 30 рабочих дней, решение считается согласованным. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, уведомляет Росимущество о принятом решении (с приложением его копии) в срок не позднее 10 рабочих дней со дня его принятия. В отношении федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Минобороны, Управления делами Президента РФ и Росморречфлота (в отношении подведомственных ему федеральных казенных учреждений, за которыми закреплено в оперативном управлении имущество, расположенное в границах морских портов), решение принимается соответственно Минобороны, Управлением делами Президента РФ и Росморречфлота;

 л) согласовывает распоряжение  движимым имуществом федерального  казенного учреждения;

 м) осуществляет контроль за деятельностью федерального казенного учреждения в соответствии с законодательством РФ;

 н) осуществляет иные функции и полномочия учредителя, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

 Органами государственной  власти субъектов РФ и органами  муниципальных образований также  должны быть изданы нормативные  документы, устанавливающие функции  и полномочия учредителей для  подведомственных им казенных  учреждений.

 

Критерии для определения  типа государственного (муниципального) учреждения

 

В целях оказания органам  государственной власти субъектов  РФ и органам местного самоуправления содействия по приведению правового  положения государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных  учреждений (далее – государственные (муниципальные) учреждения) в соответствие с требованиями Федерального закона N 83-ФЗ разработаны Методические рекомендации по определению критериев изменения  типа государственных учреждений субъектов  Российской Федерации и муниципальных  учреждений с учетом сферы их деятельности, утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 N 1505-р (далее – Методические рекомендации).

 В соответствии с этими рекомендациями в целях определения типа государственного (муниципального) учреждения (оценки целесообразности принятия решения об изменении типа государственного (муниципального) учреждения) применяются критерии, основанные на положениях федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов и исходящие из нормативного правового регулирования правового положения соответствующего типа государственного (муниципального) учреждения, а также дополнительные критерии, основанные на учете экономического и управленческого потенциала государственного (муниципального) учреждения.

 Среди основных критериев  следует назвать:

 – возможность исполнения  государственных (муниципальных)  функций в целях осуществления  предусмотренных законодательством  РФ полномочий органов государственной  власти (органов местного самоуправления). С целью исполнения указанных  функций может создаваться только  казенное учреждение, за исключением  случаев, прямо установленных  федеральными законами;

 – сферу деятельности  учреждения. С учетом особенностей  правового положения казенных  учреждений целесообразно относить  к таковым только учреждения, созданные в сфере управленческой  деятельности, либо учреждения, отнесенные  к казенным в соответствии с законом (п. 7 Методических рекомендаций).

Информация о работе Внебюджетная деятельность