Сущность расходов бюджета на социально-культурные нужды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работ – проанализировать расходую часть бюджет РФ на социально-культурную сферу и предложить мероприятия по ее оптимизации. Данная цель обусловила поставленные задачи, основными из которых являются следующие:
1. Изучение теоретических основ расходов бюджета на социально-культурную сферу
2. Оценка системы финансирования расходов в непроизводственной сфере
3. Выделение проблем финансирования социально-культурных расходов

Содержание работы

Введение

1. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАСХОДОВ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ
1.1. Сущность расходов бюджета на социально-культурные нужды
1.2. Система финансирования расходов в непроизводственной сфере
1.3. Проблемы финансирования социально-культурных расходов

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНУЮ СФЕРУ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ОБРАЗОВАНИЕ»)
2.1. Проблемы финансирования расходной части бюджета на примере раздела «Образование»
2.2. Методология планирования расходов бюджета г. Н.Новгорода по разделу «Образование» в условиях нормативного финансирования
2.3. Нормативное финансирование на основе прямых и косвенных расходов

ГЛАВА 3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1. Оценка использования расходов бюджета с учетом риска

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

моя курсовая Яшина.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

Бюджет отрасли «Образование»  делится на две части: нормативный  и целевой бюджеты.

 

2.3. Нормативное финансирование на основе прямых и косвенных расходов

 

Деятельность бюджетных  организаций заключается в предоставлении населению административно-территориальных образований определенных видов бюджетных услуг. Бюджетная деятельность организаций сопровождается различными видами расходов относительной значимости. В соответствии с действующей Бюджетной классификацией РФ расходы бюджетных учреждений можно сгруппировать на 2 категории:

Прямые (переменные) бюджетные  расходы;

Косвенные (постоянные) бюджетные расходы.

Группировка расходов на прямые и косвенные позволяет:

1. Оптимизировать бюджетные  расходы и бюджетное финансирование  учреждений.

2. Проанализировать достаточность  объема бюджетного финансирования.

3. Определить уровень  бюджетного финансирования учреждения в случае изменения количества потребителей бюджетных услуг.

Данная группировка  затрат позволяет провести производственный анализ бюджетных учреждений. Группировка  прямых и косвенных расходов представлена в таблице 3.

Таблица   3

Группировка прямых и косвенных затрат бюджетных учреждений.

Прямые расходы

Код по ЭКР

Косвенные расходы

Код по ЭКР

1

2

3

4

1 . Оплата труда

110100

1.  Командировки  и   служебные разъезды

И 0400

2. Начисления на фонд  оплаты труда   (единый   социальный    налог), включая  тарифы  на  обязательное социальное страхование от несчастных   случаев   на   производстве   и профессиональных заболеваний

110200

2. Транспортные услуги

И 0500

3.  Приобретение предметов  снабжения и расходных материалов

110300

3. Оплата услуг связи

110600

Медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы

110310

4. Оплата коммунальных услуг

110700

Мягкий инвентарь и  обмундирование

110320

Оплата содержания помещений

Ч 10710


Подразделение расходов на прямые и косвенные является условным, по 
скольку более приближенным к действительности было бы выделение прямых, косвенных и полупрямых расходов (рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

Расходы

 



Полупрямые расходы

Прямые расходы

Постоянные расходы

Число потребителей, бюджетных услуг

Рис. 1. Категории расходов и их динамика  
Полупрямые расходы представляют собой расходы, меняющиеся скачкообразно, т.е. стабильные при варьировании числа потребителей бюджетных ус 
луг в некотором интервале и меняющиеся при изменении числа потребителей 
бюджетных услуг за пределами данного интервала. В качестве примера можно 
привести транспортные расходы.

Определение оптимального количества потребителей бюджетных услуг и оптимального уровня их финансирования

Метод определения оптимального количества потребителей бюджетных услуг заключается в расчете для каждого вида бюджетных учреждений оптимального количества потребителей бюджетных услуг, обеспечивающего деятельность бюджетного учреждения в рамках предоставляемого объема бюджетного финансирования.

Оптимальным считается финансирование такого числа потребителей бюджетных услуг, при котором функционирование бюджетного учреждения осуществляется в пределах общих и прямых среднеобластных финансовых затрат в расчете на единицу потребителя бюджетной услуги.

При финансировании оптимального количества потребителей бюджетных услуг объем фактического финансирования равен произведенным расходам.

