Управление государственным долгом РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – государственный долг. Предмет исследования – процесс управления государственным долгом.
Задачи работы:
1. Определить понятие и сущность государственного долга;
2. Рассмотреть принципы управления госдолгом;
3. Проанализировать процесс управления государственным долгом в России;
4. Исследовать стратегию управления государственным долгом в период 2013-2015 годах.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА……………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность и значение государственного долга и государственных гарантий…………………………………………………………………………....5
1.2. Система управления государственным долгом…………………………11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ В ПЕРИОД С 2011 ПО 2012 ГОД………………………………………………....14
2.1. Анализ состояния и динамики государственного внутреннего долга Российской Федерации в 2011-2012гг………………………………………….14
2.2. Анализ состояния и динамики государственного внешнего долга РФ в период с 2011 по 2012 года……………………………………………………...21
2.3. Прогнозирование объемов государственного долга в 2013-2015 гг…….23
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД С 2013 ПО 2015 ГОДА………...25
3.1. Долговая политика на внутреннем рынке капитала……………………...25
3.2. Долговая политика на международных рынках капитала……………….29
3.3. Государственная гарантийная поддержка………………………………31
Заключение…………………………………………………………………........36
Список используемой литературы…………………………………………...37

Файлы: 1 файл

управление гос долгом.docx

— 62.73 Кб (Скачать файл)

При исполнении получателем государственной  гарантии Российской Федерации своих  обязательств перед третьим лицом  на соответствующую сумму сокращается  внешний либо внутренний государственный  долг Российской Федерации, что отражается в отчете об исполнении бюджета. Министерство финансов Российской Федерации либо другой орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, ведет учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных  гарантий своих обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, а также случаев осуществления  государством платежей по выданным гарантиям.

На основании данных этого учета  Государственной Думе представляется подробный отчет о выданных гарантиях  по всем получателям указанных гарантий, об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении государством платежей по выданным гарантиям.

Государственные гарантии Российской Федерации предоставляются Правительством Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации либо иной уполномоченный орган представляет Правительство  Российской Федерации на всех переговорах  о предоставлении государственных  гарантий Российской Федерации и  заключает соответствующие соглашения от имени Правительства Российской Федерации.

В случае предоставления государственной  гарантии Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации либо иной уполномоченный Правительством Российской Федерации орган исполнительной власти обязаны провести проверку финансового  состояния получателя государственной  гарантии Российской Федерации. [1]

 

    1. Система управления государственным долгом.

 

Система управления государственным  долгом – это взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных  и других процедур, направленных на эффективное регулирование размера, стоимости и структуры государственного долга. [10]

Система управления государственным  долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий:

  • разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год;
  • процедура принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной год;
  • исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.

Основные задачи, решение которых  необходимо для достижения целей  управления государственным долгом:

  • своевременность и полнота формирования источников финансирования дефицита бюджета;
  • проверка эффективности и целевого использования привлекаемых денежных средств в целом и по видам применяемых финансовых инструментов;
  • осуществление контроля за соблюдением предельного значения и структуры государственного долга;
  • контроль за ходом исполнения долговых обязательств Правительства Российской Федерации прошлых лет;
  • контроль за эмиссией ценных бумаг и их размещением с учетом необходимой обеспеченности денежной массой в наличном обороте и на депозитах;
  • экспертиза проекта государственного бюджета и контроль за его исполнением, осуществление контроля за изменением структуры и объема государственного долга;
  • экспертиза проектов законов, других нормативных правовых актов органов государственной власти, влияющих на формирование, обслуживание и погашение государственного долга.

Ключевой целью долгового управления является баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов. [6]

Управление внешним долгом является одним из элементов макроэкономической политики государства. С одной стороны, эффективное использование внешнего долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим  привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения. [9]

В последние годы наметились качественно  новые тенденции в сфере управления госдолгом, что обусловлено форсированным  переходом к рыночным механизмам его формирования и обслуживания. Главные черты новых тенденций – мобилизация ресурсов с помощью займов и других государственных обязательств, использование налоговой системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации обслуживания долга. Система управления госдолгом должна иметь два режима функционирования:

  • управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса;
  • кризисное управление в условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада производства, сокращение возможностей привлечения новых заимствований.

Разница между этими режимами лежит  в плоскости оценки ключевых составляющих государственных заимствований: накопление госдолга, система платежей, тенденции  новых заимствований. [5]

Нормальный режим связан, во-первых, с обеспечением стабилизации долговых параметров; во-вторых, с наличием дефицитного  бюджета;

в-третьих, с созданием условий для сближения  усредненной реальной ставки процента по долгу и темпу прироста ВВП; в-четвертых, с нормализацией процесса сокращения краткосрочных обязательств по долгу, по отношению к среднесрочным и долгосрочным обязательствам.

Госдолг представляет собой сложное  экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования  системы методов для его регулирования. К ним можно отнести: стабилизационные инструменты в госдолге, управление динамикой долга, уменьшение государственного внутреннего долга, реструктуризация задолженностей экономических субъектов (предприятий и организаций) бюджету, контроль за заимствованиями субъектами РФ, сокращение государственного долга путем недофинансирования бюджетной сферы, снижение стоимости обслуживания госдолга.

