Управление пассивами коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

В укреплении рыночной экономики Российской Федерации одну из ведущих ролей играют коммерческие банки. Проведение пассивных операций является одной из важнейших задач для их «здорового» функционирования, так как аккумулирование свободных финансовых ресурсов субъектов экономической системы и их превращение в инвестиции является основной функцией кредитных организаций. Как известно, привлеченные ресурсы служат «фундаментом», на котором стоит «здание» активных операций, и от его прочности во многом зависит устойчивость всей банковской «конструкции».
Особенность банков в рассматриваемом аспекте состоит в следующем: если все прочие (некредитные) коммерческие организации в хозяйственно-финансовой деятельности используют главным образом собственные средства, то банки работают в основном на привлеченных средствах (до 80% всех используемых средств, иногда и больше)

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА по банковскому менеджменту.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

 

 


 



 



 



 

 

 

 

Рисунок 1.1 – Схема  формирования депозитной политики коммерческого  банка2

В этой связи следует  уделить внимание некоторым принципам  депозитной политики коммерческого  банка. Наглядно они изображены на рисунке 1.2.

 

 


 


 





 





 

 


 

Рисунок 1.2. Принципы формирования депозитной политики коммерческого  банка

 

Анализ сложившейся  практики свидетельствует, что формирование депозитной базы любого коммерческого  банка, как процесс сложный и трудоемкий, связано с большим количеством проблем как субъективного, так и объективного характера.

К субъективным проблемам  относятся такие, как:

1) масштабы деятельности  и слабая капитальная база  российских коммерческих банков;

2) отсутствие заинтересованности руководства банка в привлечении средств клиентов, особенно населения, что продиктовано тактическими и стратегическими целями и задачами банка;

3) недостаточный уровень  и качество высшего и среднего  менеджмента;

4) отсутствие в большинстве  российских банков научно-обоснованной концепции проведения депозитной политики;

5) недостатки в организации  депозитного процесса: отсутствие  соответствующего подразделения  в банке; низкий уровень постановки  маркетинговых исследований депозитного  рынка; ограниченный спектр предлагаемых депозитных услуг и т.д.

Среди объективных факторов выделяются следующие:

1) прямое и косвенное  воздействие государства и государственных  органов;

2) влияние макроэкономики, воздействие мировых финансовых  рынков на состояние российского денежного рынка;

3) межбанковская конкуренция;

4) состояние денежного  и финансового рынка России;

5) отсутствие в России  правового механизма страхования  и зашиты банковских вкладов.

Роль Центрального банка  РФ в качестве регулирующего органа в последние пять-шесть лет особенно сильно проявилась в вопросах установления ставки рефинансирования и норм обязательного резервирования для коммерческих банков. Изменения ставки рефинансирования не позволяют банку точно прогнозировать и планировать свою деятельность в области управления активами и пассивами на долгосрочную перспективу и делают операции с долгосрочными пассивами (особенно с фиксированной ставкой) достаточно рискованными.

Отрицательное воздействие  на структуру ресурсной базы кредитной  организации оказывает растущая зависимость от крупных межбанковских кредитов, поскольку межбанковский кредит не способствует диверсификации рисков по депозитным операциям.

В целях совершенствования  депозитной политики коммерческого  банка необходимо следующее:

– каждый коммерческий банк должен иметь собственную депозитную политику, выработанную с учетом специфики его деятельности и критериев оптимизации этого процесса;

– необходимо расширение круга депозитных счетов юридических  и физических лиц сроком «до востребования», что позволит даже в условиях незначительных финансовых накоплений полнее удовлетворять потребности клиентов банка и повысить заинтересованность инвесторов в размещении своих средств на счетах в банке;

– в качестве одного из направлений совершенствования  организации депозитных операций возможно использование различных видов счетов для всех категорий вкладчиков и повышение качества их обслуживания;

– индивидуальный подход (стремление банка предоставить клиенту  особые льготы);

– создание системы гарантирования банковских вкладов и защиты интересов вкладчиков, что позволит реально повысить надежность банков и их способность выполнять возложенную на банки задачу по преобразованию сбережений граждан в инвестиции, в которых столь остро нуждается российская экономика.

Таковы некоторые возможные пути совершенствования депозитной политики коммерческого банка и повышения ее роли в обеспечении его устойчивости.