Зная доходы бюджета  и стоимость содержания единицы  потребителя бюджетных услуг, можно  рассчитать критическую точку количества потребителей бюджетных услуг, обеспечивая при этом бездефицитность бюджета. Значение    критической    точки    позволит    определить    степень    дефицитности (профицитности) бюджета. Если при расчетах окажется, что в административно-территориальном образовании содержание числа потребителей бюджетных услуг не достигает критической точки, то такие виды расходов повлекут за собой отток доходов с других видов расходов или перефинансирование за счет других мероприятий.

Аналитическое представление  рассматриваемого метода определяется суммированием прямых и косвенных расходов и основывается на следующей базовой формуле:

Ф = Пр + КР, где (2.1) 
Ф - объем бюджетного финансирования; 
Пр - прямые бюджетные расходы; 
Кр - косвенные бюджетные расходы.

Для преобразования формулы (2.1) введем следующие показатели: 
К - количество потребителей бюджетных услуг; 
К, - оптимальное количество потребителей бюджетных услуг; 
фед - среднеобластное бюджетное финансирование на единицу бюджетной ус 
луги; 

Поскольку оптимальным  количеством потребителей бюджетных услуг можно считать фактически сложившееся количество потребителей данной услуги в данном административно-территориальном образовании (количество учащихся в школах, количество детей в детских садах и т.д.), то:

    К0 = Кр/(ФЕД-ПРЕД).  (2.2.)

Соответственно, оптимальное  бюджетное финансирование при оптимальном количестве потребителей бюджетных услуг будет определяться по следующей формуле:

Ф0 = К0 -пред +Кр. (2.3)

Показатель Ф0 в этой формуле характеризует оптимальный объем финансирования в стоимостном выражении.

Например, прямые расходы  на единицу потребителя бюджетных  услуг равны 5,6 тыс. руб. в год, косвенные - 13 000 тыс. руб. Отсюда:

Ф0 = 5,6 тыс. руб. • К + 13000 тыс. руб.

При наличии потребителей бюджетных услуг в количестве 1500 единиц общие расходы бюджета составят:

Ф0 = 5,6 тыс. руб. • 1500 + 13000 тыс. руб. = 21400 тыс. руб.

Структура норматива  является важным фактором при формировании расходов бюджетов на очередной финансовый год. Поскольку структура расходов позволяет реально сформировать объем финансовых ресурсов в соответствии с индексом инфляции, ростом цен на энергоносители, повышением заработной платы и изменением других затрат.

Достоинством предлагаемого  нового механизма финансирования являются:

- прозрачность структуры расходов;

- возможность реалистичного  планирования и финансирования  расходов, согласно сложившейся фактической структуре норматива;

- снижения потенциальной  вероятности некорректного изменения норматива в связи с инфляцией.

В законодательной базе, определяющей процесс бюджетного финансирования, отсутствует механизм, который позволил бы с единых позиций решать возникающие частные вопросы (проблемы) финансирования. Целевой характер расходования бюджетных средств основан исключительно на соблюдении установленных сметных назначений в рамках экономической бюджетной классификации, что не способствует экономности расходования бюджетных средств и, следовательно, снижает эффективность их использования.

Приоритеты современного бюджетного финансирования учреждений социально-культурной сферы в разрезе конкретных статей расходов определяются следующим образом:

- оплата труда,

-  начисления,

- трансферты населению,

- оплата коммунальных  услуг,

- остальные виды расходов.

Сложившаяся в последние  годы порочная практика недофинансирова-ния расходов, а впоследствии - планирование расходов на предстоящий финансовый год с учетом «выполненного» плана за предыдущий год и планируемым коэффициентом инфляции, приводят к резкому уменьшению бюджетных расходов. В худшем случае оказываются учреждения, которые финансируются по остаточному принципу.

Бюджетная политика города в 2012 году в первую очередь будет  направлена на повышение качества и доступности бюджетных услуг для населения города и повышение эффективности расходования бюджетных средств на предоставление этих услуг, обеспечение социальной стабильности в городе.

Кроме того, на реализацию постановления администрации города Нижнего Новгорода от 04.04.2006 № 47 "Об утверждении городской целевой  программы "Дети - сироты" на 2011-2012гг." запланированы средства в сумме 976,4 тыс. рублей.

