Теоретические основы формирования и исполнения средств местного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 06:41, курсовая работа

Описание работы

Бюджет — это роспись доходов и расходов субъектов хозяйствования на определенный период времени, как правило, на год.
Центральное место в любой финансовой системе занимает её бюджетная подсистема (бюджетная система). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

- расходы  за счет предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 5435,6 тыс. руб., или 92 %  от уточненного плана и 98,5% от поступивших доходов;

- расходы на проведение общегородских  мероприятий  по 500 виду расходов  в сумме 12233,9 тыс. руб., или 97,4%  плана и по 001 виду расходов в сумме 2837,2 тыс. руб., или 99,5% плана.

- расходы на реализацию муниципальной  целевой программы «Организация  работы с молодежью в муниципальном  образовании  «город Киров»  на 2010- 2011 годы» в сумме  10,0 тыс.  руб.;

- расходы на реализацию муниципальной целевой программы «Развитие культуры и сохранение культурного наследия муниципального образования «Город Киров» на 2010-2013 годы» в сумме 1548,4 тыс. руб. при плане 1548,7 тыс. руб., из них 1211,0 тыс. руб. направлено на мероприятия по ремонту памятников культуры;

- расходы в сумме 676,9 тыс. руб., или 100% плана  за счет средств,  полученных от сдачи в аренду  имущества, находящегося в муниципальной  собственности, закрепленного за  учреждениями на праве оперативного  управления;

- расходы на комплектование книжных фондов библиотек за счет средств бюджета муниципального образования «Город Киров» в сумме 744,6 тыс. руб.

- расходы на комплектование  книжных фондов библиотек   в сумме 548,0 тыс. руб.(310 ст.) за счет предоставленной субсидии.

Ежеквартально проводился анализ исполнения сметы по всем видам  расходов, анализировалась  кредиторская задолженность учреждений, подведомственных управлению культуры.

По  разделу 0900 «Здравоохранение, физическая культура и спорт»

Расходы по разделу 0900 «Здравоохранение, физическая культура и спорт» (без учета субвенции на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов,  врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи и расходов за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной, приносящей  доход, деятельности) при годовом плане 458847 тыс. руб. составили  458393,9 тыс. руб.  или выполнены на 99,9%.

По остальным подстатьям сектора  государственного управления ассигнования  освоены в полном объеме.

В плане по сети, штатам и контингентам на 2011 год на начало года отражено  31 учреждение здравоохранения,  в том числе 8 фельдшерско-акушерских пунктов и централизованная бухгалтерия при управлении здравоохранения.

При заполнении отчета по сети, штатам и контингентам за 2011 год   фельдшерско-акушерские пункты отнесены только по показателю «Структурные подразделения», в связи с чем, количество учреждений на начало и конец 2011 года составило 23, в том числе централизованная бухгалтерия.

Раздел 10 «Социальная политика»

За счет средств, перечисляемых  в составе межбюджетных трансфертов  из областного бюджета, осуществлялось предоставление гражданам адресных субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, за 2011 год субсидия предоставлена 9071 семье.

Кассовые расходы по предоставлению гражданам адресных субсидий, а также расходы на услуги по их перечислению (услуги банка, связи) составили 101599,712 тыс. руб., что составляет 97,2 % годовых плановых назначений.

Расходы на выполнение отдельных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма жилыми помещениями муниципального жилого фонда исполнены в пределах субвенций, выделенных муниципальному образованию «Город Киров» из областного бюджета.

За счет субвенций, выделенных в 2011 году, в сумме 19781,300 тыс. руб. и остатка средств с 2009 года в сумме 3715,535 тыс. руб. приобретено жилья для 54 детей-сирот.

В 2011 году осуществлялись расходы, связанные с осуществлением переданных муниципальному образованию «Город Киров» государственных полномочий по опеке и попечительству на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также вознаграждение, причитающееся приемному родителю.

По сравнению с началом года количество приемных семей увеличилось  на  4 семьи и составило 67 семей  с  численностью детей в приемных семьях 121 человек или количество детей в приемных семьях возросло  на  10 человек.

