Сущность и функции государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 23:25, доклад

Описание работы

Гос. бюджет – основной финансовый план государства на текущий год, он утверждается законодательными органами и имеет силу закона. По мат. содержанию гос. бюджет – централизованный фонд денежных средств гос-ва, по социально-экономической сущности – основное орудие перераспределения нац. дохода для выполнения правительством своих функций. Через гос. бюджет в развитых странах перераспределяется до 40% валового внутреннего продукта. В бюджете аккумулируется часть денежных доходов предприятий и граждан. За счет бюджетных средств финансируются оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасность государства, здравоохранение, культура и искусство.

Файлы: 1 файл

Suschnost_i_funktsii_gosudarstvennogo_byudzheta.docx

— 33.81 Кб (Скачать файл)

На лицевом счете отражается объем средств федерального бюджета, которыми располагает распорядитель  либо получатель этих средств.

Структура казначейства состоит из трех звеньев.

  1. Главное управление Федерального казначейства (ГУФК). Это управление осуществляет сводный учет доходов и расходов федерального бюджета.
  2. Управления Федерального казначейства (УФК) в областях, краях и республиках в составе РФ, в городах Москва и Санкт-Петербург.
  3. Отделения Федерального казначейства в городах и городских регионах (ОФК).

Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной  сфере деятельности:

  • доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;
  • ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
  • открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;
  • открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений ;
  • осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;
  • осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;
  • осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

и т.д.

 

 

 

 

Этот государственный  орган исполнительной власти, обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в России и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.  
Министерство финансов РФ возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению ПредседателяПравительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществлением им своих функций. Министр имеет 16 заместителей назначаемых на должность и освобождаемых от нее Правительством РФ.  
В Министерстве финансов РФ образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей Государственной налоговой службы РФ и Государственного таможенного комитета РФ, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ. Следует также отметить, что Минфину России разрешено иметь в составе центрального аппарата 20 департаментов по основным направлениям деятельности: 
1. Департамент бюджетной политики;2. Департамент налоговой политики;3. Департамент управления государственным внутренним долгом;4. Департамент отраслевого финансирования;5. Департамент межбюджетных отношений;6. Валютно-экономический департамент;7. Департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов;8. Департамент финансирования государственного аппарата;9. Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности;10. Юридический департамент;11. Департамент макроэкономической политики и банковской деятельности; 
12. Департамент страхового надзора;13. Департамент внешнего долга;14. Департамент международных финансовых организаций;15. Департамент государственного финансового контроля; 
16. Департамент организации аудиторской деятельности;17. Информационно-технический департамент; 
18. Департамент бюджетных кредитов и гарантий;19. Департамент валютного контроля;20. Департамент социальной сферы и науки.

Функции Минфина РФ

Среди основных функций Минфина  России в соответствии с указанными задачами можно назвать:  
- разработку проектов законов по вопросам развития бюджетной системы, основ бюджетного процесса, разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления;  
- разработку проектов законов в области налогообложения, а также форм документов, учета и отчетности, связанных с их реализацией;  
- разработку проекта закона о федеральном бюджете и организацию его исполнения, составление отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;  
- координацию бюджетной и денежно-кредитной политики;  
- управление государственным долгом Российской Федерации и эмиссию государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации;  
- ведение книги учета государственных долгов и регистрации эмиссии государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;  
- разработку нормативных актов в области бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. 



Министерство финансов РФ обладает следующими бюджетными полномочиями:

•  организует работу по составлению проекта федерального бюджета, составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• представляет сторону  государства в договорах о  предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;

• осуществляет методическое руководство в области составления  и исполнения федерального бюджета; составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета; разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ;

• разрабатывает программу  государственных внутренних заимствований  РФ, условия выпуска и размещения государственных займов, выступает  в качестве эмитента государственных  ценных бумаг, проводит регистрацию  эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных  ценных бумаг;

• осуществляет методическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц;

• предоставляет бюджетные  ссуды и бюджетные кредиты  в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете;

• предоставляет от имени  РФ государственные гарантии субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете;

 

 

 

 

Структура и порядок  формирования

Председатель и половина состава (шесть аудиторов) Счётной  палаты назначаются Государственной  Думой, Заместитель председателя и  другая половина состава (шесть аудиторов) — Советом Федерации. Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие — его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.

Внутренние вопросы  деятельности Счётной палаты, распределение  обязанностей между аудиторами[1] Счётной палаты, функции[2] и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счётной палаты, утверждаемым ее Коллегией.

Полномочия

Счётная палата осуществляет оперативный контроль за исполнением  федерального бюджета, а также контроль за состоянием государственного внутреннего  и внешнего долга, за использованием кредитных ресурсов, за внебюджетными  фондами, за поступлением в бюджет средств  от управления и распоряжения федеральной  собственностью, за банковской системой (включая Банк России), проводит ревизии  и проверки, проводит экспертизу и  даёт заключения, информирует палаты Федерального Собрания. При осуществлении своих функций Счётная палата обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, она имеет право направлять представления и предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По степени разделения власти м/у  центром и административно-территориальными образованиями все государства  подразделяются на:

-   унитарные;

-   федеративные;

-   конфедеративные.

Унитарное (единое) государство – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из 2 звеньев – государственного и местного бюджетов.

Федеративное (объединенное) государство – это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных м/у ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации существуют свои бюджетные и налоговые системы.

Бюджетное устройство Великобритании

Финансовая система  Великобритании включает в себя четыре традиционных звена:

1) Государственный бюджет

2) Местные бюджеты

3) Специальные внебюджетные  фонды

4) Финансы государственных  предприятий.

Великобритания - унитарное  государство, и ее бюджетная система  имеет два уровня, отношения между  которыми оставались неизменными с  викторианских времен до конца 1980-х  гг. Реформы, проведенные в последние  десятилетия, существенно уменьшили  роль местных бюджетов в экономике.

Государственный бюджет страны состоит из двух частей:

1) консолидированного  фонда, который включает текущие  поступления средств и их расходование;

2) национального фонда  займов, куда входят доходы и  расходы государства, связанные  с движением капитала.

Местные органы власти в трех частях Великобритании: Англии, Уэльсе и Шотландии - имеют различную структуру. В Англии двухступенчатая система местных органов власти, включающая графства и округа в сельской местности и городах в урбанизированных районах. В 1992 г. в Уэльсе и Шотландии была введена одноступенчатая система местных органов управления.

 

Бюджетное устройство США  является федеративным и состоит  из трех уровней:

1) Федеральный бюджет

2) Бюджеты 50 штатов - членов  федерации

3) Бюджеты 12,7 тыс. административных, хозяйственно-предпринимательских,  культурно-просветительных и других  местных подразделений (графств,  муниципалитетов, таун-шипов, сельских, школьных, специальных округов и т.п.)

В бюджетное устройство США также включаются различные  специальные фонды.

В США бюджеты регулируются через систему дотаций и отчислений. Движение ресурсов происходит одновременно по четырем каналам:

Ш из федерального бюджета - в бюджеты штатов и местные бюджеты;

Ш из бюджетов штатов - в местные бюджеты;

Ш из местных бюджетов - в бюджеты штатов;

Ш между местными бюджетами.


Информация о работе Сущность и функции государственного бюджета