В целях удовлетворения потребностей города Н. Новгорода в  квалифицированных кадрах и создания условий для получения высшего профессионального образования одаренными детьми из малообеспеченных семей, в проекте бюджета на 2012 год предусматриваются средства в сумме 5944,5 тыс. рублей на целевую профессиональную подготовку молодежи из малообеспеченных семей.

 

 

 

ГЛАВА 3.  ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ  СРЕДСТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

3.1. Оценка использования  расходов бюджета с учетом  риска

Таблица 4

Риски экономических  статей расходов бюджета Нижегородской  области по виду расходов «Вечерние  и заочные средние образовательные школы».

 

 

 

 

Коэффи-

 

Коэффициент

 

 

циент

Наименование расхода

Исполнения

Исполнение

Дисперсия

Вариации,

 

плана

плана (%)

 

(%)

1. ПРЯМЫЕ РАСХОДЫ:

 

 

 

 

Оплата труда

0,95

95

0,0179

14,07

Начисления на оплату труда

0,93

93

0,0561

25,39

Приобретение        предметов

 

 

 

 

снабжения и расходных  материалов

 

 

 

 

 

 

1,2

120

0,7449

72,14

Трансферты населению

0,99

99

0,1452

38,67

Всего прямых расходов

0,95

95

0,2418

16,38

2.КОСВЕННЫЕ РАСХОДЫ

 

 

 

 

Транспортные услуги

1,33

133

0

0

Оплата услуг связи

1,1

ПО

0,7776

80,06

Оплата коммунальных услуг

0,78

78

0,1429

48,35

Капитальные вложения

1,08

108

0,2871

49,64

Всего косвенных расходов

0,81

81

0,1387

45,74

ВСЕГО РАСХОДОВ

0,93

93

0,0240

16,65


Коэффициент вариации, характеризующий бюджетный риск, может изменяться от 0 до 100%. Чем больше этот коэффициент вариации, тем больше риск.

Высокой степенью риска  характеризуются следующие статьи: «Оплата услуг связи» с риском 80,06%, «Приобретение предметов снабжения»

176



Умеренный риск наблюдается по статье «Оплата труда» (14,07%).

Расчеты также показали, что по прямым расходам риск равен 16% при исполнении плана на 95%. По косвенным расходам риск равен 46% при исполнении плана на 81 %.

С целью снижения рисков косвенных расходов бюджета следует решать следующие задачи:

- совершенствован, методику  планирования, усилить координацию  (Министерства финансов, других министерств и ведомств) и контроль за условиями оплаты труда в учреждениях, финансируемых за счет областного и местного бюджетов;

- обеспечить действенный  контроль за заключением договоров,  определяющих обязательства бюджетных учреждений;

- усилить соблюдение  бюджетными организациями лимитов  потребления электро- и теплоэнергии;

- с целью устранения  систематического риска расходов провести ревизию нормативно-правовой базы, исключив расходы, не обеспеченные реальными источниками финансирования.

Одним из способов снижения риска косвенных расходов является переход к нормативному методу прямых и косвенных расходов, а именно установление процентных соотношений в фиксировании прямых и косвенных расходов на единицу потребителя бюджетных услуг, а также целесообразность финансирования данных расходов за счет регионального (областного бюджета).

Управлением расходами  региональных и местных бюджетов занимаются преимущественно финансовые органы администраций (правительств) субъектов РФ и муниципальных образований. Как правило, показатели повышения эффективности расходов в бюджетах не учитываются. Одной из основных проблем, мешающих вести работу по повышению эффективности расходования средств региональных и местных бюджетов, является недостаточный уровень менеджмента в общественном секторе. В основе менеджмента должно лежать планирование бюджетных расходов в увязке с конкретными видами общественных услуг, сравнительный анализ эффективности расходования бюджетных средств на основе сопоставимых индикаторов, мониторинга деятельности бюджетной сети по оказанию общественных услуг.

Когда большинство региональных бюджетов дефицитно, вопрос о том, куда направить средства, не актуален. Перед финансовыми органами стоит проблема отсутствия прозрачных методик эффективного и конкретного планирования расходов бюджета. При этом основой для управления бюджетными расходами должны являться прозрачность финансовой отчетности, наличие нормативов и методик, в соответствии с которыми должны планироваться расходы по всем уровня бюджетной системы.

Информация о работе Сущность расходов бюджета на социально-культурные нужды