Основным методом управления госдолгом  является оптимизация государственных  заимствований. Данный подход выходит  за рамки понятия «метод регулирования», представляя собой практически программу по оптимизации заимствований, в рамках которой осуществляется маневр внешними и внутренними займами. [12]

Оптимизационный подход касается как  формирования долга, так и его  обслуживания, включая следующие  меры: обесценение эквивалентности  текущих долгов и будущих налогов; сохранение баланса в эмиссионной  деятельности и сборе налогов  с процессом наращивания долга  и размерами его обслуживания; реализация политики стабилизации долга  в увязке с процессом инвестирования; проведение мер по трансформации  политики роста долга в ограничительную  политику, стабилизирующую рост долга.

Эффективным методом управления госдолгом  является удлинение государственного долга. Он является одним из ключевых и связан с процессом замещения  «коротких» и «дорогих» долгов на «длинные» и

«дешевые».

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ В ПЕРИОД С 2011 ПО 2012 ГОД.

2.1. Анализ  состояния и динамики государственного  внутреннего долга Российской  Федерации в 2011-2012гг.

 

Объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации на            1 января 2012  года составил 4 190 553,0  млн. рублей, что на 1 250 161,4 млн. рублей больше, чем на 1 января 2011 года.

Структура и объем государственного внутреннего долга Российской Федерации  за 2011 год представлены в таблице 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Внутренний долг РФ в 2011-2012 гг.

 

Виды долга

Объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации

Изменение

на 01.01.2011

на 01.01.2012

млн. рублей

%

Объем государственного внутреннего  долга – всего:

2 940 391,6

4 190 553,0

1 250 161,4

142,5

Государственные ценные бумаги - всего,   в том числе:

2 461 591,1

3 546 435,5

1 084 844,4

144,1

ОФЗ-ПД

1 338 592,1

1 823 701,6

485 109,5

136,2

ОФЗ-АД

815 583,7

1 079 583,7

264 000,0

132,4

ГСО

307 415,1

553 150,0

245 734,9

179,9

ОВОЗ

-

90 000,0

90 000,0

-

Прочие

0,2

0,2

0,0

100,0

Государственные гарантии

472 249,8

637 334,0

165 084,2

135,0

Государственные долговые товарные обязательства

6 550,7

6 783,5

232,8

103,6


 

Анализ данных, представленных в  таблице 150, показывает, что наибольшая доля в государственном внутреннем долге Российской Федерации приходится на государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в  государственных ценных бумагах  Российской Федерации, что составляет 83,7 %   (на 1 января 2011 года) и 84,6 % (на 1 января 2012 года).

В 2011 году Министерство финансов Российской Федерации осуществляло заимствования, носящие в основном среднесрочный  характер.

В результате операций, проведенных  Минфином России в 2011 году, государственный  внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах Российской Федерации, по состоянию  на 
1 января 2012 года составил 3 546 435,5 млн. рублей (по состоянию на 1 января 2011 года – 2 461 591,1 млн. рублей).

Таким образом, увеличение государственного внутреннего долга Российской Федерации  за 2011 год составило 44,1 % или 1 084 844,4 млн. рублей.

          Основная доля в объеме государственного  внутреннего долга Российской  Федерации, выраженного в государственных  ценных бумагах Российской Федерации,  приходится на ОФЗ-ПД (51,4 процента).             Объем долга по ОФЗ-ПД увеличился  за указанный период на 485 109,5 млн. рублей. В 2011 году в рамках проводимой  аукционной политики Минфином России размещены семь новых выпусков облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом с фиксированными сроками обращения: ОФЗ-ПД № 25076RMFS с погашением в 2014 году и объемом эмиссии 136 261,5 млн. рублей, ОФЗ-ПД № 25077RMFS с погашением в 2016 году и объемом эмиссии 97 232,1 млн. рублей, ОФЗ-ПД № 25078RMFS с погашением в 2013 году и объемом эмиссии 99 736,5 млн. рублей, ОФЗ-ПД № 25079RMFS с погашением в 2015 году и объемом эмиссии 101 569,1 млн. рублей, ОФЗ-ПД № 26204RMFS с погашением в 2018 году и объемом эмиссии 146 726,5 млн. рублей, № 26205RMFS с погашением в 2021 году и объемом эмиссии 44 800,8 млн. рублей и № 26206RMFS с погашением в 2017 году и объемом эмиссии 92 034,2 млн. рублей.  Объем долга по     ОФЗ-АД увеличился за указанный период на 264 000,0 млн. рублей, или на 32,4% и составил по состоянию на 1 января 2012 года 1 079 583,7 млн. рублей. В 2011 году Минфин России разместил  по закрытой подписке ОФЗ-АД выпуска № 46023RMFS с погашением в 2026 году и объемом эмиссии 295 000,0 млн. рублей.

              Объем долга по ГСО-ППС увеличился  за указанный период на  
245 734,9 млн. рублей, или на 140,1% и составил по состоянию на 1 января 2012 года 421 150,0 млн. рублей. В 2011 году Минфин России продолжил размещение государственных сберегательных облигаций. В течение года размещены пять выпусков государственных сберегательных облигаций с постоянной процентной ставкой купонного дохода: ГСО-ППС № 35010RMFS с погашением в 2015 году и объемом эмиссии 80 000,0 млн. рублей, ГСО-ППС № 35011RMFS с погашением в 2015 году и объемом эмиссии 30 000,0 млн. рублей, ГСО-ППС № 36003RMFS с погашением в 2018 году и объемом эмиссии 15 250,0 млн. рублей, ГСО-ППС № 36004RMFS с погашением в 2021 году и объемом эмиссии 50 250,0 млн. рублей и ГСО-ППС № 36005RMFS с погашением в 2021 году и объемом эмиссии 70 650,0 млн. рублей. Размещение ГСО осуществлялось по закрытой подписке.

Информация о работе Управление государственным долгом РФ