Численность детей, находящихся под опекой, попечительством, на которых назначены ежемесячные выплаты на их содержание  составила на конец года  614 человек, а в среднегодовом исчислении  624 человека.

В бюджете на 2011 год на реализацию федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2011 годы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» запланированы расходы в общей сумме 30060,722 тыс. руб., в том числе за счет средств:

- федерального бюджета – 21464,586 тыс. руб. (поступили средства 25.11.2011 г.),

- областного бюджета – 3428,136 тыс. руб. (поступили средства 26.11.2011),

- бюджета муниципального образования «Город Киров» – 5168,000 тыс. руб.

В рамках реализации программы 56 молодых  семей признаны получателями субсидий, из них в рамках Программы подготовлены распоряжения главы администрации города Кирова о перечислении субсидий из трёх уровней бюджета на приобретение (строительство) жилья 46 молодым семьям, из бюджета муниципального образования «Город Киров» на приобретение (строительство) жилья 10 молодым семьям. Перечислены субсидии на банковские счета граждан – получателей государственной поддержки:

- федерального бюджета – 20364,718 тыс. руб. или 95 % от плана;

- областного бюджета – 3250,738 тыс. руб. или 95 % от плана;

- бюджета муниципального образования «Город Киров» – всего составил 4772,813 тыс. руб., в том числе 2167,704 тыс. руб. (январь-апрель 2010 года), 2605,109 тыс. руб. (декабрь 2010 года), или 92 % годовых плановых назначений.

Кроме того, за счет средств областного и федерального бюджетов профинансированы в полном объеме:

- областная целевая программа «Социальное развитие села на 2004-2012 годы» на сумму 3022,5 тыс. руб., в том числе:

- на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в сумме 1609,0 тыс. руб.;

- на обеспечение жильем граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, в сумме 1413,5 тыс. руб.;

- федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2011 года» на сумму 11370,5 тыс. руб., в том числе:

- обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих на селе, в сумме 6052,9 тыс. руб.;

- обеспечение жильем граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, в сумме 5317,6 тыс. руб [17].

3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ  И ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

3.1 Основные направления развития системы доходов местных бюджетов

 

Далеко не все муниципальные  образования имеют одинаковую бюджетную  обеспеченность. Большинство получают финансовую помощь из иных бюджетов, и  только несколько муниципальных  образований являются финансовыми донорами, перечисляя значительную часть своих доходов в региональный и федеральный бюджеты (это в основном муниципальные образования с большими запасами природных ресурсов). Естественно, что в таких условиях возможности бюджетов многих муниципальных образований не позволяют обеспечить полноценную реализацию прав граждан. В целях разрешения этой проблемы в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматриваются меры финансовой поддержки муниципальных образований. Для этого в составе бюджетов может быть создано несколько фондов.

Для тех муниципальных образований, где бюджетная обеспеченность ниже установленного определенного минимума, предусматривается выравнивание этой обеспеченности. Соответственно, в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено образование фондов финансовой поддержки поселений и фондов финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов.

Выравнивание уровня бюджетной  обеспеченности поселений.

Выравнивание уровня бюджетной  обеспеченности поселений осуществляется путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений и районных фондов финансовой поддержки поселений.

Региональный фонд финансовой поддержки  поселений - фонд, образуемый в составе  расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях выравнивания исходя из численности жителей поселений  финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения. Порядок образования и предоставления дотаций из данного фонда устанавливаются федеральным законодательством.

Размеры дотаций из регионального  фонда финансовой поддержки поселений определяются для каждого поселения субъекта Федерации (за исключением поселений, в которых уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселения до выравнивания уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений в отчетном финансовом году в расчете на одного жителя в два и более раза превышал средний уровень по данному субъекту Федерации) в расчете на одного жителя городского, сельского поселения. Эти дотации могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, установленными для бюджетов поселений. Порядок расчета данных нормативов устанавливается региональным законом в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В случае наделения органов местного самоуправления муниципальных районов государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений дотации из регионального фонда финансовой поддержки поселений предоставляются из бюджета муниципального района за счет субвенций, предоставляемых из бюджета субъекта Федерации, и (или) путем установления представительным органом муниципального района для поселений, входящих в состав данного муниципального района, дополнительных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в порядке, установленном региональным законом в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Использование при определении  уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений показателей фактических  доходов и расходов за отчетный период или показателей прогнозируемых на плановый период доходов и расходов отдельных городских, сельских поселений не допускается.