В целом же, депозитную политику каждый банк разрабатывает  сам. Также руководством кредитной  организации самостоятельно определяется степень важности названных направлений, первостепенность того или иного вида политики банка. В первую очередь это будет зависеть от области функционирования конкретного банка, его специализации или универсализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ управления пассивами в ОАО «Банк Москвы»

 

2.1 Краткая  характеристика деятельности банка

 

Банк Москвы — один из крупнейших универсальных банков России (входит в топ-5), предоставляющий диверсифицированный спектр финансовых услуг как для юридических, так и для частных лиц.

Основным акционером Банка является Группа ВТБ (95,52%). Стратегией развития Банка определено, что Банк Москвы будет развиваться как  самостоятельный универсальный  коммерческий банк в составе Группы ВТБ. Приоритетной зоной для развития бизнеса Банка являются Москва и Московская область.В своем развитии Банк Москвы сделает особый акцент на инновационные, высокотехнологичные продукты и сервисы, в том числе одним из приоритетов Банка станет обслуживание субъектов малого и среднего бизнеса.

В настоящее время Банк Москвы обслуживает более 100 тыс. корпоративных и 9 млн частных клиентов. Среди клиентов — юридических лиц — крупнейшие отраслевые предприятия, предприятия среднего и малого бизнеса.Банк представлен практически во всех экономически значимых регионах страны и насчитывает 285 обособленных подразделений, включая дополнительные офисы и операционные кассы. По состоянию на 1 декабря 2012 года в регионах России работало 155 подразделения Банка. В Москве и Московской области действует 130 офисов Банка. Кроме того, услуги населению оказываются в 474 почтово-банковских отделениях столичного региона.

В сеть Банка также входят 4 дочерних банка, находящихся за пределами России: АО «БМ Банк» (Украина), ОАО «Банк Москва-Минск» (Беларусь), Эстонский кредитный банк (Эстония) и АО «Банк Москвы» — (Белград) (Сербия).

В Банке Москвы действует собственный Процессинговый центр, сертифицированный международными платежными системами Visa International и MasterCard. Банк выпустил более 18 млн пластиковых карт и располагает широкой сетью собственных банкоматов (1,9 тыс. штук). При этом объединенная сеть банкоматов банков Группы ВТБ — Банка Москвы, ВТБ 24 и ТрансКредитБанка — превышает 10 тыс. устройств (в сети отменена комиссия за снятие собственных денежных средств).

Высокую надежность Банка  Москвы подтверждают рейтинги международных  рейтинговых агентств. Долгосрочный кредитный рейтинг Банка по версии Moody’s Investors Service — Ba2, по данным Fitch Ratings — ВВВ 3.

2.2 Сущность и формы проведения пассивных операций в ОАО «Банк Москвы»

 

Долговые обязательства  Банка Москвы являются надежным финансовым инструментом размещения временно свободных  денежных средств предприятий.

Банк Москвы выпускает  следующие виды долговых обязательств:

Векселя Банка  Москвы.

«Преимущество банковских векселей состоит в том, что они  могут использоваться: для расчетов за товары и оказанные услуги; в  качестве залога при получении ссуд; физическими и юридическими лицами; имеют достаточно высокую ликвидность, высокую процентную ставку; отсутствуют ограничения на передачу векселя юридическому или физическому лицу; имеют различную срочность»4.

Законодательной основой  вексельного обращения в Российской федерации в настоящие время  является Федеральный закон «О переводном и простом векселе»5.

Вексель Банка Москвы — это:

- универсальное платежное  средство, позволяющее проводить  расчеты с партнерами;

- средство накопления, обеспечивающее стабильный доход;

- высоко ликвидная  ценная бумага;

- надежное средство  обеспечения при получении кредитов и гарантий.

Банк Москвы выпускает  простые процентные и дисконтные векселя в рублях и в иностранной  валюте (долларах США, евро).

Простой процентный вексель  продается по номиналу, при наступлении  срока погашения на номинальную стоимость начисляются проценты.

Простой дисконтный вексель  продается по номинальной стоимости  за минусом дисконта.

Доход образуется в виде разницы между номинальной стоимостью и ценой приобретения.

Банк Москвы выпускает  векселя со следующими сроками платежа:

- по предъявлении;

- по предъявлении, но  не ранее указанного срока;

- по предъявлении, но  не ранее и не позднее указанных  сроков;

- по предъявлении, но  не позднее указанного срока;

- во столько — то  времени от составления;

- во столько — то  времени от предъявления;

- на определенную дату.

Приобрести вексель  Банка Москвы можно как в головном офисе, так и в любом филиале  банка. Приобретение векселя осуществляется на основании заключенного договора выдачи.

Доходность по векселям устанавливается в зависимости от срока и номинальной стоимости приобретаемого векселя в соответствии с действующими на дату заключения договора ставками размещения денежных средств для юридических лиц в депозиты и векселя.

Вексельная программа Банка Москвы является частью реализуемой Банком программы внешнего финансирования. Целью реализации вексельной программы является диверсификация ресурсной базы путем более широкого использования инструментов денежного рынка и создания публичной кредитной истории Банка.

Условия выпуска и  выкупа векселей в рамках программы определяются текущими интересами управления ликвидности Банка и интересами партнеров Банка на вторичном рынке векселей. Выпуск векселей в рамках вексельной программы осуществляется строго в пределах ограничений, регулируемых Центральным Банком России.

Собственные векселя Банка Москвы являются надежным инструментом размещения средств и проведения расчетов как для клиентов Банка, так и для внешних инвесторов.

Депозитные сертификаты  Банка Москвы.

Депозитный сертификат Банка Москвы — это ценная бумага, удостоверяющая сумму депозита, внесенного в банк, и права держателя сертификата на получение по истечении установленного срока суммы депозита и обусловленных в сертификате процентов.

Выплата процентов по депозитному сертификату производится одновременно с его погашением.

Банк Москвы выпускает  именные депозитные сертификаты.

Владельцами сертификата  могут быть юридические лица-резиденты  и нерезиденты Российской Федерации  в соответствии с действующим  законодательством.

Сертификаты выпускаются только в валюте Российской Федерации. Расчеты по операциям с сертификатами производятся только в безналичном порядке.

Права, удостоверенные сертификатом, передаются в порядке, установленном  для уступки требований (цессии).

Сертификаты продаются в филиалах и отделениях Банка Москвы. Оплата сертификатов производится независимо от места выдачи в любом филиале Банка Москвы.

Депозитные сертификаты могут  быть предъявлены к досрочному погашению. При досрочном погашении банком выплачивается сумма внесенного депозита.

 

 

2.3 Анализ пассивных операций  коммерческих банков на примере  ОАО АКБ «Банк Москвы»

 

Собственные средства составляют лишь от 8 до 18% ресурсов современного банка относительно заемных средств. Основной источник привлеченных ресурсов коммерческих банков составляют депозиты (в западных банках их размер достигает 70% всех пассивов). Исходя из этого, анализ проведения пассивных операций Банка Москвы будет строиться на тщательном рассмотрении депозитных источников банка (как составляющих основную часть пассивов).

Анализ привлеченных средств банка проводился на основе Сведений об основных экономических  показателей ОАО КБ «Банк Москвы». Привлеченные ресурсы ОАО КБ «Банк Москвы», согласно данным таблицы 2.1, в основном сформированы за счет депозитов физических и юридических лиц.

В структуре депозитов  юридических лиц наибольшую долю представляют депозиты до востребования (44,8% в 2010 году, 58,1% в 2011 году, 31,1% в 2012 году). Средства с этих счетов могут быть изъяты, переведены на счет другого лица без каких либо ограничений, в любое время, по первому требованию их владельца. По этой причине банк уплачивает по счетам до востребования минимальные ставки процента. На них оседают временно свободные средства хозяйствующих субъектов и физических лиц .

 

Таблица 2.1. Структура  привлеченных ресурсов ОАО КБ «Банк  Москвы», тыс. руб.

 

 

Показатели

На 1.01.2010 года

На 1.01. 2011 года

На 1.10.2012 года

Тыс. руб.

Уд. вес, %

Тыс. руб.

Уд. вес, %

Тыс. руб.

Уд. вес, %

1. Средства физических  лиц:

632397

42,5

530283

35,4

707192

57,1

Вклады населения (всего  с пластиковыми картами)

– в рублях

- в инвалюте

622277

41,8

527209

 

484070

43139

35,2

701929

 

664133

37796

56,6

1.2.Сберегательные сертификаты

10421

0,7

3074

0,2

5263

0,4

2. Средства юридических  лиц

856003

57,5

967452

64,6

531627

42,9

2.1. Остатки на расчетных,  текущих, бюджетных счетах (включая  корпоративные карты) (депозиты до востребования)

666938

44,8

869791

58,1

385059

31,1

2.2. Срочные депозиты

83367

5,6

56819

3,8

129490

10,4

2.3. Депозитные сертификаты  и векселя

104209

7,0

34957

2,3

6935

0,6

3. Прочие

1489

0,1

5752

0,4

10547

0,9

Итого привлеченных ресурсов

1488701

100

1497603

100

1239223

100

Информация о работе Управление пассивами коммерческого банка