Распределение дотаций из районного  фонда финансовой поддержки поселений  утверждается решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год [12].

3.2 Пути совершенствования расходной части местных бюджетов

 

Улучшение финансового положения  и платежеспособности невозможно без  продуманного распределения бюджетных доходов и расходов во времени. Для достижения этой цели необходимо совершенствовать методы бюджетного планирования и мобилизовывать источники финансирования дефицита местных бюджетов.

В настоящее время можно выделить следующие основные проблемы, возникающие в работе органов местного самоуправления, не позволяющие оптимизировать расходы местных бюджетов:

  • за местными бюджетами не закрепляются дополнительные источники доходов в случае принятия федеральных законов, увеличивающих объем расходных обязательств муниципальных образований;
  • на федеральном уровне не принято решение о сокращении или отмене установленных льгот по местным налогам;
  • субъекты Российской Федерации не компенсируют расходы местных бюджетов, возникающие в связи с недофинансированием переданных органам местного самоуправления государственных полномочий;
  • сведения о налогоплательщиках и объектах налогообложения не направляются органам местного самоуправления;
  • Правительством РФ не предусматривается возможность дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с решением вопросов, не отнесенных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения, но возложенных на органы местного самоуправления отдельными федеральными законами (формирование земельных участков под многоквартирными домами, осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства на период до 2011 года, финансирование органов милиции и обеспечение жилыми помещениями участковых уполномоченных милиции, ведение учета не только малоимущих граждан, а всех нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена). То есть до конца не исключена практика «нефинасируемых мандатов»;
  • до сих пор не решен вопрос о разработке минимальных социальных стандартов.

Для улучшения ситуации в сфере  местных финансов и большей нацеленности местных бюджетов на решение местных  проблем необходимо законодательно ограничить объем переданных на муниципальный  уровень обязательных к исполнению государственных полномочий, например, установить предел в определенный процент от общих расходов местного бюджета, а в случае, при котором передаваемые государственные полномочия выше этого порога принимаются к исполнению и реализуются органами местного самоуправления только на добровольной основе с восполнением им не только полной стоимости передаваемых полномочий, но и дополнительных затрат, связанных с их осуществлением на местах.

Одним из принципов бюджетной системы  Российской Федерации является принцип  эффективности и экономности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджета участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием оптимального объема средств.

Оптимизация расходов местных бюджетов может достигаться различными способами. Одним из основных способов является организация бюджетного процесса, ориентированного на результат.

В организации бюджетного процесса заложены существенные резервы повышения  финансовой устойчивости и платежеспособности муниципального образования. Однако, для практической реализации этих резервов необходимо, чтобы совершенствование бюджетного процесса носило комплексный характер и включало в себя ряд направлений, основными из которых являются:

- использование реестра расходных  обязательств как инструмента  оптимизации муниципальных расходов;

- раздельное планирование действующих  и принимаемых обязательств;

- использование инструментов оценки  результативности бюджетных расходов  и обеспечение учета подобной оценки в бюджетном планировании.

Реестр расходных обязательств представляет собой перечень нормативных  правовых актов и заключенных  органами местного самоуправления договоров  и соглашений, предусматривающих  возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующего бюджета. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации формирование реестра расходных обязательств является обязательным для муниципальных образований. Однако далеко не везде он стал реальным инструментом совершенствования бюджетного процесса. Для того чтобы решить данную задачу, необходимо провести инвентаризацию расходных обязательств муниципального образования с целью оценки того, насколько эти обязательства соответствуют полномочиям соответствующего органа местного самоуправления, его целям и задачам. Результаты подобной инвентаризации необходимо использовать при определении перечня бюджетных услуг, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета, при проведении границы между платными и бесплатными услугами.

Информация о работе Теоретические основы формирования и исполнения средств местного бюджета